ЭТАП ОформлениЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ




Изложение материала и структурирование текста

Курсовой работы.

Структура курсовой работы определяется, как правило, ее предназначением и спецификой темы. Однако, сложилась определенная, устойчивая традиция формирования структуры научного произведения, к которым относится и курсовая работа, основными элементами которой в порядке их расположения является следующее:

1. Титульный лист.

2. Содержание (оглавление).

3. Введение.

4. Главы основной части.

5. Заключение.

6. Список использованных источников (библиографический список или список литературы).

7. Приложения.

Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по строго определенным правилам. (см. Приложение)

Очень краткие названия научных работ (одно-два сло­ва) свидетельствуют о том, что исследование проведено с исчерпывающей полнотой. В научных работах, освещающих обычно узкие темы, заглавие должно быть более конкрет­ным, а потому и более многословным. Не следует допус­кать в заглавии работы неопределенных формулировок, например: "Анализ некоторых вопросов...", а также штам­пованных формулировок типа: "К вопросу о...", "К изуче­нию...", "Материалы к...".

Если автор хочет конкретизировать заглавие своей ра­боты, можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие.

После титульного листа помещается содержание (оглавление), в ко­тором приводятся все заголовки работы и указываются страни­цы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления дол­жны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Введение к работе. Здесь обычно обосновываются ак­туальность выбранной темы, цель и содержание поставлен­ных задач, формулируются объект и предмет исследова­ния, указывается избранный метод (или методы) исследо­вания, сообщается, в чем заключается теоретическая зна­чимость и прикладная ценность полученных результатов, приводится характеристика источников для написания ра­боты и краткий обзор литературы, имеющейся по данной теме.

Таким образом, введение — очень ответственная часть курсовой работы, поскольку оно не только ориентирует чи­тателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые его квалификационные характеристики. По­этому основные части введения к курсовой работе рассмот­рим более подробно.

Актуальность — обязательное требование к любой курсовой работе. Поэтому вполне понятно, что ее введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы.

В применении к курсовой работе понятие "актуальность" имеет одну особенность. То, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оце­нивает с точки зрения своевременности и социальной зна­чимости, характеризует его научную зрелость и професси­ональную подготовленность.

Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 1—2 страниц машинописного тек­ста показать главное — из чего и будет видна актуальность темы.

Студентам излагается краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке.

Обзор литературы по теме должен показать основа­тельное знакомство студента со специальной лите­ратурой, его умение систематизировать источники, кри­тически их рассматривать, выделять существенное, оцени­вать ранее сделанное другими исследователями, опреде­лять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в оп­ределенной логической связи и последовательности и пото­му перечень работ и их критический разбор не обязатель­но давать только в хронологическим порядке их публикации.

Поскольку курсовая работа обычно посвящается срав­нительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а вов­се не по всей проблеме в целом. В таком обзоре незачем излагать все, что стало известно студенту из прочитанного и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие непосредственное отношение к теме курсовой работы, должны быть названы и критически оце­нены.

Иногда автор работы, не находя в доступной ему лите­ратуре необходимых сведений, берет на себя смелость ут­верждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании изучаемого явления, однако позднее это не под­тверждается. Разумеется, такие ответственные выводы можно делать только после тщательного и всестороннего изучения литературных источников и консультаций со сво­им научным руководителем.

От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть проблемы, которая является темой данной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выявить..., вывести формулу, и т.п.)

Формулировки задач необходимо делать как мож­но более тщательно, поскольку описание их решения дол­жно составить содержание глав курсовой работы. Это важ­но и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого иссле­дования.

Обязательным элементом введения является формули­ровка объекта и предмета исследования. Объект — это про­цесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет — это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научно­го процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит пред­метом исследования. Именно на него и направлено основ­ное внимание слушателя, именно предмет исследования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Обязательным элементом введения курсовой работы яв­ляется также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материа­ла, являясь необходимым условием достижения поставлен­ной в такой работе цели.

Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена сама работа. Здесь так­же дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, биб­лиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования.

В конце вводной части желательно раскрыть структу­ру работы, те дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

В главах основной части курсовой работы подробно рас­сматривается методика и техника исследования, обобща­ются его результаты. Все материалы, не являющиеся насущ­но важными для понимания и решения научной задачи, выно­сятся в приложения.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение студента сжато, логично и аргументировано излагать материал, оформление которого должно соответствовать тре­бованиям, предъявляемым к курсовым работам.

Курсовая работа заканчивается заключительной частью, которая так и называется "Заключение". Как и всякое за­ключение, эта часть исполняет роль концовки, обус­ловленной логикой проведения исследования. Этот синтез — последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Заключительная часть предполагает, как правило, наличие обобщенной итоговой оценки проделанной ра­боты. При этом важно указать, в чем заключается ее глав­ный смысл, какие важные научные результаты получены, какие появляются новые научные задачи в свя­зи с проведенным исследованием. Заключительная часть, со­ставленная по такому плану, дополняет характеристику те­оретического уровня исследования, а также показывает уровень профессиональной зрелости и научной квалифика­ции ее автора.

В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, кото­рые предполагается решать в будущем.

После заключения принято помещать библиографичес­кий список использованной литературы. Каждый включен­ный в такой список литературный источник должен иметь отражение в рукописи исследования. Если ее автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитиру­ет работы других авторов, то он должен обязательно ука­зать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные ма­териалы. Не следует включать в библиографический спи­сок те работы, которые фактически не были использованы.

Вспомогательные или дополнительные материалы, ко­торые загромождают текст основной части работы, поме­щают в приложении. По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть копии подлинных документов, вы­держки из конвенций, международных соглашений, отдельные положения из инструкций и пра­вил, ранее не опубликованные тексты, переписка и т.п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, гра­фики, карты.

Связь основного текста с приложениями осуществля­ется через ссылки, которые употребляются со словом "смот­ри"; оно обычно сокращается и заключается вместе с шиф­ром в круглые скобки.

Важное значение при структурировании текста курсовой работы имеет рубрикация текста. Под рубрикацией текста понимается его членение на логически самостоятельные составные части. Поскольку курсовая работа представляет собой подчиненное единой цели сочинение, ее рубрикация тоже должна служить оп­тимальному раскрытию темы. Выделение структурных элемен­тов составляет существенный момент рубрикации.

Если введение и заключение обычно бывают цельны­ми, то основная часть, в свою очередь, подвергается бо­лее дробной рубрикации на главы и параграфы. Она осу­ществляется посредством нумерации и заголовков.

Заголовки глав и параграфов задают общую перспективу изложения на данном отрезке текста. При рецензировании студенческой работы правильности членения на главы и парагра­фы и выбора их названий придается большое значение. Каждый заголовок должен строго соответствовать со­держанию следующего за ним текста. При этом необхо­димо, чтобы каждая глава по содержанию представляла со­бой как бы сумму смысловых содержаний своих парагра­фов. Если название главы предполагает более широкое содержание, чем вся совокупность ее параграфов, то что-то в заявленной теме остается упущенным, нераскрытым. Если же содержание параграфов в сумме оказывается бо­гаче, чем предполагало название главы, это означает, что глава содержит лишние, выходящие за пределы ее плана параграфы.

Названия глав и параграфов не следует делать ни слиш­ком многословными, длинными, ни чересчур краткими. Длинные заголовки, занимающие несколько строк, выглядят громоздкими и с трудом воспринимаются. Тем бо­лее, что названия глав и параграфов набираются более крупными буквами и размещаются посередине страни­цы. Слишком короткие названия, особенно состоящие из одного слова, нехороши тем, что теряют всякую конкрет­ность и воспринимаются как предельно общие. Поэтому они в любом случае оказываются по смыслу шире соот­ветствующего им содержания. В заголовок не следует включать узкоспециальные термины, сокращения, аббре­виатуры, формулы.

Помимо выделения частей текста, имеющих названия и номера, существует и более дробная рубрикация без использования номеров и названий. Это деление текста на абзацы, то есть периодическое логически обусловлен­ное отделение фрагментов написанного друг от друга от­ступом вправо в начале первой строки фрагмента. Аб­зацы позволяют сделать излагаемые мысли более рель­ефными, облегчают восприятие текста при чтении и его осмысление.

Желательно, чтобы объем абзацев был средним. Ред­кость отступов делает текст монотонным, а чрезмерная частота мешает читателю сосредоточиться на мысли ав­тора.

Между абзацами непременно должна существовать ло­гическая связь, объединяющая их в цельное повествова­ние. Для того чтобы сделать эту связь более явной, необ­ходимо усиливать рубрикацию использованием специ­альных вводных слов и оборотов в начале первого пред­ложения абзаца. Такие слова и обороты дают возмож­ность подчеркнуть, как именно связаны предыдущий и последующий абзац: является ли последующий выводом из предыдущего, или обобщением нескольких предыду­щих абзацев, или возражением на содержащиеся в них аргументы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: