Человеком становятся. Выпуск первый




Михаил Грабиленков

Образование и глобальный кризис.
Человечество вступило в эпоху глобального кризиса.
Нынешним поколениям выпало жить в трудное время. Человечество вошло в тяжёлый и опасный глобальный кризис небывалых масштабов. В социальных потрясениях тесно переплетены не только экономика и финансы, кризисы которых становятся всё острее и разрушительнее, но поражены практически все стороны жизни и деятельности людей.

Экология и демография.
Проблемы демографии и экологии кажутся уже неразрешимыми при сохранении нынешнего мироустройства. Рост населения планеты вышел из-под контроля. Алчность и лихорадочная, бессмысленная погоня за прибылью разрушают природную среду обитания, превращая огромные территории в пустыни, наполняя моря и океаны почти неразложимым мусором и ядовитыми отходами. Появились и нарастают зловещие признаки нехватки пресной воды и продуктов питания.

Земля уже не успевает восстанавливать то, что бездумно потребляется, а в отдельных немногих странах потребляется с многократной избыточностью. Гонка потребления и обостряющаяся борьба за сокращающиеся ресурсы ведут к такому разрушению природной среды обитания, которое создаёт угрозу самому существованию человечества.

Последствия утраты высокого смысла существования.
Ускоряется катастрофическое падение нравственного, культурного и духовного уровня людей, называющих себя цивилизованными. Тупая алчность гонит по жизни богатых и праздных, ожесточает их сердца до полного бесчувствия к страданиям людей, заставляет ненавидеть всех других людей как конкурентов. Обезумевшие «хозяева» мировых финансов по всему миру сплели сети изощрённого финансово-экономического рабства, основанного на лжи и замаскированном насилии. Попытки вырваться из сетей финансового и экономического рабства беспощадно подавляются путём жестокого военного насилия или постоянной угрозой такового.

Утратив высокий смысл своего существования, люди «приобрели» внутреннюю пустоту, которую тщетно пытаются заполнить ничтожными развлечениями и чудовищными извращениями. Сняты традиционные запреты на всё, что всегда считалось недостойным человека. Отброшены почти все разумные нравственные нормы и правила, мир тонет в немыслимой моральной грязи.

Сведение смысла существования к удовлетворению потребностей, по своему характеру и уровню свойственных животным, принизили и обеднили человеческую жизнь. Вместо освобождения от власти слепых инстинктов навязываются извращения, опускающие людей ниже уровня животных. Всё это ведёт к такой деградации, которая грозит ввергнуть человечество в дикое, жестокое варварство.

Ограниченное, ошибочное понимание идеи прогресса.
Однобокое понимание прогресса только как научно-технического практически полностью вытеснило из общественного сознания идею о саморазвитии и совершенствовании самого человека.

Непрестанный оглушающий и отупляющий шум средств массовой информации, переполненных огромной, давящей на сознание, массой лжи и пошлости, вытесняет из жизни общества учения великих Учителей человечества о высоком предназначении человека.

Глобальный кризис грозит человечеству катастрофой.
Для всех, кто не разучился думать, грозные и трагические события последних десятилетий с потрясающей ясностью высветили безумие выстроенного мирового порядка. Они выявили практически полное исчерпание возможностей развития цивилизации, основанной на крайнем эгоизме, борьбе всех против всех, эксплуатации человека человеком, бессмысленной жажде наживы, культе денег.

Развитие наук и технологий дало в руки человечества громадные силы, к использованию которых люди оказались не готовы. На основе достижений науки созданы и продолжают ускоренными темпами разрабатываться всё более разрушительные и смертоносные виды оружия. Человечество вплотную подошло к возможности катастрофы, которая может стереть его с лица Земли или, по крайней мере, надолго погрузить в жестокое первобытное варварство.
Чтобы выжить, человечество должно измениться.
В условиях нарастающего глобального кризиса лишь интеллектуально и духовно слепые потребители не видят необходимости радикальных перемен. У человечества остался выбор только между двумя возможностями: либо рухнуть в пропасть деградации, грозящей гибелью человеческой цивилизации, либо встать на путь духовного подъёма.

Чтобы встать на путь духовного подъёма, человечество должно радикально изменить подход к таким фундаментальным вопросам как понимание смысла человеческого существования, цели и ценностей человеческой жизни. И эти новые ценности, и новый смысл жизни не спрятаны за тридевять земель. О цели и смысле человеческого существования говорили все великие Учителя человечества и мудрецы всех времён и народов. В их учениях отражаются разные грани единой Великой Истины. Но суть всех этих учений одна, хотя и выражена она разными словами, в разных символах и образах, соответствующих тем временам и особенностям культур, в которых эти учения создавались.

По сути, в попытках сформулировать эти новые цели и ценности и заключается поиск «русской идеи», о которой сейчас вновь заговорили мыслящие русские люди. Но такой поиск неизбежен и идёт также и в других странах, потому что загадка и тайна Человека - одна для всех людей.

Образование в эпохи перемен.

Выбор пути развития народа зависит от воспитания и образования.
Глубокий всесторонний кризис, охвативший весь современный мир, с очевидностью показывает, что человечество вступило в эпоху больших перемен. История учит, что именно в такие эпохи народы осуществляют поиск и выбор путей дальнейшего развития. Но выбор пути развития зависит от духовного уровня людей. А духовный уровень людей зависит от того, как они воспитаны, каким знанием владеют, какие ценности впитали, и какой смысл видят в своей жизни. Поэтому, когда народ переживает трудные переломные периоды своей истории, он всегда обращается к вопросам воспитания и образования. Не случайно, как показывает исторический опыт, именно во времена тяжёлых испытаний и крутых поворотов исторических судеб народов совершались самые заметные продвижения в развитии теории и практики образования.

Иными словами, пришла пора пересмотреть принципы, положенные в основу системы воспитания и образования, поскольку для духовного подъёма человечества необходимо максимально раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке. А с задачей максимального раскрытия возможностей человека современные системы образования и воспитания явно не справляются.

Глобальный кризис выдвигает на передний план проблемы воспитания и образования.

Меняющиеся условия жизни и новые задачи общества на очередном этапе его развития всегда ставят перед системой воспитания и образования новые цели. А реализация новых целей и определение направлений развития системы образования предполагает осмысление её сложившегося состояния, стоящих перед образованием нерешённых проблем и имеющихся возможностей для решения новых задач.

Глобальный кризис делает всё более явным несоответствие принципов и методов, положенных в основу современной системы образования, закономерностям развития растущего человека. Поэтому в наше сложное время, когда падает интеллектуальный, нравственный и духовный уровень людей, проблемы воспитания и образования становятся особенно актуальными.

Кроме того, обсуждение проблем образования предполагает определение целей образования, которые общество ставит перед системой образования и воспитания. То есть, обсуждение проблем образования и воспитания предполагает обращение к сложнейшей философской проблеме – вопросу о смысле и цели человеческой жизни.

С учётом сложности задачи, основой анализа проблем образования, с одной стороны, должны служить факты и закономерности, открытые наукой. С другой стороны, этот анализ должен опираться на высокую мудрость духовных учений.

Образование и дети

Каждый ребёнок приносит в жизнь огромный потенциал.
Немного найдётся на земле людей, которые вспоминают о школьных и студенческих годах как о счастливом времени, наполненном радостью познания мира и человека. Но почему воспоминания о годах учения так часто отравлены? Неужели и вправду корень учения горек?
Ведь каждое пришедшее в мир здоровое дитя приносит в жизнь огромные возможности. Познавательные способности маленького ребёнка поразительны.
Например, обычный ребёнок со здоровым мозгом при нормальном воспитании в первые пять лет жизни решает ряд труднейших задач, в том числе, задачу освоения родного языка. И ведь он осваивает родной язык буквально с нуля, причём настолько, что язык становится орудием мышления. Малыш делает это сам, никто его не заставляет и не подстёгивает отметками и наказаниями. Он учится с радостью, с удовольствием, буквально играючи. При этом ребёнок преодолевает трудности, даже не замечая своих усилий.

Много ли найдётся взрослых людей, которые способны за такое время освоить с нуля новый иностранный язык и достичь в нём такого совершенства? А ведь при этом ребёнок ещё решает множество других сложнейших задач, формируя и разносторонне развивая самого себя!
Почему же и на каких этапах жизни возникают потери огромного потенциала развития, который приносит каждый приходящий в мир человек?
Почему угасает любознательность ребёнка?
В раннем детстве ребёнок, опять-таки при нормальном воспитании, отличается неуёмной любознательностью, всё хочет потрогать, повертеть в руках, на всё посмотреть. Почему же при поступлении в школу страсть к познанию мира и удивительные познавательные способности ребёнка стремительно угасают? Почему в школе математика, физика, биология, история, литература и другие учебные предметы изучаются не как увлекательное «приключение познания»? Почему в школьные и студенческие годы учащиеся, как правило, не проявляют таких выдающихся способностей, как в раннем детстве? Почему столько стресса, а часто депрессии и страха, у школьников и студентов?
Не потому ли, что взрослые наставники пытаются обучать подрастающие поколения устаревшими, ошибочными методами, противоречащими закономерностям развития учащихся?

Что нужно сделать, чтобы раскрыть тот огромный потенциал развития, который приносит в жизнь человек? Ведь каждый талант, который не был развит и не нашёл себе применения – это невозвратимая потеря для самого человека, для народа и для всего человечества.

Проблемы российского образования

Кризис российского образования.
Образование, включающее в себя воспитание и обучение, – очень сложная сфера человеческой деятельности. Поэтому трудные проблемы в образовании были всегда и всюду во всём мире. Всегда они были и в России. Но сейчас российская система образования переживает особенно трудные времена. Большинство граждан России признают, что образование находится в тяжёлом кризисе, и считают ситуацию катастрофической.

Как это ни прискорбно, но приходится говорить об утрате в последние два-три десятилетия многих достижений отечественного образования. По всем направлениям и уровням образования резко снизилось качество подготовки выпускников. Налицо очевидные провалы в воспитании подрастающих поколений. Потеряны наиболее квалифицированные и талантливые кадры воспитателей дошкольных учреждений, учителей школ и преподавателей вузов. Утрачены или утрачиваются такие ценные качества отечественного образования, как фундаментальность и систематичность.

Бурное развитие информационных и коммуникационных технологий породило ряд новых трудностей в образовании и воспитании подрастающих поколений. Так, ориентированное на коммерческие интересы, бессистемное, часто неверно направленное, использование достижений информационных технологий, разрушает навыки систематической работы с книгой, ведёт к утрате навыков чтения и логического мышления, разрушает способность длительной сосредоточенной умственной работы, убивает способность к творчеству.

В современном обществе, перенасыщенном информацией, грамотное использование средств информационных технологий может значительно повысить эффективность деятельности практически в любой сфере. И наоборот, неправильное использование средств информационных и коммуникационных технологий, без учёта условий, благоприятных или вредных для работы человеческого мозга, не просто снижает его работоспособность, но может разрушить человеческую жизнь.

В результате совместного воздействия всего множества разнородных факторов мышление людей становится поверхностным и фрагментарным. Факты такой деградации мышления отражает уже грамматически неправильная, логически непоследовательная, сбивчивая речь многих наших журналистов, политиков и управленцев всех уровней. А поверхностное несистематическое мышление в условиях высокотехнологичного мира может приводить к ошибочным решениям, которые повлекут за собой катастрофические последствия.
Можно долго перечислять проблемы современного российского образования, которые, кстати, присущи современному образованию в большинстве стран мира. Но простое перечисление не поможет делу. Необходим обстоятельный анализ состояния системы образования, направленный на выявление причин трудностей, возникших на данном этапе развития образования, и поиск путей их устранения.

Чтобы говорить о дальнейшем развитии образования, надо вначале представить обозримую, но целостную, картину его теперешнего состояния. При этом нужно учитывать все уровни системы образования – от семейного воспитания младенцев до профессионального образования студентов. Необходимо осознать главные проблемы образования и воспитания, увидеть новые возможности, вытекающие из открытий науки и достижений новых технологий, учесть лучший отечественный и мировой опыт. Нужно понять, на каких этапах и почему возникают потери огромного потенциала развития, который приносит каждый приходящий в мир человек.

Такой анализ должен, по необходимости, быть достаточно подробным. Слишком краткое изложение сложных проблем делает текст догматическим и поверхностным, лишает его доказательности, препятствует глубокому анализу сложившейся практики. Но обстоятельный анализ невозможен в кратком введении, его место в самой книге.
Основа для анализа проблем образования
Чтобы могли произойти серьёзные подвижки в системе образования и воспитания, необходим основательный и всесторонний анализ современного состояния системы образования и назревших проблем, которые тормозят развитие учащихся. Итоги этой работы могут стать основой для выработки плана действий, направленных на оздоровление ситуации в образовании.

Для серьёзного анализа состояния системы образования необходима прочная основа. В качестве такой основы для обсуждения естественно воспользоваться достижениями психологической и педагогической науки, огромным, ценнейшим отечественным и мировым педагогическим опытом, а также установленными наукой закономерностями развития организма ребёнка и, прежде всего, его головного мозга.

Основные особенности этой книги.

Каждый уровень образования имеет свою специфику.
Образование – сложнейшая, многогранная сфера человеческой деятельности. Сложность анализа проблем образования ещё и в том, что, при едином характере системы образования, отдельные уровни этой целостной системы имеют качественно отличную специфику. Очевидно, например, что методы воспитания младенца и подходы к воспитанию подростка отличаются как небо от земли. Так же и начальное общее образование качественно отличается от профессионального. На каждом возрастном этапе решаются разные образовательные задачи, причём разными методами.

Поэтому публикация книги осуществляется по частям, серией сравнительно небольших отдельных выпусков, каждый из которых посвящён крупной педагогической проблеме, определённому возрастному этапу или замечательному педагогическому опыту.

Образование – дело всего народа.
В развитии российской системы образования заинтересовано подавляющее большинство населения России. Образование – дело всего народа и может плодотворно, эффективно развиваться только при активном, заинтересованном участии всего народа.

Поэтому книга рассчитана на широкий круг читателей, большинство которых не является специалистами в области педагогики, психологии, нейрофизиологии, философии и других областей знаний, связанных с образованием. По этой причине в книге предельно ограничивается употребление сложной специальной терминологии, а также максимально сокращено количество упоминаний имён учёных и педагогов, исследования, идеи и опыт которых обсуждаются в книге. Список использованной литературы будет приведён в конце книги.
Ориентация на широкий круг читателей не означает, что специалисты не найдут в ней ничего интересного. В наше время, когда избыток информации порождает необходимость узкой специализации, книги, охватывающие материал нескольких областей знания, полезны и востребованы. В этой книге сконцентрирован материал из разных областей знания, имеющих отношение к воспитанию и образованию. Поэтому педагоги и специалисты, работающие на всех уровнях сферы образования, включая и управление образованием, найдут в ней идеи и предложения, над которыми стоит задуматься.

Образование и мозг

Чтобы воспитывать ребёнка, надо его знать.

Выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870) совершенно справедливо заметил, что если мы хотим «воспитывать человека во всех отношениях», то должны «прежде узнать его тоже во всех отношениях».
И, безусловно, одна из важнейших сторон жизни ребёнка, которые подлежат изучению – это особенности развития его организма. В человеческом организме всё взаимосвязано – мозг, генетический аппарат, эндокринная и иммунная системы, системы кровообращения и дыхания и так далее. Но важнейшее значение для образования имеет головной мозг, который вместе со спинным мозгом образует центральную нервную систему.

Мозг – важнейший «инструмент», который человек использует для организации деятельности в материальном мире.
Все высшие психические функции человека - внимание, память, речь, мышление, воображение, воля - связаны с человеческим мозгом. Именно на эти высшие психические функции должна опираться система образования и воспитания, именно их она должна формировать и развивать.

Поэтому очевидно, что для эффективного формирования и развития психики ребёнка в процессе воспитания и обучения необходимо понимание закономерностей развития мозга на разных возрастных этапах. Но это предполагает знание принципов организации работы зрелого, развитого мозга взрослого человека. А для понимания того, как работает зрелый мозг, требуется понимание его устройства.

Конечно, сущность человека не сводится к физиологическим процессам в мозге. Человек намного глубже и намного выше, чем его ум, обращённый во внешний мир и основывающий свою работу почти исключительно на данных органов чувств.

Но не учитывать закономерности физиологических процессов в мозге – тоже грубая ошибка, за которую приходится дорого расплачиваться. Мозг играет слишком значительную роль в жизни человека, чтобы ею можно было пренебрегать.

Мозг и Сознание

Мозг и проблемы мировоззрения
С позиций образования понимание принципов устройства и организации работы мозга важно по многим причинам.
Прежде всего, для определения направлений развития системы образования необходима правильная постановка целей воспитания и обучения. Но постановка целей образования определяется решением глубоких философских и жизненных вопросов, связанных с пониманием смысла и целей человеческой жизни. А для решения вопроса о смысле человеческого существования необходимо понимание принципов организации работы мозга и связи мозга и сознания.
Великие противоположности.
Человеческий мозг – удивительное чудо, созданное природой в ходе долгой эволюции. Но мозг - это ещё и великая тайна.
Мозг – материальная основа психических процессов. В нём каким-то непостижимым для человеческого ума образом соприкасаются и взаимодействуют две великие противоположности - Материя и Сознание, Материя и Дух, о которых уже больше двух тысячелетий спорят философы. То есть, тайна Мозга связана с другой великой тайной – тайной Сознания.

Великие полярные противоположности – Материя и Сознание, Материя и Дух – обязательно предстают перед мыслящим человеком. Однако надо иметь в виду, что Материя и Сознание только внешне противостоят друг другу. Попытки ограничить себя рассмотрением лишь одной из этих противоположностей никогда не приводили к удовлетворительному результату.

Так, цивилизация западного типа, в последние пять веков сосредоточившая основное внимание на изучении материального мира, добилась огромных успехов в науке, технике и технологиях, но пришла к глубочайшему духовному кризису, который мы сейчас и наблюдаем. А средневековая Индия, например, накопила громадные духовные богатства, но пришла к катастрофическому упадку в сфере материальной жизни. Это на столетия затормозило развитие страны, создавшей высочайшие духовные учения, и позволило коварным британским торговцам, не обременённым духовными совершенствами, на столетия поработить страну высокой духовной культуры. И лишь в 20 веке освобождённой Индии пришлось начать навёрстывать упущенное в материальной сфере.

Да ведь, как сейчас начинает понимать человечество, сама Материя – это не тот мёртвый материал, каким её представляла физика 18 – 19 веков. В ней скрыто бесконечное Сознание, которое постепенно разворачивает, раскрывает бесчисленное множество своих возможностей. А изучение мозга показывает лишь краешек чудесной Тайны, скрытой в глубинах Материи.

Мир сложен, но един и целостен.
Мир чрезвычайно сложен, но в основе своей един и целостен. Науки о природе изучают только одну его сторону – материальную.
Множество исследований современных учёных, изучающих мозг, основаны на убеждённости в том, что, достаточно понять принципы действия входящих в состав мозга нервных клеток (нейронов) и состоящих из них нейронных структур, разобраться в сложных химических и электрических процессах в нейронах и нейронных сетях, и наука сможет понять психику человека.

Однако, такой подход является слишком упрощённым и ограниченным, хотя и полезным на определённом этапе развития науки. Не следует забывать, что мир бесконечно сложнее любых научных теорий, которые последовательно сменяют друг друга в процессе развивающегося познания.

Не учитывая другой, духовной, стороны единой Реальности, наука не может создать целостной картины мира и не достигает полноты понимания. В частности, сознание намного более сложно, чем полагает большинство современных учёных-естествоиспытателей.

Однако человеческий ум так устроен, что для понимания целого он сначала должен изучить встречающиеся противоположности по отдельности. Поэтому в первом выпуске книги мозг рассматривается с позиций современной науки как материальный орган, обеспечивающий контакт человека с материальным миром.

А вопросы о сознании и смысле человеческого существования требуют отдельного обстоятельного рассмотрения. Поэтому о сознании и духовном развитии речь пойдёт в отдельных выпусках.

Мозг и практическая жизнь
Знание принципов устройства и работы мозга необходимо не только для решения важных философских проблем и анализа теоретических проблем образования. Оно имеет самое насущное практическое значение.

Эти, казалось бы, сугубо научные вопросы физиологии мозга, такие «абстрактные» и, якобы, «далёкие от жизни», на самом деле напрямую затрагивают важнейшие вопросы практической жизни людей.

В частности, как будет показано ниже в этом выпуске, понимание некоторых особенностей формирования и работы зрительной системы проливает свет на трудности образования и воспитания, которые обусловлены неразумным, преждевременным использованием телевидения в первые годы жизни ребёнка. А знания об особенностях рождения и гибели нейронов в мозге человека помогает понять причины разрушительного влияния на мозг алкогольных напитков, порождающих столько трагедий в жизни людей.

Сноска: В современном русском языке используются две формы предложного падежа слова «мозг» – «в мозгу» и «в мозге». Разные источники по-разному подходят к вопросу об их использовании. Одни считают их равноправными, другие рекомендуют использовать только форму «в мозгу», третьи предлагают использовать обе формы, разделяя их по смыслу: когда речь идёт о материальном органе, о веществе, использовать форму «в мозге», а когда подразумевается ум или сознание – применять форму «в мозгу». Мы будем руководствоваться этой третьей рекомендацией. Поскольку в первом выпуске рассматривается, прежде всего, материальная основа деятельности мозга в связи с процессами обучения, мы чаще всего будем использовать форму «в мозге».

Жизнь большинства людей всегда, так или иначе, связана с вопросами воспитания и образования. Родители воспитывают младенцев и малышей в раннем детстве. Воспитатели дошкольных учреждений, учителя общеобразовательных школ, преподаватели профессиональных учебных заведений вносят свой вклад в воспитание и обучение подрастающих поколений на более поздних возрастных этапах. Более того, каждый человек, который не хочет деградировать и потому стремится к саморазвитию, нуждается в сведениях о закономерностях развития мозга, а значит и о его устройстве и работе.

Поэтому просто поразительно, что большинство людей очень плохо представляют, как устроен и как работает человеческий мозг, главное орудие, использующееся в воспитании и обучении. А ведь, кажется, очевидно, что поскольку мозг имеет такое большое значение для воспитания и образования, да и вообще для жизни, то все мы просто обязаны разобраться в том, как он устроен и как работает.

Образование и закономерности развития мозга.
В последние несколько десятилетий в ходе длительных и напряжённых научных исследований удалось уяснить некоторые принципы работы мозга, важные для образования. Были открыты также некоторые закономерности процессов формирования и развития мозга в ходе индивидуального развития ребёнка. Полученные новые результаты дают возможность проанализировать и лучше понять мозговые механизмы ряда психических процессов, важных для образования.

Эти открытия имеют большое значение для организации воспитания и обучения. Они дают возможность лучше понять некоторые особенности работы мозга взрослого человека и процессы формирования и развития мозга ребёнка. Новые знания позволяют выявить корни многих трудностей в воспитании и обучении. Более систематические представления о работе и развитии мозга позволяют лучше понять, какие условия благоприятны для развития ребёнка. А это даёт возможность наметить пути преодоления ряда трудностей и найти решения многих проблем воспитания и образования.

Таким образом, сведения о мозге представляют собой одну из важнейших основ для обсуждения вопросов совершенствования образования. Знания о том, как устроен и функционирует мозг, позволяют лучше понять, что необходимо для правильного воспитании и обучения ребёнка, а что вредно и почему.

Не случайно психологи обращаются к анализу физиологических механизмов изучаемых явлений в тех случаях, когда нужно понять причины обнаруженного нового явления. История наук о мозге убедительно свидетельствует о плодотворности использования физиологических знаний для объяснения и лучшего понимания психологических явлений. Такой подход часто позволяет глубже понять природу изучаемых психологических явлений.

В наши дни анализ принципов, положенных в основу современной системы образования, может опираться на имеющиеся сейчас знания закономерностей работы и развития мозга, о которых всего полстолетия назад даже и не мечтали. Тогда ещё не было известно о пластичности нервных клеток человеческого мозга, непонятны были принципы кодирования и передачи информации в мозге, только начиналось изучение кратковременной и долговременной памяти.

Конечно, пока далеко не всё удалось понять в сложнейших вопросах строения и организации работы мозга человека. Так, по-прежнему остаются неясными и загадочными природа памяти, мышления и эмоций, имеющие огромное значение для воспитания и образования. Ещё и сейчас открытия в науках о мозге пока не дали достаточного материала для глубокого понимания ряда тонких механизмов обучения и воспитания. Но в настоящее время уже накоплено достаточно материала, чтобы устранить грубые ошибки в организации учебного процесса, которые возникли в те времена, когда о работе мозга почти ничего не было известно. Очень многие проблемы образования обусловлены непониманием того, что человеческий мозг может и чего он не может.
Решение возникших в образовании проблем требует, чтобы те, кто воспитывает и обучает, а также и сами учащиеся, начиная, по крайней мере, с подросткового возраста, имели достаточно ясные представления об особенностях устройства и принципах функционирования главного инструмента умственной работы — головного мозга человека. Более того, любой человек, который занимается умственным трудом, должен знать закономерности работы своего мозга, знать, какие условия делают умственную работу плодотворной, а какие, напротив, понижают её эффективность.
Поэтому в первых двух выпусках книги рассматриваются особенности устройства человеческого мозга и принципы организации его работы. В этих сравнительно небольших по объёму обзорных материалах даётся сжатое, обобщённое изложение современных представлений о мозговых основах психической деятельности человека, связанной с воспитанием и обучением.

В этих выпусках доступно, не злоупотребляя сложной специальной терминологией, рассказано о том, как устроен и как работает мозг человека, какие системы головного мозга принимают участие в построении восприятия, речи, мышления, движения и целенаправленной сознательной деятельности. При этом изложение ведётся достаточно серьёзно, что позволяет избежать упрощений, которые могут привести к грубым ошибкам в понимании работы такого сложного объекта, как мозг.

Из огромного объёма работ о мозге выбран только тот минимум, который позволяет обсуждать проблемы образования с пониманием сути дела. Чтобы излагаемый материал был обозрим, приводятся только результаты многолетних исследований, опускаются сведения о том, какими методами и кем эти результаты были получены.

Мозг очень сложен. Неудивительно, что при изучении мозга исследователи постоянно встречаются с многочисленными исключениями и отличиями от наиболее распространённых в нём явлений и особенностей составляющих его клеток и их частей. В этих выпусках упоминания об исключениях, насколько это возможно, опускаются, чтобы не утонуть в многочисленных деталях.

Таким образом, можно сказать, что основная задача первого и второго выпусков книги состоит в том, чтобы подготовить читателя к серьёзному обсуждению проблем образования и философских проблем, касающихся смысла существования человека, народа и человечества в целом.


Глава 1. Как устроен мозг человека.

Общие сведения о мозге

Этот поразительный мозг.
Человек - великая загадка для познания. А самое таинственное и сложное в человеческом организме – это головной мозг, который вместе со спинным мозгом образует центральную нервную систему. Мозг человека отличается прямо-таки фантастической сложностью и выполняет огромную работу. При этом мозг никогда не отдыхает, даже во время сна.

Всё, что люди чувствуют, думают, делают в повседневной жизни, связано с мозгом. Читает ли человек книгу, решает математическую задачу, осваивает иностранный язык, выполняет сложное гимнастическое упражнение, работает на производстве, даже просто идёт по улице - во всех этих видах деятельности, как и в бесконечном множестве других действий, принимает участие мозг.

Мозг управляет всем организмом человека, обеспечивает координацию дыхания, движения, питания и других жизненных функций. Он отвечает за восприятие окружающего мира, ведает вопросами обучения, хранит память о прошлом опыте, обеспечивает речь и мышление. Каким-то таинственным образом мозг связан с нашими мыслями, чувствами, воображением, вдохновением.

Поразительно, что, при гигантском объёме выполняемой работы, мозг - очень небольшой орган. Масса головного мозга взрослого человека в среднем равна лишь 1300 – 1400 г. Но этот небольшой орган, масса которого составляет всего лишь около двух процентов массы тела человека, потребляет примерно 20 процентов всей энергии, расходуемой организмом, а также около 20 процентов кислорода. А при высокой нагрузке расход энергии и кислорода, потребляемых мозгом, может возрастать до 30 процентов и более.

Особенно много кислорода и энергии расходует мозг в годы детства. Это время, которое Природа предназначила для бурного развития всего организма человека, особенно его нервной системы, центральной частью которой является головной и спинной мозг.

Но в процессе воспитания надо помнить, что мозг очень уязвим и требует бережного к себе отношения. Немногие, к сожалению, знают, что мозг на самом деле мягкий, как масло. Поэтому, например, виды спорта, которые допускают удары по голове, представляют для ребёнка немалую опасность и могут нанести значительный ущерб развитию.
Немного о нейронах и нейронных сетях.
Как и всё живое, мозг состоит из клеток. Главные роли в мозге играют нервные клетки, которые называют нейронами.
Нейроны имеют отростки, с помощью которых эти нервные клетки соединяются друг с другом. В мозге развитого взрослого человека нейроны тончайшими нервными волокнами связаны в сложные нейронные структуры, которые, в свою очередь, связаны между собой и образуют сложнейшие нейронные сети. По современным представлениям, в нейронных сетях обрабатывается, запоминается и хранится информация. В них вырабатываются планы и программы действий человека и контролируется их выполнение. Всё происходящее в нейронах и нейронных сетях имеет какое-то таинственное отношение к нашим чувствам, мыслям, действиям и, конечно, к воспитанию и обучению.
Но чтобы подойти к пониманию роли нейронных сетей в образовании, необходимо начать с того, как устроен мозг и что представляют собой входящие в его состав нейроны и другие нервные клетки.

Немного анатомии

Большие полушария мозга человека.
В ходе долгой эволюции нейроны, выполняющие сходную работу, образовали компактные скопления.
Внешне мозг отчётливо разделён глубокой продольной щелью на два больших полушария – правое и левое. Полушария головного мозга связывают массивные пучки тончайших нервных волокон.
Кора головного мозга человека.
Большие полушария почти полностью покрывает кора головного мозга, играющая огромную роль в жизни человека. Кора больших полушарий – слой нервной ткани, толщина которого в разных участках колеблется от полутора до пяти миллиметров. За счёт поверхностных складок и извилин кора имеет довольно большую площадь.

Глубокие борозды делят поверхность коры больших полушарий на доли: лобную, теменную, височную, затылочную. Внутри этих долей кора головного мозга человека условно разделяется на области, а в областях выделяются отдельные, более дробные поля, которые отличаются по своей клеточной структуре и выполняемой работе. Границы областей и полей проведены довольно условно.

Если в человеческом организме наибольшей сложностью отличается головной мозг, то в самом мозге сложнее всего организована кора больших полушарий. Она состоит из шести слоёв, каждый из которых содержит разные по размеру, форме и назначению нейроны, объединённые в сложнейшие нейронные сети.

Кора головного мозга развитого взрослого человека отличается фантастической сложностью, богатством связей и взаимосвязанностью частей. По некоторым данн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: