Человеком становятся. Выпуск 3. Чудо первого года




Михаил Грабиленков

Михаил Васильевич Грабиленков

Вводные замечания.

Первый год жизни ребёнка даёт очень интересный и важный материал для понимания его последующего развития. Внимательные наблюдения за развитием детей в первый год их жизни и сравнительное изучение многообразного опыта воспитания малышей позволяют выявить движущие силы развития ребёнка. В ходе такого изучения выявляются многие препятствия и трудности на пути развития детей. Поэтому стоит присмотреться к тому, что происходит с развитием психики ребёнка в этот период жизни. Это позволит лучше понять корни некоторых более поздних проблем воспитания и обучения.
Первые наблюдения и факты, касающиеся развития младенцев, были установлены задолго до того, как были открыты закономерности развития мозга ребёнка. Результаты таких наблюдений описаны во всех учебниках возрастной психологии. С этих наблюдений и фактов мы и начнём. А закономерности развития мозга ребёнка, установленные в последние несколько десятков лет, помогут нам лучше понять, как развивается человеческое дитя в первый год жизни.
Любого человека, задумывающегося над вопросами воспитания, всегда удивляет колоссальный путь, который дети проходят в своём развитии за первый год жизни. Ребёнок рождается совершенно беспомощным и ничего не умеющим существом, большую часть суток он спит. Но происходит великое чудо, и, при нормальном воспитании, к концу первого года жизни он становится живым любознательным малышом, делает свои первые шаги и произносит первые слова. Быстрое развитие ребёнка в начале жизни поразительно.
Но таким быстрым развитие ребёнка бывает не всегда. Оно может сильно тормозиться и даже на долгое время останавливаться. Для нормального развития должны быть созданы соответствующие условия. Эти вопросы имеют такую большую важность для воспитания человека, что на них стоит остановиться подробнее. Внимательный анализ развития ребёнка в первый год жизни позволяет понять корни многих проблем более позднего возраста.
Какие же факторы, какие движущие силы определяют быстрое развитие в первый год жизни ребёнка? Или, быть может, его психическое развитие разворачивается само по себе, под действием заложенных от природы генетических программ? Ответы на эти вопросы очень важны для правильной организации воспитания.
При нормальном воспитании на первом году жизни дети изменяются так быстро, что может показаться, будто они действительно развиваются сами по себе, независимо от действий взрослых. Но это глубокое заблуждение. Просто при обычных нормальных условиях воспитания число разнообразных воздействий на ребёнка очень велико. Проследить влияние каждого из них на его развитие практически невозможно. Это и создаёт иллюзию того, что все дети растут, созревают и автоматически становятся людьми так же, как трава растёт.
Учитывая важность начальных этапов жизни ребёнка для развития психики, рассмотрим вопрос о его развитии в первый год жизни немного подробнее.


Глава 1. Что нужно для развития младенца.
С чем человек приходит в мир
Человеческое дитя рождается совершенно беспомощным существом. Без помощи взрослого человека новорождённый неминуемо погибнет в первые же дни после рождения. Он умрёт от голода, даже если пища будет в десяти сантиметрах от его губ.
Зрение и слух у новорождённого в первые недели жизни почти не функционируют. Он реагирует только на яркий свет и громкие звуки. Да и другие органы чувств ему ещё не служат. Он ещё не может управлять движениями своих ручек и ножек. Эти движения имеют совершенно хаотический характер. У новорождённого вообще нет ни одного органа, формирование которого было бы полностью завершено. А кора мозга, которая у взрослого человека обрабатывает сигналы из внешнего мира, у новорождённого ещё почти не развита.
Новорождённого надо пробудить к развитию.
Новорождённые в первые дни жизни обычно пассивны и большую часть времени проводят во сне. Они просыпаются только от голода или какого-либо неудобства - холода, мокрых пелёнок, грубой складки, врезающейся в нежную кожу.
В первые дни жизни проявляются только органические нужды ребёнка, необходимые для выживания. Удовлетворение этих нужд берут на себя взрослые. Но достаточно ли удовлетворения органических потребностей для развития ребёнка? Будет ли он при этом развиваться и раскрывать заложенные в нём возможности, как цветы растут, если их поливают, подкармливают и оберегают от непогоды? Что даёт толчок к развитию и поддерживает его?
Жизнь давно ответила на вопросы о том, что будет происходить, если удовлетворяются только органические потребности новорождённого. Но чтобы люди смогли понять суть этого ответа, потребовались века.
Чтобы основательнее разобраться в вопросе о движущих силах развития ребёнка, рассмотрим два примера.
Младенцу нужна материнская любовь.
Высокая смертность детей в приютах.
Первый пример относится к тому давнему времени, когда в некоторых странах начались попытки организовать вне семьи воспитание детей, с раннего возраста оставшихся без попечения родителей. В этих целях организовывались специальные приюты для подкидышей и сирот, в которых за детьми ухаживали специально нанятые сотрудники.

Но практика воспитания в приютах неожиданно выявила два поразительных факта. Прежде всего, удивляла высокая смертность детей. Например, в детском приюте, организованном в Венеции, к 1678 году, из двух тысяч (!) детей, принятых в течение десяти предшествующих лет, в живых остались только семь! Неудивительно, что приюты называли «фабриками ангелов».
Поначалу считали, что виной высокой смертности детей в приютах является плохой уход, недостаточное питание и слабый медицинский контроль. Но оказалось, что причины лежат гораздо глубже.
Отставание приютских детей в психическом развитии.
Обращал на себя внимание ещё один факт. Дети, воспитывавшиеся в приютах для сирот, глубоко отставали в психическом и физическом развитии.
Младенцев в приютах кормили из соски, обеспечивали минимально необходимый гигиенический уход и медицинский контроль. Предполагалось, что по мере роста и созревания дети будут развиваться сами. Но развитие детей резко тормозилось. Они лежали всё время на спинке и иногда до семи месяцев не научались даже поднимать головку. А ведь при нормальном воспитании в семье ребенок начинает поднимать и держать головку уже в три месяца. Некоторые из приютских детей не могли сидеть до полутора лет, а ходить начинали только к трём годам. Они не владели простейшими навыками самообслуживания, не умели пользоваться ложкой, почти не говорили, ничем не интересовались, были апатичны, не умели радоваться. Подрастая, они не только отставали от сверстников в интеллектуальном развитии, но и не умели строить отношения с детьми и взрослыми, были склонны к депрессии.
А ведь эти дети родились нормальными, со всеми необходимыми задатками, чтобы стать полноценными людьми. Возникал вопрос: почему же тормозилось развитие детей?
Причина задержки развития малышей – дефицит эмоционального общения.
Первый чёткий ответ был получен в двадцатых годах прошлого века в организованной в Ленинграде «Клинике нормального развития детей». Советские психологи и педагоги установили, что для нормального развития младенцам, воспитывавшимся без родителей в домах ребёнка, недоставало постоянных эмоциональных контактов с кем-то из взрослых. Этот дефицит эмоционального общения был одной из главных причин резкого замедления психического и физического развития малышей.
Было показано, что воспитание детей должно начинаться с возможно более раннего возраста, буквально с рождения. Для развития дитя нуждается в постоянном эмоциональном общении с одним человеком – с матерью или кем-то, её заменяющим.
В ходе постоянных наблюдений были разработаны меры, позволявшие, даже при ограниченных возможностях, в трудных условиях послевоенной разрухи, обеспечить нормальное развитие малышей в домах ребёнка. Например, были устроены специальные манежи, в которых помещались несколько детей, и один постоянный воспитатель общался со всеми сразу, проводил своего рода «коллективные уроки». Уже одно это положительно действовало на развитие младенцев.
В этих исследованиях выяснилось одно очень важное обстоятельство. Чтобы у детей, воспитывавшихся в условиях дефицита эмоционального общения начался процесс нормального развития, надо было начинать воспитание двух - трёхлетних детей с того же, с чего начинается воспитание новорождённого. Но начало воспитания в позднем возрасте требовало намного больших усилий, чем в первые месяцы жизни.
В сороковые годы прошлого века, когда после начала второй мировой войны резко увеличилось число детей-сирот в Европе, были проведены аналогичные психологические исследования и в европейских странах. В частности, сравнивались результаты воспитания в приюте для сирот и в яслях при женской тюрьме. Гигиенические и медицинские условия в приюте были лучше, чем в яслях. Но в яслях дети имели единственное преимущество – их воспитанием занимались собственные матери. В результате, в яслях не умер ни один ребёнок, а в приюте умерли более трети детей. Ясельные дети отличались любознательностью и предприимчивостью. А дети в приюте к концу второго года жизни становились пассивными и предпочитали лежать в кроватках.
Эти исследования также подтвердили, что если отсутствует эмоциональное общение с матерью или другим взрослым, а количество внешних впечатлений ребёнка недостаточно, его развитие резко замедляется.
При недостатке эмоционального общения с младенцем в начале жизни может возникать физическая и умственная отсталость. Это проявляется в резком отставании в развитии речи, низких показателях физического развития, обеднённой эмоциональной жизни. Такая ситуация может возникать и в семье в случае холодности матери, равнодушной к своему ребёнку.
Ребёнка пробуждает к развитию любовь матери.
Итак, прежде всего, ребёнка надо «пробудить» к развитию. Первое, что для этого необходимо, это любовь матери к своему малышу. Если это условие отсутствует, то развитие младенца резко тормозится и необратимо искажается. А если ребёнок воспитывается без матери, тогда кто-то должен заменить мать. Но этот человек должен относиться к осиротевшему ребёнку с любовью, дарить малышу теплоту и заботу.
Печальный опыт воспитания детей в приютах говорит о важности познания закономерностей развития ребёнка. Ведь результатом непонимания закономерностей развития ребёнка была преждевременная смерть или искалеченная недоразвитием психики жизнь многих тысяч несчастных детей.
Во-первых, ясно выявляется необходимость «пробуждения» младенцев к развитию, а для этого нужно ласковое эмоциональное общение с малышом любящей матери или заменяющего её человека. Для развития ребёнка надо пробудить в нём человеческие потребности. Ведь только взрослый человек может ввести ребёнка в мир человеческой культуры, которая создавалась тысячелетиями. И первой человеческой потребностью является потребность ребёнка в эмоциональном общении с взрослыми людьми.
Во-вторых, требуется обеспечить достаточное количество внешних воздействий, необходимых для развития органов чувств и мозга. То есть, необходимо сформировать познавательные потребности. Это требует создания соответствующей образовательной среды, которая должна усложняться по мере развития ребёнка, иначе он утрачивает к ней интерес и развитие тормозится.
А для своевременной организации внешних воздействий, необходимых для формирования развивающихся на данном этапе органов чувств и нейронных структур мозга, надо знать особенности возрастной психологии и физиологии.
В третьих, внешние воздействия должны пробуждать положительный эмоциональный отклик малыша и усилия «понять», которые необходимы для формирования нейронных структур в мозге младенца. Умением поддерживать познавательный интерес ребёнка и его стремление понять мир должны владеть воспитатели, причём это важно на протяжении всего детства. Маленького ребёнка нельзя заставить прилагать познавательные усилия. Его вообще нельзя заставить учиться тому, чего он не хочет. Он попросту расплачется.
Вернёмся к вопросу о возможном замедлении развития детей, при обеднённом наборе внешних воздействий. Здесь природа особо «постаралась» представить человечеству результаты своих нечеловечески жестоких «экспериментов».
Жестокие «эксперименты» природы.
Трагедия слепоглухонемого ребёнка.
История дала также примеры почти полной остановки развития человеческой психики. Одним из самых трагических случаев является рождение ребёнка, который глух и слеп от рождения.
Без специального обучения слепоглухонемой ребёнок даже не подозревает, что существует человеческая речь. Он никогда её не слышал. Слепоглухой ребёнок никогда не видел и не знает о существовании огромного мира вещей и явлений. Он никогда не слышал даже голоса своей матери и не видел её улыбки. Мать для него – только один из предметов, на которые натыкаются его ручки.
Все, кто писал о состоянии таких детей до специального воспитания и обучения, отмечали их крайнюю неразвитость.
Вырастая, такие дети могли часами сидеть на одном месте, даже не меняя позы. Разве что иногда они монотонно раскачивались всем туловищем. Известны случаи, когда слепоглухонемые дети многие годы проводили в кровати или в отгороженном углу комнаты, не проявляя ни малейшего интереса к тому, что вокруг них происходит. Их не интересовали окружающие предметы, и они не пользовались осязанием, чтобы исследовать окружающие вещи. Они не знали игрушек и не понимали, что это такое. Если им вкладывали в руку игрушку, они вяло роняли или бросали её, даже не пытаясь хотя бы ощупать её. У них вообще не было интереса ни к чему, кроме еды. Но даже самостоятельно есть, держать ложку они не умели.
Их переживания сводились к неудовольствию, когда не удовлетворялись простейшие органические нужды и простому удовольствию при их удовлетворении. У них не развивалось потребности в общении. У многих из таких детей отсутствовала даже психика, присущая животным. Они дышали, переваривали пищу, которую им давали и увеличивались в размерах. О них говорили как о «движущихся растениях». И такое тяжёлое состояние могло длиться годами и даже десятилетиями.
Отсутствие зрения и слуха лишало ребёнка возможности общения с взрослыми людьми. И такой ребёнок психически не развивался, если не было специального обучения. Он был трагически одинок и оставался полным инвалидом.
Слепоглухой ребёнок с нормальным мозгом может достичь полноценного психического развития.
Но если мозг слепоглухонемого ребёнка нормален, то потенциально он имеет возможность полноценного психического развития. Однако сам он, своими собственными усилиями, никогда этого развития не достигает. Хотя при специальном обучении, организованном в Советском Союзе, которое опиралось на разработанные советскими учёными методы, слепоглухие дети достигали высоких уровней развития. Вырастая, они овладевали сложными рабочими профессиями, даже становились учёными и писателями. Эта работа продолжается в России и сейчас замечательными педагогами-подвижниками, но внимание к ней со стороны власти и общества несравнимо с советским временем.

Человеком становятся только в организованном социальном общении.

Приведённые выше примеры показывают, что для становления человеком ребёнку нужна помощь, которая не сводится к кормлению и гигиеническому уходу, то есть к удовлетворению органических нужд.
Развитие психики ребёнка, идёт не само по себе. Оно зависит от характера действий окружающих людей. В новорождённом заложены природные предпосылки будущего человеческого развития. Но чтобы они раскрылись, необходимы специальные воздействия со стороны других людей. А чтобы они раскрылись естественно, как бутон цветка, эти воздействия должны соответствовать закономерностям развития ребёнка. Для этого нужно, прежде всего, пробудить мозг младенца к деятельности и создать необходимые условия для его развития.
Созревание и развитие мозга идёт под влиянием получаемых ребёнком впечатлений. Если количество впечатлений, идущих из внешнего мира, недостаточно, развитие ребёнка резко замедляется. Поэтому упражнение органов чувств малыша и формирование связанных с ними базовых структур мозга имеет огромное значение для его развития.
Иначе говоря, человеком становятся, и для становления нужны специальные действия взрослых, нужна особая образовательная среда, которая различна на разных этапах развития ребёнка. Научные исследования, наблюдения и жизненные факты убедительно доказывают, что для нормального развития ребёнка необходимо правильно организованное влияние на него окружающих взрослых людей.
Вначале надо сформировать в младенце потребность в эмоциональном общении с взрослым человеком. Этот шаг пробуждает мозг младенца к развитию. Если это не сделано, психическое развитие ребёнка может резко затормозиться или даже совсем остановиться.
Второе, что нужно сделать – это сформировать познавательные потребности, создать образовательную среду, побуждающую малыша прилагать усилия для удовлетворения пробуждающихся познавательных потребностей.

Глава 2. Формирование потребности в эмоциональном общении.
Как пробудить в новорождённом потребность в эмоциональном общении с взрослым.
Как же сформировать в новорождённом человеческие потребности? Как побудить его мозг к развитию? Обе эти задачи неразрывно связаны и решаются одновременно. Развитие ребёнка имеет целостный характер. Но для лучшего понимания сути проблемы мы рассмотрим главные условия развития малышей по отдельности. Сначала обратимся к формированию потребности в эмоциональном общении с взрослым человеком.
Эта потребность имеет важнейшее значение, потому что только через общение с окружающими его взрослыми людьми пришедшее в мир дитя может получить доступ к богатствам культуры, накопленной человечеством в ходе исторического развития. Пришедший в мир ребёнок может стать Человеком только в общении с другими людьми.
Те немногие «дети-маугли», которые вырастали среди животных – волков, обезьян – оставались животными, ничего человеческого в них не развивалось.
Поэтому потребность в общении с взрослым человеком играет решающую роль в жизни ребёнка и должна быть развита первой. Она будет основой для развития других человеческих потребностей, в том числе, потребностей познавательных.
У новорождённого нет потребности в общении.
В первые дни жизни обо всех своих неприятных ощущениях, болях, голоде, охлаждении, мокрых пелёнках новорождённый может «сообщить» только одним способом – криком. Он и кричит при каждом страдании. Это всё, что он может сделать для устранения любого неблагополучия.
Когда голодный младенец кричит, это не означает, что он уже знает по опыту, какими будут последующие действия окружающих. Его крик нельзя сравнивать с намеренными сообщениями взрослого человека, который говорит, чтобы повлиять на других людей.
Крик новорождённого – это бурное выражение отрицательных эмоций. Кора головного мозга у младенца развита очень слабо. Но эмоциональной сферой ведают нейронные структуры, расположенные в мозге глубоко под корой, и они частично созревают уже к моменту рождения. Именно эти структуры, сознательно или неосознанно, используют взрослые, чтобы пробудить дремлющие силы мозга младенца, способные обеспечить развитие малыша.
Жизнь младенца целиком зависит от окружающих взрослых людей. И главным источником и организатором впечатлений ребёнка становится мать. Мать удовлетворяет органические нужды ребенка - кормит, одевает, укрывает тёплым одеяльцем, купает, переворачивает его с одной стороны на другую. Следуя материнскому инстинкту и народной традиции, любящая мать ласково разговаривает с малышом, поглаживает его, наклоняет над ним лицо и улыбается ему, подносит к его глазам яркие игрушки, напевает песенки, убаюкивая его. Словом, она ведёт себя так, как будто малыш может принять участие в общении.
Но у новорождённого в первое время нет потребности в общении. Когда необходимо удовлетворение каких-либо органических нужд, он «извещает» об этом криком, но этот крик не адресован кому-то конкретно. Он ещё ничего не знает о человеческом мире и не чувствует никакой потребности в общении с окружающими людьми.
В течение первых недель жизни ребёнок даже не выделяет лицо склонившейся над ним матери из окружающего фона. Казалось бы, о каком общении тут можно говорить!
Но любовь матери преодолевает трудности. Не будь этих усилий матери и других близких людей, а также ответных усилий ребёнка понять, откуда приходит приятное и устранение неприятного, его развитие могло бы затормозиться, как мы видели на примерах приютских и слепоглухих детей.

Мать – главный воспитатель младенца.

Мать создаёт ситуации, в которых младенец прилагает усилия, чтобы «понять», что же избавляет его от страданий и приносит удовольствие. Из неясных склоняющихся над ним пятен исходит нечто, пробуждающее в нём приятное чувство.
Постепенно у младенца все приятные ощущения и устранение всякого дискомфорта начинают связываться с взрослым человеком. Ему начинают доставлять удовольствие нежные поглаживания и обращённый к нему ласковый голос мамы. Примерно к концу первого месяца жизни появляется положительная эмоциональная реакция ребёнка на лицо взрослого человека - неуверенное подобие улыбки младенца в ответ на улыбку взрослого. Малыш постепенно привыкает к эмоциональному общению и начинает чувствовать в нём потребность. Первые достаточно определённые проявления положительной эмоции от контакта с взрослым обычно появляются на втором месяце жизни. Около полутора – двух месяцев в ответ на ласковые слова и улыбку взрослого возникает настоящая ответная улыбка малыша, которая говорит о начале общения. Улыбка говорит о радостном переживании, удовольствии, состоянии комфорта, о получении приятного впечатления от общения с взрослым. Эта улыбка не связана с удовлетворением органических потребностей. Это уже проявление новой, человеческой потребности – потребности в общении с взрослым человеком. Появление потребности в общении – важный шаг в развитии малыша. С этого времени начинается индивидуальная психическая жизнь младенца.
Проявления сформированной потребности в эмоциональном общении.
Яркие проявления этой первой сформированной человеческой потребности в эмоциональном общении с взрослым человеком проявляются на третьем-четвёртом месяцах жизни. В этом возрасте младенец уже выделяет лицо склонившегося над ним близкого человека, бурно радуется его появлению. Малыш сосредоточивает взгляд на лице наклонившегося над ним человека, улыбается ему, оживлённо двигает ручками и ножками, издаёт тихие звуки. Младенец «показывает», что эмоциональное общение, ласковый разговор взрослого вызывают у него радость. Это говорит о том, что усилиями взрослых у него сформирована первая человеческая потребность - потребность в общении с человеком, который за ним ухаживает.
Таким образом, младенец первоначально реагирует только на эмоциональное обращение к нему, и то требуется немало времени, чтобы эта реакция достаточно полно проявилась.
Если младенцу недостаёт эмоционального общения с взрослым человеком, развитие малыша задерживается. Описанные выше проявления пробуждающейся в ребёнке потребности в общении запаздывают. Появляются и другие отклонения в развитии, например, слабая реакция на внешние воздействия, низкая интенсивность ответных реакций и т.д.
Значение эмоционального общения с взрослым человеком.
На первом году жизни (особенно в первые шесть месяцев) эмоциональное общение с взрослыми имеет для развития ребёнка исключительное значение. Если оно своевременно не обеспечено, всё развитие замедляется, тормозится, идёт с отклонениями от нормального. Более того, мы уже приводили примеры, когда, даже вырастая среди людей, ребёнок может не стать полноценным человеком. Если воспитанием малыша не занимаются, он просто перестаёт развиваться. Положительные эмоции являются основой доверия ребёнка к людям. Эмоциональное отношение взрослых к ребёнку формирует человеческие чувства и ценности. Положительные эмоции имеют большое значение на протяжении всей жизни. Недостаточное внимание к положительным эмоциям в дошкольном возрасте и в школьные годы – причина многих проблем в воспитании детей.
Потребность младенца в эмоциональном общении возникает только в том случае, если её систематически воспитывает взрослый человек. Вот эта новая потребность общения с взрослым и является основой всего дальнейшего психического развития ребёнка. Она открывает новый период жизни ребёнка. Положительное эмоциональное отношение ребёнка к взрослому, удовольствие от общения с ним нарастает на протяжении всего первого года жизни. Радость ребёнка при виде матери или кого-то из близких людей выражается всё ярче.
Материнский голос и ласка, материнское лицо, склоняющееся над малышом, и тепло матери способствуют объединению действий разных областей мозга.
Отсутствие этих условий может привести к тяжёлым психическим и эмоциональным нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Излишняя холодность, отстранённость или авторитарность матери, недостаток заботы и любви со стороны близких, обедняют психическую жизнь ребёнка, лишают его стимулов для развития и могут приводить к тяжёлым психическим заболеваниям.
Поэтому важна психологическая готовность будущей матери к рождению и воспитанию ребёнка. Решение сложнейших задач воспитания требует огромных усилий и творческого отношения к этому делу. Каждый ребёнок - индивидуальность. От результатов усилий матери зависит судьба ребёнка и её собственная судьба. Можно сказать, что усилиями матерей определяется будущее страны и человечества.
Для нормального развития младенца важно создание атмосферы любви и заботы. Необходимо быстро реагировать на все признаки дискомфорта ребенка, ласково с ним разговаривать, часто брать его на руки в периоды бодрствования, носить по комнате, чтобы расширялось поле зрения развивающегося ребёнка.
Возникновение познавательных потребностей.
Со временем, если жизнь ребёнка организована правильно и воспитание его осуществляется разумно, на основе потребности в эмоциональном общении возникают другие человеческие потребности, прежде всего, познавательные. Именно эти человеческие потребности становятся основой психического развития.
При правильных методах воспитания непосредственное общение скоро переходит в общение по поводу предметов, игрушек. Общение пере-растает в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый человек привлекает внимание ребёнка к предметам, как бы вводит его в мир предметов, показывает способы действия с предметами, в случае необходимости помогает ребенку выполнить трудное действие.

Глава 3. Особенности мозга ребёнка.
Мозг новорождённого незрел и неразвит.
Как уже говорилось, первый год жизни ребёнка характеризуется самым быстрым развитием его мозга.
Когда человеческое дитя приходит в мир, у него ещё нет ни одного органа, формирование которого было бы полностью завершено. Явно недоразвит и мозг появившегося на свет ребёнка. Даже масса мозга новорождённого всего лишь около 350 г. Это примерно в четыре раза меньше массы мозга взрослого человека, которая в среднем равна 1300 – 1400 г.

Нейроны в мозге новорождённого ещё незрелые, отличаются небольшими размерами и слабым развитием. Отросткам нервных клеток, аксонам, по которым передаются сигналы другим нейронам, ещё предстоит долго расти, ветвиться, устанавливать связи с другими нейронами и покрываться оболочками. Отростки нейронов, дендриты, на которые приходят сигналы от других нервных клеток, ещё не достигли необходимых размеров и развития. Контакты между нейронами в коре больших полушарий будут ещё долгое время образовываться под влиянием притока информации к мозгу и обучения.

В коре мозга новорождённого ещё нет сложных нейронных сетей.
Понятно, что при такой незрелости нейронов и неразвитости нервных волокон у новорождённого ещё не сформированы нейронные структуры и сети, которые работают в коре головного мозга взрослого человека.
То есть, от мозга взрослого мозг ребёнка отличается, прежде всего, тем, что он ещё только формируется. А его формирование и развитие происходит в процессе освоения окружающего мира, задающего мозгу маленького человека трудные задачи, которые он изо всех сил старается разрешить.

Даже органы чувств новорождённого развиты очень слабо. Он почти ничего не видит и очень плохо слышит. Пришедшее в мир дитя реагирует только на яркий свет и громкие, резкие звуки.
Конечно, в мозге новорождённого сформированы простейшие нервные структуры, главным образом, подкорковые, которые обеспечивают самый необходимый набор врождённых реакций. Эти нейронные структуры помогают новорождённому выжить и приспособиться к новым условиям существования.

Но кора головного мозга новорождённого практически чиста и не несёт почти никаких «записей». Структуры коры больших полушарий его мозга, за исключением небольших участков первичных областей зрительной и слуховой коры, почти неразвиты. То есть, в мозге новорождённого ещё нет того, что сделает его человеком.
Как уже упоминалось, немногие дети, выраставшие среди животных, например, волков или обезьян, усваивали повадки и поведение животных, и ничего человеческого в них не развивалось.
Сложнейшие нейронные структуры в коре головного мозга, которые определяют высшие человеческие способности и поведение, у новорождённого попросту отсутствуют. Они ещё только должны сформироваться. Но нейронные структуры не формируются сами по себе. Для их формирования должны быть созданы особые условия.

Ребёнку предстоит самому, в сотрудничестве с окружающими его взрослыми людьми, практически с нуля выстроить сложнейшие нейронные сети в коре мозга и организовать связи нейронных структур коры между собой и с подкорковыми структурами. Организация сложнейшей системы нейронных сетей в мозге, необходимых для организации психической жизни человека – это очень нелёгкий труд. Поэтому одна из главных задач воспитания – создать условия для оптимального развития мозга, а значит и психики ребёнка.

Долгий путь к зрелости мозга.

Мозг человека развивается медленно и неравномерно.
Построение нейронных сетей в мозге начинается, при правильном воспитании, буквально с первых дней жизни, но идёт медленно и неравномерно, растягиваясь на долгие годы.
На некоторые особенности постепенного развития мозга ребёнка указывает уже характер изменения массы мозга, сильно растянутый во времени.
При этом рост массы и усложнение мозга особенно бурно идёт от рождения до года. Об этом говорит уже тот факт, что к концу первого года жизни масса мозга младенца удваивается по сравнению с массой мозга новорождённого. В течение всей остальной жизни больше никогда не будет столь быстрого роста массы мозга.
Следующий такой же прирост массы достигается уже за два года - к началу четвёртого года жизни. Масса мозга становится уже втрое больше, чем у новорождённого. Это тоже очень быстрый рост, также сопровождающийся большим увеличением числа контактов между нейронами.
После трёх лет рост массы мозга идёт медленнее. К концу седьмого года жизни прирост массы мозга составляет примерно половину массы мозга новорождённого. То есть, масса мозга семилетнего ребёнка примерно в три с половиной раза больше массы мозга при рождении. Дальше она растёт очень медленно лет до 18 - 20. А полностью созревание и формирование мозга закачивается примерно к 25 годам.

Формирование нейронных структур в первый год жизни.
За количественным ростом массы мозга скрываются глубокие качественные изменения. Быстрый рост массы мозга нормально развивающегося ребёнка в первые годы жизни отражает сложнейшие, таинственные, скрытые от поверхностного взгляда, процессы роста и созревания нервных клеток, формирования и усложнения мозговых структур.

В мозге ребёнка в каждый период его жизни одновременно идёт множество процессов, связанных с формированием нейронных сетей. В первую очередь развиваются те механизмы мозга, которые должны обеспечивать выполнение первоочередных задач приспособления к окружающему миру. При этом формирование мозга идёт от простых нейронных структур к всё более сложным сетям.

Если обеспечены нормальные условия, необходимые для развития ребёнка, то уже с первых дней жизни начинается формирование нейронных структур в коре головного мозга. Начинают развиваться области коры, которые отвечают за обработку зрительной и слуховой информации, а также области, обеспечивающие контроль движений и пространственную ориентацию.
В первый год жизни интенсивно формируются рецепторные отделы органов чувств и области коры, занятые обработкой информации из внешнего мира, покрываются оболочками нервные волокна сенсорных систем. Развитие этих отделов важно, поскольку они обеспечивают элементарные контакты ребёнка с внешним миром.
Развитие вторичных и третичных областей коры идёт медленно и неравномерно. На первом году жизни начинается процесс формирования сложных нейронных сетей в тех частях коры головного мозга, которые ответственны за восприятие и развитие речи. Но их развитие растягивается на довольно долгий период.

Развитие мозга в первый год жизни имеет огромное значение для раскрытия потенциала человека.
Первый год жизни имеет огромное значение для развития ребёнка, поскольку в этот период формируются базовые структуры мозга, в состав которых входят рецепторные отделы сенсорных систем, нервные волокна, связывающие рецепторные отделы с мозгом, и отделы коры, обрабатывающие информацию от органов чувств. От того, как заложены эти структуры мозга, зависит формирование и развитие всех высших способностей человека.

Формирующиеся в первый год жизни нейронные структуры обеспечивают важные последующие этапы развития речи, овладения произвольными движениями и ходьбой, освоение действий с простыми орудиями, первичные обобщения, необходимые для развития мышления.
Первый год жизни оказывается очень важным для раскрытия потенциала, который приносит в жизнь человек. Он в значительной степени определяет, какие способности будут развиты в человеке, а какие – утеряны, часто безвозвратно. В первый год жизни закладываются основы, на которых формируются будущие таланты.

Пластичность мозга и психика ребёнка

Формирование нейронных сетей и развитие психики.
Но пробуждённый мозг, а его действительно надо сначала пробудить, несёт в себе огромную жажду знания и деятельности. В мозге заложено стремление к развитию и совершенствованию. Мозг и психика ребёнка стремительно развиваются в течение первого года жизни, если для развития созданы необходимые условия.

Мозг ребёнка чрезвычайно пластичен и постоянно готов к созданию новых связей между нейронами. При благоприятных условиях, наличии соответствующей образовательной среды и педагогически правильной организации общения с взрослыми, дитя постепенно выстраивает нейронные сети всё более высоких уровней. Эти сети обеспечивают более глубокую и полную обработку информации, что создаёт возможность быстрого развития психики. В мозге ребёнка идёт непрекращающаяся бурная перестройка связей между нейронными структурами. Дитя постоянно живёт в условиях перестроек психической деятельности, связанных с формированием мозговых нейронных систем.

Развитие психики ребёнка связано с формированием нейронных сетей.
При нормальных условиях воспитания мозг ребёнка может развиваться просто стремительно. Взрослые должны бы относиться с благоговением к той огромной работе, которая таинственно совершается в мозге растущего ребёнка. Ведь в своих играх, деятельности и общении с взрослыми людьми ребёнок сам строит свой мозг и свою психику!

Развитие у ребёнка высших человеческих способностей



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: