ФРАГМЕНТЫИСТОЧНИКОВ
А) «Да так-то с полгода жил, да вижу, яко церковное ничто же успевает, но паче молва бывает, — паки заворчал, написав царю многонько-таки, чтоб он старое благочестие взыскал и мати нашу, общую святую церковь, от ересей оборонил и на престол бы патриаршеский пастыря православнова учинил вместо волка и отступника Никона, злодея и еретика. <...> А власти, яко козлы, пырскать стали на меня и умыслили паки сослать меня с Москвы, понеже раби Христовы многие приходили ко мне и, уразумевше истину, не стали к прелес-ной их службе ходить. И мне от царя выговор был: "власти-де на тебя жалуются, церкви-де ты запустошил, поедь-де в ссылку опять". Сказывал боярин Петр Михайлович Салтыков. Да и повезли на Мезень, надавали было кое-чево во имя Христово люди добрые много, да все и осталося тут; токмо с женою и детьми и с домочадцы повезли. А я по городам паки людей божиих учил, а их, пестрообразных зверей, обличал. И привезли на Мезень».
Б) «Прежде всего, ни один офицер, ни под каким предлогом не мог являться нигде иначе, как в мундире, а наша форма была очень нарядна, дорога и неудобна для постоянного ношения; затем нам сказали, что офицерам воспрещается ездить в закрытых экипажах, а дозволяется только ездить верхом, либо в санях или дрожках. В довершении того, был издан ряд полицейских приказов, предписывающих всякому носить пудру, косичку... и запрещающих ношение круглых шляп, высоких сапог, панталон, а также завязок на башмаках или culottes; и тут и там следовало носить пряжки, волосы следовало зачесывать назад, а отнюдь не на лоб; экипажам и пешеходам было велено останавливаться на улицах при встрече с императорскою фамилиею; сидящие в экипажах должны были выходить, чтобы отвесить свой поклон».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Современником автора текста был А.Л. Ордин-Нащокин.
2) Во время событий, описываемых в тексте, правил царь Петр I.
3) Автор данного текста был оппонентом действующего патриарха.
4) Данные события происходили после смерти Екатерины II.
5) Данные события происходили в правление Павла I.
6) Дворянское сообщество положительно оценивало происходящие изменения.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
7. Какие три из перечисленных исторических деятелей XVII—XVIII вв. стали героями произведений А. С. Пушкина? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) Пётр I
2) гетман Мазепа
3) Борис Годунов
4) Богдан Хмельницкий
5) Иван Болотников
6) Пётр III
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) В августе _____________ СССР объявил войну милитаристской Японии.
Б) В 1941 г. впервые за время Великой Отечественной войны немцы были вынуждены перейти временно к обороне в ходе сражения под городом _______________.
В) Летчиком, совершавшем боевые вылеты на ножных протезах, был _______________________.
Пропущенные элементы:
1) А. П. Маресьев
2) 1943 г.
3) Смоленском
4) 1945 г.
5) Киевом
6) И. Н. Кожедуб
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В |
9. Установите соответствие между фамилиями советских руководителей и их должностями в годы Гражданской войны.
ФАМИЛИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ | ДОЛЖНОСТИ | |
А) В. И. Ленин Б) И. В. Сталин В) Л. Д. Троцкий Г) А. В. Луначарский | 1) председатель Революционного военного совета 2) нарком просвещения 3) председатель Совета народных комиссаров 4) нарком по делам национальностей 5) нарком внутренних дел |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
10. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите пропущенную в нём фамилию.
«Спор между ____________ и каменевской оппозицией был спором о жизни и смерти пролетарской революции. Вопрос стоял так: держать ли курс на перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую… к чему призывал ____________, или ограничить задачи партии закреплением буржуазно-демократической революции, исходя из того, что Россия для социалистической революции ещё не созрела, как предполагал Каменев? Верны ли были лозунги _________: «Никакой поддержки Временному правительству!» и «Вся власть Советам!»...?
Не успела открыться Апрельская конференция, как жизнь ворвалась в дискуссию неожиданными событиями: началом кризиса Временного правительства, массовыми выступлениями рабочих и солдат столицы против печально известной ноты Милюкова… Нота Милюкова обнажила империалистическую позицию Временного правительства, подтвердила правильность лозунга ___________: «Никакой поддержки Временному правительству!»
Дискуссия на конференции завершилась полной победой [позиции ____________].
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Республика СССР | Год образования в составе СССР | Столица республики |
__________(А) | 1922 г. | г. Харьков |
Таджикская ССР | 1929 г. | __________(Б) |
Белорусская ССР | __________(В) | __________(Г) |
Литовская ССР | __________(Д) | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) 1922 г.
2) г. Душанбе
3) г. Вильнюс
4) Украинская ССР
5) г. Минск
6) 1940 г.
7) г. Тифлис
8) 1936 г.
9) Молдавская ССР
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
12. Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля.
«Я встречаюсь со многими людьми, и многие выражают мне благодарность, присылают письма и открытки, где благодарят за то, что я поднял эти вопросы... Я всё это охотно принимаю, потому что да, именно я был инициатором этого процесса, именно я провёл большую работу по разоблачению Сталина. Но я был тут не одинок: это сделал Центральный Комитет, это сделал съезд партии... Эти вопросы созрели, и их нужно было поднять. Если бы я их не поднял, их подняли бы другие люди, и это стало бы причиной поражения партийного руководства, которое не прислушалось к велению времени.
Яркий пример тому — Чехословакия 1968 года. Я много раз советовал президенту Новотному: "Поднимите занавес, разоблачите злоупотребления, если они у вас были"... Новотный сердился и говорил: "...у нас ничего подобного не было". Я ему отвечал: "Если это не сделаете вы, то это сделают другие, и вы окажетесь в очень незавидном положении". Новотный не послушался меня, и все знают, к чему это привело и его самого, и всю Чехословакию».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Автор воспоминаний до момента своей смерти занимал высшие партийные и государственные посты.
2) Говоря о съезде партии, автор отрывка имеет в виду XX съезд КПСС.
3) Автор воспоминаний был одним из руководителей СССР во время упомянутых событий в Чехословакии.
4) Автор воспоминаний пишет, что его работа по разоблачению Сталина проводилась исключительно по морально-нравственным соображениям.
5) Автор утверждает, что именно он был автором идеи о необходимости разоблачения Сталина.
6) В ходе упоминаемых в тексте событий в Чехословакию были введены войска стран Организации Варшавского договора.
13.
Назовите имя главнокомандующего войсками неприятеля в период боевых действий, изображённых на схеме.
14.
Укажите время года, когда был совершён манёвр главных сил русских войск, обозначенный на схеме.
15.
Напишите название населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой «2» где состоялся военный совет, решение которого определило ход дальнейших военных действий.
16.
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) В ходе манёвра, обозначенного на схеме, главные силы русских войск переправились через р. Москву.
2) Среди участников военных действий, обозначенных на схеме стрелками, был П. И. Багратион.
3) В ходе обозначенных на схеме событий главнокомандующим русскими войсками был М. Б. Барклай-де-Толли.
4) Современниками обозначенных на схеме событий были М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев.
5) Главные силы русских войск находились в районе населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой «1», более трёх месяцев.
6) Во время данных событий город, обозначенный на схеме цифрой «3», сильно пострадал от пожара.
17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ | |
А) «Слово о полку Игореве» Б) «Домострой» В) картина «Боярыня Морозова» Г) роман «Тихий Дон» | 1) Автор — И. Е. Репин. 2) Произведение было написано в период руководства СССР Л. И. Брежнева. 3) Автор — священник Сильвестр. 4) Описываемые события произошли в XII в. 5) Автору была присуждена Нобелевская премия. 6) Сюжет иллюстрирует события церковного раскола. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
18. Рассмотрите изображение и выполните задания
Какие суждения о данном монументе являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Название монумента — «Победа».
2) Этот монумент стоит в Севастополе.
3) Название кургана, на котором стоит монумент, — Малахов курган.
4) Этот монумент посвящен событиям Великой Отечественной войны.
5) Автор монумента — скульптор Е. В. Вучетич.
19. Рассмотрите изображение и выполните задания
Какие монументы посвящены событиям того же периода, что и изображённый выше? В ответе запишите 2 цифры, под которыми они указаны.
20. В каком году произошли описываемые в тексте события? Назовите царя, в правление которого происходили эти события. Укажите название эпохи в истории России, когда произошли описанные события.
Прочтите отрывок из воспоминаний современника событий.
«Московское войско вновь было разбито, и Болотников одержал верх и послал со всей поспешностью отряд в десять тысяч человек прямо на Москву, намереваясь последовать за ним со всем войском, и этот [передовой] отряд скоро подошёл к Москве на расстоянии одной мили от неё, стал у речки Даниловки и занял селение Загорье... московское войско засело в обозе перед самыми городскими воротами, и воеводами были царские братья; и они часто учиняли большие нападения со множеством пушек на мятежников, но без всякого успеха... Московиты выставили у речки Яузы, через которую они [мятежники] должны были перейти, сильное войско под начальством молодого боярина Скопина, чтобы воспрепятствовать переправе, а сами со всеми своими силами числом в двести тысяч ратников в течение двух дней осаждали их, но не смогли одержать победу и сами понесли большие потери.
Меж тем Болотников прислал им на подмогу тридцать тысяч человек под начальством воеводы Истомы Пашкова, и этот Пашков прибыл туда на третий день и, делая вид, что он намерен напасть на московитов, обошёл сзади своих товарищей и сидевших в осаде; но Пашков [сговорившись] почти со всеми своими главными начальниками и капитанами, тайно заключил наперёд с царём условие перейти к нему и всё своё войско передать московитам.
Московиты, зная об этом, с большим войском напали на осаждённых, а также послали отряд против Пашкова, который сразу передался с пятьюстами человек, и его войско от [такой] неожиданности пришло в расстройство, и московиты захватили множество пленных; и осаждённые, увидев это, также обратились в бегство... ибо лес, через который они принуждены были бежать, был занят московитами; и там произошла неимоверная сеча, также и в плен захватили до шести тысяч, так что в Москве все темницы были полны...
И когда он [Болотников] узнал от беглецов о поражении, то бежал со своим войском в город Калугу, расположенный на реке Оке, и он нашёл это место удобным для того, чтобы провести там зиму, и тотчас запасся всем необходимым; и это был город многолюдный, и в нём всегда шла большая торговля солью с землёй Северской...»
21. Используя текст источника, укажите, что явилось решающим фактором в достижении победы «московитами». Выпишите из текста фразу, с помощью которой автор показал масштаб победы, одержанной «московитами». Какой поступок предводителя восставших автор считает последствием победы «московитов»?
22. Как связан поступок И. Пашкова, описанный в тексте, с социальным составом его войска? За кого выдавал себя главный предводитель повстанцев? Назовите самозванца, в борьбе с которым прославился упомянутый в тексте «молодой боярин Скопин».
23. В.О. Ключевский охарактеризовал XVII в. как «новый период русской истории». Объясните, в чём состояли важнейшие социально-экономические изменения (приведите три объяснения).
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Внутренняя политика Н. С. Хрущёва имела либеральный характер».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1054–1132 гг.;
2) октябрь 1894 г. – июль 1914 г.;
3) октябрь 1964 г. – март 1985 г.
В сочинении необходимо:
В сочинении необходимо:
— указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
Внимание!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.