Знаки препинания в предложении служат для обозначения смысловых отрезков, значение которых подчеркивается особо.
Во-первых, знаки препинания помогают выделить смысловые отрезки. При этом знаки препинания служат для однозначного понимания текста.
Рассмотрим предложение, в котором не проставлены знаки препинания:
Дети бегающие без намордника собаки опасны.
Что получится, если поставить запятые после слов дети и собаки?
Дети, бегающие без намордника собаки, опасны!
Передвинем вторую запятую, пусть она стоит перед словом собаки.
Дети, бегающие без намордника, собаки опасны!
Уберём вторую запятую.
Дети, бегающие без намордника собаки опасны!
А вот теперь наше предложение звучит как предостережение детям: опасаться собак без намордника.
Во-вторых, знаки препинания помогают разделить части предложения.
При этом, конечно, тоже служат для однозначного понимания текста.
Наверное, каждый из нас знает фразу «Казнить нельзя помиловать», а также подобные ей: «Удалить нельзя сохранить» или «Повысить нельзя уволить». Значение этих предложений зависит от постановки запятой в каждом из них. Если запятая стоит после первого слова – значение одно, если после второго – значение меняется на противоположное.
В сложных предложениях знаки препинания передают особенности смысловых отношений между частями, особенности строения, интонации.
Знаки препинания в сложных предложениях могут быть разделительными и выделительными.
Разделительные знаки препинания разделяют равноправные части.
Выделительные знаки препинания выделяют какую-то особенную часть.
Функция знака препинания зависит от типа сложного предложения, в котором применяется знак.
Так, разделительные знаки препинания используются в сложносочинённых и бессоюзных предложениях. Выделительные знаки препинания используются в сложноподчинённых предложениях.
Разделительные знаки препинания характерны для предложений сложносочинённых и бессоюзных сложных.
В этих предложениях части равноправны. Между ними можно поставить знак равенства. И, значит, от одной части к другой нельзя поставить вопрос.
Поэтому в таких предложениях части нужно как-то разделять.
В сложносочинённом предложении части могут разделяться при помощи запятых, тире и точки с запятой.
Запятая используется часто.
Тире и точка с запятой – редко.
Прозвучал длинный свисток, и поезд тронулся.
Малейшее промедление – и всё пропало.
Громовые раскаты звучали всё реже и реже, отдаляясь и сдавая свои позиции; ветер тоже стихал.
В бессоюзных сложных предложениях части могут разделяться при помощи запятой, тире, двоеточия или точки с запятой. Все знаки препинания встречаются в бессоюзных предложениях достаточно часто.
Трава зеленеет, солнышко блестит.
Прозвучал выстрел стартового пистолета – гонка началась.
Он решил задержаться после уроков: нужно было спросить кое-что у учителя.
Алые, желтые, бурые листья крутились под напором ветра и летели в лицо; начинал накрапывать дождь.
В сложноподчинённых предложениях употребляются выделительные знаки препинаниях.
В таких предложениях одна часть – всегда главная, вторая – придаточная. То есть, они неравноправны, и от одной части к другой можно поставить вопрос.
А это значит, что придаточную часть нужно как-то выделить.
Придаточная часть в сложноподчиненном предложении обычно выделяется при помощи запятой. Тире, которое также встречается в таком предложении, используется крайне редко.
Мы соберемся на охоту, когда выпадет первый снег.
Зачем ты всё это сделал – скажи мне. В данном случае придаточная часть выделяется тире. Это помогает дополнительно интонационно отделить главную часть от придаточной.