Уничтожение и восстановление




Буддизм в Тибете

Встреча Тибета с индийским буддизмом произошла в уникальный исторический момент. Тибет оказался последней крупной азиатской культурой, перенявшей Дхарму непосредственно из Индии.

Этап развития тибетской культуры в тот период оказался благоприятным для восприятия индийского влияния. Когда в VII в. буддизм пришёл в Тибет, все основные направления буддийской мысли и практики открыто распространялись в Индии. Таким образом, Тибет унаследовал весь спектр индийских буддийских традиций, в качестве основы дисциплины приняв муласарвастиваду, в качестве основы воззрения – махаяну, а в качестве основы практики медитации – тантру. Благодаря воссозданию на тибетской земле обширной сокровищницы мудрости, несущей полное преображение, практически все аспекты тибетской культуры – от медицины до искусства и от политики до литературы – раз и навсегда пропитались индийским буддизмом.

В VII в. Тибет, начавший перенимать Дхарму Будды, был развивающейся воинственной державой, чьи территории на востоке простирались далеко вглубь Китая, а на западе – до нынешнего Ирана. До прихода индийского буддизма в Тибете не было алфавита и, конечно же, литературы. При этом Тибет был совершенно открыт и восприимчив к новым идеям и веяниям, проникавшим на территорию империи.

Примечателен тот факт, что, несмотря на растущую уверенность в собственных силах, которая неизбежна при набирающей обороты имперской экспансии, именно в тот момент, когда тибетцы установили военное господство над всем регионом, они искренне и от всего сердца открыли свою культуру влиянию индийского буддизма. Придёт

время, и империя рухнет, но Дхарма Будды останется, наполняя всё существование тибетской цивилизации смыслом, обретённым ранее, на этапе возведения и охраны границ империи.

История буддизма в Тибете началась с непростого многовекового процесса переноса и усвоения индийских философских идей и практик, поражающих воображение своим богатством. На протяжении первых шести веков, когда тибетцы усердно черпали буддизм из его источника, он оставался в Индии живой традицией. Тибетцы приглашали великих мастеров в свою страну, отправляли лучших и умнейших представителей своего народа в Индию учиться у известных наставников и переводили на тибетский язык все санскритские тексты, которые могли найти.

К тому времени, как в XIII в. под натиском мусульманских завоевателей пала последняя буддийская держава Индии, практика и понимание буддизма в Тибете уже достигли уровня, позволяющего этой стране самой стать источником Дхармы для других культур. Когда буддизм исчез из Индии, искатели буддийских текстов и учителей устремились в Тибет, где появились мастера медитации, достигшие высочайших свершений, и где Дхарму изучали также тщательно и скрупулёзно, как науку.

Китайские императоры династий Юань, Мин и Цинь отправляли в Тибет послов и приглашали к своему двору лучших тибетских наставников. Монголы, тангуты и другие народы Центральной Азии также устремились в Тибет, желая испить нектар Дхармы из щедрого сосуда северных Гималаев. Сегодня тибетский буддизм по-прежнему служит мостиком, по которому люди из разных уголков мира, ищущие мудрости, некогда открытой Буддой в Индии, приходят к Дхарме.

Три дхармараджи Тибета

Активное распространение буддизма в Тибете пришлось на начало VII в., на время правления первого императора Сонгцена Гампо (ум. в 649/650 г. н. э.). Впоследствии наиболее значительный вклад внесли Трисонг Дэцен (ок. 742 – 797 гг. н. э.) и Ралпачен (правил в 815 – 838 гг. н. э.). Сонгцен Гампо впервые объединил страну и выбрал буддизм в качестве государственной религии. Ради создания союза с соседними державами он женился на принцессах Непала и Китая, которых звали Бхрикути и Вэньчен. Обе они были убеждёнными буддистками, и каждая привезла с собой в Тибет по ценной статуе. В Лхасе специально для этих изваяний были построены два главных храма, сегодня известные как Рамоче и Джоканг. Последний и по сей день является самым почитаемым храмом Тибета. Впоследствии царь Сонгцен Гампо построил в Тибете целый ряд храмов, символически «пригвоздивших» противившихся буддизму местных духов. Сонгцен Гампо предпринял важнейшие шаги для укрепления буддизма в Тибете: он положил начало изучению санскрита и созданию тибетский письменности. Когда Сонгцен Гампо пришёл к власти, богатства индийской буддийской литературы были для тибетцев абсолютно недоступными из-за отсутствия собственного алфавита(следовательно, письменности и учёных, способных переводить с санскрита. Чтобы показать, насколько важна эта задача, царь отправил в Индию собственного министра Тхонми Самбхоту (VII в.), много лет учившегося у одного кашмирского пандиты. Впоследствии Тхонми Самьбхота создал тибетскую письменность, использующуюся по сей день.

Третий из главных дхармараджей царь Ралпачен взошёл на престол в 815 г. н. э. В это время уже велись переводы буддийских текстов на тибетский язык, и Ралпачен всесторонне поддерживал эти начинания.

Индийские пандиты работали над переводами совместно с тибетцами – эта практика выполнения переводов с санскрита на тибетский язык впоследствии стала стандартной. Работа проходила в Самье и Дуньхуане – важном городе, расположенном на Великом шёлковом пути и в то время принадлежавшем Тибету. Все цари – от Трисонга Дэцена до Ралпачена – оплачивали работы по переводам и руководили ими: они стандартизировали терминологию и установили правила. Выполняя переводы, тибетцы выработали литературный язык, который, по сути, был создан специально для передачи Учения Будды. Ралпачен продолжал приглашать важных индийских пандит и учредил в Тибете систему покровительства монахам, согласно которой семь домов совместными усилиями должны были обеспечивать одного монаха.

Уничтожение и восстановление

Период царского покровительства и всё более глубокого и надёжного укоренения буддизма на земле Тибета закончился резко и внезапно в 838 г. н. э. убийством Ралпачена и восхождением на трон его младшего брата Лангдармы (правил в 838– 842 гг.). При Лангдарме в Тибете начался краткий, но весьма активный период гонений на буддизм. Тексты и статуи удавалось прятать, но монашеская сангха была изгнана из монастырей. Работу над переводами приостановили, и все прочие связанные с буддизмом начинания лишились поддержки. Лангдарма также был убит, после чего тибетская империя окончательно распалась. Начался длительный период раздробленности, характеризующийся частыми народными восстаниями, правлением военачальников и общим упадком практики Дхармы в Тибете.

Более столетия спустя группа тибетцев, жаждущих восстановить монашество в Центральном Тибете, отправилась на восток страны. Там они получили полные монашеские обеты от немногочисленных держателей линии преемственности, сумевших уберечь её во время раздробленности. Для принятия обетов необходимо присутствие пяти посвящённых монахов, и чтобы обеспечить необходимое количество, на церемонию были приглашены двое китайских держателей обетов. В память об этом одежды тибетских монахов по сей день имеют синюю окантовку на рукавах. Вернувшись в Центральный Тибет в 980 г. н. э., группа новообращённых монахов положила начало возрождению института монашества, восстановлению монастыря Самье, а также возведению множества новых храмов.

Тем временем одна из линий потомков царской семьи Тибета обосновалась далеко на западе, в царстве Гуге. Одним из главных чаяний правителей Гуге было вновь упрочить Дхарму Будды в Тибете. Среди многочисленных индийских учёных, которых они приглашали в свою страну, был знаменитый настоятель Викрамашилы Атиша Дипамкара Шриджняна (972/82 – 1054 гг.). Этот великий ученый из Бенгалии пр был в Тибет в 1042 г. и до конца своей жизни обучал и воспитывал множество тибетских учеников – сначала в Гуге, а затем и в Центральном Тибете. Атиша устранил возникшее в Тибете непо-нимание относительно взаимосвязи тантры и других форм буддийской практики, подчёркивая важность монашеских обетов и учения махаяны как основы для последующей практики тантры. Он стал родоначальником учений класса ламрим (постепенный путь), в которых всегда высказывался за поэтапное продвижение по уровням практики. Его главный ученик Дромтонпа (1004/1005 – 1064 гг.) основал школу, известную как кадам. Эта школа, уделявшая основное внимание развитию отречения, сострадания и тренировке ума, оказала влияние на все более поздние школы, начиная с кагью. Позже школа гелуг практически полностью интегрировала учения школы кадам в свою линию передачи. Кадам и появившиеся после неё школы называются сарма или Новыми школами, а свод учений, существовавший в Тибете до этих школ, стал известен как ньингма или Старая школа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: