Основные составные части любой системы - вход, выход, процессы, внутренняя среда и связи.




Раздел 3.

УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

 

1. Структуризация представления о научном
управлении здравоохранением

 

В настоящее время имеется немало определений управления, которые характеризуют его с различных точек зрения. И лишь комплексное их восприятие позволяет получить объемное, целостное представление об управлении. Это свидетельствует скорее не о какой-то путанице в этом вопросе, а о сложности описываемого явления и глубоко содержательном его богатстве. И в научном, и в практическом плане наибольший интерес представляют следующие определения, характеризующие управление с различных точек зрения:

- с точки зрения содержания - управление есть действия, направленные на достижение целей определенной системой;

- с точки зрения технологии - управление есть выявление отклонений (проблем) при достижении целей системы и принятие решений по устранению этих проблем;

- с точки зрения информационной сути - управление есть процесс сбора, хранения, анализа и использования информации о достижении целей системы, а также об эффективности принимаемых решений и предпринимаемых действий.

В принципе понятие "управление" является синонимом понятия "менеджмент". Английский термин "manager" подразумевает прослойку служащих, для которых управление является их профессией, и традиционно используется для сфер деятельности, связанных с производством товаров и получением прибыли. Смысл термина "управление" гораздо шире, понятия "менеджмент", и касается всех сфер деятельности человека и функционирования всех видов систем.

Профессионализм управленца (руководителя) заключается в наличии у него специальных знаний по управлению, специальных навыков управления, и способности работать с людьми по достижению стоящих перед ними целей.

Базой для научного управления здравоохранением, его методологической основой являются науки и теории об общих закономерностях управления (кибернетика, системология, теория информации), а также конкретные общие и медицинские науки об элементах управления (организация труда и производства, этика, психология, право, статистика, математика, социология, экономика, теория исследования операций, гигиена, организация здравоохранения, физиология, и др.). Само научное управление здравоохранением рационально представить состоящим из трех разделов - теории управления, практики управления и искусства управления.

Основы теории управления являются основополагающей базой для построения научно обоснованного и целенаправленного управления на любом уровне и для любого объекта.

В теории управления выделяются следующие разделы:

- содержание управления;

- технология управления;

- функции управления;

- методы управления;

- принципы управления;

- структура управления;

- связи управления.

В практике управления рассматриваются основные пути и подходы к использованию теории управления в конкретной практической деятельности руководителей органов и учреждений здравоохранения.

В практике управления выделяются следующие разделы:

- управление деятельностью объектов (учреждений и служб) здравоохранения;

- формирование и организация деятельности органов управления здравоохранением;

- организация технологии управленческого процесса, информационное обеспечение управления;

- организация управления медицинским и парамедицинским персоналом;

- организация труда руководителей;

- организация совершенствования системы управления;

- формирование и развитие внутри- и межотраслевых связей в системе управления здравоохранением.

В искусстве управления за основу берутся конкретные образцы и ситуации, которые при практическом использовании показали свою результативность или неэффективность. Через искусство управления накопленный в прошлом опыт трансформируется в настоящее и будущее, помогая более эффективно решать возникающие и прогнозируемые проблемы.

В искусстве управления выделяются следующие разделы:

- формирование базы данных о примерах, образцах эффективного управления;

- формирование базы данных о примерах, образцах неэффективного управления;

- выделение этапов трансформации опыта в искусство управления;

- формализация задач, стоящих при использовании примеров, образцов эффективного и неэффективного управления;

- факторный анализ причин и условий появления образцов неэффективного управления;

- формирование баз данных о типовых проблемных ситуациях и управленческих решениях.

__.2. Системный подход, системный анализ
и моделирование – методологические основы научного
познания управления здравоохранением

 

Системный подход – это методология познания мира, основанная на представлении о мире как о системе. Система при этом рассматривается как комплекс элементов и отношений, взаимосвязанных между собой и функционирующих как единое целое.

Сущность системного подхода состоит в том, что явление и процессы, протекающие в природе и обществе, вещи и предметы рассматриваются как целостные системы, состоящие из подсистем и определенного набора элементов. Множество элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, образуют определенную целостность, единство. Поэтому представление об изучаемом объекте как о целостной системе является исходным пунктом системного подхода, всякого системного изучения.

Основные составные части любой системы - вход, выход, процессы, внутренняя среда и связи.

Вход в систему - это любые материальные, энергетические, информационные или другие потоки (входные данные), пересекающие границы системы. Они идут из внешней среды; последняя с помощью этих входных данных влияет на состояние системы.

Процессы системы - это определенные наборы действий (операций), которым подвергаются вводимые в систему входные данные, в результате чего они преобразуются в конечный продукт функционирования системы (выходные данные).

Выход системы - конечный продукт деятельности системы, который проявляется в виде преобразованных входных данных. Выходные данные влияют на внешнюю среду, а через нее - и на функционирование самой системы.

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА СИСТЕМЫ – это все, что находится внутри границ системы. Все, что не относится к конкретной системе, и находится за ее границами, является внешней средой системы.

Связи системы - это ее взаимодействия как между элементами системы (внутрисистемные связи), так и с внешней средой (внесистемные связи).

Наиболее общее принципиальное изображение любой системы представлено на рис. 1.

 

 

 
 

 


Рис. 1. Схематичное представление системы

 

 

При системном подходе выделяются определенные свойства, которые имеются у любой системы, и которые необходимо учитывать при формировании и анализе функционирования системы управления. Среди основных свойств систем необходимо выделить следующие:

- делимость на составные части, или подсистемы; вхождение в системы более высокого уровня в качестве их составных частей, или подсистем;

- ориентация всех подсистем на достижение единой цели;

- подчиненность целей подсистем целям систем более высокого уровня, приоритетность целей систем по отношению к целям подсистем;

- исчезновение или изменение качеств системы при изменении набора ее элементов;

- наличие целостной структуры (внутренней формы организации) системы, характеризующейся устойчивостью, наличием границ, противодействием внутренним и внешним воздействиям, постоянным развитием, согласованностью функционирования, субординацией частей, а также причинно-следственным содержанием связей.

Системный подход наряду с такими общенаучными методами, как логический, математический, вероятностный, статистический, кибернетический и др., применим в различных областях науки, и имеет общеметодологическое значение.

системный анализ – является методом научного анализа конкретных проблем, основанным на концепции системного подхода. Системный анализ имеет выраженное прикладное направление, является методом решения конкретных проблемных ситуаций, и совокупность его методических приемов каждый раз должна соответствовать решаемой конкретной задаче. Основные принципы системного анализа вытекают из общих положений и методологических идей системного подхода, под влиянием и на основе которых он и возник. Этапы и содержание проведения системного анализа следующие:

- анализ конкретной системы и ее компонентов;

- выявление и анализ имеющихся проблемных ситуаций;

- разработка моделей оптимизации системы;

- синтез оптимизированной системы;

- анализ результатов функционирования оптимизированной системы.

Объектами, на которые направлено проведение системного анализа, являются основные компоненты системы - вход, выход, процессы, структура среды, внутри- и внесистемные связи.

Существуют различные МЕТОДЫПРОВЕДЕНИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА. Наглядную и удобную классификацию методов системного анализа предложил Шиган Е.Н. Он делит эти методы на две группы - по содержанию применения и по цели использования.

В первой группе методов системного анализа - по содержанию применения - выделяются следующие:

- вербальные методы - методы качественного, словесного описания системы, ее целей, функций, структуры, взаимодействия, связей, процессов и т.д.;

- графические методы - методы наглядного изображения с помощью различных элементов - точек, линий, связей - вербального описания системы. Чаще всего применяется построение “дерева” для разделения целых категорий (целей, функций, задач, проблем и др.) на составные части; формирование “блок-схем” для характеристики динамических процессов, функционирования объектов, состава структур; разработка “сетевых графиков” достижения целей и направления результатов;

- экспертные методы - методы на основе обобщения мнения специалистов при анализе трудноформализуемых целей, задач, проблем;

- математические методы - методы математического описания и моделирования систем, ее компонентов, проблемных ситуаций.

Во второй группе методов системного анализа - по цели использования - выделяются следующие методы:

- методы декомпозиции основаны на разложении целого на части. Эти методы применяются при декомпозиции проблемы на субпроблемы, системы - на подсистемы, цели - на подцели и т.д. Декомпозиция может осуществляться как по вертикали, так и по горизонтали. Методы композиции направлены на решение прямо противоположных методу декомпозиции задач, т.е. на составление целого из частей;

- методы упрощения систем используются для уменьшения сложности системы. Он основан на эквивалентном преобразовании сложной системы в более простую при сохранении целостности, информативности, назначения и способа функционирования системы. Чаще всего используется исключение отдельных элементов или их связей, а также их свертывание в более общие объединенные подсистемы;

- методы оценки структурной адекватности позволяют оценить, насколько соответствуют друг другу отдельные подсистемы, в какой степени деятельность каждой из подсистем соответствует цели, как соответствуют структура и функции системы друг другу и между собой и т.д.;

- методы оценки взаимодействия структурных частей направлены на изучение связей в системе, ибо без них не может существовать ни одна из систем. Анализ взаимосвязей в системе и за ее пределами является основой любого системного анализа. При этом связи классифицируются, устанавливаются их типы и характер, сила направленности, наличие и степень развития, дублирование и т.д.;

- методы оценки устойчивости систем во времени и пространстве. Временной фактор может изучаться в трех аспектах - в историческом (происхождение системы и ее развитие), на данный момент (диагностический анализ реально функционирующей или создаваемой системы) и на перспективу (прогнозирование поведения и развития системы). Любая система функционирует в пространстве, и для ее изучения используют различные методы вербального, графического и математического описания.

При проведении и использовании системного анализа особое место занимает моделирование.

В одних случаях моделирование выступает как метод системного анализа, в других - как его результат, в третьих - как способ решения проблемных ситуаций. Но в любом качестве моделирование является одним из ведущих методов познания таких объектов и решения таких задач, которые практически невозможно изучать в “натуре”. В таких случаях для изучения объектов применяются новые вспомогательные промежуточные объекты (модели), имеющие определенные соответствия с изучаемыми оригиналами. Таким образом, модель понимается как образ (представление) об исследуемом реальном объекте, который сохраняет главные черты и свойства объекта, а моделирование - как процесс создания и представления реальной системы в виде некой формализованной абстрактной системы.

Логическая последовательность процесса моделирования включает следующие этапы - постановка задачи; выбор или создание моделей; исследование модели; перенос полученных знаний с модели на оригинал.

В зависимости от характера применения моделей они делятся на три большие группы - описательные, нормативные и динамические.

Описательные (или дескриптивные) модели служат для изучения реально существующих систем и процессов, для их наблюдения, объяснения и предсказания развития. Они не предполагают какого-либо вмешательства в изучаемые процессы или системы. Такие модели обычно дают ответ на вопросы “Как есть?” или “Как будет?”. Такие модели дают общее представление о системе, объекте, и их используют для изучения самых общих изменений и тенденций.

Нормативные (или оптимизационные) модели используются для перестройки системы, для решения практических задач совершенствования управления системами. Они дают ответ на вопросы “Как должно быть?”. Такие модели используют для перестройки организаций, для управления системами по достижению поставленных целей, для выбора оптимальных вариантов решений, для оптимизации деятельности различных служб и учреждений.

Динамические (или имитационные) модели применяются для моделирования сложных систем, состоящих из множества подсистем. Функционирование последних зачастую имеет различные, нередко противоречивые цели, зависит от многих факторов и отличается неопределенностью. Эти модели отвечают на вопросы типа “Что будет, если события будут развиваться по тому или иному варианту?”, и зачастую состоят из различных моделей различного характера. Реализация моделей имитации деятельности изучаемых систем и проверки различных вариантов развития событий и решений осуществляется с помощью средств вычислительной техники.

Среди основных направлений применения системного анализа для решения проблем социальной медицины, организации и управления здравоохранением целесообразно выделить следующие:

- обоснование модели реформирования системы охраны здоровья, системы здравоохранения и отдельных медицинских служб и учреждений;

- прогноз развития здравоохранения на основе имитационного моделирования;

- разработка критериев для оценки здоровья отдельного человека, различных популяций и всего населения в целом;

- уточнение связей системы здравоохранения с другими системами жизни общества, а также роли факторов здравоохранения в формировании уровня здоровья населения;

- разработка комплексных критериев для оценки деятельности служб и учреждений здравоохранения, для оценки эффективности управления, а также для оценки здоровья населения;

- создание и выполнение целевых комплексных программ по приоритетным направлениям охраны здоровья и деятельности здравоохранения;

- разработка научно обоснованных систем информационного обеспечения управления здравоохранением;

- разработка автоматизированных систем управления здравоохранением;

- анализ возникновения проблемных ситуаций в здравоохранении, и выработка решений по их устранению.

Непосредственными результатами проведения системного анализа могут быть:

- построение моделей системы и ее компонентов;

- построение моделей управления системой;

- формирование “дерева” целей, функций, проблемных ситуаций и т.п.;

- построение информационных моделей;

- построение структурно-функциональных моделей;

- построение моделей взаимодействия и связей;

- разработка моделей оптимизации систем;

- обоснование развития автоматизированных систем управления;

- разработка моделей распределения ресурсов;

- создание программ реализации и совершенствования системы;

- обоснование принимаемых решений, и т.д.

При проведении системного анализа предполагается определенная первичная детализация основных элементов и компонентов системы здравоохранения (вход, процессы, выход и связи).

На входе системы находятся цели, потребности и ресурсы здравоохранения.

Среди процессов системы здравоохранения выделяются следующие:

- технологические (реализация основных медицинских технологий - лечебных, диагностических, профилактических);

- управленческие (реализация основных управленческих функций - организация, планирование, координирование, прогнозирование, регулирование, стимулирование, контроль);

- структурные (формирование и деятельность структурных подразделений управляющей и управляемой подсистем);

- функциональные (формирование и деятельность служб, занимающихся реализацией действий по достижению целей и удовлетворению потребностей системы);

- информационные (реализация сбора, обработки, сохранения и использования циркулирующей информации; информационное обеспечение системы и управления).

На выходе системы находятся данные о достижении целей, об удовлетворении потребностей и об использовании ресурсов в системе здравоохранения.

Среди внутрисистемных связей выделяются прямые и обратные связи между компонентами и элементами системы здравоохранения. Анализируется наличие, степень развития и устойчивость связей, способствующих достижению целей, удовлетворению потребностей и обеспечению процессов в системе здравоохранения.

При анализе системы “объект ↔ внешняя среда” предполагается детализация влияния на здравоохранение внешних факторов и условий, а также наличие и степень развития прямых и обратных внесистемных связей с другими отраслями народного хозяйства и сферами деятельности.

На основе анализа особенностей системного взаимодействия объекта и внешней среды в последнее время продуктивно развивается ситуационное управление (др. лат. situatio – обстановка, положение).

Ситуационное управление – одно из новейших представлений об управлении, смысл которого – применение науки, практики и искусства управления к реальностям любой ситуации. Оно исходит из того, что универсального способа достижения определенных целей при любых обстоятельствах не существует, и что эффективное управление – это всегда управление по обстоятельствам и ситуациям.

Ситуационный подход в управлении предполагает, что внутреннее построение и поведение системы есть ответ на воздействие внешней среды. Он основан на представлении, что любая организация – это открытая система которая 1) приспосабливается к своей весьма многообразной внешней и внутренней среде, и что 2) главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне ее. (Для социальных систем – первое бесспорно, второе – относительно, т.к. жестких границ между системой, подсистемами и внешней средой не бывает).

Важно понимать роль и место ситуационного управления в общем управленческом процессе, и уметь оценивать основные параметры внешней и внутренней среды, влияющие на формирование определенной ситуации и принятие решений.

Следует особо подчеркнуть, что перечисленные результаты первого этапа должны отображать два состояния моделей - описательное (“как есть сейчас”) и нормативное (“как должно быть”).

На основании нормативных моделей формируется нормативно-справочный фонд системы, позволяющий впоследствии эффективно разрабатывать различные модели оптимизации.

На последнем этапе осуществляется тщательный анализ функционирования оптимизированной системы или отдельных моделей оптимизации; при необходимости они могут вновь подвергнуться системному анализу по этапам.

Исходя из социально-системных концепций, Венедиктов Д.Д. и соавторы (3) рассматривают “... здравоохранение как сложную общественную динамическую функциональную систему, создаваемую и используемую обществом для осуществления всего комплекса социальных и медицинских мероприятий, направленных на охрану и постоянное улучшение здоровья каждого человека и общества в целом, а также на непрерывное накопление научных медицинских знаний и развитие науки как единственно возможной основы здравоохранения; на индивидуальную и общественную профилактику заболеваний, первоочередную охрану здоровья подрастающего поколения, контроль за санитарным состоянием окружающей среды; на обеспечение доступных для всего населения возможностей своевременной диагностики и квалифицированного лечения возникших заболеваний, включая восстановление трудоспособности и профилактику рецидивов болезней”.

 

__.3. Теоретические основы практики управления

 

Как уже указывалось в схеме научных основ управления здравоохранением (рис.1), в теории управления выделяются содержание, технология, функции, методы, принципы, структура и связи управления. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее, как с точки зрения теоретического представления, так и использования на практике.

СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ. Раскрытию содержания управления более всего соответствует уже приведенное выше определение: “Управление есть действия, способствующие достижению цели определенной системы”. Это одно из определений управления, отвечающее и научному и практическому его содержанию. При его применении необходимо четко представлять себе смысл тех понятий, которыми приходится оперировать при раскрытии содержания управления – “система”, “цель”, “задача”, “информация”, “обратная связь”, “модель”. Выше уже отмечалось, что система - это комплекс элементов и отношений, взаимосвязанных в единое целое, и что в любой системе выделяют вход, выход, процессы, а также внутри - и внесистемные связи (рис.2). Из наиболее существенных характеристик любой системы в управленческом аспекте необходимо выделить ее ориентацию на достижение целей: наличие устойчивой структуры; делимость на части (прежде всего на управляемую и управляющую подсистему); появление новых свойств при интеграции систем; подчинение целей подсистем целям систем более высокого порядка. Следует специально подчеркнуть, что на входе любой системы находится как минимум ее цель. Не касаясь общей характеристики классификации систем, необходимо остановиться на тех подходах, которые имеют особое значение для рассматриваемого вопроса - управления здравоохранением. Системы бывают управляемые (когда изменения элементов системы обусловлены внешним воздействием), самоуправляемые (когда изменения происходят из-за внутренних воздействий), и комбинированные. Необходимо помнить, что подмена или искусственное вытеснение самоуправляемости зачастую приводит к дестабилизации и нежизнеспособности сложных систем. Выделяют также системы физические, социальные, экономические и биологические (в последнем случае цели систем заложены в них самих в виде стремления к сохранению постоянства внутренней среды с помощью механизмов саморегулирования - т. н. “гомеостазиса”).

Цель - это долгосрочное, а задача - краткосрочное направление движения и развития системы. Установление целей является одной из главных предпосылок построения эффективной системы управления. Любая организация как целостная система формируется, функционирует и развивается ради достижения стоящих перед ней целей. Целеполагание - это исходный момент в процессе управления. На основе общих целей детализируются:

- статус, структура и принципы работы организации;

- органы управления и задачи руководства;

- критерии оценки эффективности функционирования организации и эффективности управления ею.

При выборе главных целей системы управления здравоохранением на первые места должны выдвигаться:

- интересы, ожидания и ценности потребителей в настоящий момент и в перспективе;

- качество функционирования организации;

- устремленность в будущее по приоритетам и направляемым усилиям.

В реальных условиях цели должны быть конкретизированы и количественно измерены с помощью соответствующих показателей. Цели обычно состоят из подцелей и конкретных задач, реализация которых приближает поэтапно достижения конечных целей.

Информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Эти сведения устраняют неопределенность, используются с целью получения знаний, подготовки и принятия решений. Управление начинается со сбора информации, и осуществляется благодаря ее обработке, хранению, анализу и использованию.

Обратная связь (или регулирование по отклонениям) - это своего рода контролер, осведомитель, регулировщик системы управления. На выходе системы формируется сигнал о наличии отклонения фактического значения результата от ожидаемого. Этот сигнал поступает в регулятор, воздействия которого на вход системы должны быть направлены на уменьшение отклонения. Введение контура обратной связи в схематичное изображение системы позволяет получить СОДЕРЖАТЕЛЬНУЮ МОДЕЛЬ системного управления организацией (рис. 2), в которой уже выделяются два основных элемента системы управления – субъект и объект управления, или управляющая и управляемая подсистемы.

 


Рис. 2. Содержательная модель системного управления

 

При этом, как указывалось выше, модель понимается как образ (представление) об исследуемом реальном объекте, который сохраняет главные черты и свойства объекта, а моделирование - как представление реальной системы в виде некой формализованной абстрактной системы.

Следует еще раз подчеркнуть, что на входе системы здравоохранения, кроме цели, находятся также потребности в медицинской помощи и ресурсы для их удовлетворения.

Суть ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ вытекает из следующего определения: “Управление есть процесс выявления возникающих при достижении цели отклонений, с последующими принятием и реализацией решений по их устранению”. Центральное место в понимании и реализации технологии управления занимают такие понятия, как “проблема” и “решение”. Проблема (или отклонение, или рассогласование) рассматривается как несовпадение фактического состояния дел с ожидаемым, что обычно выражается как |Pi-Pi1|, где Pi- ожидаемое, а Pi1 - фактическое состояние функционирования системы. Таким образом, на входе управляющей подсистемы находятся проблемы, а на выходе - решения по их устранению. Для четкой реализации технологии управления в начале контура обратной связи должен быть сформирован нормативно-справочный фонд системы, при сравнении с которым фактических выходных параметров начинается процесс выявления отклонений. Управление состоит как минимум из двух этапов - выявление проблем и их устранение. При отсутствии любого из этих этапов процесс управления не может быть реализован. Для удобства практического применения внутри этих двух основных этапов можно выделить более детальные технологические этапы управленческого процесса. Представляется целесообразным выделить шесть таких этапов:

- выявление проблем (1);

- анализ проблем (2);

- разработка проектов решения (3);

- принятие решения (4);

- реализация решения (5);

- анализ эффективности решения (6).

На каждом из этапов решаются конкретные задачи, которые вытекают из названия этих этапов.

Решения являются вторым центральным и обязательным понятием технологии управленческого процесса. Под решением следует понимать результат функционирования субъекта управления, направленный на устранение проблемных ситуаций, возникающих в объекте управления при достижении стоящих перед ним целей.

Решения по своему виду могут классифицироваться следующим образом:

- по оформлению (письменные, устные, смешанные);

- по изложению (директивные, рекомендательные);

- по органу принятия (коллегиальный орган управления или лично руководитель);

- по форме (приказ, постановление, распоряжение, решение, инструкции, СНИП, план, рекомендации, заключение, должностная инструкция, функциональные обязанности, положение, и т.п.);

- по результатам (эффективные, неэффективные);

- по иерархии управления (государственные, региональные, городские, учрежденческие, персональные);

- по масштабности (стратегические, тактические, оперативные).

По степени творческого содержания решения бывают рутинные (все процедуры строго предписаны); селективные (есть в определенных границах инициатива и свобода действий); адаптационные (поиск нового решения известной проблемы); инновационные (поиск способа понимать совершенно новые и непредсказуемые проблемы, решение которых требует развития способности мыслить на новом уровне).

Многообразие решений находится в прямой зависимости от многообразия проблем, на устранение которых они направлены.

На этапе решения проблем наиболее применимы следующие методы:

- логические (декомпозиция целого на составные части, выделение “узких” мест и ведущих звеньев, сравнения, группировки, и т. п.),

- математические (корреляционный и дисперсионный анализ, математическое моделирование, теория массового обслуживания, линейное и динамическое программирование, и др.). Они применяются при решении хорошо структурированных проблем, в которых четко определены взаимосвязи переменных, ограничения и целевые функции;

- эвристические, основу которых составляет методология творческого мышления (аналогий, “мозговой атаки”, и др.).

- малоформализуемые методы (обращения к известным авторитетам, к здравому смыслу, к интуиции, к истории, и т.п.).

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ различают общие (не зависят от объекта управления и носят универсальный характер) и специфические (обеспечивают достижение специфических для объектов управления целей и задач). К числу общих функций управления относятся:

- планирование;

- прогнозирование;

- организация;

- регулирование;

- координирование;

- стимулирование;

- контроль.

Необходимо отметить, что не существует очень жестких границ между перечисленными функциями, так как при их реализации происходит постоянное взаимопроникновение и дополнение друг друга в общем процессе управления. Все перечисленные функции объединяются в одну наиболее общую функцию - функцию руководства.

Планирование - управленческая функция, заключающаяся в определении целей и задач системы управления на следующий период деятельности, а также средств их достижения. Являясь общей функцией, планирование одновременно представляет собой часть процесса управления.

План - это наиболее распространенная разновидность управленческого решения. Является сознательным актом субъекта управления, который, опираясь на имеющуюся в его распоряжении информацию, конкретизирует цели и задачи, выбирает действия, пути, способы и средства их достижения. Таким образом, план - это взаимосвязанный комплекс целей и средств их реализации. Любые планы, как виды управленческого решения, обладают определенной общностью - они представляют собой программы функционирования систем.

Прогнозирование - управленческая функция, позволяющая предвидеть тенденции развития системы, формировать возможные или желательные варианты ее развития.

Организация - управленческая функция, призванная обеспечить выполнение плана или создать условия для его принятия. Функция организации приводит систему в состояние возможности для выполнения планов и достижения целей и задач. Цель функции организации - сформировать управляющие и управляемые подсистемы, а также связи и отношения между ними. Ее предназначение - обеспечить взаимосвязь и эффективность всех других функций управления.

Результатами реализации функции организации являются:

- построение структуры системы управления и создание органов управления;

- формирование управленческих подразделений (штатных и внештатных), и - установление взаимосвязей между ними;

- разработка должностных инструкций и расстановка управленческих кадров по функциональному принципу;

- определение норм управляемости, использование прогрессивных средств управленческого труда;

- организация здоровой конкуренции;

- решение вопросов совершенствования системы управления (выявление и исследование организационных проблем, обнаружение симптомов неуправляемости, осуществление рационализации управления, и т. д.).

Функция регулирования обеспечивает необходимое состояние упорядоченности и устойчивости системы в случае отклонения от заданных параметров. Через выполнение этой функции достигается равномерность и устойчивость функционирования системы.

Координирование как общая управленческая функция обеспечивает согласованность всех звеньев и специалистов системы управления. Разделение и специализация в труде и управлении требуют обязательного координирования.

Основные формы координирования:

- взаимоинформация руководителей подразделений и их структур;

- согласование рабочих графиков, развитие связей и контактов;

- взаимоувязка деятельности исполнителей;

- проведение координационных совещаний, согласование действий и проектов решений;

- координация первым руководителем своих заместителей;

- создание и проведение координационных советов и структур;

- четкость разработки и применения координационных нормативных документов (графики работы руководителей функционально-структурных подразделений, планы, схемы управления, и т. д.).

Функция стимулирования побуждает участников системы управления быть заинтересованными в результатах своей деятельности. Основные виды стимулирования – административные (организационно-распорядительные), материальные и социально-психологические. Наибольший эффект достигается при сочетании различных видов стимулирования и учете потребностей и мотиваций участников системы управления.

Функция контроля призвана постоянно представлять информацию о действительном состоянии функционирования системы и ходе выполнения принимаемых решений. Эта функция основана на принципе организации обратной связи.

Специфические функции управления здравоохранением вытекают из специфики содержания управления его структурно-функциональными подсистемами - больницами, поликлиниками, службами, учебными и научными заведениями и др., и прежде всего определяются спецификой их целей и информационных связей.

Структура и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: