Тема 7. Социальный институт как элемент социальной системы




Подходы к определению социального института у различных авторов: М. Вебера, А. Миллера, Т. Веблена, Т. Парсонса. Этапы образования социального института (институциализация). Институциональные признаки. Источники развития (или кризиса) социальных институтов. Понятие аномии. Основания типологии социальных институтов, ее значение в социологическом анализе. Функции и дисфункции социальных институтов (явные и латентные). Анализ условий эффективного функционирования социальных институтов. Социальные институты в современном российском обществе.

 

Тема 8. Семья как социальный институт

Социологические теории семьи. Социальный институт семьи как индикатор состояния общества и успеха социальной системы в целом. Основные функции семьи. Исторические типы семьи и формы брака. Современные типы семьи. Альтернативные семейные стили. Жизненный цикл семьи. Трансформация структуры семьи. Семейные ценности. Тенденции в сфере брака и семьи: профессиональная деятельность, гендерные роли, равноправие, самореализация, самостоятельность и др. Иерархия власти и авторитета в семье. Конфликты в семье: признаки, структура, причины, разрешение. Демографические аспекты разводов, факторы разводов. Супружество и родительство. Материнство и отцовство как факторы социализации. Влияние семейной социализации на формирование личности. Социальные проблемы семьи и семейная политика.

 

Тема 9. Социология экономической жизни

Предмет и объект экономической социологии. Место экономической социологии в системе общественных наук. Методологические основы экономической социологии: позитивизм в исследовании экономики (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм), материалистический метод (К. Маркс), метод понимающей социологии (М. Вебер), метод формальной социологии (Г. Зиммель), метод структурно-функционального анализа в экономической социологии (Т. Парсонс). Экономика как социальный процесс. Социальные общности в экономической системе. Социально-экономическая структура общества. Социальные субъекты экономических отношений. Труд как основа экономической системы. Труд как социальное взаимодействие. Разделение труда в современном обществе. Экономическая культура: ее сущность и функции. Социально-трудовая мобильность современного общества. Миграция как вид социально-трудовой мобильности. Проблемы отчуждения труда и пути их решения. Роль экономики в развитии общества. Экономическое поведение и система этических, экономических ценностей. Характеристика современного «экономического» человека.

 

Тема 10. Личность и общество

Личность как субъект и продукт социальных отношений. Личность как социальное явление в истории социальной мысли. Социологические концепции личности. Ролевая концепция личности
(Ч. Кули, Дж. Мид, Р. Линтон). Концепция социального поведения (Б. Скиннер, Дж. Хоманс и др.). Признаки социальной роли по
Т. Парсонсу (эмоциональность, способ получения, масштаб, формализация, мотивация). Структурные элементы роли. Проблема единства личности в ролевой концепции. Социально-исторические и социально-культурные типы личностей. Социальная динамика личности. Социализация личности. Институты социализации. Структура личности. Статусы, роли, диспозиции. Социальная значимость как основная личностная ценность. Ее модусы, процедуры и средства социального признания. Теория М. Мид о трех типах культур: постфигуративные, кофигуративные и префигуративные. Успешная и неуспешная социализация.

Личность как итог процесса первичной социализации. Социальные статусы и роли. Социальный контроль. Ресоциализация и десоциализация. Социальная реабилитация личности. Социализация как объект научных интересов общественных наук.

 

Тема 11. Социальные организации

Организации как высший уровень развития социальных систем. Строение, структура и тип связей социальных организаций. Формальные и неформальные организации. Иерархия организаций. Понятие бюрократии. Макс Вебер об «идеальном типе бюрократии». Типология организаций (деловые организации, общественные союзы, ассоциации, поселения). Социальные функции организаций. Организационные патологии. Виды оргпатологий. Патологии в строении организаций. Патологии управленческих решений. Специфика организационного конфликта. Конфликт формальных и неформальных структур организации. Способы разрешения и управления конфликтом в организациях и между ними.

Тема 12. Социальные изменения и социальная стабильность

Социальные изменения: понятия и виды. Прогресс, эволюция и социальные изменения. Теории социально-исторических изменений: социал-дарвинизм, однолинейная и мультилинейная эволюции, исторический материализм. Формы реализации социальных изменений. Факторы социальных изменений. Понятие социального развития. Революции и социальные движения. Нелинейный характер социального развития и проблема социального прогресса. Стабильность и управляемость общества. Понятие модернизации общества. Проблемы модернизации современного российского общества. Проблема демократизации в контексте социальных преобразований современного российского общества. Тенденции мирового развития. Глобализация социальной жизни.

 

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Студенты заочной формы обучения выполняют одну контрольную работу по дисциплине «Социология». Контрольная работа включает три вопроса. Содержание контрольной работы должно соответствовать вопросам, раскрывать их нужно логично и последовательно. Контрольная выполняется строго в установленные сроки до начала экзаменационной сессии и представляется методисту заочного факультета. Студент допускается к зачету/экзамену по дисциплине «Социология» лишь при условии своевременного выполнения им контрольной работы и получения отметки «зачтено».

Выбор варианта контрольной работы осуществляется в соответствии с двумя последними цифрами личного дела (шифра) студента. Например, если шифр заканчивается цифрой «29», то номер варианта контрольной работы – 5.

Номер варианта контрольной работы необходимо поставить в начале работы. Контрольная работа, выполненная по неправильно выбранному варианту, не рецензируется и не возвращается.

Таблица для определения номера варианта контрольной работы

Предпоследняя цифра шифра Последняя цифра шифра
                   
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Для выполнения контрольной работы рекомендуется использовать:

1) основные и дополнительные источники, представленные в списке рекомендуемой литературы;

2) материалы центральных и местных СМИ – газет, телевидения;

3) ресурсы интернета: библиотека РГИУ (Русский гуманитарный Интернет-университет); Ихтика; Гумер; электронные библиотеки социологического, философского и исторического факультетов МГУ им. М. В. Ломоносова. Отыскать необходимые источники поможет специальная поисковая система в области электронных книг «ebdb» (electronic books data base). Ее адрес в сети: http: //www.ebdb.ru.

Список основной и дополнительной литературы носит рекомендательный характер. Рекомендованная литература – это необходимый научный аппарат для студента, который можно использовать для изложения суждений и выводов, основанных на собственных наблюдениях.

Самостоятельный поиск литературы студентом будет способствовать лучшему развитию навыков, умений, более глубокому освоению теоретического материала.

 

Структура контрольной работы

1. Титульный лист. На нем указывается название вуза, кафедры, дисциплины, номер варианта, фамилия, имя и отчество студента полностью, курс, группа, номер зачетной книжки, дата выполнения контрольной работы.

2. Оглавление. Контрольная работа выполняется в соответствии с планом, который располагается на второй странице работы. Он содержит перечень вопросов с указанием страниц. План указан в варианте контрольной работы и состоит из двух вопросов и одной задачи, подразумевающей самостоятельный анализ студентом различных социальных явлений.

3. Содержание работы. Начиная с третьей страницы, студент последовательно достаточно полно и глубоко раскрывает вопросы контрольной работы. Переход от одного вопроса к другому в тексте работы выделяется соответствующей цифрой и формулировкой вопроса. Каждый вопрос излагается с новой страницы. Все ответы должны быть примерно одинакового объема.

4. Список литературы. Список литературы приводится в конце работы. Он должен включать только источники, действительно изученные и использованные студентом при подготовке контрольной работы, на которые имеются ссылки в тексте. Список должен содержать не менее 10 наименований.

5. Приложение. В приложениисодержатся документы сбора социологической информации, разработанные студентом. Это могут быть образцы анкет, протоколов наблюдений, схем анализа текстов, таблицы, диаграммы и т. п.

В конце работы ставится дата сдачи ее на рецензирование и подпись автора.


Правила оформления контрольной работы

Контрольная работа выполняется на компьютере на листах бумаги формата А4 книжной ориентации.

Работа должна быть сброшюрована.

Размер полей:

– верхнее – 2 см;

– нижнее –2,5 см;

– левое –2,5 см;

Правое –1,6 см.

Для ввода текста используются:

шрифт – Тimes New Roman;

размер –14 пт;

межстрочный интервал – полуторный;

способ выравнивания – по ширине;

начертание – обычное.

Отступ первой строки (абзацный отступ) – 1 см.

Автоматическая расстановка переносов.

Кавычки должны быть оформлены единообразно.

На одной строке должно быть 60–65 знаков, пробел между словами считается за один знак; плотность текста 28–30 строк.

Объем контрольной работы – не менее 15 страниц основного текста. Титульный лист, оглавление, список литературы, приложение не учитываются.

Нумерация сквозная, начиная с первого вопроса плана. Порядковый номер страницы следует проставлять в середине верхнего поля арабскими цифрами.

Любое заимствование из литературного источника должно иметь ссылку. Существуют два основных типа ссылок на используемую литературу:

1. Ссылка на имя автора и год его публикации, например: [Иванов И. И., 2010]. При приведении цитат указывается дополнительно страница(ы) цитаты, например: [Иванов И. И., 2010, С. 123] или [Иванов И. И., 2010, С. 123–124]. В списке литературы все используемые литературные источники приводятся в алфавитном порядке.

2. По принципу цифровых указателей. Здесь указывается порядковый номер публикации (в общем списке используемой литературы), при этом данный тип ссылок заключается в квадратные скобки, например: [1] или [1, с. 123] или [1, с. 123–124]. Список литературы формируется в порядке использования материалов. При использовании текстовых редакторов типа Word, Lexicon for Windows и т. п. можно приводить сноски (о правилах их составления см. в разделе «Помощь текстового редактора»).

Список литературы должен быть оформлен в соответствии с ГОСТ 7.82–2001, расположен в алфавитном порядке по фамилии автора или, если их несколько, по фамилии первого автора или по названию произведения.

Примеры оформления книг и статей в списке литературы:

Книга одного, двух авторов:

Анисимова, Г. В. Социально-экономическое неравенство: тенденции и механизмы регулирования: монография. – М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2010. – 167 с.

Книга четырех и более авторов:

Багдасарьян, Н. Г. Социология: учеб. пособие для вузов / М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян; под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт, 2010. – 590 с.

Словари, энциклопедии:

Тезаурус социологии: тематический словарь-справочник / под ред. Ж. Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 487 с.

Статья из журнала:

Тихонова, Н. Е. Низший класс в социальной структуре российского общества // СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – №5. – С. 24–35.

Статья из газеты:

Розэ, А. Тяжесть лавров бакалавров // Российская газета. – 2011. –
8 сентября.

Описание электронного ресурса из Интернета:

Клоцвот, Ф., Голубева, Г. Прогноз развития экономики России на 2008 год. – (https://www.vedomosti.ru/)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: