Тема: Анализ 2-3 части романа. Штольц. «Собственно роман». Пробуждение. «Восхождение героя». Обломов и Ольга Ильинская.
Цели уроков: анализ, сопровождаемый комментированным чтением отдельных сцен.
1. По замыслу Гончарова. Только со 2 части начинается собственно роман. (Из письма Гончарова к Л. Н. Толстому: «Не читайте 1 часть «Обломова», а если удосужитесь, то почитайте 2 и 3».)
Когда на французском языке была переведении лишь 1 часть «Обломова» и в таком самостоятельном виде напечатана, негодованию Гончарова не было предела: «…в этой 1 части заключается только введение, пролог к роману, комические сцены Обломова и Захара – и только, а романа нет! Ни Ольги, ни Штольца, ни дальнейшего развития характера Обломова. Остальные 3 части не переведены, а эта 1-я часть выдана за отдельное сочинение! Какое нахальство».
Со 2 части повествование теряет статичность. Появляется Ольга. Грядет любовная драма, в драматическом действии развёртывается подлинный характер главного героя.
Главы 2 части.
Правда, открывается 2 часть портретом Штольца, но в том-то и особенность «Обломова» как монографического романа, центростремительного по своей конструкции, что этот портрет даётся не самостоятельно, а в постоянном сопоставлении с Обломовым. История Штольца больше рассказана, чем представлена в картинах (а образ Обломова уже сформировался в воображении читателя), характеристика Штольца «работает» не столько на него самого, сколько на его друга.
Портрет, история Штольца (2гл., ч.2)
Штольц рос и воспитывался по соседству с Обломовкой, но формирующие его характер условия были совершенно разными. Отец героя – немец, управляющий в дворянском поместье, привил сыну навыки самостоятельного и упорного труда, умение полагаться на собственные силы. Мать – русская дворянка с нежным сердцем и поэтической душой – передала Андрею свою духовность. В отличие от Обломова, Штольц – воплощённая энергия: с. 147 (2 глава).
|
Если Обломов - весь в стихии эмоциональной – Штольц предельно рационалистичен: «148/2, 2 ».
Вот такими категорическими формулировками «рассказан» Штольц. Ощущается некоторая «сделанность». А помните, как говорил Гончаров об истоках характера Штольца. Что-то уж слишком они математически выверены: «144 », 1-я глава.
(Филистер – человек с узким обывательским кругозором; бурш – студент, принадлежащий к одной из студенческих корпораций.)Определение записать в тетрадь.
Возникает мысль: не искусственно ли сконструирован в качестве антипода герою романа этот Штольц «150/3 » (гл. 2):
- отрицанием обломовской мечтательности, робости перед жизнью «148/1»,
- аморфности характера «150/1»,
- его мучительной рефлексии «150/2».
От такого нагнетения качеств «положительных» подрывается доверие читателя не только к достоверности, но и к самой «положительности» этих качеств. Запись в тетради. Пуританский (словарь: отмечающийся строгой, показной нравственностью) фанатизм, расчётливость Штольца заставляют с симпатией вспоминать… слабого, ленивого, но противоречивого и страдающего Обломова. Таков неожиданный эффект апофеоза Штольцу.
4. Записать в тетрад ь. Есть такой литературный приём – антитеза – художественное противопоставление. Роман «Обломов» весь строится на антитезах:
|
Прошлое – настоящее,
Обломовка – Петербург,
Обломов – Штольц.
Этот список можно продолжить. Гончаров всячески подчёркивает противоположность Обломова и Штольца:
· Обломов русский, Штольц – наполовину немец и, главное, немец по воспитанию.
· Обломов – барин. Штольц – сын управляющего.
· Обломов – бездельник. Штольц – предприниматель. (Автор довольно небрежно характеризует занятия своего героя: «147/1 ». Рассказывать об этом Гончарову неинтересно: сам он не смыслил в коммерческих делах.)
5. В оценке Штольца, как ни странно, сошлись даже Добролюбов и Дружи нин. Им обоим образ показался малоудачным, сухим и невыразительным. Правда, объяснили они это по-разному.
· Добролюбов отметил, что в современной русской жизни пока слишком мало энергичных, деятельных людей, и потому писателю не удалось ярко показать такой тип.
· Дружинин же считал Штольца прежде всего художественной неудачей Гончарова: «…это … персонаж, обрисованный с излишнею кропотливостью, которая всё-таки не даёт нам должной полноты впечатления».
Задумаемся: что значит «должной полноты»? Может быть, Андрей Иванович и не очень запоминается как личность (по крайней мере, он кажется тусклым на фоне Обломова), зато он в полной мере воплощает в себе идеалы, принципы, стиль новой жизни. Во 2-й половине 19 столетия Россия запоздало вступала в новый век. Большие города, промышленность, торговля – всё это вытесняло былой покой помещичьих гнёзд. На смену мечтателям приходили деловые люди. Таким деловым был и Штольц. И действительно неважно, чем именно и с кем конкретно он торговал.
|
Эта тема делает роман «Обломов» удивительно современным. Разве мы сегодня наблюдаем не те же процессы? Разве не торжествуют энергичные, предприимчивые… и безжалостные?
Да, Штольц безжалостен. Он вроде бы и любит Обломова и желает ему добра. Но всё равно рассказывает Ольге о том, что застал друга в разных чулках – хотя и знает, как боится Илья Ильич огласки этой позорной истории.
Организуя знакомство Ольги с Обломовым, Штольц как будто устраивает очередную торговую сделку. Всё рассчитано. Всё разумно. Но всё срывается.
6. – Заканчиваются главы о Штольце горячим «комплиментом» … Обломову, «в основании натуры которого «151 » (гл. 2).
Так открыто заявлена одна из ведущих тем всего будущего повествования – тема «чистого, светлого и доброго начала » натуры Обломова. В 1-й части она робко прозвучала в 6 – 8 главках, когда открылось различие между Обломовым и «пошлыми людьми », достойными лишь гоголевского осмеяния. Теперь же первое упоминание об Обломове сопровождается целым «этюдом» о его простом и нехитром сердце, который уподобляется начальному аккорду совсем нового по тональности повествования.
7. Глава 3.
Вот развивается сцена, начатая в 1-й части, - приезд Штольца: та же комната, тот же диван, Обломов на нём, рядом Захар. Но изменились сами авторские ремарки, которыми сопровождается разговор героя с приехавшим другом. Наедине со Штольцем, единственно близком ему человеком, Обломов становится таким, каким он был в тайной исповеди перед самим собой «в одну из ясных, сознательных минут в его жизни» (гл. 8, ч. 1, с. 94). Он отвечает на вопросы Штольца о своей жизни с. 151, 154 (гл. 3). В Илье Ильиче нет ни грани самодовольства «пошлого человека », грустно-скептически относится он к самому себе. Он отвечает на вопросы Штольца «печально», «с едва заметной горечью», «со вздохом».
8. Глава 4, часть 2. Но 1-й разговор со Штольцем лишь подготовка ко 2-му, чрезвычайно важному и предельно ёмкому, где по-настоящему раскроется новая грань личности Обломова, всплывёт доселе скрытая новая грань личности Обломова, всплывёт доселе скрытая мотивировка его безделия.
«с. 157/3», - заявляет Обломов Штольцу после целой недели, проведённой под его руководством в обществе, в хлопотах о делах. И в ответ на малоубедительные оправдания Штольца обрушивает на него свои страстные филиппики (словарь: грозные, обвинительные речи. Афинский оратор Демосфен разоблачал в своих гневных речах врага афинской демократии Филиппа Македонского): ситуация почти невозможная – ведь перед нами самоуверенный Штольц и робкий ленивец Обломов. Но тем большего она заслуживает внимания: Обломов нападает, а Штольцу нечем парировать.
«157/2». Вся та деятельность, которую в качестве образца представлял Штольц Обломову, кажется герою бессмысленной, пустоутробной: «159/1».
Так бездеятельность Обломова получает новое объяснение: он не только не может, но и не хочет включаться в этот круговорот пустоты, где за внешней энергичностью скрывается тот же всепоглощающий сон.
Вступив в круг «деятельных людей», - считает Обломов, - неминуемо потеряешь себя. «157/1» - взывает он к Штольцу.
Вспоминаются подобные репликив эпизодах «парада гостей ». «33/1» (ч 1, гл. 2) – недоумевает Обломов, выслушав рассказ франта Волкова о его «бешеной» светской жизни.
Судьбинский сообщает Обломову в качестве главной новости такое служебное нововведение: «34 » (1 часть, гл. 2). «36/2 » - думает Обломов, провожая глазами довольного собой карьериста… Серьёзность этих реплик «снималась» в 1 части ироническими авторскими оценками самого героя. Теперь же, в сцене со Штольцем, авторский тон по отношению к Обломову абсолютно серьёзен.
А Штольц молчит. Почему? (А за молчанием Штольца угадывается даже авторское благословение «филиппик» героя.)
А ведь обеспокоен измельчанием человека такой герой, который обладает светлой душой, - личность, пусть и растерявшая многое из своего природного богатства.
Илья Ильич был хорошо знаком с надеждами, так и со «всеобщими человеческими скорбями » и разуверениями. Юный Обломов вместе со Штольцем мечтал увидеть картины Рафаэля, Тициана, Корреджо, росписи Микеланджело, статую Аполлона Бельведерского, зачитывался произведениями Руссо, Шиллера, Гёте, Байрона. (164) Каждое из этих имён и все они вместе весьма точно указывают на духовные возможности и идеалы героя «Обломова».
· Ведь Рафаэль – это прежде всего «Сикстинская мадонна », в которой современники Гончарова видели воплощение и символ вечной женственности;
· Шиллер был олицетворением идеализма и идеалистов;
· автор «Фауста » впервые выразил в этой философско-поэтической драме человеческую жажду абсолюта и сознание его возможности, а Руссо идеализировал «естественную» жизнь среди природы и вдали от бездушной цивилизации.
В своём полусонном петербургском существовании герой не мог, по его словам, «равнодушно вспомнить Casta diva », т. е. ту самую женскую арию из «Нормы » В.Беллини (163), которую он затем услышит в проникновенном исполнении Ольги Ильинской. Показательно, что своим толкованием арии ещё до знакомства с Ольгой предугадал драму их любви. «Какая грусть, - говорит он,- заложена в эти звуки!.. И никто не знает ничего вокруг… Она одна… Тайна тяготит её…»
- А почему богатство растеряно? «166/1 », - с горечью спрашивает себя Обломов. Взгляд, брошенный на себя, не снимает вопроса: «166/2 ». И тогда герой начинает всматриваться в мир вне себя. «166 /3 ».
И горьким итогом звучат заключительные фразы этого монолога: «166/4, 5».
Если сопоставить признания Обломова в разговоре со Штольцем с его же монологами в начале романа, то создаётся впечатление, что их произносят 2 разных человека. «89 » - последний абзац – доказывает барин, крепостник, самодовольный бездельник, подобный Манилову, Ноздрёву.
9. Монолог «166/3 » сразу заставляет вспомнить горестные размышления Печорина с. 531 («Княжна Мери» от 3. 06). Апатия Печорина была иного происхождения, чем лень Манилова… Так намечается 2-я, печоринская ипостась (сущность – из др. гр. философии) Обломова: он не только выражение среды, но и её жертва. Между средой и героем обнаруживается расхождение, угадывается антагонизм.
Между написанием1-й и последней частей10 лет. Изменился и писатель, и сама жизнь за это время. Романы 50-х внимательны к многогранному миру человеческой души, её противоречивым и драматическим порывам. Романы объясняют жизнь, анализируют её. А в 40-е г.г. – улавливание только уродливых и смешных сторон частных типов. («Мёртвые души »).
Гончаров 10 переломных лет писал один роман, и изменение эстетических позиций этого художника запечатлелось внутри одного произведения.
Ольга Ильинская.
Предыстория романа завершилась появлением героини – Ольги Ильинской. Спор, каков настоящий Обломов: «гоголевский персонаж » первой части или «лишний человек » второй – решился самим развитием любовного сюжета. «Обломовы выдают всю прелесть, всю слабость и весь грустный комизм своей натуры именно через любовь к женщине»
«Объяснить» Обломова призвана Ольга. По натуре деятельная, энергичная, Ольга – исключение в своей среде, личность самобытная. Глубокая, принадлежит к тому же типу русских женщин, что и Татьяна Ларина.
В первом представлении Ольги читателю сразу улавливается сходство её с пушкинской Татьяной (гл. 5 с. 171) Как и Татьяна, Ольга не имеет успеха в свете, озадачивая и отпугивая своей н еобычностью завсегдатаев балов.
В облике Ольги подчёркнут редкий артистизм (173) и печать мысли на лице. (173/2). «Поэтическое одушевление » «Обломову» придавал одухотворённый образ Ольги И., отразивший представления писателя о высоком назначении женщины в деле нравственного и эстетического совершенствования человека.
Д. з. Прочитать 6 -10 гл., 2 часть. В тетради написать Сравнительную характеристику Обломова и Штольца.