УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образовательной политике
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2011 г.
Рабочая программа дисциплины
«Металлоконструкции подъемно-транспортных машин»
Для студентов всех форм обучения
Направление подготовки - 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)
Профиль подготовки - «Машиностроение и материалообработка»
Профилизация «Подъемно-транспортное оборудование»
Екатеринбург 2011
Рабочая программа дисциплины «Металлоконструкции подъемно-транспортных машин» [Текст] / авт. Н.Н.Эльяш; В.В. Каржавин; ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2011. 20 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).
Авторы: канд.техн.наук., доц. Н.Н. Эльяш
докт. техн.наук., проф. В.В. Каржавин
Рецензент: канд.техн.наук, доц Л.Т.Плаксина
Одобрена на заседании кафедры автомобилей
Протокол от «__»________ 2011 г. № ___.
Заведующий кафедрой В.П.Лялин
Рекомендована к печати методической комиссией МаИ РГППУ.
Протокол от «__»________ 2011 г. № ___.
Председатель методической
комиссии МаИ РГППУ А.В. Песков
СОГЛАСОВАНО
Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ С. В. Пеннер
Директор МаИ А.А. Жученко
© ФГАОУ ВПО «Российский
государственный профессионально-педагогический университет», 2011
© Эльяш Н.Н., Каржавин В.В. 2011
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Металлоконструкции подъемно-транспортных машин» – это одна из дисциплин профессионального цикла бакалавров, обучающихся в соответствии с учебными планами профилизации «Подъемно-транспортное оборудование». Все подъемно-транспортные машины состоят из механизмов, несущих металлических конструкций и систем управления. Металлоконструкции – это составляющая, которая в наибольшей степени определяет техническую безопасность, надежность, металлоемкость, ремонтопригодность и экономичность всего комплекса подъемно-транспортного оборудования.
|
Целью изучения курса, соотнесенной с общими целями ООП ВПО, является обеспечение базовой отраслевой подготовки и развитие инженерного мышления, на основе которых будущий специалист сумеет самостоятельно овладевать новыми знаниями в условиях постоянного развития науки и производства. В результате изучения дисциплины формируются профессиональные способности выпускника: осуществлять подготовку учащихся по техническим профессиям и специальностям в образовательных учреждениях по программам начального, среднего и дополнительного профессионального образования, учебно-курсовой сети предприятий и организаций, в центрах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов, а также в службе занятости населения.
Для приобретения умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, дисциплина «Металлоконструкции подъемно-транспортных машин» осуществляет решение следующих задач:
· получить знания о материалах для изготовления металлоконструкций; о видах нагрузок на металлоконструкции и режимах их работы.
· получить знания о конструкциях стержней, балок и ферм, применяемых в грузоподъемных механизмах.
|
· изучить основные методы проектирования и расчета металлоконструкций, их элементов и соединений.
· овладеть навыками выполнения расчетов элементов металлоконструкций на прочность и на устойчивость.
· овладеть навыками применения нормативно-технической документации, справочной литературы и современной вычислительной техники;
Дисциплина «Металлоконструкции подъемно-транспортных машин» базируется на механико-математической и общетехнической подготовке студентов, обеспечиваемой предшествующими курсами: материаловедение, высшая математика, теоретическая механика, сопротивление материалов, теория механизмов и машин, инженерная графика.
Данная рабочая программа реализуется в соответствии с учебным планом в форме лекций, практических занятий и лабораторных работ, а также в форме самостоятельной работы студентов при выполнении домашних заданий.
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕООП ВПО
Дисциплина «Металлоконструкции подъемно-транспортных машин» относится к вариативной части профессионального цикла (51-б) данной профилизации. Она дает возможность получения компетенций, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам, необходимых для успешной профессиональной деятельности и для продолжения обучения в магистратуре.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1. Из курса «Математика»:
Знания: основных соотношений в прямоугольном и косоугольном треугольниках, элементов линейной алгебры и аналитической геометрии, понятий производной и интеграла.
|
Умения: осуществлять действия над векторами, находить экстремум и точки перегиба; выполнять действия с тригонометрическими функциями.
2.2. Из курса «Материаловедение»:
Знания: механических характеристик сталей; основных марок прокатных, углеродистых, легированных сталей; сортамента.
2.3. Из курсов «Теоретическая механика» и «Теория механизмов и машин»:
Знания: законов классической механики, условий статического равновесия, кинематических характеристик точки (тела) при равномерном и равнопеременном движениях; кинематических характеристик тела при его поступательном, вращательном и плоскопараллельном движениях, сложение и разложение движения на переносное и относительное.
Умения: составлять расчетные схемы механизмов и конструкций; определять точки приложения нагрузок и заменять их эквивалентными; составлять уравнения статического равновесия тел и определять неизвестные реакции в опорах.
Владения: определение сил и моментов сил инерции, определение равнодействующей и уравновешивающей силы; определение проекций сил на оси, определение главного вектора и главного момента сил,
2.4. Из курса «Сопротивление материалов»
Знания: Внешние и внутренние силы; понятие напряжения; виды нагрузок; виды деформаций. Геометрические характеристики плоских сечений. Совместное действие нагрузок. Динамическое действие нагрузок; циклические нагрузки; усталостные напряжения. Устойчивость стержней.
Умения: составлять расчетные схемы балок, стержней; определять нейтральные оси; выполнять проектные и проверочные расчеты по допустимым напряжениям.
Владения: построение эпюр изгибающих и крутящих моментов; определение деформаций при растяжении (сжатии), изгибе и кручении; расчет элементов на срез и смятие.
2.5. Из курса «Начертательная геометрия. Инженерная графика»: Знания: оформление чертежей; понятие масштаба; надписи, обозначения; выполнение эскиза деталей, изображение схем и узлов конструкций.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:
- монтаж, эксплуатация и ремонт ПТО
- машины непрерывного транспорта
- квалификационный экзамен по рабочей профессии
- Преддипломная практика
- подготовка и защита ВКР.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Металлоконструкции подъемно-транспортных машин» является одной из профилирующих дисциплин, обеспечивая фундаментальную общеинженерную подготовку, необходимую для формирования обязательных профессиональных компетенций будущего специалиста.
В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:
общекультурные компетенции:
- готов использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессионально-педагогической деятельности (ОК-17);
- владеет культурой мышления; способен к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели, выбору путей ее достижения (ОК-18);
профессиональные компетенции:
а) готовность к участию в исследованиях проблем, возникающих в процессе подготовки рабочих (специалистов) (ПК-12);
б) готовность к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач (ПК-13);
в) готовность к конструированию содержания учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке рабочих (специалистов)
(ПК-20);
г) готовность к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня (ПК-34).
Профильно-специализированные компетенции:
а) готовность участвовать в разработке и реализации технологических процессов обслуживания, эксплуатации и ремонта подъемно- транспортного оборудования; в процессе обучения рабочего (учащегося) в данной области (ПСК-1);
б) способность участвовать в практическом освоении подъемно-транспортного оборудования на предприятии (ПСК-2);
в) способность участвовать в выполнении заданий по разработке, пересмотру, актуализации и применению нормативных документов в сфере технического обслуживания и эксплуатации подъемно-транспортного оборудования, в процессе обучения рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня (ПСК-3).
г) готовность выполнять работы по обслуживанию, эксплуатации и ремонту подъемно-транспортного оборудования на предприятии (ПСК-4).
В результате освоения дисциплины «Металлоконструкции подъемно-транспортных машин» обучающийся должен
· знать:
- основные материалы для изготовления металлоконструкций, их характеристики и область применения;
- нагрузки на металлоконструкции подъемно-транспортных машин при различных режимах работы и в различных условиях;
- виды соединений элементов металлоконструкций;
- типы металлоконструкций и их основные параметры;
- расчетные нагрузки на узлы металлоконструкций и их комбинации.
· уметь:
- составлять расчетные схемы балок, ферм и стержневых конструкций;
- определять методы расчета металлоконструкций в зависимости от конструкции, режимов работы, действующих нагрузок.
- выполнять расчет на прочность соединений металлоконструкций.
· владеть:
- методами расчета элементов металлоконструкций на прочность, устойчивость и выносливость;
- навыками использования нормативной, справочной литературы и стандартов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа). Из них аудиторных часов и самостоятельной работы по видам обучения:
Очная форма 4 года - 36 часов, СРС 36 часов;
3 года - 46 часов, СРС 26 часов.
Заочная форма 5 лет – 10 часов, СРС – 62 часа;
3,5 года - 8 часов, СРС 64 часа.