Фамилия _______________________ Имя _________________ Школа _______ Класс _______
2 вариант
СОЛЬ
XXI век – это век высоких технологий и комфорта. Но в нашей жизни остались и простые вещи. Например, кого теперь удивишь солью? Поваренная соль – природный минерал, белое кристаллическое вещество, есть в каждом доме. Она является важным компонентом человеческой пищи. А своё название «поваренная» соль получила от способа производства.
Запасы соли в природе практически неисчерпаемы: залежи каменной соли и соль морей и океанов. Учёные подсчитали, что в одном литре воды Индийского океана содержится около 36 граммов поваренной соли, Белого моря – 30 граммов, Северного моря – 33 грамма, Мёртвого моря – 41 грамм, а Балтийского – только 5 граммов.
Добывать соль из морской воды начали давно. Известно, что в XVII веке Соловецкий монастырь на Беломорье славился своими солеварнями. Монахи черпали воду прямо из моря и варили из неё соль. Процесс выварки соли был долгим и сложным. Вываркой соли руководил опытный повар, которому помогали подварок и рабочие. Доведя рассол до кипения, солевар не отходил от него до конца варки. Когда вода выпаривалась, и кристаллическая соль начинала оседать хлопьями на дно, «варя» заканчивалась. Рабочие сгребали соль лопатами, сушили, а затем ссыпали в мешки. Такой способ получения соли с небольшими изменениями просуществовал почти до конца XIX века. А слова «варя», «повар» легли в основу названия современной соли.
В старину, когда соль добывали с большим трудом и стоила она дорого, к ней относились как к великой ценности, называли властительницей жизни и смерти. Соль служила залогом верности, мерилом богатства, могущества. В наше время соль доступна каждому. Но её значение для жизни человека не стало меньше.
Соль входит в состав крови, пота и слёз. Она участвует в водно-солевом обмене и играет важную роль в переработке белков в организме человека. Однако её употребление нужно регулировать, ведь большинство продуктов питания, в том числе все овощи, фрукты, мясо, рыба, молоко содержат соль. Интересно, что в бананах соли больше, чем в картофеле. В одном килограмме изюма или телятины содержится 1 грамм соли, а в трёх килограммах свёклы столько же, сколько в одном килограмме сыра – около девяти граммов. В пачке картофельных чипсов (150 г) – 3 грамма соли. Это очень много! В среднем в сутки человек получает 10 граммов соли в виде натуральных продуктов и 4 грамма при приготовлении пищи. Переизбыток соли в организме вреден и может привести к опасным заболеваниям.
Использование соли разнообразно. Соль – природный консервант, то есть вещество, способное убивать бактерии и микробы, вызывающие гниение. В связи с этим соль активно используют при заготовке овощей, грибов, рыбы, мяса. Это вещество используют и в быту, медицине, промышленности. Оно является основой для производства лекарств, пластмасс, алюминия, бумаги, мыла, стекла. Можно назвать более 10 тысяч областей применения соли. Вот какое чудесное вещество – соль!
Основная часть
1. Как ты думаешь, о чём этот текст? Обведи номер ответа.
1) О пользе соли для организма человека.
2) О том, как получали поваренную соль из морской воды.
3) О соли и её роли в жизни человека.
4) Об истории и значении слова «поваренная».
2. В каком веке Соловецкий монастырь славился добычей соли из морской воды?
1) в XII веке 2) в XVII веке 3) в XIX веке
3. Какими свойствами обладает кристаллическая поваренная соль? Отметь соответствующие графы таблицы знаком +.
Свойства | Имеет | Не имеет |
Цвет | ||
Запах | ||
Вкус | ||
Растворимость в воде |
Проверь выполнение задания по тексту.
4. В тексте соль названа «консервантом ». Запиши, пользуясь текстом, что обозначает это слово.
____________________________________________________________________________
5. При правильном здоровом питании рацион человека должен состоять из разнообразных продуктов, содержащих: углеводы – 5 долей, жиры – 3 доли, белки – 2 доли.
Найди в тексте, какое вещество в организме человека помогает перерабатывать соль. Обозначь цветом доли, которые приходятся на это вещество.
6. Восстанови способ производства соли из морской воды. Пронумеруй цифрами действия в правильной последовательности.
_____ Выпаривали.
_____ Ссыпали.
_____ Сушили.
_____ Сгребали.
_____ Кипятили.
7. Заполни таблицу. Расположи моря в порядке возрастания их солёности..
МОРЕ | Количество соли на 100 г воды |
8. Какое утверждение можно считать верным? Обведи номер ответа.
1) Человек может обойтись без употребления соли, так как в ней не содержатся полезные вещества и витамины.
2) Человек может обойтись без подсаливания пищи, учитывая соль, которую он получает из овощей и других продуктов.
3) Человек должен стремиться употреблять больше соли, чтобы избежать опасных заболеваний.
Оценка выполнения основной части (в процентах)
Проценты | 10% | 20% | 30% | 40% | 50% | 60% | 70% | 80% | 90% | 100% | ||||||||||
Баллы | ||||||||||||||||||||
Дополнительная часть
9. Какие части текста не озаглавлены? Заверши составление плана (впиши свои названия этих частей).
1. Соль – наш старый знакомый.
2. ________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________
4. Соль – залог богатства.
5. Роль соли для организма человека.
6. Использование соли.
10. Используя данные текста, сделай расчёты и заполни таблицу.
Продукт | Количество соли |
1 кг телятины | |
1 кг свёклы | |
1 кг сыра | |
Отварная телятина (1 кг) со свёклой (2 кг) |
11. Определи, какое словосочетание употребляется в переносном значении.
1) посолить рыбу
2) пересолить суп
3) насолить врагу
4) солить в меру
12. В какую книгу можно поместить данный текст? Обведи номер ответа.
1) Книга о вкусной и здоровой пище.
2) Справочник врача.
3) Энциклопедия «Неизвестное об известном».
4) Рассказы о производстве пищевых продуктов.
13. Рассмотри схему. Приведи примеры и впиши их.
Оценка выполнения дополнительной части (в процентах)
Проценты | 10% | 20% | 30% | 40% | 50% | 60% | 70% | 80% | 90% | 100% | ||||||
Баллы | ||||||||||||||||
Напиши свою фамилию и имя __________________________________