призывающие к решимости, к координальным действиям (каждый раз с разных позиций)- воплощение непоследовательности и одновременно склонности увлекаться и действовать, романтичные, суровые, строящие четкие и детальные планы, обсуждающие технические детали, то своего похода, то вдруг возможного развития жизни Юнга. Олицетворяют желание избавиться от сомнений и действовать без сомнения, иметь понятную "карту жизни" и четкую цель
Тени пожилых матери и отца
вечно вместе, чрезвычайно зависимы друг от друга, то весело и увлеченно о чем-то болтают, то ругаются между собой, не сильно прислушиваются к друг другу и тому, что говорит Юнг, очень много рассуждают о знакомых Юнга, которых они даже не знали при жизни, критически или напротив- с поддержкой
(воплощение внутреннего Родителя)
Бес
классический бес, с элементами одежды. Появляется в тумане-полусне
Бродит и прыгает по кабинету, роняет вещи, разбрасывает и рвет бумаги, влезает на стол, иногда берет записки и комментирует:
"это же дрянь" "ну ты и свинья" "ты правда хочешь ее лечить? у нее такие бедра, ха ха" "я думал к этому возрасту ты сделаешь что-то больше, чем эти поганые каракули"
"она на год меня младше, а выглядит уже как старуха"
"лучше спать с собаками, чем с Маргарет, они по крайней мере умнее"
"что толку их лечить, они только жрут и спят... мертвые, мертвые, мертвые..."
Его появление быстротечно, напряженно, эмоционально тяжело, всё наполняется красным светом, лампы мерцают, создавая дерганые движения
Иногда путает местоимения и начинает говорить о себе, словно имеет ввиду Юнга
После пробуждения от снов с его участием Юнг сидит при свече в напряжении, долго не может уснуть.
|
(олицетворяет наиболее деструктивные проявления личности- темные инстинкты насилия, немотимированной агрессии, жестокости, обесценивания, обиды, раздражения и тд)
Тень умершей пациентки
пациентка, покончившая с собой
приходит не ясно зачем, просто сидит. Сама не понимает что ей нужно. Не имеет к Юнгу никаких претензий, говорит "да, да, вы правы, вы все делали правильно".
Опустошенная, словно ждущая чего-то в очереди, но не надеющаяся получить. Говорит без укора, но Юнга не покидает ощущение, что будь она умнее и менее доверчива, она бы нашла за что его упрекнуть. Он раз за разом сам становится своим критиком, сравнивает при ней свои методы с методом Фрейда, разбивает аргументы против своих же теорий, говорит о важности "сохранить, а не обесценить личность", снова и снова пытается допытаться до желаний, талантов и способностей пациентки, вспоминает ее детские истории: "ну вы же рисовали"! "да да, рисовала.... однажды я нарисовала такой кувшин.... всем очень понравилось (при этом пациентка ненадолго оживляется, но потом снова сникает и не может сказать ничего определенного ни о цели своего визита, ни о своих претензиях к Юнгу, если они есть, ни о своих желаниях. Во время последнего визита вдруг говорит: "вы знаете, профессор. Я как будто поняла немного зачем я к вам прихожу..." - Юнг чрезвычайно оживляется, но далее она говорит лишь о том, что у него тут какое-то тепло, наверное от камина. "Странно, я же ничего теперь не чувствую, а когда иду сюда и сижу здесь, кажется, что должно быть тепло. Ну или вернее пока мне не понятно, но почему-то мне кажется, что будет тепло однажды. Это приятно. Вы только пожалуйста не гасите камин, профессор. не больше некуда пойти, кроме вас"
|
Олицетворяет чувство вины и зацикленность на неразрешенной задаче, ее породившей
Полковник Кёлер
(фамилия- уголь. олицетворяет утраченный интерес, нечто ставшее не важным)
Частый гость в доме Юнга, дальный, однако единственный родственник Маргарет в поселке. Прежде был близок с Юнгом, любил поспорить с ним о юриспруденции, политике и экономике, национальных вопросах. Любит еду, искренне восхищается Маргарет и иногда смотрит на нее с ноткой любования, однако ничего себе не позволяет, кроме деликатных комплиментов. Неодобрительно воспринимает происходящие с Юнгом перемены и его возрастающую отстраненность в отношении ранее связывавших их тем. Весел, немного склонен к торжественной официальности, любит произносить тосты. Испытывает некоторое презрение к переменах происходящим в Юнге, однако выражает их разве что досадным покрякиванием, словно имея дело с собакой, переставшей брать след. Одинок, вдовец, рано потерявший жену, умершую от Тифа и не успевшую подарить ему наследников.
ПРОЛОГ
Художественные образы профессора Карла Юнга и Зигмунда Фрейда частично повторяют свои реальные прототипы, там где это касается черт характера и внешности. Все прочие имена и персонажи полностью вымышлены.
"Приглашение друзей по переписке"
-Я могу доверять только вам. В первую очередь потому, что вы не знакомы ни с кем из поселка. Мне очень важно, чтобы никто не знал о произошедшем, пока ситуация не прояснится. Мой муж знаменитый человек и любой, даже неподтвержденный слух сразу приведет сюда газетчиков. Кроме того, вы с Карлом были коллегами и вероятно сможете лучше разобраться в мотивах его поступков. Я не могу обратиться в полицию, так как... в общем некоторые подробности могли бы бросить тень на нашу семью и... если быть честной, я не до конца уверена в том, что кабинет моего мужа можно осматривать не опасаясь, что у него не возникнет проблем с законом".
|
Место действия- особняк профессора Юнга.
3 этажа или два этажа + подвал / погреб.
На первом этаже гостей (участников треннинга) встречает миссис Маргарет Юнг.
Она приветствует участников, приглашает их разделить с ней ланч и отдохнуть с дороги. В ходе общения Маргарет благодарит прибывших за то, что они откликнулись на отправленное письмо и рассказывает об исчезновении профессора:
с прошлой осени мы с Карлом и дочерью перебрались из Цюриха в этот особняк. Когда-то в нем жили мои родители и я провела в нем первые годы жизни.
Городская суета порядком утомила меня и плохо сказывалась на здоровье ребенка. Кроме того, Карл в то время переживал разрыв со своим старым другом и наставником- доктором Фрейдом, вы вероятно слышали об их профессиональных противорчиях достаточно много и я не буду на этом подробно останавливаться. Вобщем, мы решили пожить вдали от города. Часть пациентов моего мужа продолжала наносить нам визиты, однако в основном мы жили довольно тихо и уединенно первые пол года. Я хочу сразу акцентировать ваше внимание на то, что мне придется... скажем так приоткрыть некоторые подробности нашей семейной жизни. И я прошу понять меня правильно. Я никогда не была ревнивой женой и у меня нет навязчивой идеи о том, что Карл сбежал из дома подобно мальчишке, с очередной своей воздыхательницей. Я четко осознаю и неоднократно давала понять своему мужу, что он свободен в реализации любых свох желаний и страстей. Однако бросить жену и дочь, покинув место, где он окружен любовью и привязанностью из-за мимолетного романа, сиюминутного увлечения... Я бы наверняка отмела этот вариант не размышляя о нем ни минуты. Если бы не одно "но". Не все увлечения Карла были мимолетными. Вот уже больше десяти лет, с тех самых пор, когда мы с Карлом только были обвенчаны, он состоял в приятельских отношениях с одной из своих бывших пациенток. Её зовут Жаклин и она неоднократно была в этом доме последние несколько месяцев перед исчезновением мужа. Я взрослая женщина и никогда не претендовала на то, чтобы занять в его голове больше места, чем это уготовано женщине моего круга... тихие вечера подобные сегодняшнему, поездки в театр по выходным. Редкие моменты душевной близости, в которые мы словно возвращались на несколько лет в прошлое, вспоминая и проживая недолгие моменты взаимного увлечения. Я знаю, что мой муж изменял мне. Знаю и всегда знала это. Я понимала на что иду еще до того, как наш союз был скреплен официально. Карл Юнг- масштабная личность. О, те миры в которые он погружается сидя за своим письменым столом или за мольбертом. Это пространство нельзя заполнить вдвоем. Каждую из своих грез, из своих удивительных фантазий он проживал через новых людей и новые увлечения. Я никогда не корила его за это и до сих пор искренне благодарна Карлу за то каким он стал мне мужем и каким отцом для нашей дочери. Однако, что до Жаклин... она всегда вызывала во мне странное беспокойство. Карл в некоторый степени наивен. И в моменты, когда эта женщина была поблизости, мне почему-то хотелось его защитить. Как хочется защитить и остановить мотылька, летящего на свет масляной лампы. Я беспокоилась не за себя и даже не за будущее детей. Мои родители были достаточно богаты и большая часть состояния, которым владеем мы с Карлом состоит из их приданного и наследства. Если бы он и потерял голову, мы не остались бы без куска хлеба. Однако то странное влияние, которая имела на него эта женщина... ее он воспринимал как пациентку, как ученицу. Как дочь в какой то степени. И эта позиция была весьма недальновидна. Как ученик порой превосходит своего учителя... так и Жалкин постепенно остановила движение к психическому здоровью и благополучию, куда ее влекло воздействие моего мужа, в первую очередь как врача. И началось обратное движение... для Карла. Прежде забытое увлечение мистицизмом и эзотерикой. Ночные прогулки, в полном одиночестве, затягивавшиеся до рассвета... картины, статьи, которые не принимал ни один журнал, с любезностями возвращавший часть трудов автора, которые вобще то пользуется огромной популярностью у просвещенной публики. То, что в итоге попало в прессу и то из-за чего они схлестнулись с Фрейдом... все эти рассуждения о том, может ли терапевт влиять на личность своего пациента... это была верхушка айсберга. Однажды Фрейд навестил его здесь... я расскажу об этом позже, сейчас лишь стоит отметить, что по итогу этой встречи оба, обычно спокойных и владеющих собой человека были в бешенстве. И... всё это влияние Жаклин. Я не сгущаю краски и не пытаюсь ее демонизировать. Несчастная девочка по сути. Брошенная своими родителями на попечение больницы в которой практиковал мой муж... Но как невозможно не заметить пропажу столового серебра после визитов недобросовестной гувернантки. Так было трудно не обратить внимание на то как менялось поведение Карла после каждого ее визита. Он как и прежде был со мной ласков и доброжелателен... как и прежде много работал. Но глаза... вы бы видели его глаза в эти дни. Ему как будто приходилось вслушиваться, прилагая огромные усилия, в то, что я говорю, особенно если это были какие-то простые вещи... он был не здесь. Стал запираться надолго у себя в кабинете, менял и передылывал его раз за разом, снова и снова... со стуком кабуков Жаклин там появились сперва картины, затем иконы... камни, какие-то склянки, стянутые сургучом... а позже я и вовсе перестала понимать живет ли наверху доктор Юнг или доктор Фауст... по крайней мере свой Мефистофель у него был. И его звали Жаклин.
Вот уже три недели как Карла нет ни в доме, ни в поселке. Я была предельно осторожна в своих распросах, но могу утверждать об этом с уверенностью. А больше всего меня пугает то, что он оставил в кабинете свой портсигар. Карл не имел привязонности к вещам... но никогда не отличался из дома надолго не имея возможности выкрить трубку или сигару. И вы уж поверьте мне... в этом поселке не продаются сигары, которые он предпочитал. Он не оставил мне ни записки ни послания. Я старалась понять что с ним произошло по дневникам и начала и читать... вы знаете... мне стало попросту страшно. Я бросила это занятия не перелистав и половины их них. Какие-то всюду каракули, подчеркивания... страшные, действительно страшные рисунки. И то, что он пишет там...
вобщем. Это должны читать вы, а не полицейский...
*плачет, но сдерживает слезы* мне правда, по настоящему нужна ваша помощь.
Я просто не понимаю того, что там написано, но и других зацепок, другой возможности убедиться в том, что он жив или понять где мне искать супруга у меня нет.
Успокоившись Маргарет приглашает гостей наверх, в кабинет мужа.
***
АКТ ПЕРВЫЙ
Маргарет (далее Ма):
-прежде чем мы приступим к чтению рукописей и дневников, я постараюсь более подробно описать вас характер мадмуазель Жаклин... я говорю о ней, используя это обращение, поскольку во первых, ссылаясь на врачебную тайну, Карл так никогда и не назвал мне ее фамилии, а во вторых- насколько мне известно, она имела французские корни.
Два года назад, как я и упоминала, мы еще не перебрались за город и вели активную светскую жизнь. Это был светлый период. Карл много и активно общался с доктором Фрейдом, казалось, что их отношения стали налаживаться.... Жаклин заканчивала курс реабилитации и если вела себя странно, то скорее как молодая кокетливая актриса, но не сумасшедшая. Она всё реже появлялась у нас и я надеялась, что их взаимное увлечение осталось в прошлом.
Всё однако началось с одного из ее последних визитов в наш дом, в Цюрихе... я помню тот день и разговор, после которого в жизни Карла, да и в моей, всё начало стремительно меняться... мы собирались ехать к родителям Карла и я зашла, против обыкновения в его кабинет, чтобы сообщить о том, что нас ждет экипаж. Обычно я так не делаю, но поскольку двери были открыты, а судя по раздававшимся голосам, гостья уже планировала нас покинуть, мне показалось возможным оборвать порядком затянувшуюся консультацию.
*начинает работать проектор и играть музыка, воспроизводящая шум большого города с сигналами конной железной дороги, далекими гудками поровоза разговорами людей, цоканием копыт по Мостовой и тд* *кабинет преображается из темного и энергетически заряженного пространства во что-то легкое и полное праздной чистоты*
Маргарет четырежды громко стучит в дверь и отвязывая закрепленный к дверному проему занавес открывает перед зрителями ярко освещенный кабинет Юнга, в котором находится он и Жалкин- девушка около 30 лет, изящно одетая, но с ярко выраженной мимикой и подвижными глазами (далее от акта к акту ее внешность будет меняться, Жалкин будет становиться всё более неформальной или вызывающей или простой, пока наконец, во время последнего появления на ней не останется ничего, кроме браслетов, хлопковой мантии, измазанной красками, прожогами и пятнами от вина, одной серьги и нательного амулета)
*голос Жаклин, продолжающий фразу, начала которой зритель не слышал:
Жакл:... вы знаете, профессор, искусство всё- таки требует жертв..
Юнг: Жертв, но не жертвенности, давайте не путать всё-таки дар божий с симптомами неврного расстройства... я думаю вас стоит...
Ма:... Карл... прости что прерываю вас, я на минуточку. Добрый день, Жаклин... Карл, представляешь, они прислали автомобиль... он ждёт нас внизу. Это так странно, обычно мы едем за город на повозке, а тут под окнами стоит настоящий дом на колесах... *Маргарет немного смущена собственным поведением, говорит чуть осторожно, но с улыбкой, как бы спрашивая мужа глазами: "ты скоро"? *
Юнг: да да, дорогая, спасибо, всё в порядке, мы уже закончили... прости что я задержался*...
*обращаясь к Жаклин*
-вобщем я думаю, мы с вами продолжим этот разговор по вашему возвращению из Неаполя... если всё резюмировать, то я прекрасно понимаю ваше желание чтобы всё происходило легко и быстро... но творчество это в первую очередь не талант и не гений, а количество часов и дней, которые вы ему посвящаете... а что же касается полетов... *добрая усмешка* все мы летаем в детстве и юности.Не стоит прерывать во всех отношениях успешный терапевтический курс из за того, что муза больше не является к вам по щелчку пальцев...
Жакл: *вставая и складывая руки в замок на коленях*
... если бы музе отрезали крылья, едва ли она сумела найти меня, перекопай я все Европейкие симфонии и соннеты. Я не боюсь работы, профессор, но черт побери, не вам упрекать меня в лени и нежелании трудиться... не помню я, чтобы вы долго корпели над чем-то, обычно вас просто несёт... в те дни когда мы познакомились, я же не успевала за полетом вашей мысли, даже вприпрыжку... какая тут лень, когда вас прямо таки распирает от идей и образов...*
Юнг:
образование, образование и еще раз образование! Что удивдяться тому, что у меня в те годы так всё полыхало.... в аспирантуре в нас затолкали такое количество пороху, такое количество информации, оооо, эти греки, философы, Вергилий, Гомер... мне нужно было все это выплюнуть скорее в мир, чтобы не взорвалась голова, а вы просто стали тому свидетелем...
Мар:
*...простите... а о чем речь, если не секрет? Вы вместе занялись каким-то творчеством? *сбившись и потупив немного взгляд, но все еще с любопытством* я извиняюсь, это наверное врачебная тайна, мне не стоило...
Жакл:
-ооо нет, Маргарет! У вашего мужа от вас никаких секретов *с легкой издевкой* ни-ка-ках... да и у меня тоже... мы говорили о творчестве... после лекарств и упражнений прописанных мне доктором Юнгом, с отмашки его бесчеловечного наставника, оно словно закончилось в моей жизни, уступив место меланхолии, пустоте и импотенции...
Жакл:
простите?
Юнг:
Жаклин имеет ввиду, что ей стало сложнее писать свои статьи и музыку... те препараты, которые я прописал...
Жакл:
Фрейд! Их прописал Фрейд, вы просто подмахнули рецепт! Это ли не предателство?
Юнг:
да да, хорошо, мы посоветовались с Зигмундом, прежде чем я назначил лечение... но там нет ничего особенного. В основном успокоительные травы, несколько концентрированные... да техники сосредоточения в тишине
Жакл:
-несколько концентрированные... в основном... да ваш Зигмунд, простите просто коновал, я чувствую себя растением после них! *заводится*
Юнг:
Жаклин, не стоит сгущать краски... да, прежде мы в основном беседовали и не практиковали лекарства, вас может шокировать то, что эффект наступил так быстро... но я отчетливо наблюдаю, что вам стало лучше... вы как бы это сказать...
Жакл:
стали нормальной?
Юнг:
я не это имел ввиду, просто сейчас ваша психика стабилизировалась. После стольких лет невроза и эмоциональных перепадов, чувствовать некоторую пресность вполне нормально... уверен, через некоторое время вы ощутите прелесть своего нового состояния... спокойствие дорогого стоит
Жакл:
спокойствие? ах да, спокойствие... Вы же читали этого новомодного русского? Достоевский... Легенда о Великом Инквизиторе!
Стадо уже покорилось, ты видишь. И почти забыло свой подлинный лик. Мы дали ему тихое смиренное счастье – счастье слабосильных существ, какими они и созданы. Мы заставили их работать, но в свободные от труда часы устроили их жизнь как детскую забаву. Мы разрешили им даже грех, ты видишь. И они полюбили нас как дети за то, что им позволено грешить. И тихо проживут они свои жизни и тихо угаснут во Имя Твое и за гробом обрящут лишь прах и забвение, будучи в абсолютной уверенности, что наградой за смирение им будет даровано жизнь небесная и вечная. Так зачем скажи мне Ты пришел снова нарушать наш покой... нарушать наш покой?...»
*эти строки Жаклин произносит уже почти в бешестве, паясничая и играя интонациями, словно передразнивая спокойную манеру Юнга*
пауза...
Юнг: Жаклин...
Жаклин резко опускает лицо вниз, стремительно подходит к столу Юнга и вытаскивая горсти таблеток и банки с препаратами с грохотом небрежно и зло ставит-бросает-припечатывает их к столу
Разворачиваясь на каблуках она стремительно идёт к выходу остановившись в проходе долго пронзительно и очень внимательно смотрит Юнгу в глаза
Жакл: Профессор, вы лечите меня или снова пытаетесь вынуть из меня душу?
*выходит из кабинета и бежит вниз по лестнице, что ясно по шагам*
Юнг:
Маргатер, прости, ее нельзя оставлять в таком состоянии, попроси водителя задержаться, мне нужно отвезти ее домой..
Ма:
да да, иди, прости, это из за меня она так разозлилась
Юнг *выбегая*:
нет, нет, ты тут совершенно не при чем, всё будет хорошо, ей просто нужно успокоиться, она так не привыкла
*Юнг выбегает из кабинета*
Проектор гаснет
Маргерет оборачивается к зрителям.
В тот вечер он не вернулся... только отправил посылку, в которой просил прощения и разрешения отложить поездку, поскольку Жаклин якобы стало хуже и ей теперь потребуется наблюдение... я ощущала себя очень странно. С одной стороны мои вопросы были невинны, с другой я никогда прежде не вмешивалась в работу Карла и тут такая реакция.... когда он вернулся я предпочла не встаминать эту историю... как и планировали, мы отправились к родителям Карла. Они тогда были еще живы... это была тяжелая поездка. Он был как будто подавлен всей этой историей, да и его отношения с родственниками... последние годы перед тем они, казалось наладились, а тут снова ссоры, обиды, какие-то детские истории...
По возвращению в Цюрих он стал другим. С того момента начался его разлад с Фрейдом и я уже не помню своего мужа по настоящему спокойным и счастливым после этой истории...
Я вам зачту фрагмент из его дневника... один из немногих, которые я еще понимаю своим женским умом. И который если быть честной уже приводит меня в оцепенение.. не говоря уже о том, что было там дальше:
сцена в одиночестве, начало описания снов
Прибытие Фрейда и ссора за ужином
сон о детях рожденных и нет, письмо Жаклин и извинения за ошибочное видение ситуации
второй визит Жаклин
первое появление анимы
работа и диалог с книгами, поиск метода
визит полковника, веселые игры за столом
сон о родителях ругающих за холодность к полковнику и жене
пробуждение в ночи и первое появление беса
Третий визит Жаклин
-Маргарет полная противополножность моей матери! Она от меня ничего не ждет... не ругается со мной, ничего не требудет! К тебе меня тянет только потому, что я привык- близость это больно! Нам нужно прекратить это общение. Я не собираюсь платить своим душевным здоровьем за поцелуи, даже самые страстные. Когда я закончу работу над методикой, я смогу помочь и тебе и себе и многим другим. Но сейчас наши отношения не должны выходить за рамки профессиональных. Это мешает. Все дело во мне! Пока у меня ничего не выходит мне нужен кто-то, кто будет меня жалеть или на меня нападать... хватит! Я так больше не хочу. Понять чего я хочу можно только на том берегу... Но я не доплыву туда, если у меня на руках кто-то повиснет. Предполагаю, что единственное, что нас связывает это вот эти чертовы разговоры и выяснения отношений! И когда я найду свопоб разорвать эти цепи, пожалуй мы и видеть друг друга не захотим!
если будучи счастливым, богатым и независымым, ты перестанешь интересоваться мной как женщиной, я не вижу в этом никакой для тебя трагедии. Найдешь другую, такую же счастливую и легкую, себе новому под стать. А мы с тобой станем добрыми соседями. Однако какой смысл гнать меня прочь, если ты им пока не стал? Думаешь, я мешаю тебе идти? Думаешь, я связываю тебя по рукам и ногам? Ты сам дал мне свой новый адрес, пригласил сюда, в этот дом... Ошибка? Возможно. Можешь прогнать в любой момент! А может быть тебе я нужна как индикатор. Индикатор того, насколько ты действительно вырос над собой. Да да, страдания, негативные эмоции... напоминаю тебе мать. Ну вот и как же ты поймешь, что стал от нее независим, если рядом нет никого, кто был бы на нее хоть каплю похож? Твой наставник, Фрейд, считает, что иногда пройти мимо это и есть проявление самых лучших чувств и самого благородного расположения к человеку. В духе "не нужно друг-другу делать больно". Но об этом ли ты мечтаешь? Рассадить людей по разным клеткам, чтобы они друг друга не укусили? Мы действиетельно всего лишь животные, которые всё делают рефлекторно? Или есть способ перестать грызть друг другу глотки, не убегая в разные части леса? Ведь когда ты пытаешься сохранить в людях их лучшие качества и творческие начинания, не превращая их в зомби с помощью таблеток, ты делаешь тоже самое! Прийдите в себя, доктор Юнг! Вы ведь не верите, что людям обязательно быть врагами, если они когда-то спали в одной постели, а потом перестали! Это для слабых. Адьос и увидимся в понедельник!
первое появление рыцарей грааля
смешанный сон о детях и родителях сбивающий с пути
второе появление анимы
письмо Фрейда с отречением
четвертый визит Жаклин, ссора
второе появление беса
чердак, поиски дневников, битва со страхами
второе появление пациентки
третье появление анимы
пятый визит жаклин
второе появление рыцарей грааля
ссора с Маргарет
сон смесь родители, дети, полковник, жаклин, безумие
четвертое пояление анимы
третье появление беса и изгнание беса шаманом
разговор с шаманом
эпилог внизу
_____________________________________
_____________________________________