Пояснения и примеры из работ студентов по разделу.
Раздел 1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Характеристика бизнеса
• Размер предприятия (численность работников, объемы выпуска продукции), производительность труда
• Структура
• Особенности функционирования
Среднесписочная численность работников Общества – 649 человек по состоянию на 2015 г. Нет оценки производительности труда.
Организационную структуру «Геофизики» следует отнести к линейно-функциональной.
«Геофизика» является уникальным научно-производственным комплексом, способным реализовать широкий спектр задач по созданию современной техники, выпуску приборов и оборудования: научные исследования, разработку и изготовление опытных образцов изделий, их всесторонние испытания, внедрение в опытную эксплуатацию, серийное производство, авторский и гарантийный надзор. Данная уникальность указывает на наличие высококвалифицированного штата сотрудников.
Также особенностью функционирования Общества является то, что 95-98% от общего объема работ приходится на выполнение государственного оборонного заказа.
Отсутствует организационная структура, которая д.б. представлена в форме рисунка и ратко описана. Пример ниже.
Рисунок 1- Организационная структура ООО «АРБАН».
Организационная структура предприятия ООО «Арбан» представлена на рисунке 1.
Во главе ООО «АРБАН» стоит генеральный директор. В непосредственном подчинении директора находятся следующие структурные подразделения:
Производство. Основными задачами отдела производства являются организация обеспечения производственной деятельности организации на основании годового плана выполнения и производства работ, производственных программ и графиков выполнения работ по договорам, заключенным организациями с третьими лицами.
Отдел капитального строительства (далее – ОКС). Основными задачами отдела ОКС являются: организация работы по капитальному строительству; участие в заключении договоров с проектными организациями и генеральными подрядчиками, отслеживание выполнения проектными и строительными организациями договорных обязательств и др.
Отдел продаж. Основными задачами отдела продаж являются: сбор и анализ информации о строительном рынке Красноярского края (информация о клиентах, конкурентах, поставщиках, строящихся и планируемых к строительству объектах, объявленных и готовящихся тендерах, технологиях строительства и др.); поиск клиентов; проведение переговоров с клиентами и др.
Производственно-технический отдел (далее – ПТО). Основными задачами ПТО являются: организация строительства и реконструкции, подготовка производства; обеспечение своевременной сдачи объектов строительства в эксплуатацию и др.
Не указаны особенности функционирования.
Пояснения. К особенностям функционирования д.б. отнесены специфические факторы, которые позволяют сделать акцент при разработке стратегии. Например, (1) особенностью функционирования предприятия пищевкусовой отрасли являются повышенные требования к хранению и доставке продукции, ее экологичности и др., (2) к особенностям функционирования предприятий нефтедобывающей отрасли могут быть отнесены экологические риски, которые вызывает деятельность таких предприятий, монополизированность рынков, постоянное истощение используемых месторождений, (3) особеннстью всех отраслей ВПК является государственное регулирование и часто – отсутствие конкуренции в связи с необходимостью соблюдения режима секретности и т.д.
Стратегические ориентиры развития компании
Стратегическое предназначение отрасли
(бизнеса/сферы деятельности), где функционирует ваша компания
На основе СТЭП-анализа отрасли (вида бизнеса) определяются тенденции развития внешней среды, риски, глобальные вызовы, факторы экономического роста бизнеса и т.д. На этой основе делаются выводы о перспективах «стратегического предназначения» данной отрасли (вида бизнеса) – будет он востребован или нет в долгосрочной перспективе? Так же делаются выводы относительно того, что будут делать компании анализируемой отрасли (вида бизнеса), что бы сохранить свою социально-экономическую полезность.
Внимание!! Ниже приведены два примера. Обратите внимание, что примеры различны. Вы можете усовершенствовать анализ с учетом конкретной ситуации |
Пример 1. Анализ и формирование рекомендаций по развитию стратегического предназначения радиотехнической отрасли ВПК.
Для определения стратегического предназначения отрасли радиотехнических устройств в ВПК (отрасль - машиностроение, подотрасль – изготовление радиотехнических устройств) проведем СТЭП-анализ.
На первом этапе выделяем релевантные факторы по четырем группам (таблица 1).
Таблица 1 – Релевантные факторы, определяющие развитие отрасли радиотехнических устройств.
Социальные факторы | Технологические факторы |
1) Дефицит высококвалифицированных технических специалистов. На данный момент большая часть молодёжи стремится получить гуманитарное образование (юридическое, экономическое), а не техническое, т.к. это намного престижнее, и работа не представляет особого физического труда. 2) Низкая инициативность работников предприятий отрасли в области инновационного развития продукта | 1) НТП в области производства способствует появлению новых материалов, оборудования, технологий. сокращению сроков амортизации и как следствие повышению производительности труда. 2) Финансирование исследований способствует увеличению качества параметров товара, повышению инновационной активности отечественного машиностроения. Сохранению положительной динамики в развитии сектора исследований и разработок, повышению его эффективности будет способствовать более активная государственная научно-техническая политика. |
Экономические факторы | Политические факторы |
1)Снижение курса рубля по отношению к ключевым мировым валютам. Снижение рубля может привести к увеличению цен на импортные ресурсы для производства продукции, т.е. затраты предприятия вырастут, и, как следствие, снизятся финансовые показатели деятельности предприятия (прибыль, рентабельность и т.д). 2) Повышениетарифов на энергоресурсы, рост налоговых и банковских процентных ставок. Рост процентных ставок не дает возможность свободно привлечь заемный капитал, повышение тарифов на энергоресурсы не позволяет уменьшить затраты на производство продукции, а высокие налоги не способствуют эффективной деятельности предприятия. 3) Рост уровня инфляции. Повышение уровня инфляции может отразиться на обесценивании денег, могут возникнуть трудности с получением долгосрочных кредитов. | 1) Государственная инвестиционная политика в области стимулирования привлечения инвестиций в машиностроительный комплекс, предоставление льгот инвесторам, вкладывающим капитал в те предприятия, которые находятся в неблагоприятных экономических условиях, увеличение платежеспособного спроса на продукцию машиностроения. 2) Изменение международной политической конъюнктуры. При изменении государственной политики и сокращении государственного оборонного заказа, предприятия будут проводить мероприятия по переориентации производственных мощностей на выпуск другой продукции производственно-технического назначения (гражданского назначения), что будет сопровождаться в первое время снижением объемов производства и прибыли. 3) Активная политика государства в области протекционизма. Защита отечественных производителей от зарубежных, с целью реализации программы по импортозамещению машиностроительных предприятий. |
На втором этапе анализируем соответствующие тенденции. В таблице 2 пример анализа группы социальных факторов (выдержка из работы студента).
Таблица 2. Анализ группы социальных факторов
Факторы (берутся из таблицы 2) | Причины, характеристика фактора | Социально-экономическая тенденция, формируемая фактором | Направление и сила влияния (по 10-ти бальной шкале) | Вес фактора (от 0 до 1) | Итого, сила влияния |
1) Дефицит высококвалифицированных технических специалистов. | Непопулярность у молодежи данной отрасли в связи с пониженным уровнем заработной платы, низкими перспективами карьерного роста по сравнению с другими отраслями | Увеличение дефицитаинициативных,квалифицированных кадров (в связи с отсутствием четкой государственной программы по решению данных проблем в отрасли перспективы) | - 8 | 0,9 | - 7,2 |
2) Низкая инициативность работников предприятий отрасли в области инновационного развития продукта | Высока доля персонала предпенсионного возраста | ||||
Жесткоиерархическая структура управления, подавляющая инновационную инициативу | Возможно внедрение более мягких структур управления для повышения инициативности работников (в связи с повышение требований со стороны государства к инновационности продукции) | + 6 | 0,7 | +4,2 | |
Максимальное воздействие социальных факторов – 10 баллов. Сила воздействия расценивается в соответствие со шкалой оценивания.
Шкала оценивания