СПОРТИВНОЕ ФЕХТОВАНИЕ КАК РИТУАЛ ДЛЯ УНИЧТОЖЕНИЯ ВРАГОВ ГОРА




Питер А. Пиччьоне

 

Чарлстонский университет, Южная Каролина (США)

 

Цель данного исследования – понять смысл и контекст, в котором встречается спортивное фехтование в египетских религиозных текстах и изображениях этого спорта в храмах и гробницах. В сердце исследования лежит важнейшая связь между религией и атлетикой в Древнем Египте. Я посвящаю эту работу профессору Эдуарду Венте. Как учитель и исследователь, он показал мне чудесные хитросплетения египетской религии и помог мне разработать инструменты для исследования этого предмета и его многих нестыковок. Первый и самый значимый урок, который он мне преподал, это то, что аристотелевский Закон противоречия неприменим к египетской религиозной мысли.

Мой интерес к данной теме происходит из общей заинтересованности в религиозных смыслах, приписываемых человеческим телодвижениям в Древнем Египте, особенно в областях спорта, игр и медицины (Пиччьоне, в прессе), а так же из того простого факта, что я сам занимался спортивным фехтованием.

Ритуал, это, как правило, церемониальная активность, зачастую являющаяся формализацией некогда спонтанных действий, или же реконструкцией мифических событий прошлого, которую проводили ради получения некого духовного результата. Во многих случаях, реконструкция прошлого или отождествление проводимого действа с неким мифом является важным аспектом ритуала. Говоря технически, речь должна быть совмещена с действием для эффективного проведения ритуала. Обычно ритуал планируется с начала и до конца с предопределенными выводами.

С другой стороны, спорт, это активность для рекреации и удовольствия, обычно требующая серьезного физического напряжения, проводимая в соответствии с некими предопределенными правилами и процедурами, которым могут (а могут и нет, зависит от уровня подготовки спортсмена) привести к желаемому результату. Один из важных элементов спорта, это соревнования, либо с самим собой, либо с другими. В спорте, результат всегда, в какой-то мере, непредсказуем.

Как же мы можем примирить эти два несопоставимых понятия? Понимание того, как спортивное фехтование взаимодействует с ритуальным фехтованием поможет нам найти важные точки соприкосновения между ритуалом и спортом в Древнем Египте.

 

ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ СПОРТИВНОГО ФЕХТОВАНИЯ

 

Оксфордский словарь английского языка определяет фехтование как «умение или искусство научного использования меча как наступательного или оборонительного оружия; применение данного искусства с использованием притупленного меча, шпаги или палки». Несмотря на тот факт, что палочные бои встречаются в египетском искусстве и литературе, термин «фехтование» практически никогда не применяется к ним в контексте изучения египетского спорта. Исследователи обычно используют термины «палочный бой», «бой одной палкой» и «палочное фехтование», чтобы описать эти активности.[1]

Хотя обычно утверждается, что современное фехтование впервые появилось в Испании в 1471 году нашей эры (Alaux 1975, стр. 3-4), если применить словарное, определение выше в египетском контексте, то становится ясным, что некого рода формализованное спортивное фехтование существовало в Древнем Египте, как минимум в Новом царстве и, возможно, даже в Древнем царстве. Однако, в отличие от европейского фехтования и японского кэндо, которые произошли от использования меча как боевого оружия, египетское спортивное фехтование скорее всего произошло от использования в бою дубинки и булавы. Самые ранние упоминания активностей похожих на фехтования в Текстах пирамид и ритуалах Среднего царства указывают не на меч, а на действия с боевыми палками, дубинками, и даже стеблями растений. Действительно, прямой меч и серповидная сабля- хопеш не использовались в Египте до Нового царства, сильно после первых упоминаний о фехтовании в религиозных текстах.[2]

 

Рис. 32.1. Боевые палки или дубинки Нового царства (Гробница Размеса III, см. Decker 1992, стр. 83, рис. 52)

 

 

Как и в случае с современным фехтованием, было бы разумно предположить, что египетское спортивное фехтование началось как формализация упражнений, использовавшихся для тренировки военных и использовании дубинки и булавы, а в дальнейшем и сабли или меча. Ко времени Нового царства, традиционная египетская боевая дубинка эволюционировала в весьма маневренное ударное оружие, часто применяемое египетскими солдатами (см. Wise and McBride 1981, стр. 10). Согласно сохранившимся примерам и изображениям, эта боевая палка или дубинка представляла собой одинарный длинный шест, часто оборачиваемый кожей или тяжелой металлической проволокой, иногда с грузиком или навершием на конце (Wise and McBride 1981, стр. 18, иллюстрация, центр). Часто она была шире у навершия, чем у рукояти с закругленным, деревянным крючком, прикрепленным в районе эфеса (см. рис. 32.1). Так как солдаты обычно показаны держащими эту палку выше крючка (см. рис. 32.2), то возможно, что она служила поддержкой для ладони. Несколько экземпляров таких боевых палок или дубинок были найдены в гробнице Тутанхамона (Carter and Mace 1923, фото 71 [A]; Reeves 1990, стр. 91 [верхняя фотография на коробе № 370]). В рельефах Битвы при Кадеше показано, что боевая палка часто использовалась лучниками в качестве вспомогательного оружия (Wreszinski 1923-38/2, фото 92-92а). Эта палка или дубинка была настоящим оружием, не смотря на тот факт, что солдаты иногда изображены использующими ее для тренировок или фехтования (рис. 32.2). Однако, наверное именно из этого оружия произошла легкая, узкая фехтовальная палка Нового царства.[3] Таким образом, техника боя, разработанная для этих фехтовальных палок должна была основываться на использовании боевых палок или дубинок, хотя и могла в какой-то мере перетерпеть влияние недавно принятых на вооружение мечей.[4] Очевидно, ко времени Нового царства, фехтование изображалось как исключительно солдатское дело (Decker and Herb 1994, стр. 564-71 [М1-М11]). Наверное на рельефах Битвы при Кадеше изображены молодые рекруты или ослятники, занимающиеся как раз такими фехтовальными упражнениями (Decker and Herb 1994, стр. 568-69 [М7-М8]). В одной из таких сцен, молодых людей обучает офицер-лучник (Wreszinski 1923-38/2, фото 92-92а).

 

 

 

Рис. 32.2. Два солдата фехтуют или тренируются на боевых палках или дубинках (Луврский остракон E.25.309; см. Peck 1978, стр. 156[87])

 

Судя по изображениям в Рамессеуме, египетское спортивное фехтование было крайне стилизованным действом, как видно на условных изображениях атакующих и отбивающих движений фехтовальщиков, их изогнутых спин и согнутых ног, а так же положению их рук (см. рис. 32.3). То, что методы фехтования могли поддаться влиянию техники фехтования мечом или саблей подтверждается одной такой палкой, найденной в гробнице Тутанхамона. Эта палка похожа на некую комбинацию боевой палки и сабли;[5] она длинная и толстая, с рукоятью с одной стороны и длинным, изогнутым серповидным лезвием с другой. Поэтому ее спортивное применение могло совмещать в себе техники обоих вооружений.

Хотя египетское фехтование и современное развились из разных типов вооружений, они показывают неимоверное сходство в движениях и стойках фехтовальщиков, а так же их манере обращения с оружием (ср. рис. 32.3 и 32.4). Примечательно, что феллахины Верхнего Египта до сих пор играют в своего рода фехтовальную игру, называемую по-арабски el-tahteeb (или li'b el-shuba / nabbut), в которой пары игроков используют длинные палки, чтобы атаковать друг друга и отбивать удары (ср. Vandier d'Abbadie 1941, стр. 479-81; Decker 1992, стр. 189, № 58).

 

 

Рис. 32.3. Два солдата фехтуют друг с другом (Мединет-Абу, поминальный храм Рамзеса III, Первый двор, Южная стена, к востоку от Окна явлений, фотография П. Пиччьоне)

 

РИТУАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ СПОРТИВНОГО ФЕХТОВАНИЯ

 

Фехтования на палках или дубинках в качестве отправления культа было распространенным явлением на протяжении большей части египетской истории. В то время, как источники Нового царства указывают на формализованный и регулированный характер фехтования, описания палочных боев в текстах Позднего и Эллинистического периодов говорят о том, что фехтование в те времена могло проводиться в форме массовой драки или своеобразной битвы «стенка-на-стенку», в которой принимали участия сотни людей.[6] Понять, насколько формализованным и регулированным такое представление могло быть в эти поздние времена достаточно сложно.

В Древнем Египте, фехтование было спортом, которое тесно ассоциировалось с царствованием. Не смотря на то, что цари египетские никогда не изображались фехтующими в египетском искусстве или иконографии, они однозначно занимались этим спортом. Помимо настоящих боевых палок или дубинок, найденных в гробнице Тутанхамона, были найдены еще различные фехтовальные палки.[7] То, что они являлись его личным имуществом, используемым им при жизни подтверждается его именем, начертанным на съемных гардах, на которых остались следы использования и поношенности. Так же, боевые палки или дубинки были изображены как часть доспеха Царя Рамзеса III на стене его гробницы в Долине царей (Decker 1992, стр. 83, рис. 52; Decker and Herb 1994, стр. 571 [М12], фото 322 [M12]). Это говорит о том, что если Рамзес III не фехтовал с другими в этой жизни, как минимум ожидалось, что он может это делать в следующей.

Некоторые тексты содержат информации о ритуальном характере фехтования в Египте. Одно из ранних упоминаний содержится в PT Заклинании 324, которое являлось врачующим заклинанием, чтобы излечить бога Хора от патологии, имеющей отношение к его скальпу. Покойный царь, произносящий заклинание, обращается к двум злым женским сущностям:

 

 

 

Рис. 32.4. Фехтовальщик (ближний) атакует другого фехтовальщика (дальнего), который отражает его удар. За каждым фехтовальщиком стоят двое судей (современный сабельный турнир, фотография П. Пиччьоне).

 

Здравствуй, о вечный гиппопотам. Разве ты пришла против Тети как вечный гиппопотам?

Это для того, чтоб он (мог ударить) тебя (им), он отнял[8] у тебя один из двух ꜣms -шестов Хора.

Здравствуй, ужасная ослица. Разве ты пришла против Тети как ужасная ослица?[9]

Он ударил тебя растением- sd, которое растет в озере Осириса (Sethe 1908, стр. 267, §§522-23c)

Гиппопотам и осел, это животные Сета. То, что царь атакует их оружием, связанным с Хором и Осирисом переносит это сражение в контекст мифологического противостояния Хора и Сета, что соответствует теме заклинания – исцеления Хора (намек на потерю Хором глаза в той самой битве).

Как правило, :ms -шест представляется нам как боевая палка или дубинка с шарообразной рукоятью, к которой прикреплена лента (Gardiner Sign List S44).[10] Шест ꜣms (вар. ms) часто изображался в качестве предмета культа среди других предметов, нарисованных с внутренней стороны саркофагов периода Среднего царства (Jéquier 1921, стр. 160-62). Он так же представлен в качестве фехтовальной палки или дубинки в Рамессейском драматическом папирусе (см. ниже).

Sd, это неизвестное растение, похожее на «хвост», скорее всего не имеющее отношение к sd-ḫꜣsyt («хвост белой брионии») или sd-pnw («растение, похожее на мышиный хвост», т.е. мальва), о которых написано в медицинских папирусах (von Deines 1959, стр. 469-70). Скорее всего Фолькнер прав в том, что sd (дословно – «хвост»), это метафора для растения, похожего на камыш или другой тростник, растущий в воде (Faulkner 1969, стр. 104, № 16). Потому что оно растет в озере Осириса (а он божество новых ростков и плодородия), оно олицетворяет собой положительную, творительную силу Осириса, и тем самым было бы эффективно против сил зла.

РТ Заклинание 469 указывает на палочный бой лидеров города Летополис, которые использовали палки mꜥꜣwt в своих упражнениях.

 

Благодаря своей ка (этот) Пиопи жив.

Так же как она (т.е. ка) разбивает зло, которое перед Пиопи,

Так же она прогоняет зло, что сзади Пиопи.

Так же как и mꜥꜣwt -(удары) первейшего из Летополиса,

Что прогоняют зло, что перед ним,

И что разгоняют зло, которое сзади него (Sethe 1910, стр. 2 §908b-g)

Смысл этого текста в том, что ка царя прогоняет от него зло наподобие того, как это делает палочный бой в Летополисе. Альтенмюллер (Altenmüller 1964, стр. 271-79) провел исчерпывающее исследование, в котором он сравнил этот текст с двумя другими примерами жанра палочного боя, включая боевой ритуал Хора в Летополисе, записанный в Рамессейском драматическом папирусе, и ритуал палочного боя в городе Папремис, упомянутый у Геродота в Книге II, 63, который (город) Альтенмюллер помещал в Летополисе.[11] Основываясь на ритуалах в Летополисе и Папремисе, он четко показывает, в контексте PT Заклинания 469, что палки- mꜥꜣwt, это не «палочки для бросания» (чем их обычно считали), но фехтовальные палки или церемониальные боевые дубинки.

РТ Заклинание 482 содержит скрытый намек на ритуальное фехтование. Здесь оно представлено как часть погребальных танцев народа города Пе, которые танцуют, фехтуют и поют во время похорон Осириса (ср. Brovarski 1975, стр. 8). Часть заклинания гласит:

 

Боги Пе благосклонны.

Они идут к Осирису, услышав плач Исиды и Нефтиды.

Жители Пе танцуют с палками (rwı͗) ради тебя.

Они бьют свои тела ради тебя.

Они бьют себя по рукам ради тебя.

Они вырывают волосы ради тебя (Sethe 1910, стр. 64, §§1004-05).

 

Этот танец является частью церемонии воскрешения Осириса, и в тексте заклинания, слова песни (§§1006-08) отождествляют их избиение себя с избиением и победой над врагами Осириса. Учитывая агрессивные действия этого «танца с палками» (т.е. «бить», «вырывать») и его ассоциации с Пе и Осирисом, представление жителей Пе можно интерпретировать как комбинацию танца и фехтования.[12]

Рамессейский драматический папирус, датируемый Средним царством, содержит в себе, среди остальных литургических и культовых текстов, литургию культа Хора в Летополисе.[13] Согласно тексту папируса, во время фестиваля Хора жрецы сехену-ах изображают «детей Хора», которые берут в руки палки- mꜥꜣwt, чтобы найти и вступить в бой с «последователями Сета», которые вооружены ꜣms- палками (ср. Altenmüller 1964, стр. 273-77). В данном контексте, ꜣms может означать лишь фехтовальную палку или дубинку. Сопутствующая данному эпизоду зарисовка изображает двух воинов, у каждого из которых в одной руке по палке, с привязанной лентой, а в другой – длинный предмет, наподобие лука или жезла (см. рис. 32.5). Текст гласит:

 

117 Было так, что жрецы сехену-ах действовали палками- mꜥꜣwt (iri m-ꜥ mꜥ ꜣwy).

118 Хор говорит детям Хора: «Да найдете вы отца моего».

119 Дети Хора говорят последователям Сета: «Поднимите ваши ꜣms- палки к небу, вы расхаживающие козлиные задницы».[14] // Поднятие последователями Сета ꜣms- палок // Действие mꜥꜣwt- палками. Летополис (Sethe 1928, фото 21, колонки 117-199).

Последняя фраза, «действие mꜥꜣwt- палками» (iri m-ꜥ mꜥ ꜣwy) присутствует и в самом тексте, и в качестве названия сопутствующей зарисовки.[15] Как было сказано выше, Альтенмюллер предположил, что фестиваль в Летополисе и сопутствующее ему ритуальное фехтование проводился на протяжении стольких лет, что был увиден и описан Геродотом как фестиваль города Папремиса аж в пятом веке до н.э., хоть и с некоторыми изменениями (Геродот II, 63. Altenmüller 1964, стр. 276-78). Однако, Ллойд был более осторожен, заявляя, что «при текущем уровне нашего знания, имеющаяся информация не является неопровержимым доказательством» того, что эти два фестиваля как-то связаны, если только тематически (Lloyd 1976, стр. 285) – мысли, которые недавно повторил Borghouts (1995, стр. 43-45).

Прав Альтенмюллер или нет, в том, что ритуал Летополиса тождественен ритуалу Папремиса, ясно что фехтовальные ритуалы, подобные тому, что проводился в Летополисе, продолжались вплоть до Позднего периода, и были замечены Геродотом. Действительно, Borghouts (1995, стр. 49-50) передает еще один аргумент в пользу другого фехтовального ритуала, датируемого Эллинистическим периодом, который назывался «Захват дубинки» и был изображен в храме Исны.[16]

 

 

 

Рис. 32.5. Зарисовка ритуального фехтования в Летополисе. Текст: «жрец сехену-ах; Действие mꜥ ꜣwt-палками; жрец сехену-ах» (Рамессейский драматический папирус; Sethe 1928, фото 21 [24])

В текстах Древнего и Среднего царств (а так же последующих текстах Позднего периода), фехтовальные ритуалы обычно следует канве, в которой принимающие участие в ритуале фехтовальщики изображают божеств типа Хора или Осириса, или последователей Хора, в то время как их оппоненты, это враги, олицетворяющие силы зла, которых необходимо победить.

 

СПОРТИВНОЕ ФЕХТОВАНИЕ В НОВОМ ЦАРСТВЕ

 

Начиная со времени Нового царства, формальные турниры по фехтованию начинают появляться на стенах гробниц частных людей, храмах, связанных с фестивалем sed, празднествах некоторых божеств и покойных царей, а так же других дворцовых событиях (см. Decker and Herb 1994, стр. 564-74, фото 315-22). Здесь фехтовальщики как правило изображены как египетские солдаты или моряки. Изображения фехтования так же появляются на черепках и в сатирических папирусах, где они встречаются вне культового контекста.[17] Далее следует дискуссия об изображениях фехтования времен Нового царства в религиозных контекстах, обходя те сцены, которые были найдены на черепках и папирусах.

 

Гробница Херуэфа

 

В гробнице Херуэфа (фиванская гробница № 192), датируемой XVIII династией, фехтование изображено, как одно из общественный мероприятия sed- фестиваля Аменхотепа III.[18] Сцены фехтования в этой гробнице относятся к ритуалу возведения столпа- ḏd, который символизировал воскрешение Птаха-Сокара-Осириса (Wente 1969, стр. 90-91). Здесь фехтование изображено параллельно со сценами кулачного боя, танцев и пения.

В целом семь фехтовальщиков изображены в трех поединках (рис. 32.6-7). В двух из этих поединков, изображенных друг рядом с другом, фехтует одна пара спортсменов (рис. 32.6). Одна пара изображает «людей Пе», в то время как другая – «люди Депа» (оба поединка можно так же трактовать как бой между «людьми Пе» с «людьми Депами»). В третьем поединке три фехтовальщика изображены в бою «всех против всех» (рис. 32.7). В качестве оружия спортсмены используют стебли папируса или пучки таких стебелей.

Подписи под каждым поединком указывают на речи каждого спортсмена, при выигрыше очка, с использованием точной терминологии (Kheruef, фото 61-63):

nḏr – «Удар!»

nḏr sp-sn – «Удар два раза!»[19]

 

 

Рис. 32.6. Четверо фехтовальщиков в двух поединках. С правой стороны, судьи выносят решение против фехтовальщика (слева), который стоит на ноге фехтовальщика (справа). Гробница Херуэфа. Kheruef, фото 61, 63.

 

Подписи подразумевают, что спортсмены набирали определенное количество очков, так же как и в современном фехтовании. Я предполагаю, что один из поединков судился двумя судьями (рис. 32.6).[20] Джон Вилсон (John Wilson) уже показал, что матчи по египетской борьбе судились официальным судьей (Wilson 1931, стр. 213, 217), соответственно, неудивительно, что и фехтовальные матчи могли так же судить. Двое судей изображены в профиль, один частично заслоняя другого, с поднятыми левыми руками, по правую сторону спортсмена. Изображение и место фигур судей указывает на то, что они, скорее всего, стояли сзади и сбоку от спортсмена, или, что еще более вероятно, каждый из судей стоял со своей стороны по отношению к фехтовальщику. В таком случае, они могли наблюдать за обоими спортсменами сразу. Изображение этих судей поражает сходством с тем, как сегодня судят фехтование без электрических шпаг, где двое судей стоят по каждую сторону от фехтующих спортсменов (рис. 32.4).

В изображениях в гробнице Херуэфа, судьи поднимают свои руки (как и современные судьи), а именно, реагируя на двойной удар фехтовальщика слева (nḏr sp-sn). Они заявляют:

 

nn<wn>ḫfty{t}.k

У тебя нет противника![21]

Данная фраза скорее всего является судейским решением и предостережением фехтовальщику слева, который изображен стоящим на ноге своего противника, в то время, как он наносит свои решающие удары. Никто другой в гробнице не изображен в подобной манере.[22] Видимо, из-за нечестного полученного преимущества (и нарушения правил?), судьи аннулируют очки атакующего фехтовальщика.[23]

Что важно, роль судей так же имеет подлежащее символическое значение, которое раскрывается несколькими факторами:

 

(1) Фраза судей nn<wn>ḫfty{t}.k так же произносится в соседней сцене лектором-жрецом во время пения и танцев, относящихся к возведению dḏ -столпа (Kheruef, фото 49, 59, стр. 63). В данном контексте, эта фраза адресована царю как триумфатору.[24]

(2) За лектором-жрецом стоят две фигуры, которые изображены в такой же позе, как и судьи фехтования. Их определяют как ḥs(w), «певцов» (ср. «менестрели» в Kheruef, фото 49, 59, стр. 63), и они так же наблюдают за пением и танцами, относящимся к возведению dḏ -столпа.

 

Из-за параллелей, наблюдаемых между фразой судейства фехтовального матча с речью лектора-жреца, а так же между их позами, они, скорее всего, тоже ритуалисты, как и фигуры вместе со жрецом, и их фраза тоже имеет скрытый религиозный смысл, имеющий отношение к победе царя в возведении dḏ -столпа.

Херуэф открыто сообщает на стенах своей гробницы, что Аменхотеп III возродил древние религиозные церемонии и обряды для своего sed -фестиваля, которые не соблюдались в Египте уже довольно долго. Он говорит:

 

Его Величество сделал это в соответствии с древними писаниями.

(Прошлые) поколения людей не праздновали такие юбилейные обряды со времен своих предков (Kheruef, стр. 43, фото 28, колонки 9-10).

 

Фраза Херуэфа указывает на то, что фехтование, как ритуальный бой, было частью sed- фестиваля в более ранние времена, скорее всего, в Древнем царстве, и эта сцена могла быть скопирована из источника, датированного этим периодом.

Тема фехтования в гробнице Херуэфа так же содержит ясные параллели с Текстами пирамид. Там, где фехтовальщики в гробнице Херуэфа используют стебли папируса, в качестве оружия, царь в PT 324 использует растение- sd, напоминающее об Осирисе, чтобы ударить по последователям Сета. Подобным образом, в гробнице Херуэфа, «жители Пе» фехтуют в контексте возведения dḏ -столпа, который символизирует воскрешение Птаха-Сокара-Осириса, в то время как в PT 482, танец фехтования проводится «душами Пе» в контексте похорон и воскрешения Осириса. Поэтому, тема фехтования в гробнице Херуэфа функционирует в осирийском контексте, что соответствует более раннему фехтовальному жанру Древнего и Среднего царств, где подчеркивается воскрешение Осириса и победа Хора на их врагами.

В Новом царстве, эти смыслы были логически перенесены на царскую теологию, в том плане, что фехтование и борьба в египетских солдат в присутствии царя символизировала уничтожение врагов Египта, победу царя, как живого воплощения Хора и гегемона египетского государства.

 

Гробница Мериры II в Амарне

 

В Амарне, в гробнице Мериры II, как часть изображения торжественного приема Эхнатона в 12-й год его царствования, египетские солдаты фехтуют и борются перед троном царя, в то время как иностранцы падают ниц, сдаваясь царствующему Эхнатону (Davies 1905, фото 37-38; Touny and Wenig 1969, стр. 22-23, рис. 6; Decker and Herb 1994, стр. 566 [M3], фото 39). Очевидно, что фехтования и борьба происходят в общем контексте триумфа египетского царства. Присутствие [семьи фараона] является космологическим утверждением царского превосходства.

 

Гробница Амонмоса

 

Важная сцена фехтования есть в гробнице Амонмоса (Фиванская гробница 19, правление Рамзеса II). Пара фехтовальщиков и две пары борцов изображены во втором дворе поминального храма Тутмоса III, т.е. в открытом пространстве между вторым пилоном и самим храмом (Decker and Herb 1994, стр. 567 [M5], фото 39; Decker 1992, стр. 81-82, рис. 51; Touny and Wenig 1969, стр. 15 [низ]; Vanadier d'Abbadie 1941, стр. 470, рис. 52, стр. 477, рис. 55; Wilson 1931, стр. 211, 213-15, местами).[25] Статуя Тутмоса III, стоящая в святилище божественной барки, наблюдает за этими боевыми ритуалами. Эти игры происходят во время фестиваля Аменхотепа I.[26] Речь победившего бойца превозносит богами дарованное царю превосходство над всеми другими землями:

 

Амон есть бог, который завещал правителю защищать от всех народов. Горе тебе, о несчастный солдат, что хвастал ртом своим!.. (Wilson 1931, стр. 213 [текст 8], 212 [текст 1], фото 38).

 

Гробница Хонсу

 

В гробнице Хонсу, Первого пророка Менхеперры (Фиванская гробница 31), изображены две фехтовальные сцены как часть фестиваля Монту в Гермонтисе (Арманте).[27] В двух сценах, где изображено перетягивание божественной барки в противоположные направления, пара моряков фехтует на крыше каюты корабля. Текст над одной из пар гласит:

 

kḏn Rꜥı͗ꜣ n ı͗ḥ n Wsr-mꜣꜥt-rꜥ stp-n-rꜥ

ꜥImn dı͗.f pꜣ ḳn[t]

 

Возница из конюшен Усермаатре-сетепенре, Райя (говорит):

«Амон, он даровал нам победу» (Davies and Gardiner 1948, фото 12).[28]

 

 

Рис. 32.8. Египетские и нубийские солдаты фехтуют друг с другом (лево); Победивший фехтовальщик возводит руки в победной позе (право). Мединет-Абу, Храм Рамзеса III, Первый двор, Южная стена, к западу от Окна явлений; Фотография П. Пиччьоне

В то время как характер фехтовальных сцен похож на аналогичные в гробницах Мериры II и Амонмоса, в этом случае царь не является посетителем ритуальных боев. Здесь бойцы дерутся перед баркой Монту, т.е. сам Монту свидетель этому происшествию.

 

Храм Мединет-Абу

 

Среди наиболее информативных изображений фехтования в Новом царстве – те, что в храме Рамзеса III в Мединет-Абу (см. рис. 32.3, 8). На южной стене первого внутреннего двора, под Окном явлений, три пары фехтовальщиков и семь пар борцов изображены перед собранием царских сыновей и придворными.[29] Вилсон, а за ним и Нимс, показывает, что эти сцены битв были почти точно скопированы из поминального храма Рамзеса II в Рамессеуме, и даже целый расписанный блок из Рамессеума вставлен в стену в Мединет-Абу (Wilson 1931, стр. 212, № 1; Nims 1976, стр. 169-70; MH 2, фото 127B). Поэтому, сцены боев в Мединет-Абу доказывают существование боевых сцен (ныне потерянных) в Рамессеуме. Из изображений в Мединет-Абу и сопутствующих текстов, становится ясным, что турниры организовывались между различными этническими элементами в египетской армии, т.е. египтяне против нубийцев, ливийцев и сирийцев (см. рис. 32.3). Хотя одна сцена борьбы изображает ливийского бойца, сопутствующий ей текст, бездумно скопированный из Рамессеума, говорит о сирийце (MH2, фото 111, колонка 27; Edgerton and Wilson 1936, стр. 140, № 27а).

Над всей сценой в Мединет-Абу преобладает царское Окно явлений (см. рис. 32.9). Зрители и бойцы расположены по отношению к ныне пустующему Окну таким образом, что смотрят прямо на него. Очевидно, что они должны были смотреть на саму персону царя, в то время как он стоял в нем и наблюдал за реальными турнирами. Архитектурная связь между расположением окна и изображений говорит, что соревнования по фехтованию и борьбе действительно проводились в первом дворе храма и наблюдались самим царем. Турниры проводились во время религиозных празднеств, так как, за редкими исключениями, это были те случаи, когда широкой публике позволялось войти во внутренние дворы храма, чтобы прославить богов и помолиться им.

В отличии от ранних фехтовальных сцен, каждый фехтовальщик, изображенный в Мединет-Абу носит защиту, включая головную повязку и удерживающую лямку. К тому же, наконечник фехтовальной палки притуплен небольшим овальным колпачком, чтобы предотвратить травмы. Характерная черта фехтовальных сцен в Рамессеуме – фехтовальщик атакует правой рукой и отражает удары левой, на которой носит защитный наруч, длиной от локтя до кончиков пальцев (см. рис. 32.3). Позы фехтовальщиков почти идентичны традиционным стойкам, изображенным в гробницах Амонмоса и Хонсу, о которых говорится выше. В одной из сцен, египетский фехтовальщик заявляет своему нубийскому противнику:

smn tw n.ı͗ dı͗.ı͗ ptr.k ḏrt ꜥḥꜣwty

Поставь себя против меня (т.е. «Защищайся!»), ибо я покажу тебе руку воина (MH2, фото 111, колонка 30. Ср. Edgerton and Wilson 1936, стр. 140)

 

На изображениях мы видим только победы египтян, поэтому победивший боец провозглашает собравшимся:

 

ı͗mn p ꜣ nṯr r wḏ sw pꜣ nḫ<t> n pꜣ ḥḳꜣ r tꜣ nb pꜣ sꜣ ꜥꜣ n Wsr-mꜣꜥt-rꜥ mry ı͗mn ꜥnḫ wḏꜣ snb pꜣ ḥꜣwty

Амон есть бог, который дарует правителю победу над всеми землями, о великая армия Усермаатре- мериамун, Правитель, l.p.h., о, Государь! (MH2, фото 111, колонки 31-33; ср. Edgerton and Wilson 1936, стр. 140)

 

Данный текст подобен победным речам в гробница Амонмоса и Хонсу. Как показал Вилсон, подобные фразы типичны для победивших фехтовальщиков или борцов, выступающих перед царем (Wilson 1931, стр. 211-20, местами). Ими показывали, что каждая победа египетского спортсмена символизировала власть над инородцами, дарованную царю Амоном. Поэтому подобные игры были механизмом для утверждения космологической истины, утверждение Амона как божества, опекающего Египет, и в то же время символически уничтожающего его врагов (возможно, даже служащий в качестве проклятия), а так же поддерживающего гегемонию египетского государства.

 

ФЕХТОВАНИЕ КАК СПОРТ И РИТУАЛ

 

Согласно PT Заклинаниям 324, 469 и 482, фехтование обычно происходило в рамках физического контекста церемониала и танцев, а результат поединка был предрешен. В Рамессейском драматическом папирусе фехтование так же представлено как ритуал с заранее известным концом. В то же время, сцены фехтования в гробнице Херуэфа (которым предшествовали Тексты пирамид) и в Мединет-Абу отражают истинное спортивное состязание, в котором соревнующиеся участвовали с целью победить, иной раз, не совсем честно.[30] Так что в этих более поздних сценах ритуальных боев, некоторый элемент неизвестности все же присутствует. С другой стороны, символизм, который мы увидели в реплике судьи в гробнице Херуэфа сводит на нет данное состязание как спортивное, так что мы остаемся в неведении касаемо того, чем же было ритуальное фехтование в Египте, постановочными боями и танцами, или же истинным спортивным состязанием.

Непосредственность более поздних изображений фехтования и предупреждения о нечестной игре служат доказательством того, что поединки были настоящими не всегда были предопределены в пользу египтян. Так что, результаты всегда оставались под вопросом до самого конца матча. Данная ситуация не соответствует расхожим представлениям о ритуале. Однако, кто именно выиграл, египтяне или нубийцы, было абсолютно неважно с точки зрения космологии и абсолютного смысла игры. Здесь действовали две реальности: практичная, преходящая правда о том, что играя, можно выиграть или проиграть, и высшая реальность религии, которая вечна и выше первой. Фехтование происходит одновременно на двух планах, физическо-спортивном и космическо-ритуальном. На космическо-ритуальном плане, религиозный смысл фехтовальных матчей не зависит от того, как именно спортсмены себя показали, но на тот факт, что они изображены и сохранены на стенах, которые настолько же вечны, как и египетские победы. Эти вневременные победы отражают религиозный и политический дух Египта, вне зависимости от того как реальные фехтовальщики провели поединок на самом деле. Поэтому, нубиец мой выиграть какой-то конкретный матч, в то время как на космическом уровни, все победы все равно считались египетскими.[31]

 

 

 

Рис 32.9. Окно явлений над сценами фехтования и борьбы (Мединет-Абу, Храм Рамзеса III, Первый двор, Южная стена; Nelson and Hölscher 1931, стр. 35, рис. 22)

 

Соответственно, судьи в гробнице Херуэфа функционируют в двух мирах: в бренном, выдавая судейские решения, и в горнем, как хранители ритуала, провозглашая победы царя. Подобным образом, различные фехтовальные палки в гробнице Тутанхамона и те, что изображены в гробнице Рамзеса III несут символический смысл вдобавок к практическому применению. Их наличие определяет космологическую победу для покойного царя, свойственную фехтовальному ритуалу (выигрывал ли царь или нет фехтовальные матчи с помощью этих палок при жизни). Религия и спорт совмещаются в контексте фехтования, и они не противоречат друг другу, так как действуют на разных уровнях.

На другом уровне, египтяне не отличали спортивные и рекреационные мероприятия от религиозных практик и ритуалов. Игры и спортивные турниры составляли существенный компонент религиозных фестивалей, и подобные мероприятия проводились в храмах и ритуальных местах совместно с религиозными церемониями. Во время этих празднеств, публика входила в храмы, чтобы увидеть своих богов и помолиться им, а так же посмотреть на атлетов, соревнующихся в боевых видах спорта. Двор, полный спортсменов, возможно выступающих сразу вместе, воодушевлял зрителей и повышал их эмоциональное состояние до небывалых высот. Норман Дэвис (Norman Davies 1932, стр. 62) интерпретирует спортивные состязания на египетских фестивалях как способ обострить чувства зрителей для религиозных целей:

 

Более грубые религии считают верным достижение физической восторженности, пульсирующих эмоций, которые должны быть возбуждены зрелищем бурного физического действия под звуки сильного, монотонного ритма. Видимо поэтому на важных событиях в Египте имели место самые диковинные физкультурные представления, которые только позволял профессиональный уровень выступающих. Эмоции, вызываемые сильным биением пульса и кружащимися движениями на фоне церемониальной процессии считались корректной реакцией на сверхъестественное, и награждались великим удовольствием, так, что наслаждение и молитва запутанно сплетались.

 

Дэвис безусловно прав в своей оценке, но мы бы хотели отметить его личную неприязнь к данному явлению.[32] Египтяне бы наоборот считали эмоциональный подъем, происходящий во время спортивного состязания, проводимого в религиозном контексте, способствующим более полному религиозному опыту. Так что, прихожане становились зрителями и болельщиками в данной ситуации. Однако, мы бы добавили к этому идею общинности. Сильные эмоции, переживаемые зрителями во время состязаний были общим место для всего общества и тем самым укрепляли в нем социальные связи.

Последний смысл ритуального фехтования был дидактическим. В данном исследовании мы увидели, что фехтование – обычно мероприятие рекреационного или военного характера – происходило в религиозном контексте, где посредством него важные мифические события воспроизводились в масштабе всей общины. От Древнего царства до Эллинистического периода, фехтовальщики играли роль богов и их последователей, драматизируя мифы и распространяя важные священные принципы через этот боевой спектакль. Поэтому публичное проведение ритуального фехтование было одним из методов, которым космологические учения и мифы оживали и подвались в понятной для широкой египетской публики форме.


[1] См. Wilson 1931, стр. 211-13, 219-20; Vandier d'Abbadie 1941; Touny and Wenig 1969 стр. 25-29, фото 14-18; Decker 1992, стр. 82-87; Decker and Herb 1994, стр. 564-71. Cм. так же Пиччьоне в прессе.

[2] Hayes 1959, стр. 68; Wise and McBride 1981, стр. 23; Shaw 1991, стр. 43. Так же, Carter (1933, стр. 136) предполагает, что фехтовальные палки Тутанхамона произошли от дубинок, так как они расширяются к окончанию и сужаются в районе ручки.

[3] См. ниже описания фехтовальных палок и сцен фехтовани



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: