Софийский собор (Вологда)
Это стабильная версия, отпатрулированная 22 ноября 2010.
.
Православный собор | |||
Собор Софии Премудрости Божией | |||
Страна | Россия | ||
Город | Вологда | ||
Конфессия | Православие | ||
Епархия | Вологодская и Великоустюжская (бывш.) | ||
Тип здания | Собор | ||
Основатель | Иван Грозный | ||
Дата основания | 1568 год | ||
Строительство | 1568 год—1570 год | ||
Дата упразднения | 1924 год | ||
Приделы | Иоанна Предтечи (с 1588 по 1850 гг.) | ||
Статус |
| ||
Состояние | Реставрация завершена в 2007 году | ||
Собор Софии Премудрости Божией |
/ 59.224444° с. ш. 39.8825° в. д. 59.224444, 39.8825
Софи́йский собо́р (Собор Софии Премудрости Божией) — православный храм, ныне музей, древнейшее сохранившееся каменное сооружение на территории Вологды, одна из крупнейших построек эпохи Ивана Грозного (наряду с храмом Покрова на Рву в Москве, Успенским собором Троице-Сергиевой лавры и другими). Сооружён в 1568 — 1570 годах по распоряжению Ивана Грозного. С 1587 по 1923 год — кафедральный собор Вологодской епархии (с 1776 по 1938 годы — вместе с тёплым Воскресенским собором) и усыпальница вологодских архиереев. В соборе практически полностью сохранились фрески XVII века и иконостас первой половины XVIII века.
Содержание · 1 История · 2 Посвящение · 3 Архитектура o 3.1 Внутреннее пространство o 3.2 Входы, декор внешних стен, покрытие o 3.3 Пространственная ориентация собора o 3.4 Софийский собор и архитектурные традиции храмов XV—XVI веков · 4 Перестройки и реставрации · 5 Стенные росписи o 5.1 История o 5.2 Программа росписи и особенности письма o 5.3 Роспись основного куба o 5.4 Росписи входов и порталов o 5.5 Росписи алтарных помещений o 5.6 Композиция «Страшный суд» · 6 Иконостас o 6.1 Устройство иконостаса · 7 Царское место и донаторское место · 8 Колокольня · 9 Культовое назначение собора o 9.1 Настоятели · 10 См. также · 11 Примечания |
История
|
Закладка в 1567 году Вологодского кремля подразумевала размещение на его территории нового кафедрального храма взамен деревянного городского собора Воскресения, оказавшегося за пределами нового центра города, на Ленивой площадке. Строительство каменного собора внутри кремля, на берегу реки Вологды началось в 1568 году по распоряжению Ивана Грозного. Согласно летописным свидетельствам, Иван Грозный повелел «соборную церковь Софийскую во имя Успения Пресвятой Богородицы поставить внутри города у архиерейского дому»[1]. По другим сведениям, Архиерейский двор был перенесён позднее, уже к строящемуся Софийскому собору[2]. Данных об освоении территории, примыкающей к собору, в догрозненский период недостаточно. Археологические раскопки 2000 года показали в этом районе только существование построек, датируемых 1560—70-ми годами[2].
В качестве архитектурного образца был избран Успенский собор в Москве. Иван Грозный, видимо, хотел иметь в своей северной опричной резиденции подобие Успенского собора Московского кремля[3]. Иван Грозный лично наблюдал за строительством Вологодского кремля, неоднократно подолгу останавливался в Вологде. Царь посетил собор после завершения основных строительных работ в 1570 году, а вскоре после этого неожиданно покинул Вологду, после чего строительство как кремля, так и собора было заброшено. Существует легенда, связанная с этим посещением:
|
Неции же глаголют, егда совершена бысть оная церковь и великий государь вшед видети пространство ея, и будто нечто отторгнуся от свода и пад, повреди государя во главу. И того ради великий государь опечалихся и повеле церковь разобрать. Но чрез же некоторое прошение преклонися на милость, обаче многия годы церковь было не освящена.
— Иван Слободской. Летописец. 1716 год.[1].
Собор оставался неоконченным до 1587 года, когда при царе Фёдоре Иоанновиче приступили к его достройке. Отделка была выполнена не полностью: окончен был лишь южный придел, средняя же часть храма была достроена позднее[4].
Раньше, чем главный престол был освящён южный придел собора. В 1587 году он был освящён Антонием, епископом Вологодским и Великопермским во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, патронального святого царя Иоанна IV Грозного, крещённого в день памяти святого[5]. Придел располагался в дьяконнике собора вплоть до капитального ремонта интерьера 1848—1850 годов[6][7].
В 1612 году, во время того как «польские и литовские люди и черкасы и казаки и русские воры»[8] захватили Вологду, собор был разгромлен и повреждён пожаром: сгорели крыша и главы с крестами. После ухода захватчиков начались доделки и исправления собора. Был восстановлен иконостас. Богослужебные принадлежности были временно взяты из Спасо-Каменного и Глушицкого монастырей. В 1612—1613 годах отремонтированный собор, в том числе и главный престол, освятили повторно[9].
Софийский собор на гравюре А. Скино по рисунку А. Ушакова, 1853 г. | Софийский собор в начале XX века. Почтовая открытка | Софийский собор на 10-рублёвой монете из серии «Древние города России» |
В 1639 году Михаил Фёдорович пожертвовал в собор Софии медное паникадило весом 28 пудов 30 фунтов. Через несколько лет в Архангельске для собора были куплены ещё три паникадила заграничной работы.
|
При епископе Гаврииле в 1686—1688 году собор был расписан артелью ярославских иконописцев под руководством Дмитрия Григорьева. Перед росписью были растёсаны пять окон четверика и прорублены окошки в нижней части апсид. Оконные откосы были также расписаны артелью Дмитрия Григорьева.
В 1698 году и 1724 году собор подвергался разрушительным пожарам. После пожара 1724 года, в 1737—1744 годах был установлен новый пятиярусный иконостас, существующий и сейчас.
До 1776 года, то есть до постройки тёплого Воскресенского собора, богослужения в Софийском соборе проходили круглый год.
При капитальном ремонте 1848—1851 годов ко всем входам были пристроены каменные притворы, были расширены оконные проёмы, крышу покрасили в зелёный цвет. В 1860-х годах вокруг Софийского собора была поставлена каменная ограда.
Собор посещали императорские особы: в 1724 году — Пётр I, в 1824 году — Александр I, в 1858 году — Александр II.
В 1923 году собор был закрыт и передан краеведческому музею. В Софийском соборе была размещена экспозиция по истории религии и атеизма, частью которой стал маятник Фуко, установленный в 1929 году. С 1935 года Софийский собор является памятником федерального значения.
В 1966—1968 годах Всесоюзные научно-реставрационные мастерские (ВСНРМ) под руководством архитектора В. С. Баниге были проведены реставрационные работы, в результате которых собору вернули вид, соответствовавший XVII веку: устроено позакомарное покрытие из оцинкованной стали, установлены новые купола, восстановлены узкие окна в соборе, разобраны каменные притворы у входов в собор, восстановлены порталы входов. Внутри храма под руководством художника-реставратора Н. В. Перцева проводились работы по закреплению старинной фресковой живописи[10].
С 1999 по 2007 год была проведена комплексная реставрация собора. Сейчас Софийский собор находится в ведении Вологодского государственного музея-заповедника и открыт для посещения в летнее время. В некоторые церковные праздники в соборе проводятся службы.
В июне 2007 года в Софийском соборе совершил торжественную литургию Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
Вид на Софийский собор и колокольню через реку Вологду и Октябрьский мост. Туманное утро | Кремлёвская площадь. Слева направо: Воскресенский собор, колокольня, Архиерейский двор с церквями (в глубине), Софийский собор | Вид на Соборную горку с Ленивой площадки | Софийский собор и его колокольня и сегодня доминируют над центром Вологды. Закат |
Посвящение
Согласно летописи 1716 года, составленной Иваном Слободским, первоначально планировалось посвящение собора Успению Богоматери:
Лета 7076 (1568). Великий государь царь Иван Васильевич повеле соборную церковь во имя Успения пречистыя Богородицы поставить внутри города у архиерейского дому, и делали ю два года, а колико зделают, то каждого дня покрывали лубьем и другими орудии, и того ради оная церковь крепка на разселины[1].
Послуживший прообразом храма Успенский собор в Москве в то время приобретает особое значение в системе символов русского государства и русской церкви. Во второй половине XV — первой трети XVI века конституируется его положение как соборной церкви русской митрополии. Москва утверждается как новый канонический центр, и именно к этому времени относится постройка реплик Успенского соборов в Ростове Великом, Дмитрове, Новодевичьем монастыре. Распространение Успенских храмов связывают также и с градозащитной семантикой Богоматери. После Стоглавого собора (1551 год), структурировавшего сакральное пространство страны, наблюдается вторая волна обращения к образцу Успенского собора. К этому периоду относится постройка Успенского собора в Троице-Сергиевой Лавре (1559 год) и закладка Успенского собора в Вологде[11].
София Премудрость Божия Слова. Храмовая икона собора (фрагмент). 1618 г. ВГИАХМЗ
Стоит также отметить, что с XVI века в Вологде уже существовала церковь Успения (позднее — Успенский собор Горне-Успенского монастыря) - один из древнейших храмов города, давших наименование его Успенской трети, подчинявшейся Новгороду (наряду с «московской» Владимирской третью (по Владимирской церкви) и «ростовской» Мироносицкой).
После неожиданного отъезда Ивана Грозного из Вологды в 1571 году собор долгое время стоял неосвящённым. В 1587 году, раньше, чем главный престол, был освящен придел в южной части алтарного объёма в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Такое посвящение престолов в эпоху Ивана Грозного носит программный характер: подобные храмы в большом количестве возникали по прямому указанию Ивана IV или вследствие ориентации Церкви на подобные указания. То есть, в 1587 году, при достройке собора помнили о том, что Иван IV хотел иметь придел, посвященный своему ангелу. Также возможно предположить, что сын Грозного Фёдор Иоаннович таким способом решил почтить память об отце.[5].
Главный престол был освящён в 1612 году в честь Софии Премудрости Божией Слова[12]. София — понятие христианской философии, аллегорический образ и, одновременно, личностный персонаж, тождественно близкий к божественному «Я», представление олицетворённой мудрости Бога.
Посвящение Софии исторически — древняя традиция, берущая начало из Византии. Софии были посвящены главные соборы многих городов, наследующих традиции Византии (см.: Софийский собор (Константинополь), Софийский собор (Киев), Софийский собор (Новгород), собор святой Софии (София) и другие). Посвящение же вологодского собора Софии Премудрости Божией связывают с демонстрацией независимости Вологды от Великого Новгорода и возвышением Вологды после переноса в неё центра Вологодско-Пермской епархии из Усть-Выми в 1589 году[13]. Кафедра была возведена на степень архиепископии, утвержден титул архиерея — архиепископ Вологодский и Великопермский[14]. После освящения главного престола в конце XVI века вологодский Архиерейский дом по аналогии с новгородским стал именоваться «Домом святой Софеи»[6]. Храмовая икона Софии Премудрости Слова Божия (1618 год, иконописцы Ждан Дементьев, Василий Новгородец, сейчас в Вологодском историко-архитектурном музее-заповеднике) стала епархиальным символом.
По замечанию философа и богослова Г. В. Флоровского, тот факт, что празднование Успения в новгородских землях было связано с Софией (у последней нет своего праздника),показывает, что София и Успение — это близкие понятия[15].
Архитектура
Софийский собор представляет собой прямоугольный в плане, шестистолпный, пятикупочный храм, с сильно выступающими полукружиями трёх алтарных апсид. Размеры собора: длина стен — 38,5 м, ширина — 25,6 м, общая высота — 59 м. Материал стен — кирпич. Архитектурным образцом для Софийского собора являлся Успенский собор Московского кремля.
Внутреннее пространство
Внутреннее пространство храма разделено столпами на три нефа. Нефы расположены таким образом, что основные продольный и поперечные нефы, по сравнению с остальными, обладают большей шириной. Средний компартимент западного поперечного нефа перекрыт не крестовым, а коробовым сводом, который опирается на арки, расположенные ниже остальных подпружных арок. Столпы имеют кресчатую форму, завершены импостами, составленными из двух полочек и четвёртого валика между ними. Основания четырёх западных столпов профилированы и близки по форме к аттической базе. Восточная пара столпов баз не имеет. Барабаны глав и крестовые своды опираются на пониженные подпружные арки, которые переброшены между столпами, а также столпами и стенами. Основания барабанов оформлены карнизами в виде валика. Внутреннее пространство собора освещается двумя ярусами узких окон четверика с воронками, без профилировок. Все окна почти одинаковой ширины. В нижнем ярусе — высокие, в верхнем — небольшие. При этом окна верхнего света находятся на большой высоте. Также свет проникает через узкие окна барабанов и апсид. Таким образом, верхнее пространство собора освещено лучше, чем нижнее.
Первоначальная кирпичная алтарная преграда (в настоящее время скрыта иконостасом XVIII века) выложена заподлицо с западными гранями восточной пары столпов.
Входы, декор внешних стен, покрытие
В собор ведут открытые порталы с севера и юга и большое сводчатое двухарочное крыльцо с белокаменной гирькой с запада. Откосы порталов имеют профилерованные базы и капители, а архивольты — килевидную форму. Прясла сегментированы в соответствии с крестово-купольным построением храма.
Декор внешних стен собора представлен следующими элементами. Простой по форме цоколь образован валиками и двумя уступами в его нижней части. Между апсидами поставлены полуколонки с простыми завершениями. Пилястры, поддерживающие большие закомарные завершения имеют импосты, которые здесь заменяют капители. Лопатки на стенах собора, отвечающие столпам отсутствуют[5].
Покрытие шестистолпного Софийского собора позакомарное, волнистое завершение которого характерно для классической русской крестово-купольной системы строения храма. Собор перекрыт крестовыми сводами с подпружными арками и парусами. Венчают храм пять массивных световых барабанов с купольным перекрытием. Пучинистрая форма куполов относится к XVII—XVIII векам. В. С. Баниге высказал предположение, что изначальная форма куполов была ближе к шлемовидной, с чешуйчатым покрытием. Более поздние исследования С. В. Заграевского доказывают, что пучинистые (луковичные) формы глав в архитектуре Древней Руси были распространены с домонгольского времени до середины XVII века. Существование шлемовидных глав в этот период не доказано. Данный вид купольного покрытия, согласно С. В. Заграевскому, появляется только с середины XVII до конца XVIII века и через несколько десятилетий вновь сменяется периодом возведения луковичных глав[16]. Кресты, поставленные в конце XVII века, были выполнены московскими мастерами по образу крестов церкви Николы Явленного в Москве. На среднем кресте посредине изображено Распятие, в трёх верхних оконечностях каждого креста вязью начертаны слова: «Царь Славы» (на вертикальной конечности), «ИиС ХС» (на горизонтальных).