Композиция «Страшный суд»




Страшный суд. Роспись западной стены

Композиция «Страшный суд» вологодского Софийского собора — самая большая фреска на этот сюжет в России — занимает площадь около 400 квадратных метров.

В христианстве догмат о всеобщем воскрешении, Судном дне и воздаянии является одним из основополагающих. Верхнюю часть композиции занимает восседающий на троне и творящий Суд Вседержитель. Ниже расположены сцены взвешивания грехов и добродетелей человеческой души. В левой части во главе праведников изображён апостол Пётр с ключом от дверей рая. Грешники, представленные иноверцами в одежде иностранцев того времени, восточными старцами и женщинами в ярких платьях, расположены слева. Внизу композиции в правой части изображён извивающийся змей с наивными фигурками пороков, грехов и пламени ада. В левой части композиции изображены трубящие ангелы, призывающие воды и земли отдать на Суд своих мертвецов. Ангелы изображены ракурсно, снизу.

Их развевающиеся белые одежды на фоне нежно-зеленой земли создают образ впечатляющей монументальности и пластичности. Эта часть композиции «Страшного суда», по силе выражения не имеющая аналогий среди других стенных росписей, приобретает доминирующее значение во всем живописном интерьере и является в некотором роде типичной особенностью росписей вологодского собора. За исключением этой сцены с ангелами все остальные фигуры несколько статичны, скованны и менее пластичны [18].

В этой фреске ярославские мастера акцентировали древнюю идею «Страшного суда» — близость судного дня, осуждение нечестивых, воздаяние праведникам. Процесс оправдания человека становится главным в этой теме. Фрески Страшного суда написаны в светлом колорите[23]:

Плеханов подчёркнуто традиционен; он словно демонстрирует свою верность «отеческим обычаям». Мягкие, гармоничные отношения плехановского колорита оставляют впечатления светлой и ясной, немного печальной мелодии, снимая напряжённость эсхатологических мотивов [18].

Фреска «Страшный суд», изображаемая на восточной и важнейших местах храма (в том числе и на западной стене) показывает не сам Суд, а второе пришествие Христа и жизнь будущего века, то есть соединение двух самостоятельных сюжетов «Второе пришествие» и «Суд» и воздаяние по делам[24]. Наличие композиции «Страшный суд» в росписи Софийского собора говорит о высоком иерархическом статусе храма.

Иконостас

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Икона из местного ряда иконостаса. 1730-е гг.

Существующий иконостас Софийского собора — третий по счёту, был создан в 1733—1741 годах.

Ещё до освящения главного престола в храме был освящён придел Иоанна Предтечи, который просуществовал с 1588 по 1850 годы. Из малого иконостаса этого придела происходит икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (1730-е годы), которая сейчас находится в местном ряду иконостаса в завороте к южной стене.

О первом иконостасе Софийского собора и его иконах нет сведений. Второй иконостас был сделан в 1686—1695 годах. За образец был взят иконостас Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. Иконостас был изготовлен резчиками этого монастыря и увенчан деревянными изображениями херувимов и серафимов. Иконы были написаны вологодскими изографами. Во время пожара в Софийском соборе в 1724 году сгорела северная часть иконостаса.

Решение о замене иконостаса принял епископ Павел. В 1737 году монахом польского происхождения Арсением Борщевским было изготовлено «тело» иконостаса. Иконы для нового иконостаса заказал следующий за Павлом епископ — Амвросий Юшкевич (до 1734 года — архимандрит Виленского Духова монастыря). Для исполнения икон он пригласил Максима Искрицкого, мастера польского происхождения, жившего в то время в Вологде и хорошо владевшего приёмами западноевропейской живописи. 21 июня 1738 года, когда работы ещё не были завершены, из-за промедления с написанием икон, Максима Искрицкого выслали из Вологды.

Из справки протопопа Софийского собора Фёдора Гаврилова:

…Максимом Искрицким не дописано во оной соборной церкви живописною работою святых образов в первом апартаменте вместо старых местных вновь местных же четыре, а имянно: Спасителев, Софии Премудрости Божий, Воскресение Христово, на одной деке триех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, да на правой стране в местных же круг прежних дву образов богородичных Успения Пресвятыя Богородицы и Одигитрия карниз в чюдесех и двои пономарские двери, в пророческом и праотеческом апартаментах в откосах четыре образа малых, а каковыми лицами писать надобно, о том каковое повеление будет. А из вышеписанных местных прежних два образа — Спасителев и Софии Премудрости Божий — имеются весма хорошего и твердого писма и ничем не повредились[25].

Иконы местного ряда (кроме старых сохранившихся икон: «София Премудрость Божия Слова», «Спас Всемилостивый» и «Богоматерь Одигитрия») были написаны вологодскими мастерами. В ненаписанный «карниз в чюдесех» поместили пядничные иконы. Позднее иконы Софийского собора претерпели многократные поновления, наиболее значительные в 1766 году, при епископе Иосифе Золотом, и в 1848 году, ярославским иконописцем А. М. Колчиным.

Реставрацией 1960—70-х годов с икон были удалены позднейшие наслоения, скрывающие авторскую живопись. Восстановлена лазурно-голубая окраска иконостаса.

Иконостас. Северная часть Иконостас. Центральная часть Царские врата Иконостас. Южная часть

Устройство иконостаса

Иконостас Софийского собора выполнен в стиле барокко. Имеет пирамидальную форму с выступающими вперёд тремя средними пряслами. Иконы размещены в пять ярусов (рядов). Ярусы разделены позолоченными резными карнизами и поясами, а иконы — золочёными каннелированными пилястрами. Всего в иконостасе находится 64 иконы (включая «Распятие»), 54 из них, судя по сведениям консисторского архива, написаны Максимом Искрицким. Манера письма этого мастера уже близка к светской живописи[3].

Богоматерь Одигитрия. 1641 г.

Нижний местный ряд: «Спас Всемилостивый с припадающими Корнилием Комельским, Димитрием Прилуцким, Зосимой и Савватием Соловецкими» (около 1657 года), «Богоматерь Одигитрия» (1641 год), «София Премудрость Божия Слова» (1618 год), «Успение» (XIX век), «Троица», «Сошествие во ад», «Три святителя», «Богоматерь на престоле (Премудрость созда себе дом)», «Преображение», «Николай Чудотворец», «Архангел Михаил», «Архидиакон Стефан», «Снятие со креста» и «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (все XVIII века). Бронзовые (или латунные) посеребрённые с золочёными деталями царские врата изготовлены в XIX веке.

Храмовая икона «София Премудрость Божия Слова» написана в 1618 году вологодскими иконниками Жданом Дементьевым и Василием Новгородцем.

Праздничный ряд: «Рождество Богоматери», «Введение Богоматери во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Обрезание», «Богоявление», «Вход в Иерусалим», «Преображение», «Воскресение», «Вознесение Христово», «Сошествие Святого Духа» и «Вознесение Богоматери».

Деисусный ряд: центральный образ в этом ряду — Христос Вседержитель на престоле. Ему предстоят Богоматерь, Иоанн Предтеча и апостолы Пётр, Павел, Иоанн Богослов, Симон, Иаков, Фома, Андрей, Варфоломей и Филипп, евангелисты Лука, Матфей, Марк.

Пророческий ряд: в центре изображена Богоматерь с Младенцем в окружении ангелов, а по сторонам — пророки Соломон, Давид, Моисей, Захария, Исайя, Аарон, Иезекиил, Иеремия, Даниил и Гедеон.

Праотеческий ряд: «Отечество» и 8 праотцев (Адам, Ной, Авраам, Иаков, Сиф, Енох, Авель и Лот). Завершается иконостас живописным «Распятием» с четырьмя предстоящими (Богоматерь, Мария Магдалина, Лонгин Сотник и Иоанн Богослов) [25].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: