А. Страшный неурожай зерновых в рыночной экономике.




ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

 

КАФЕДРА «МИКРОЭКОНОМИКА»

МИКРОЭКОНОМИКА

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ №4

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ 4.

«СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ»

 

 

Выполнил: студент

Факультета МЭО, группы М1-1

Скрупская Анастасия Борисовна

Проверил: кандидат экономических наук,

доцент Карамова Ольга Владимировна

 

 

МОСКВА 2011

ТЕМА 4. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Сформулируйте понятия рыночного спроса, функции спроса и кривой спроса.

_______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Охарактеризуйте неценовые факторы (детерминанты) спроса. Какие ценовые и неценовые факторы наиболее сильно влияют на спрос в современной России?_______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Сформулируйте понятия рыночного предложения, функции предложения и кривой предложения.______________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какую роль имеет фактор времени в формировании рыночного предложения? Есть ли иные неценовые факторы предложения? Какие факторы предложения особенно важны для современной ситуации в России?_______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как и во всех ли случаях устанавливается рыночное равновесие? Опишите неравновесные ситуации в переходной

экономике.______________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Эластичность рыночного спроса по цене и доходам. Опишите реакцию спроса в России на девальвацию рубля в 1998 году. Почему спрос на разные товары изменился не одинаково?_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Эластичность рыночного предложения по цене.

_______________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Обсудите возможности практического использования понятия эластичности в деятельности российских предприятий. _______________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Целесообразно ли государственное вмешательство в процессы рыночного ценообразования? Приведите примеры удачного и неудачного государственного вмешательства из российской практики.

_______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б. Как влияют на спрос и предложение различные сдвиги в экономической ситуации?

Пометьте крестиками в приведенной ниже таблице клетки, соответствующие наличию влияния. Клетки, где влияние отсутствует, оставьте пустыми.

  Сдвиг кривой спроса Движение вдоль кривой спроса Сдвиг кривой предложения Движение вдоль кривой предложения
Изменение цен     Х   Х
Изменение цен товаров-заменителей        
Внедрение новой технологии производства        
Изменение моды          
Изменение доходов потребителей        
Изменение цен на сырье          
Изменение цен дополняющих товаров        
Появление сильных инфляционных ожиданий        

В. Как влияют налоги на процессы в экономике и на положение субъектов рынка в разных ситуациях?

Пометьте словами «выше» или «ниже» в приводимой ниже таблице те клетки, в которых проявления перечисленных последствий введения налогов окажутся более или менее выраженными:

ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГОВ: ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА  
  ВЫСОКАЯ НИЗКАЯ
Рост цен ниже Выше
Падение объема продаж    
Величина налоговых поступлений в казну    
Потери производителя    
Потери потребителя    
  ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  
  ВЫСОКАЯ НИЗКАЯ
Рост цен    
Падение объема продаж    
Величина налоговых поступлений в казну    
Потери производителя    
Потери потребителя    
         

Тесты и ЗАДАЧИ

 

Тест Обоснование
1. Закон спроса отражает следующая зависимость: 1) прямая зависимость объема спроса от его цены; 2) обратная зависимость объема спроса от его цены; 3) прямая зависимость между объемом предложения и объемом спроса; 4) прямая зависимость между объемом спроса и доходами потребителей; 5) прямая зависимость цены от качества товара.  

 

2. Взаимозаменяемые товары: 1) имеют одинаковую цену; 2) дополняют друг друга при сбыте; 3) конкурируют друг с другом на рынке; 4) стимулируют сбыт друг друга.  

 

3. Все перечисленное ниже может быть причиной сдвига кривой спроса на товар, кроме: 1) изменения вкусов потребителей; 2) увеличения доходов покупателей; 3) уменьшения цены товара; 4) увеличения цены взаимодополняемого товара; 5) уменьшения цены взаимодополняемого товара.  

 

4. Если рост цен на 1% вызывает увеличение предложения на 1,2%, то оно является: 1) эластичным; 2) неэластичным; 3) с единичной эластичностью; 4) абсолютно эластичным; 5) абсолютно неэластичным.  

 

 

5. Два товара являются индифферентными к друг другу (то есть не являются ни взаимозаменяющими, ни взаимодополняющими), если их перекрестная эластичность равна: 1) Ecross > 0; 2) Ecross < 0; 3) Ecross = 0; 4) Ecross > 1; 5) Ecross < 1.  

 

 

6. Наличие на рынке избыточного предложения товара может являться следствием того, что: 1) цена на товар равна равновесной цене; 2) цена на товар ниже равновесной цены; 3) сократился объем предложения данного товара; 4) цена на товар выше равновесной цены; 5) увеличился объем спроса на данный товар.  

 

 

7. Предположим, что эластичность спроса по цене для конкретного товара равна 1,5. Если произошло увеличение объема спроса на 30%, то процентное уменьшение цены в этом случае было: 1) 10; 2) 15; 3) 20; 4) 30; 5) 50.  

 

 

8. На эластичность предложения оказывает влияние: 1) уровень доходов потребителей; 2) наличие на рынке товаров заменителей; 3) фактор времени; 4) доля расходов в бюджете на данный товар; 5) не влияет ни один из указанных факторов.  

 

 

9. Эффект сноба - это: 1) когда потребление потребителя диктуется желанием не отставать в потреблении от других; 2) когда потребителем движет желание быть не похожим на других; 3) когда индивидуум покупает блага, недоступные по цене для других; 4) все перечисленные ответы не верны.  

 

11. Государство увеличивает налог с продаж на некий товар. При этом: 1) чем более эластичен спрос, тем большую долю налога платит покупатель; 2) чем более эластично предложение, тем большую часть налога платит продавец; 3) чем менее эластичен спрос, тем большую часть налога платит покупатель; 4) чем менее эластично предложение, тем большую часть налога платит покупатель; 5) чем менее эластичен спрос, тем большую часть налога платит продавец.  
10. Контракт – это: 1) добровольное соглашение сторон о взаимных правах и обязанностях в рамках трансакции; 2) количество проданных товаров и услуг; 3) принудительное соглашение о выполнении поставок товаров и услуг.  

 

 

Задача № 1.

Рынок штучного товара представлен следующими функциями: Qd = 2220 – 3Р Qs = 3Р – 300. Государство установило потолок цены 300. Определите последствия, покажите графически.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача № 2.

Функция спроса населения на данный товара: QD= 9 – P. Функция предложения данного товара: QS= – 6 + 2P. Рассчитайте равновесную цену и равновесный объем товара. Постройте на графике функции спроса и предложения.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задача № 3

Рассчитайте коэффициент эластичности по цене и сделайте вывод о характере товара. Какую маркетинговую и ценовую стратегию следует применить к этому товару?

· Цена на товар выросла с 12 до 18 денежных единиц. Объем спроса на товар снизился с 160 до 144 тыс. кг в месяц.

· Цена на товар упала с 50 до 38 денежных единиц, объем спроса увеличился с 14 до 20 кг в месяц.

· Цена на товар выросла с 30 до 60 денежных единиц, объем спроса снизился с 16 до 8 единиц в месяц.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задача № 4.

Рассчитайте коэффициент эластичности по доходу. Определите тип товара.

· Доход изменился с 4000 до 8000. Объем спроса на данный товар увеличился с 40 до 100.

· Доход увеличился с 5000 до 10000. Объем спроса изменился с 20 до 12 кг в месяц.

· Доход упал с 1600 до 1000 денежных единиц. Объем спроса сократился с 16 до 14 кг в месяц.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задача № 5.

Рассчитайте коэффициент перекрестной эластичности. Определите, являются ли товары х и у взаимозаменяемыми или взаимодополняемыми?

· Цены на товар «у» выросли с 50 до 90 денежных единиц, объем спроса на товар «х» сократился с 1800 т до 1650 т.

· Цена на товар «у» выросла с 250 до 300 денежных единиц, объем спроса на товар «х» вырос с 400 до 950.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Эссе

А. Страшный неурожай зерновых в рыночной экономике.

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Как можно более полно опишите последствия гипотетического неурожая, особое внимание уделяя тому, какие последствия будут, а какие не будет проявляться в рыночной экономике.

· Будет ли ощущаться дефицит зерна в стране? Как изменятся цены на зерно и продукты его переработки?

· Как изменятся спрос и предложение на другие товары (например, на картофель, хлебопекарные дрожжи, автомобили)?

· Каковы вероятные социальные последствия неурожая?

· Как может отреагировать на них государство и какие явления вызовет это вмешательство в экономике страны?

· Введите в анализ внешнеэкономический фактор.

· Дайте графическую интерпретацию данной ситуации.

· Попробуйте приложить ваш прогноз последствий экстремального развития событий к России.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: