ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(Финансовый университет)
КАФЕДРА «МИКРОЭКОНОМИКА»
МИКРОЭКОНОМИКА
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ №4
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ 4.
«СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ»
Выполнил: студент
Факультета МЭО, группы М1-1
Скрупская Анастасия Борисовна
Проверил: кандидат экономических наук,
доцент Карамова Ольга Владимировна
МОСКВА 2011
ТЕМА 4. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
Логика курса
А. Ответьте на следующие вопросы:
1. Сформулируйте понятия рыночного спроса, функции спроса и кривой спроса.
_______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Охарактеризуйте неценовые факторы (детерминанты) спроса. Какие ценовые и неценовые факторы наиболее сильно влияют на спрос в современной России?_______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
2. Сформулируйте понятия рыночного предложения, функции предложения и кривой предложения.______________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какую роль имеет фактор времени в формировании рыночного предложения? Есть ли иные неценовые факторы предложения? Какие факторы предложения особенно важны для современной ситуации в России?_______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как и во всех ли случаях устанавливается рыночное равновесие? Опишите неравновесные ситуации в переходной
|
экономике.______________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Эластичность рыночного спроса по цене и доходам. Опишите реакцию спроса в России на девальвацию рубля в 1998 году. Почему спрос на разные товары изменился не одинаково?_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Эластичность рыночного предложения по цене.
_______________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
7. Обсудите возможности практического использования понятия эластичности в деятельности российских предприятий. _______________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Целесообразно ли государственное вмешательство в процессы рыночного ценообразования? Приведите примеры удачного и неудачного государственного вмешательства из российской практики.
_______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б. Как влияют на спрос и предложение различные сдвиги в экономической ситуации?
Пометьте крестиками в приведенной ниже таблице клетки, соответствующие наличию влияния. Клетки, где влияние отсутствует, оставьте пустыми.
Сдвиг кривой спроса | Движение вдоль кривой спроса | Сдвиг кривой предложения | Движение вдоль кривой предложения | |
Изменение цен | Х | Х | ||
Изменение цен товаров-заменителей | ||||
Внедрение новой технологии производства | ||||
Изменение моды | ||||
Изменение доходов потребителей | ||||
Изменение цен на сырье | ||||
Изменение цен дополняющих товаров | ||||
Появление сильных инфляционных ожиданий |
В. Как влияют налоги на процессы в экономике и на положение субъектов рынка в разных ситуациях?
Пометьте словами «выше» или «ниже» в приводимой ниже таблице те клетки, в которых проявления перечисленных последствий введения налогов окажутся более или менее выраженными:
ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГОВ: | ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА | |||
ВЫСОКАЯ | НИЗКАЯ | |||
Рост цен | ниже | Выше | ||
Падение объема продаж | ||||
Величина налоговых поступлений в казну | ||||
Потери производителя | ||||
Потери потребителя | ||||
ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ||||
ВЫСОКАЯ | НИЗКАЯ | |||
Рост цен | ||||
Падение объема продаж | ||||
Величина налоговых поступлений в казну | ||||
Потери производителя | ||||
Потери потребителя | ||||
Тесты и ЗАДАЧИ
Тест | Обоснование |
1. Закон спроса отражает следующая зависимость: 1) прямая зависимость объема спроса от его цены; 2) обратная зависимость объема спроса от его цены; 3) прямая зависимость между объемом предложения и объемом спроса; 4) прямая зависимость между объемом спроса и доходами потребителей; 5) прямая зависимость цены от качества товара. |
2. Взаимозаменяемые товары: 1) имеют одинаковую цену; 2) дополняют друг друга при сбыте; 3) конкурируют друг с другом на рынке; 4) стимулируют сбыт друг друга. |
3. Все перечисленное ниже может быть причиной сдвига кривой спроса на товар, кроме: 1) изменения вкусов потребителей; 2) увеличения доходов покупателей; 3) уменьшения цены товара; 4) увеличения цены взаимодополняемого товара; 5) уменьшения цены взаимодополняемого товара. |
4. Если рост цен на 1% вызывает увеличение предложения на 1,2%, то оно является: 1) эластичным; 2) неэластичным; 3) с единичной эластичностью; 4) абсолютно эластичным; 5) абсолютно неэластичным. |
5. Два товара являются индифферентными к друг другу (то есть не являются ни взаимозаменяющими, ни взаимодополняющими), если их перекрестная эластичность равна: 1) Ecross > 0; 2) Ecross < 0; 3) Ecross = 0; 4) Ecross > 1; 5) Ecross < 1. |
6. Наличие на рынке избыточного предложения товара может являться следствием того, что: 1) цена на товар равна равновесной цене; 2) цена на товар ниже равновесной цены; 3) сократился объем предложения данного товара; 4) цена на товар выше равновесной цены; 5) увеличился объем спроса на данный товар. |
7. Предположим, что эластичность спроса по цене для конкретного товара равна 1,5. Если произошло увеличение объема спроса на 30%, то процентное уменьшение цены в этом случае было: 1) 10; 2) 15; 3) 20; 4) 30; 5) 50. |
8. На эластичность предложения оказывает влияние: 1) уровень доходов потребителей; 2) наличие на рынке товаров заменителей; 3) фактор времени; 4) доля расходов в бюджете на данный товар; 5) не влияет ни один из указанных факторов. |
9. Эффект сноба - это: 1) когда потребление потребителя диктуется желанием не отставать в потреблении от других; 2) когда потребителем движет желание быть не похожим на других; 3) когда индивидуум покупает блага, недоступные по цене для других; 4) все перечисленные ответы не верны. |
11. Государство увеличивает налог с продаж на некий товар. При этом: 1) чем более эластичен спрос, тем большую долю налога платит покупатель; 2) чем более эластично предложение, тем большую часть налога платит продавец; 3) чем менее эластичен спрос, тем большую часть налога платит покупатель; 4) чем менее эластично предложение, тем большую часть налога платит покупатель; 5) чем менее эластичен спрос, тем большую часть налога платит продавец. |
10. Контракт – это: 1) добровольное соглашение сторон о взаимных правах и обязанностях в рамках трансакции; 2) количество проданных товаров и услуг; 3) принудительное соглашение о выполнении поставок товаров и услуг. |
Задача № 1.
Рынок штучного товара представлен следующими функциями: Qd = 2220 – 3Р Qs = 3Р – 300. Государство установило потолок цены 300. Определите последствия, покажите графически.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача № 2.
Функция спроса населения на данный товара: QD= 9 – P. Функция предложения данного товара: QS= – 6 + 2P. Рассчитайте равновесную цену и равновесный объем товара. Постройте на графике функции спроса и предложения.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача № 3
Рассчитайте коэффициент эластичности по цене и сделайте вывод о характере товара. Какую маркетинговую и ценовую стратегию следует применить к этому товару?
· Цена на товар выросла с 12 до 18 денежных единиц. Объем спроса на товар снизился с 160 до 144 тыс. кг в месяц.
· Цена на товар упала с 50 до 38 денежных единиц, объем спроса увеличился с 14 до 20 кг в месяц.
· Цена на товар выросла с 30 до 60 денежных единиц, объем спроса снизился с 16 до 8 единиц в месяц.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача № 4.
Рассчитайте коэффициент эластичности по доходу. Определите тип товара.
· Доход изменился с 4000 до 8000. Объем спроса на данный товар увеличился с 40 до 100.
· Доход увеличился с 5000 до 10000. Объем спроса изменился с 20 до 12 кг в месяц.
· Доход упал с 1600 до 1000 денежных единиц. Объем спроса сократился с 16 до 14 кг в месяц.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача № 5.
Рассчитайте коэффициент перекрестной эластичности. Определите, являются ли товары х и у взаимозаменяемыми или взаимодополняемыми?
· Цены на товар «у» выросли с 50 до 90 денежных единиц, объем спроса на товар «х» сократился с 1800 т до 1650 т.
· Цена на товар «у» выросла с 250 до 300 денежных единиц, объем спроса на товар «х» вырос с 400 до 950.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эссе
А. Страшный неурожай зерновых в рыночной экономике.
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Как можно более полно опишите последствия гипотетического неурожая, особое внимание уделяя тому, какие последствия будут, а какие не будет проявляться в рыночной экономике.
· Будет ли ощущаться дефицит зерна в стране? Как изменятся цены на зерно и продукты его переработки?
· Как изменятся спрос и предложение на другие товары (например, на картофель, хлебопекарные дрожжи, автомобили)?
· Каковы вероятные социальные последствия неурожая?
· Как может отреагировать на них государство и какие явления вызовет это вмешательство в экономике страны?
· Введите в анализ внешнеэкономический фактор.
· Дайте графическую интерпретацию данной ситуации.
· Попробуйте приложить ваш прогноз последствий экстремального развития событий к России.