Тема: «Текстоориентированная среда познания картины мира в вузе и школе» - 2 часа (лекц.).




Ф.И. студента (ки) Пашоян Виктории

Задание 2(выполняется к пр.з. №1). Составить план статьи.

1. Текст и его интерпретация как осознание индивидуальной картины мироздания.

2. Текстоориентированная среда.

3. Взаимосвязь текста и культуры.

4. Прецедентные тексты и их роль в культуре.

5. Культуроведческий текст. Анализ, интерпретация и отбор текста.

6. Культурологическая направленность анализа и интерпретации текста.

7. Основные характеристики событийного подхода.

8. Урок как событие и урок-событие. Разграничение понятий.

9. Востребованность и необходимость создания текстоориентированнной среды

Задание 3(выполняется к пр.з. №1). Составить понятийный словарь 8-10 терминов. Например, культурно-историческая среда – это…(ссылки, если из другого источника.

1) Текстоориентированный подход – это совокупность приемов, способов организации учебного процесса, способов подачи учебного материала, в основе которых находится текст как главная единица языка.

2) Культуроведческий текст - образец письменной речи, содержательную структуру которого составляет этнокультурная информация, направленная на формирование культуро-ведческой компетенции учащихся.

3) Культура — КУЛЬТУРА, культуры, жен. (лат. cultura) (книжн.). 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. (Толковый словарь Ушакова)

4) Прецедентные тексты – это тексты, на которые ссылаются многие, т.к. считают их важными для данной культуры.

5) Картина мира - совокупность мировоззренческих знаний о мире, «совокупность предметного содержания, которым обладает человек» (Ясперс). Можно выделить чувственно-пространственную картину мира, духовно-культурную, метафизическую. Говорят также о физической, биологической, философской картинах мира (Философский энциклопедический словарь. 2010.)

6) Культура — (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей. (Большая советская энциклопедия)

7) Индивид - это человек как единичное природное существо, продукт развития филогенетического и онтогенетического, единства врожденного и приобретенного (см. генотип; фенотип), носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и пр.)(Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.)

8) Личность - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. (Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.)

 

Осмысление бытия человека, его «встроенности» в определенную культурно-историческую среду означает понимание субъектных оснований и личностного бытия человека. Текст и его интерпретация, как известно, – одно из важнейших оснований такой реалии, как осознание индивидуальной картины мироздания. При этом индивидуальная картина мировидения не есть нечто неизменное, а становящееся и развивающееся, которое связано с изменяющимися связями личности (миром, людьми и самим собой).

Основанием для создания текстоориентированной среды являются знания лингвистики текста (тема, идея, стиль, жанри др.) и «встреча» человека с самим собой (как взрослого, так и ребенка). В современных условиях так важно научиться определять свое место «в высоких смыслах человеческой культуры»[1]. Для студентов - будущих педагогов в проекции на обучающихся совершенно необходимо осознание таких понятий, как «текст», «виды анализа текста», «картина мира», «концепт», «концептосфера». В это связи актуализируются такие направления познания картины мира: «Культура как феномен в истории человечества»; «Язык как выражение духовного бытия человека»; «Индивид как речевая личность»; «Субъектное восприятие бытия человека»; «Образ мира в культурно-исторической традиции народа (ов)»; «Дискурс и поведение говорящего как выражение его индивидуальности».

Текст как основная дидактическая единица обладает педагогическими возможностями становления видения мира и коммуникативной перспективы познания мира во всем его многообразии. Важна и другая позиция – текст органично связан с культурой, он отражает ее особенности. Языковой анализ текста – такое направление, в котором язык может рассматриваться как культурный код нации, а не просто орудие коммуникации и познания. Основы такого подхода были заложены трудами В. Гумбольдта, А. А. Потебни и других учёных, утверждающих, что человек только тогда становится человеком, когда он с детства усваивает язык и вместе с ним культуру своего народа. Все тонкости культуры народа отражаются в его языке, который специфичен и уникален, так как по-разному фиксирует в себе мир и человека в неё.

Так проблема соотношения и взаимосвязи языка и культуры есть междисциплинарная проблема, решение которой возможно при обращении к культуроведческому тексту. Однако ориентированность только на культурологию не совсем оправдана, востребованными становятся знания по философии и социологии, психолингвистики, этнолингвистики и лингвокультурологии. Образ культуры, воплощённый в слове, - это культуроведческий концепт, который отражает особенности сознания человека, вызывает определенные ассоциации и чувства («Родина», «любовь», «вера», «душа», «воля народа», «судьба», «смирение»).

Особую значимость для осознания культурно-языковых сведений в речи являются прецедентные тексты, которые имеют сверхличностный характер (хорошо известные широкому кругу людей). К прецедентным текстам следует отнести не только цитаты из художественных произведений, но и мифы, предания, легенды, сказки. Прецедентные тексты играют важную роль в культуре общества и, в частности, в создаваемых этим обществом литературных произведениях. Ассоциации возникают в соотнесенности с личностью автора, интересом к исторической эпохе, сюжету, наиболее впечатляющим отрывкам, особенностям авторской стилистики, истории написания произведения.

Обращенность к тексту позволяет расширить круг познания об авторе текстового сообщения, его принадлежности к социальной, политической, возрастной группе. У представителей определенной культуры, носителей языка, жителей каждой страны имеется свой корпус прецедентных текстов, известных внутри данной культурной группы и незнакомых членам других культурных групп. Прецедентные тексты заключают в себе признанные ценности национальной и мировой культуры, передают духовный мир автора высказывания.

Вот почему следует говорить о культуроведческом фоне анализа и интерпретации текста, предполагающего использование текстового и наглядного материала, отражающего важные стороны духовной культуры народа. Можно в связи со сказанным говорить об особенностях анализа культуроведческого текста. Под культуроведческим текстом следует понимать текст художественного, научно-популярного, публицистического стиля, отражающего историко-культурные ценности народа. Следует учитывать и эстетическую составляющую содержания и лексическую наполненность текста.

Говоря об отборе культуроведческих текстов, нужно говорить и о критериях отбора таких текстов. Ими должны быть: насыщенность культурологическими сведениями, эстетичность в плане содержания, структуры, лексики. Следует иметь в виду не только его содержание (то есть то, о чем говорит автор, и интересно ли это современному взрослому или школьнику), но и то, как оно выражено: способен ли текст оказать эстетическое воздействие на читающего, вызвать у него эмоциональный отклик, воспитывать хороший вкус? Культуроведческий текст расширяет культурный кругозор обучаемых, это, несомненно, но он должен служить примером для высказывания, обогатить речь читателя словами с культурным компонентом, искусствоведческими терминами и лексикой.

Желательно, а порой необходимо, использование произведений живописи, музыки в качестве учебного средства, которые становятся достоверными источниками информации о быте русского народа, о его культуре. При этих и других положительных условиях (расширение круга чтения), повышается культурная осведомленность обучающихся: у одних повышается уровень эрудиции в вопросах познания искусства, у других – в вопросах экологии языка, появляются ассоциации, новые представления о предмете.

Таким образом, использование культурологической направленности анализа и интерпретации текста (в условиях вуза и школы) открывает новые возможности для решения проблемы взаимосвязи языка и культуры, расширения кругозора обучаемых, обогащения их речи. Ориентированность на текст как выражение бытия индивида (ов), обусловленность бытия индивидуальной картиной мировидения определяют направленность на осмысление событийного характера восприятия и анализа текста.

Исследуя событийный подход в образовании, можно выделить основные его характеристики: событие – эффективное средство формирования и коррекции представлений человека о мире и себе самом; это возможность приобретения жизненного опыта; это эффективное средство воспитания ценностных отношений. Только проживая события, можно осознать ценность конкретной ситуации. При этом остается актуальной мотивационная функция события, отражающая единство представлений и чувств. Конкретное событие может стимулировать самовоспитание, самообразование, саморазвитие, если оно носит развивающий характер. Особую значимость приобретает интегрирующая функция события. Так благодаря событию, достигается единство представления и чувства, слияние бытия педагога и бытия воспитанника (их со-бытие).

Важно определить, какими способами можно направить событие к выполнению указанных функций: использовать имеющиеся события, проектировать и создавать события, учиться управлению событиями. Для педагога важно рассматривать урок (урок-игра, урок-путешествие, урок-пресс-конференция) как событие и собственно урок-событие, который предоставляет возможности соотносить свои интересы и возможности с ситуационными потребностями ребенка. Ведущими при этом являются потребности в самоутверждении, проявления активности, внимания и получения удовлетворения от совместной (часто поисковой) деятельности. Под ситуационными потребностями школьника следует понимать желания, чувства, мысли ученика, которые им владеют «здесь и сейчас».

Так событие есть нечто значимое для познания картины мира. В проекции на обучающегося – это проведение занятий творческого характера, которые приобретают событийный характер и, в этой связи, значимость для всех участников творческого процесса. Педагогическое событие следует рассматривать как момент реальности, в котором происходит развивающая, целе- и ценностно ориентированная встреча взрослого и ребенка (их со-бытие). Педагогическое событие происходит при условии, что взрослые во встрече с обучающимися прежде всего осознают цели воспитания, среди которых самое важное место занимает принятие ребенка таким, каким он является в настоящее время. Именно в таких условиях у детей появляется возможность самостоятельно, свободно и ответственно выбирать сотрудничество со взрослыми в режиме их совместной деятельности.

Таким образом, рассматривая событийный подход как основу развития творческой личности взрослого и ребенка, можно утверждать востребованность и необходимость создания текстоориентированнной среды познания мира и самого себя в этом мире. Перспективным является прикосновение к событиям давно минувших дней и событиям сегодняшнего дня. Особую значимость приобретают тексты культуры (в том числе и архивные документы), которые воспроизводятся, интерпретируются, осмысливаются, а потом либо просто запоминаются, либо становятся основанием для дальнейших поисков.

Список литературы:

1.Витгинштейн, Л. Философские исследования // Философские работы. Ч.1. М.: Гнозис, 1994.

2.Гагаев А. А., Гагаев П. А. Речь как индивидуально-авторский феномен (теория и практика). –Учеб. пособие к элективному курсу. – Пенза, 2005 г.

3.Карасик В. И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты: Сб. науч. тр. / ВГПУ, ПМПУ. Волгоград; Архангельск: Перемена, 1996. С.3-16.

4.Лузина, Л. М. Со-бытийная общность как воспитывающая среда и воспитательное пространство: сборник научных трудов «Теоретико-методологические проблемы современного воспитания.- Волгоград: Перемена, 2004.- 419 с.

5.Мазниченко М. Событие: средство воспитания школьника и будущего педагога. // Народное образование, 2006, №9.

6.Маслова В.А. Лингвокультурология / В.А. Маслова. М.: АKADEMIA, 2001.196 с.

7.Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности». М.: Прометей, 1989.

8.Попова, В.И. Образовательно-развивающая модель взаимосвязанной учебной и внеучебной деятельности школьника. Реализация концепций «Регионоведение» и «Профориентология».: учебное пособие /В.И. Попова; Мин-во образования и науки РФ, Оренб. гос.пед.ун-т. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. 136 с.

9.Прохоров Ю. Е. В поисках концепта / Ю. Е. Прохоров. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 176 с.

10.Сапожникова О.В., Смирнова Н.В. Событийный подход к организации уроков русского языка. // РЯШ, 2008, №6.

11.Скворцов, Л.И. Культура русской речи / Л.И. Скворцов. - М.: Знание, 2013.

12.Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.

13.Ценностно – смысловые ориентиры воспитательной работы с детьми и молодежью: сборник научных статей/сост. и науч. ред. д.п.н., проф. В.И. Попова – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2015. – 129 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: