ЗАЩИТА ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ ОТ ВРАЖЕСКИХ МИН




 

Известно, что земной шар создает вокруг себя магнитное поле. Оно небольшое по величине, всего около десятитысячной доли теслы. Однако его достаточно, чтобы ориентировать стрелку компаса по своим силовым линиям. Если в этом поле находится массивный предмет, например корабль из железа (вернее, стали), в нем много, несколько тысяч тонн, то магнитное поле концентрируется и может увеличиться в несколько десятков раз.

С одной стороны, для навигации с использованием компаса в качестве указателя направления движения корабля, это мешает. Корабль искажает истинное направление земного магнитного поля, приходится учитывать влияние стального корпуса на компас.

Но, с другой стороны, это усиленное кораблем магнитное поле может проявиться и таким образом. Оно способно привести в действие какой-нибудь механизм, поворачивающийся под влиянием магнитной силы и замыкающий электрическую цепь. В эту цепь можно включить детонатор, погруженный во взрывное вещество мины. Такие магнитные мины отличаются от обычных, на которые корабль непосредственно натыкается и этим вызывает взрыв, тем, что лежат на дне моря и взрываются на расстоянии - под действием лишь магнитного поля корабля.

Было известно, что эти мины разрабатывались во многих странах, и, вероятно, находились в распоряжении военно-морских сил фашистской Германии. Готовясь к войне, фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего военного флота неожиданным мощным ударом, а другую – "запереть" на морских базах с помощью различного типа мин и постепенно ликвидировать. Мины были секретным и грозным оружием. В ночь с 21 на 22 июня 1941 г. (а на Балтике еще раньше – с 18 июня) гитлеровцы приступили к установке минных заграждений в бухтах Севастополя, на Днестровско-Бугском лимане у Очакова, у Одессы и Феодосии, на подходах к Таллину и Крондштадту, вблизи Мурманска и Архангельска, в Рижском заливе. И тем самым создали угрозу уничтожения нашего флота. Однако удалось обнаружить, что мины – магнитные: они срабатывали под действием магнитного поля проходящего корабля.

Задача по борьбе с магнитными минами была поставлена за несколько лет до начала войны в Ленинградском физико-техническом институте под руководством профессора А.П. Александрова.

27 июня 1941 г. был издан приказ об организации бригад по срочной установке размагничивающих устройств на всех кораблях флота. В состав бригад входили офицеры, учёные ленинградского Физтеха, инженеры, монтажники. Научным руководителем работ был назначен А.П. Александров.

Лаборатория А.П. Александрова (около 10 человек) начала заниматься быстрой постройкой размагничивающих систем и интенсивно работала на всех флотах. Вскоре со своей лабораторией к ним присоединился И.В. Курчатов.

 

 

 

 

Работа группы ученых под руководством Игоря Васильевича Курчатова в г. Севастополе была сопряжена не только с большой ответственностью, но и опасностью. Устройство мин, применявшихся фашистами, постоянно менялось, и для успешной борьбы с ними необходимо было изучить их устройство. Разборку мин неизвестной конструкции зачастую собственноручно производил сам Игорь Васильевич. Суровая действительность военного лихолетья заставляла рисковать жизнью даже крупнейшего ученого нашей страны.

Требовалось «размагнитить» корабли, чтобы ликвидировать усиленное ими магнитное поле. Каким образом?

Заключался метод размагничивания в следующем: на корабле специальным способом располагали большие катушки из проводов, по которым пропускался электрический ток. Он порождал магнитное поле, компенсирующее поле корабля, т.е. поле прямо противоположного направления: с помощью положенной на палубу или подвешенной с наружной стороны бортов большой петли из специального кабеля, по которой пропускался электрический ток, вокруг кабеля создавалось искусственное магнитное полепротивоположного направления по отношению к собственному магнитному полю корабля; в итоге результирующее магнитное поле судна становилось незначительным и не вызывало срабатывания магнитной мины.

Первый корабль, на который было установлено новое устройство – эскадренный миноносец «Марат».

Был создан и безобмоточный метод размагничивания. Он предложен Северной группой И.В. Климова, затем группой И.В. Курчатова. К станции размагничивания подходил корабльи принимал с неё кабель-виток, через который пропускался затем постоянный ток большой силы от аккумуляторной батареи станции. Борты корабля "натирались" этим витком и намагничивались, но против собственного магнитного поля корабля. Последний в результате становился магнитонейтральным. Причём стабильно. Так защищались от магнитных мин подводные лодки.

К началу войны проблема была научно разрешена, и ее надо было перевести на технические рельсы, т.е. создать такие устройства на действующих кораблях советского флота.

Это было очень быстро организовано. Все боевые корабли подвергались в портах «антимагнитной» обработке и выходили в море размагниченными.

Это была ещё одна победа учёных! Страна оценила это: ведь были сохранены для родины сотни кораблей и многие тысячи человеческих жизней. В апреле 1942 г. Группе сотрудников ЛФТИ – А.П. Александрову, И.В. Курчатову, В.Р. Регелю, Б.А. Гаеву, П.Г. Степанову, В.М. Тучкевичу, военным морякам Б.Е.Годзевичу и И.В. Климову – была присуждена государственная премия первой степени.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: