Известно, что земной шар создает вокруг себя магнитное поле. Оно небольшое по величине, всего около десятитысячной доли теслы. Однако его достаточно, чтобы ориентировать стрелку компаса по своим силовым линиям. Если в этом поле находится массивный предмет, например корабль из железа (вернее, стали), в нем много, несколько тысяч тонн, то магнитное поле концентрируется и может увеличиться в несколько десятков раз.
С одной стороны, для навигации с использованием компаса в качестве указателя направления движения корабля, это мешает. Корабль искажает истинное направление земного магнитного поля, приходится учитывать влияние стального корпуса на компас.
Но, с другой стороны, это усиленное кораблем магнитное поле может проявиться и таким образом. Оно способно привести в действие какой-нибудь механизм, поворачивающийся под влиянием магнитной силы и замыкающий электрическую цепь. В эту цепь можно включить детонатор, погруженный во взрывное вещество мины. Такие магнитные мины отличаются от обычных, на которые корабль непосредственно натыкается и этим вызывает взрыв, тем, что лежат на дне моря и взрываются на расстоянии - под действием лишь магнитного поля корабля.
Было известно, что эти мины разрабатывались во многих странах, и, вероятно, находились в распоряжении военно-морских сил фашистской Германии. Готовясь к войне, фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего военного флота неожиданным мощным ударом, а другую – "запереть" на морских базах с помощью различного типа мин и постепенно ликвидировать. Мины были секретным и грозным оружием. В ночь с 21 на 22 июня 1941 г. (а на Балтике еще раньше – с 18 июня) гитлеровцы приступили к установке минных заграждений в бухтах Севастополя, на Днестровско-Бугском лимане у Очакова, у Одессы и Феодосии, на подходах к Таллину и Крондштадту, вблизи Мурманска и Архангельска, в Рижском заливе. И тем самым создали угрозу уничтожения нашего флота. Однако удалось обнаружить, что мины – магнитные: они срабатывали под действием магнитного поля проходящего корабля.
|
Задача по борьбе с магнитными минами была поставлена за несколько лет до начала войны в Ленинградском физико-техническом институте под руководством профессора А.П. Александрова.
27 июня 1941 г. был издан приказ об организации бригад по срочной установке размагничивающих устройств на всех кораблях флота. В состав бригад входили офицеры, учёные ленинградского Физтеха, инженеры, монтажники. Научным руководителем работ был назначен А.П. Александров.
Лаборатория А.П. Александрова (около 10 человек) начала заниматься быстрой постройкой размагничивающих систем и интенсивно работала на всех флотах. Вскоре со своей лабораторией к ним присоединился И.В. Курчатов.
Работа группы ученых под руководством Игоря Васильевича Курчатова в г. Севастополе была сопряжена не только с большой ответственностью, но и опасностью. Устройство мин, применявшихся фашистами, постоянно менялось, и для успешной борьбы с ними необходимо было изучить их устройство. Разборку мин неизвестной конструкции зачастую собственноручно производил сам Игорь Васильевич. Суровая действительность военного лихолетья заставляла рисковать жизнью даже крупнейшего ученого нашей страны.
|
Требовалось «размагнитить» корабли, чтобы ликвидировать усиленное ими магнитное поле. Каким образом?
Заключался метод размагничивания в следующем: на корабле специальным способом располагали большие катушки из проводов, по которым пропускался электрический ток. Он порождал магнитное поле, компенсирующее поле корабля, т.е. поле прямо противоположного направления: с помощью положенной на палубу или подвешенной с наружной стороны бортов большой петли из специального кабеля, по которой пропускался электрический ток, вокруг кабеля создавалось искусственное магнитное полепротивоположного направления по отношению к собственному магнитному полю корабля; в итоге результирующее магнитное поле судна становилось незначительным и не вызывало срабатывания магнитной мины.
Первый корабль, на который было установлено новое устройство – эскадренный миноносец «Марат».
Был создан и безобмоточный метод размагничивания. Он предложен Северной группой И.В. Климова, затем группой И.В. Курчатова. К станции размагничивания подходил корабльи принимал с неё кабель-виток, через который пропускался затем постоянный ток большой силы от аккумуляторной батареи станции. Борты корабля "натирались" этим витком и намагничивались, но против собственного магнитного поля корабля. Последний в результате становился магнитонейтральным. Причём стабильно. Так защищались от магнитных мин подводные лодки.
К началу войны проблема была научно разрешена, и ее надо было перевести на технические рельсы, т.е. создать такие устройства на действующих кораблях советского флота.
Это было очень быстро организовано. Все боевые корабли подвергались в портах «антимагнитной» обработке и выходили в море размагниченными.
Это была ещё одна победа учёных! Страна оценила это: ведь были сохранены для родины сотни кораблей и многие тысячи человеческих жизней. В апреле 1942 г. Группе сотрудников ЛФТИ – А.П. Александрову, И.В. Курчатову, В.Р. Регелю, Б.А. Гаеву, П.Г. Степанову, В.М. Тучкевичу, военным морякам Б.Е.Годзевичу и И.В. Климову – была присуждена государственная премия первой степени.