для детей среднего и старшего дошкольного возраста




Татьяна ЛУКЬЯНЧУК,

педагог-психолог,

ГУО «Ясли-сад № 234»,

г. Минск, Республика Беларусь

 

Али-Баба, Гуси-лебеди и другие

Народное игровое творчество в профилактике и коррекции эмоционально-волевых нарушений дошкольников

Приложение

Фрагмент банка подвижных народных игр

для детей среднего и старшего дошкольного возраста

 

«Жмурки»

Одному из играющих – жмурке – завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и поворачивают несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

Кот, кот, на чем стоишь?

На бочке.

Что в бочке?

Квас.

Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

«Прятки»

Дети выбирают водящего считалкой:

Я куплю себе дуду

И по улице пойду!

Громче, дудочка, дуди,

Мы играем, ты води!

Водящий закрывает глаза, встает лицом к стене и считает до двадцати. У стены рядом с ним лежит палочка-выручалочка, сделанная из дерева и ярко окрашенная.

Водящий берет палочку, стучит ею по стене и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла. Кто первым найдет, тот за палочкой пойдет». После этих слов он идет искать. Заметив кого-то из играющих, водящий громко называет его по имени и бежит к палочке, стучит по стене, кричит: «Тук-тук …(имя игрока)». Так водящий находит всех детей. Первый найденный при повторении игры должен водить.

Но игрок, которого нашли, может добежать до палочки раньше водящего со словами: «Тук-тук сам за себя» и постучать по стене. Затем бросить ее как можно дальше от стены и, пока водящий ищет палочку, спрятаться. Водящий опять быстро бежит за палочкой и повторяет действия, описанные выше.

Правила игры. Нельзя подсматривать, когда дети прячутся. Водящий должен говорить слова медленно, чтобы все дети успели спрятаться. Искать детей водящему следует по всей площадке, а не стоять возле палочки. Дети могут перебежать из одного места укрытия в другое, пока водящий ищет палочку и ставит ее на место.

«Фанты» («Запрещенные слова»)

Игра начинается так. Каждый из игроков берет себе несколько фантов (фантом может быть обувь, какая-то вещь играющего). Ведущий обходит играющих и каждому говорит:

Вам прислали сто рублей,

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

Да и нет не говорите!

После этого он ведет с участниками игры беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. После игры каждый проштрафившийся выкупает свой фант.

При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки, читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы и поговорки, прыгают на одной ножке.

Правила игры. На вопросы водящего игроки должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.

«Пятнашки»

Играющие выбирают водящего – пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит.

Правила игры. Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой.

Варианты.

«Выше ноги от земли». Играющий может спастись от пятнашки, если встанет на какой-то предмет.

«Пятнашки-зайки». Пятнашка может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать на двух ногах – он в безопасности.

«Пятнашки с домом». По краям площадки рисуют два круга, это домики. Преследуемый может спастись от пятнашки в доме, так как в границах круга пятнать нельзя.

«Морская фигура»

Выбирается ведущий. Все игроки свободно передвигаются по площадке и вместе с ведущим произносят слова:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри!

Все играющие должны остановится и замереть на месте в той позе, в какой они находились во время произнесения слова замри. Ведущий подходит к каждому игроку, пытается рассмешить его, напугать, чтобы игрок стал двигаться.

Правила игры. Игрокам запрещается двигаться после слова «замри ». Ведущий не должен касаться детей. Игроки, рассмеявшиеся, изменившие положение тела, отходят в сторону. Выигрывает игрок, который дольше всех продержится.

«Колечко»

Играющие стоят по кругу, держат руки впереди лодочкой. Выбирается один ведущий. В руках у ведущего лежит небольшой предмет (это может быть колечко, камушек). Ведущий идет по кругу и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом он говорит:

Вот по кругу я иду,

Всем колечко вам кладу,

Ручки крепче зажимайте

Да следите, не зевайте!

Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом выходит из круга и говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!»

Тот, у кого в ладошках окажется колечко, выбегает, а дети должны постараться задержать его, не выпустить из круга.

Правила игры. После слов: «Колечко, выйди на крылечко!» - все игроки должны успеть быстро взяться за руки, чтобы не выпустить игрока с колечком в руке из круга.

“Гуси-лебеди”

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живёт волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовёт гусей. Идёт перекличка между хозяином и гусями:

Гуси-гуси!

Га-га-га.

Есть хотите?

Да-да-да.

Гуси-лебеди! Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры. Гуси должны “лететь” по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: “Ну, бегите же домой!”

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: