С. 90 – 91 (Характеристика формаций).




Тема урока: Экономические системы

Цель урока: изучить понятия «экономическая система» и выяснить виды экономических систем.

Задачи урока:

· Охарактеризовать и найти особенности различных экономических систем;

· способствовать формированию умения анализировать, сравнивать, делать умозаключения;

· формировать у учащихся ценности социально-гуманитарного знания.

Тип урока: комбинированный.

Форма организации познавательной деятельности: объясне­ние, образное повествование.

Метод изучения: рассказ, эвристическая беседа с элементами образного повествования.

Оборудование: эвристические задания, учебник, доска, иллюстрации, карта.

 

Ход урока:

I. Организационно-подготовительный момент: приветствие, проверка готовности к уроку.

II. Проверка домашнего задания:

1. Что такое рыночная экономика? 2. Каковы основные виды и функции рынка? 3. Какие экономические законы регулируют систему рыночных отношений? 4. Что такое конкуренция и каковы её последствия? 5. Каковы задачи менеджмента и маркетинга в условиях рыночной экономики?

III. Изучение нового материала:

1. Экономическая система

2. Типы экономических систем

3. Конкуренция и её роль в развитии экономика

4. Рынок труда (с.111 з. 11)

Вспомните: с. 117 И. Шумпетер - ввёл в экономическую науку разграничение экономического роста и экономического развития.

Экономический рост — это увеличение производства и потребления одних и тех же товаров и услуг (например, почтовых карет).

Экономическое развитие — это появление чего-то нового.

Инновация:

· создание нового товара (Автомобиль)

· создание нового метода производства (Г. Форд)

· открытие нового рынка (ВГО)

Инновация и экономическое развитие носят циклический характер.

Экономическая система (с. 89 - 90, работа с понятием, выявление особенностей)

Беседа: экономика любой страны – сложная система (упорядоченная совокупность элементов, которые взаимодействуют определенным образом)

Экономическая система — это сложившаяся в конкретной стране совокупность правил, норм, институтов (соц. институт)?, определяющих форму осуществления экономических отношений.

Экономические отношения возникают в процессе производства?, распределения?, обмена? и потребления? продуктов хозяйственной деятельности, т. е. пронизывают все фазы экономического цикла (фазы экономического цикла?).

2. Типы экономических систем (с. 90-92, эвристическое чтение, составление таблицы с пояснением).

Форма собственности: К. Маркс «Капитал», 1864 1 интернационал, 1889 2 интернационал (Энгельс). Общественная собственность (первобытно-общинная, коммунистическая), частная собственность на средства производства (остальные).

С. 90 – 91 (Характеристика формаций).

Традиционная экономика (с. 92 картина, анализ) — это экономика неразвитых производительных сил и низкого уровня жизни. В ней используются примитивные технологии, широко распространён ручной труд. Традиции и обычаи играют главную роль в координации и регулировании отношений производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

Рыночная экономика — это экономика свободного предпринимательства (чем отличается от бизнеса)?, основанного на частной собственности (виды собственности)? и конкуренции (Виды?). Субъекты хозяйственной деятельности преследуют свои интересы и конкурируют друг с другом, самостоятельно принимая экономические решения. Государство почти не вмешивается в экономический процесс, ограничиваясь

установлением нормативной правовой базы, призванной защитить частную собственность и облегчить осуществление рыночных отношений.

Рыночная экономическая система существовала в развитых капиталистических странах вплоть да середины ХIХ в. После смешанный тип.

Плановая экономическая система (административно-командная, с. 94 картина) существовала в Советском Союзе и других социалистических странах. Ей было свойственно жёсткое централизованное планирование, ликвидация частной собственности на средства производства и безраздельное господство государственной собственности. Все основные хозяйственные ресурсы сосредоточены в руках государства, которое планирует не только производство, но и потребление.

Выделить + и -:

Товары народного потребления распределяются по единому плану, как и производственные ресурсы. Это обеспечивает концентрацию ресурсов на тех направлениях, которые признаются самыми важными. Оборотная сторона такого всеобъемлющего планирования и централизованного руководства — подавление экономической инициативы, низкая эффективность производства и дефицит (нехватка) товаров и продуктов массового потребления.

Смешанная экономическая система — это современный тип рыночной системы. Основана на многообразии форм собственности, свободном предпринимательстве,

а также на государственном регулировании экономических процессов. Это регулирование осуществляется с помощью налогов, таможенных пошлин и т. д. Существуют государственные предприятия — в оборонной промышленности,

энергетике, других сферах экономики. Государство вырабатывает общую стратегию развития страны. Оно оказывает поддержку важным для общества в целом отраслям

деятельности — образованию, науке, искусству, культуре, здравоохранению и др. Странами со смешанной экономикой являются США, Япония, Германия, Англия, Швеция, Дания, Франция и др.

После промышленной революции конца XVIII в. в экономике стала доминировать индустрия. В современных условиях в развитых странах более половины валового

внутреннего продукта создаётся в сфере услуг, что свидетельствует о наступлении постиндустриальной стадии развития (Арон, Ростоу).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: