Черная и цветная металлургия (выбросы отходящих газов и пыли, содержащих токсичные вещества, отмечаются на заводах цветной металлургии при переработке свинцово-цинковых, медных, сульфидных руд, при производстве алюминия); химические производства; выбросы автотранспорта (выхлопные газы двигателей сгорания(особенно карбюраторных) содержат огромное кол-во токсичных соединений);
1. Конструктивно-технологические мероприятия, исключающие выделение опасных веществ в самом источнике их образования.
2. Улучшение состава топлива, совершенствование аппаратов карбюрации, уменьшение или устранение попадания отбросов в атмосферу с помощью очистных сооружений.
3. Предотвращение загрязнения атмосферы путем рационального размещения источников вредных выбросов и расширения зеленых насаждений.
4. Контроль за состоянием воздушной среды со стороны специальных государственных органов и общественности.
40. Силы, опред ветер. Сила барического градиента, Кориолиса. Мерой неравномерности распределения давления является горизонтальный барический градиент — др/дп. Воздух стремится двигаться от высокого давления к низкому по наиболее короткому пути; это и есть направление барического градиента. При этом воздух получает ускорение тем больше, чем больше барический градиент. Следовательно, барический градиент есть сила, сообщающая воздуху ускорение, т. е. вызывающая ветер и меняющая его скорость. Горизонтальный барический градиент есть равнодействующая сил давления, действующая в горизонтальном направлении на единицу объема воздуха. [др/дп] = [р/l] = [F/l2 l] = [F/l3].(сила, отнесенная к единице объема). Для того чтобы получить силу барического градиента, действующую на единицу массы, нужно градиент разделить на плотность воздуха. Тогда мы получим для силы горизонтальго барического градиента выражение -1/p* др/дп. Сила, рассчитанная на единицу массы, равна ускорению, сообщаемому этой силой. Следовательно, выражение -1/p* др/дп представляет собой ускорение, которое получает воздух под действием барического градиента. градиент в 1 гПа на 100 км создает ускорение примерно в 0,001 м/с2; градиент в 3 гПа на 100 км в 0,003 м/с2.
Тело, движущееся во вращающейся системе координат, получает относительно этой системы так называемое поворотное ускорение, или ускорение Кориолиса, направленное под прямым углом к скорости. Поворотное ускорение не меняет модуль скорости, а только меняет направление движения. Пов ускор направлено в северном полушарии вправо от скорости, в южном — влево.
(А=2w*sinф*v; w- угловая скорость вращения Земли, ф — географическая широта и V— скорость движения (ветра). Условно поворотное ускорение можно назвать отклоняющей Силой вращения Земли (отнесенной к единице массы) или кориолисовой силой. Отклоняющая сила вращения Земли обращается в нуль у экватора и принимает наибольшее значение 2 wV на полюсе. Она также пропорциональна скорости ветра Vи обращается в нуль при скорости, равной нулю. Если тело неподвижно, то никакого ускорения относительно Земли оно получить не может.
41.Силы, опред ветер. Сила трения, центробежная сила. Трение в атмосфере является силой, которая сообщает уже существующему движению воздуха отрицательное ускорение, т. е. замедляет движение, а также меняет его направление. Сила трения наиболее велика у самой земной поверхности. С высотой она убывает и на уровне около 1000 м становится незначительной по сравнению с другими силами,такую высоту наз.- уровнем трения. Нижний слой тропосферы от земной поверхности до уровня трения называется слоем трения или планетарным пограничным слоем. Сила трения вызывается тем, что скорость воздушных частиц, соприкасающихся с земной поверхностью, замедляется, частицы с уменьшенной скоростью в процессе турбулентного обмена передаются в вышележащие слои, а сверху взамен их поступают частицы с большей скоростью, которые в свою очередь замедляются при соприкосновении с земной поверхностью. Вследствие турбулентности уменьшение скорости передается вверх на более или менее мощный слой атмосферы. Сила трения влияет на скорость и направление ветра.
42. Барический з-н ветра. Суточный и годовой ход ветра. Ветер у земной поверхности всегда (за исключением широт, близких к экватору) отклоняется от барического градиента на некоторый угол меньше прямого в северном полушарии вправо, в южном влево. Отсюда следует такое положение: если встать спиной к ветру, а лицом туда, куда дует ветер, то наиболее низкое давление окажется слева и несколько впереди, а наиболее высокое давление — справа и несколько сзади. Это положение носит название барического закона ветра, или закона Бейс-Балло. Точно так же действительный ветер в свободной атмосфере всегда дует почти по изобарам, оставляя (в северном полушарии) низкое давление слева, т. е. отклоняясь от барического градиента вправо на угол, близкий к прямому. Это положение можно считать распространением барического закона ветра на свободную атмосферу. У земной поверхности над сушей максимум скорости ветра наблюдается около 14 часов, минимум— ночью или утром. Начиная примерно с высоты 500 м суточный ход обратный: с максимум ночью и минимумом днем. Причина суточного хода скорости ветра — в суточном ходе турбулентного обмена. Суточный ход обнаруживается и в направлении ветра. Возрастание скорости утром и днем в приземном слое над сушей сопровождается вращением ветра вправо, по часовой стрелке, убывание скорости вечером и ночью — вращением влево. В более высоких слоях происходит обратное: левое вращение при усилении скорости и правое при ослаблении. В южном полушарии вращение происходит в обратном направлении. Причина суточного изменения направления ветра та же — суточный ход турбулентного обмена.