Через 5 – 7 занятий переходить к закреплению звука в прямом слоге.




В промежутке брать слоги и слова со стечением согласных:

1.

АСТА - АСТА – АСТА

АСТУ – АСТУ – АСТУ

АСНА – АСНА – АСНА

АСНО – АСНО – АСНО

АСКА – АСКА – АСКА

2. Повторение слов – ПАСТА, БАСТА, ХВАСТА, ТЕСТО, МЕСТО, НЕВЕСТА, ЯСТВА, КАПУСТА, ДВА КУСТА, НАСТЯ, РАСТУ, НАСТИЛ, НЕТ ХВОРОСТА, НАСТАВЛЕНИЕ, НАСТАВНИК, НАСТОЙ, НАСТОЛЬКО, НАСТОЛЬНЫЙ, НАСТРОЧИТЬ, НАСТРОЙ, НАСТУПАТЬ, НАСТРОЙЩИК.

3. Затем повторяются слова с прямыми слогами – СЫ- СЫ- СЫи слова с этим слогом УСЫ, КОСЫ, ВОЛОСЫ, ЧАСЫ, КОСЫ, НОСЫ, ПОДНОСЫ, ВЕСЫ, МУССЫ, ОТКОСЫ, ВКУСЫ, БУСЫ, БАСЫ, ТРУСЫ, Хорошо поиграть в игру «Один – много.» - ус – усы, час - …., вес - …., коса - …, волос - …., откос - …., бас - …, поднос -…, трос - …

Затем идёт автоматизация звука – С – в середине слова.

4. Примерные слова - ПОСЫЛКА, КОСЫНКА, ОБСЫПКА, ВЫСЫПАТЬ, ОТСЫПАТЬ, НАСЫПАТЬ, РАССЫПАТЬ.

Далее происходит автоматизация звука –С - в начальной позиции слога СЫ.

5. Например: СЫН, СЫР, СЫЧ, СЫРНИК, СЫРОК, СЫРОЙ, СЫРОСТЬ, СЫВОРОТКА.

6. Закрепление звука продолжаем в сочетаниях с СА – КОСА, РОСА, ЛИСА, КРАСА, КАССА, МАССА, КОЛЁСА, КОЛБАСА, ОСА, ПОЛОСА, АДРЕСА, ЧУДЕСА, затем закрепление звука – С - проходит в сочетаниях, когда слог СА – находится в середине слова – ГУСАК, ДОСАДА, ПИСАТЬ, УСАТЫЙ, КУСАТЬ, ПОСАДКА, КРАСАВИЦА, ОСАДА, МАССАЖ, РАССАДА. В дальнейшем проходит автоматизация – С - в словах, где слог СА находится в начале слова – САД, САМ, САЛО, САЙКА, САНИ, САХАР, САДИК, САЛАТ, САВАН.

7. Закрепление продолжается в словах со слогом СО – КОЛЕСО, ЛАССО, ПРОСО, МЯСО, в словах, где СО в середине слова – НОСОК, ФАСОЛЬ, ЛЕСОК, ОСОКА, ПОЯСОК, ГОЛОСОК, БОСОЙ, РАССОЛ. Слог СО в начале слова – СОК, СОТЫ, СОМ, СОН, СОНЯ, СОВЫ, СОБОЛЬ, СОДА.

8. Затем предлагаются слова со слогом СУ в начале слова – СУП, СУХ, СУК, СУДНО, СУМКА, СУЧЬЯ, СУНДУК, СУПЧИК. Закрепление продолжаем со словами, где слог СУ в середине слова ПОСУДА, ПЛЯСУН, НЕСУТ, РИСУНОК. В словах, где СУ в конце слов – НЕСУ, ПАСУ, ВЫНЕСУ.

Автоматизация звука – С - проходит примерно на 15 – 20 занятиях, затем нужно переходить к звонкому звуку из этой группы – к - З -.

 

Для постановки звука – З - мы предлагаем слегка постучать снизу по подбородку, ребёнок произносит звук – Д – а ему в этот момент предлагаем подуть на язычок, который расположен в виде «мостика.», получается – З, другой вариант постановки – З, это произнося звук – Ы- высунув язык и снизу постучать по подбородку (ЫДА, ЫДЫ, ЫДО, ЫДЫ). Тоже мы проделаем и в сочетании с Г - ЗГА, ЗГО, ЗГУ, ЗГЫ, потом переходим к сочетаниям с Б – ЫЗБА, ЗБО, ЗБУ, ЗБЫ. Во время начального этапа автоматизации звуков рекомендуется звук не называть.

Автоматизация звука – З – в словах лучше начинается в игре «Один – много.» - ТАЗ – ТАЗЫ, КОЗА - …, СТРЕКОЗА - …., ГАЗ - …, РОЗА - …, ВАЗА - …,МОРОЗ - …, ГРОЗА - …, БЕРЁЗА - …, АРБУЗ - …., БЛУЗА -..Далее предлагаем слова, где – ЗЫ– в середине слова – КОЗЫРЁК, МУЗЫКА, ПУЗЫРЁК, НАЗЫВАТЬ, ПОКАЗЫВАТЬ, ЯЗЫК, ПУЗЫРЬ, затем мы предлагаем слова, где слог ЗЫв начале слов – ЗЫБЬ, ЗЫБУЧИЙ, ЗЫЧНО. Потом мы предлагаем на закрепление в словах сочетания со слогом ЗА, где слог в конце слова – ВАЗА, РОЗА, МИМОЗА, БЛУЗА, ПОЛЬЗА, БЕРЁЗА, ГЛАЗА, ГРОЗА, КОЗА, СТРЕКОЗА, потом слова с ЗА в середине слова – ФАЗАН, ЛИЗАТЬ, ВЛЕЗАТЬ, МОЗАИКА, РОЗАРИЙ, НАКАЗАТЬ, МАЗАТЬ, УКАЗАТЬ, слова с ЗА в начале слова – ЗАЛ, ЗАЯЦ, ЗАПАХ, ЗАПАД, ЗАВТРА, ЗАВТРАК, ЗАМОК, ЗАРЯ, ЗАВОД, ЗАБОР, ЗАГАР, ЗАБАВА, ЗАБЫТЬ, ЗАГАДКА, ЗАТЕЯ, ЗАБЫТЬ.

Предлагаем для постановки звук – Ц, он равен ТС, при его автоматизации необходимо учесть его фонематическую особенность. В начале ребёнок произносит АТ, ОТ, УТ, ЫТ, на следующем занятии к звуку – Т прибавляем – С - АТС, УТС, ЫТС… На третьем занятии мы формируем быстрое проговаривание ребёнком этих сочетаний и автоматизируем уже – Ц. Предлагаются слова с звукосочетаниями ЦК, ЦВ – КУЗНЕЦКИЙ, МОЛОДЕЦКИЙ, НОВОКУЗНЕЦК, ТКАЦКИЙ, НЕНЕЦКИЙ, НЕМЕЦКИЙ, БРАТСКИЙ, ДЕТСКИЙ, ФЛОТСКИЙ, ЯКУТСКИЙ, ИРКУТСКИЙ, КАЛИНИНГРАДСКИЙ, далее слова с сочетаниями ЦВ – ЦВЕТ, ЦВЕТНОЙ, ЦВЕТОЧНИЦА, ЦВЕТОВОД, СОЦВЕТИЕ, ЦВЕТЫ. Потом можно закреплять –Ц – в обратных слогах - АЦ, ОЦ, УЦ, ЫЦ, ЯЦ, ЁЦ, ЕЦ, ЮЦ, ИЦ, в словах – МАТРАЦ, ПАЛАЦ, ПАЯЦ, БОЕЦ, ОТЕЦ, ЖНЕЦ, БОРЕЦ, ГОНЕЦ, КОНЕЦ, ЖИЛЕЦ, ПЕВЕЦ, РУБЕЦ, ГЛУПЕЦ, ДВОРЕЦ, УДАЛЕЦ, ОГУРЕЦ, ПЛОВЕЦ, БЕГЛЕЦ, КУЗНЕЦ, ЛЕДЕНЕЦ, МОЛОДЕЦ, НАКОНЕЦ, ПРОДАВЕЦ, ЧТЕЦ, ЧЕПЕЦ, ЧЕЧЕНЕЦ, ШПИЦ, ШПРИЦ, ПРИНЦ, ОРДИНАРЕЦ. ПЕХОТИНЕЦ, БЛИЦ, НИЦ.

Затем можно переходить к автоматизации – Ц- в прямых слогах. С ЦЫ– КУЗНЕЦЫ, ПТИЦЫ, ПЕВЦЫ, ОТЦЫ, ОГУРЦЫ, МОЛОДЦЫ, БОЙЦЫ, ЖИЛЬЦЫ, МЕЛЬНИЦЫ, НОЖНИЦЫ, РУКАВИЦЫ, УЛИЦЫ,КОНЦЫ, ПЛОВЦЫ, ДВОРЦЫ, ЗАЙЦЫ, ПУГОВИЦЫ, КОЛХОЗНИЦЫ, ЛУКОВИЦЫ, ПАЛЬЦЫ, БОЛЬНИЦЫ. Затем закрепляем звук –Ц – в середине слова и начале слова – МИЛИЦИЯ, АВИАЦИЯ, АКАЦИЯ, ЛЕКЦИЯ, ПОРЦИЯ, ЦЫП, ЦЫГАН, ЦИРК, ЦИФРА, ЦИРКУЛЬ, ЦИНК, ЦИНГА, ЦИЛИНДР, ОВЦА, ПЫЛЬЦА, КУРИЦА, ЯЙЦА, УЛИЦА, МЕЛЬНИЦА, ВОДИЦА, ПЕВИЦА, ДЕВИЦА, ТЕПЛИЦА, ГРАНИЦА, ТЕПЛИЦА, БОЛЬНИЦА, ПШЕНИЦА, РУКАВИЦА, КОЛХОЗНИЦА, КОЛЬЦА, КАШИЦА, КОЖИЦА, ГОРНИЦА, ПЯТНИЦА, УМНИЦА, КОННИЦА, КУЗНИЦА, ЛУКОВИЦА, МЕРЦАТЬ, ЦАПЛЯ, ЦАРЬ, ЦАРАПИНА, ЦАРЕВНА.

 

Гимнастика для постановки шипящих звуков:

 

1). «Поздоровайся с носом.» - закрыть широким языком верхнюю губу — 5 упр.

2). «Оближи верхнюю губу.» - язык внутрь рта, лакательные движения, медленно — 5 упр.

3). «Поцелуй верх. губу» - 5 упр.

4). «Лесенка.» - широкий язык на верхней губе, за верхней губой, за верхними зубами. - 5 упр.

5). «Помой зубки.» - языком помыть верхние зубки. - 5 упр.

6). «Поцелуй зубки.» - языком целовать верхние зубки — 5 упр.

7). «Фокус.» - сдувать кальку с кончика носа — язык поднят вверх — 5 упр.

8). «Подуй на чёлку.» - теплая струя воздуха на нос. - 5 упр.

9). «Удержи кусочек.» - на широком языке удержать кусочек хлеба. - 6 сек. - 5 упр.

10). «Чашечка.» - широкий язык двигать вперёд и в рот — 5 упр.

11). «Подуй на чашечку снаружи и внутри.» - 5 упр.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: