Лёгкая степень – стёртая степень дизартрии.




Коррекция дизартрии у дошкольников.

 

«Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение как для последующего обучения ребёнка, так и для коммуникации.»

Г. А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т. А. Шуйская.

 

 

Характерной особенностью речи ребёнка с дизартрией является искажённое произношение большого количества звуков. Проблема коррекции этого нарушения у детей дошкольного возраста остро стоит перед современной наукой.

Что такое дизартрия? Дизартрия - arthr – двигаться, arthrom – сустав, то есть дизартрия - это расстройство членораздельной речи (расстройство разборчивости, восприятия речи), нарушение произношения обусловленное нарушением центрального механизма речи, выраженная в моторных трудностях (в трудностях артикулирования), это несамостоятельный дефект. Дизартрия является частью какого – то мозгового поражения.

Дизартрия различается по степени выраженности: тяжёлая, средняя степень, лёгкая степень.

Тяжёлая степень – анартрия. Анартрия - an - отсутствие - arthron - членораздельной речи, отсутствие артикуляционных движений. Ребёнок не может говорить, мышцы его артикуляционного аппарата находятся в состоянии бездеятельности, паралич мышц. У человека с анартрией есть желание говорить, у него сформированы грамматический строй, словарь, но его артикуляционные органы бездействуют, это связано с нарушением иннервации артикуляционного аппарата.

Средняя степень – типичная дизартрия.

Лёгкая степень – стёртая степень дизартрии.

Существует 5 форм дизартрии в зависимости от очага поражения:

 

Ø Бульбарная дизартрия.

Ø Псевдобульбарная дизартрия.

Ø Подкорковая дизартрия.

Ø Мозжечковая дизартрия.

Ø Корковая дизартрия.

Бульбарная дизартрия - механизм повреждения – это симптом

бульбарного паралича. У ребёнка возникает поражение пяти пар черепно - мозговых нервов (одновременно). Ядра этих черепно - мозговых нервов находятся в бульбусе, а их поражение ведёт к параличу. Часто встречается при ДЦП, поражены IX пара и X пара нервов, это языко – глоточный и блуждающий нервы. Это самые длинные нервы, они иннервируют мускулатуру сердца и лёгких. Если возникает нарушение в структуре этих нервов (воспаление, опухоль), то мышцы получают искажённый сигнал. Нарушается сердечная и дыхательная деятельность. Если это нарушение серьёзное, может наступить смерть. Дети с такими поражениями погибают очень рано. В детской практике встречается редко эта дизартрия. В артикуляционном аппарате IX, X пара черепно – мозговых нервов иннервируют заднюю стенку глотки, заднюю часть спинки языка, надгортанник, голосовые складки, гортань, мягкое нёбо. При бульбарной дизартрии наблюдается трупное положение голосовых складок, надгортанник постоянно закрывает при еде гортань, мягкое нёбо опущено, пища попадает в носовую полость, в уши. И из – за такого положения мягкого нёба возникают воспалительные процессы. Очень часто возникает нарушение процесса глотания, затрудняется дыхание ребёнка, нарушается тембр голоса, появляется гнусавость. Нарушается иннервация V тройничным нервом, больной малыш не морщит лоб, нет морщин, не надувает щёк, не шевелит ноздрями, не закрывает глаза, рот такого ребёнка постоянно открыт. У больного наблюдается паралич жевательных мышц. Для бульбарной дизартрии характерна гиперсалевация, голова таких детей постоянно наклонена, так как нарушена иннервация мышц шеи. Поражение VI пары черепно - мозговых нервов, они иннервируют мускулатуру лица, вызывают анемию лица, лицо похоже на лицо мертвеца. Движения губ при этом поражении не возможны, кроме этого не возможны сосание, чмокающие движения, поцелуй. А поражение XII пары черепно - мозговых нервов, подъязычного нерва вызывает нарушение произношение звуков речи, эти пары нерва иннервирует 23 мышцы языка. А если язык парализован, то и речь невозможна.

Псевдобульбарная дизартрия - это самый распространённый вид дизартрии. Эта дизартрия внешне похожа на бульбарную, то есть присутствуют нарушения жевания, дыхания, речи. Но эта дизартрия имеет другой механизм. При псевдобульбарной дизартрии страдают пирамидные пути, часто её называют пирамидной. Ещё страдают проводящие пути и её называют проводниковой дизартрией. Ещё эту дизартрию называют детской дизартрией. При этой форме дизартрии наблюдается слюнотечение, характерно сжатие рта, мышцы спастичны, язык комом, повышен тонус языка, кровоснабжение мышц языка нарушено, мышцы холодные, напряжённые. Для псевдобульбарной дизартрии характерна односторонность нарушений. Характерное явление – это рост одних мышц и недоразвитие других. Часто мы наблюдаем ассиметрии при этой форме дизартрии. Часто наблюдаем ещё и синкинезии, то есть язык не работает, а мышцы губ пытаются помочь языку. Псевдобульбарная дизартрия имеет тяжёлые формы выраженности и лёгкие формы.

Подкорковая дизартрия – это симптом того мозгового нарушения, который называется подкоркой. Подкорковые образования отвечают за красоту, плавность,экономичность движений артикуляционных органов. Созревание подкорковых узлов происходит в 3 - 4 года, затем они формируются до 7 – 8 лет. Если в подкорке возникают нарушения, то страдает организация движений. Повышается тонус мышц, они становятся мало - подвижными, появляются добавочные движения мышц, тремор и гиперкинезы. Речь детей с подкорковой дизартрией напоминает речь при заикании, язык принимает разнообразные положения, недифференцированные положения, даже в состоянии покоя язык дрожит, звуки произносятся по – разному: то, как межзубные, то как боковые. Эту дизартрию часто называют экстрапирамидной и гиперкинетической.

Мозжечковая дизартрия – это нарушение речи связано с поражением мозжечка, она не бывает лёгкой. При мозжечковой дизартрии не бывает параличей, гиперкинезов, но страдает организация движений, не сочетаются дыхание, голос и артикуляция Тонус мышц при этой дизартрии понижен. Люди с повреждённым мозжечком не могут сохранить прямое направление движений, часто падают, эту дизартрию называют атаксической. Звукопроизношение детей с мозжечковой дизартрией нарушено не грубо, отмечается некоторая смягчённость звуков. Речь таких людей сравнивают с речью в алкогольном опьянении. Исправить звуки легко, труднее работать над формированием правильного дыхания.

Корковая дизартрия - это поражение нижней трети центральной лобной извилины, ведущим является нарушение произношения большинства звуков речи, мышцы артикуляционного аппарата работают не в той последовательности, возникает апраксия. Нет направленности движений артикуляционного аппарата, мышц рук, ног, ребёнок по заданию не может выполнить нужного движения рукой, ногой, выполнить заданную артикуляционную позу. Возникают замены звуков в речи, они могут быть любыми, вместо - П - Т, Д - Б, дизартрия бывает у лобных больных. Чаще она бывает в лёгкой или в средней форме.

 

Что поможет специалисту подтвердить диагноз:

Ø Анамнез.

Ø Неврологический статус.

Ø Физический статус.

 

Ø Анамнез – это история развития ребёнка.

Нам важно выяснить все аспекты протекания беременности, желанная ли беременность, болезни матери, психические стрессы, отёки, заполнена ли планцета жидкостью, как проходили роды, характер родов, сколько часов длились роды, был ли безводный период, если был, то сколько времени он длился. Была ли у плода асфиксия? Оценка по шкале Апгар. Вес и рост при рождении. Как младенец взял грудь? Как протекал период новорождённости? Какие перенёс заболевания? Выяснить как протекали локомоторные функции (когда начал держать голову, сидеть, стоять.)?

 

Ø При обследовании неврологического статуса специалисты спрашивают: Как часто болел ребёнок до года? Были ли в этот период судороги, высокая температура? Наблюдались ли нарушения речи? Был ли лепет? Было ли гуление? (При поражениях лицевого нерва отмечается ассиметрия лица, уголки губ опущены, малыши не могут высунуть язык или наоборот не могут убрать язык в рот. Мышца языка часто холодная. Наблюдается девиация языка, то есть отклонение в правую или левую сторону. Отклонение идёт в больную сторону. Ребёнок двигая языком одновременно двигает и глазными яблоками. У некоторых больных мы видим повышение слюнотечения. При выполнении упражнения «лошадка», ребёнок цокает только передней частью языка, передняя и задняя части языка плохо функционируют. Так проявляется повышенный тонус языка. При поражении мягкого нёба маленький язычок отклоняется в здоровую сторону (ребёнка просят открыть рот и сказать – А -) Нарушения жевания и глотания пищи – это проявление неврологической патологии, дети часто жуют передними зубами, с широко открытым ртом.

Физический статус – это состояние общей моторики больного. У детей с ДЦП особенно страдает общая моторика, но и при лёгких формах дизартрии отмечается неловкость, скованность, замедленность или хаотичность движений мелкой моторики. Нарушения общей моторики у детей с нормальным развитием = 8%, с дислалией = 20%, со стёртой формой дизартрии =33%. Это нарушения негрубые. Они чаще проявляются на музыкальных занятиях: дети трудно овладевают движениями на коньках, на лыжах, они плохо овладевают ножницами, карандашом, не могут провести замкнутую линию. Дети имеют трудности поведения, они агрессивны или пассивны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: