Состав и структура цены. Общая характеристика




Сущность цены и ее основные функции. Система цен и их

Классификация

Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги и системы цен.

Цена – количество денег или других товаров и услуг, которые потребитель платит за приобретенную единицу товара или услуги, а продавец получает в порядке компенсации своих расходов и усилий.

Сущность цены основывается на полных альтернативных издержках при наилучшем варианте использования произведенных ресурсов, которые ограничены, возможности их альтернативного использования и связанной с этим проблемой выбора.

Делая выбор, потребитель учитывает цены альтернативных благ при принятии решения о том, как потратить свой ограниченный доход.

Производитель благодаря цене выбирает определенный вариант использования имеющихся ресурсов, так как цена определяет прибыльность производства альтернативных товаров и услуг.

Сущность цены можно выразить через ее функции:

1. Распределительная функция цены.

Осуществляется распределение ограниченных ресурсов и созданных из них благ и услуг между альтернативными вариантами использования, то есть через ценовой механизм распределяются материальные, трудовые и финансовые ресурсы по отраслям деятельности и различным экономическим сферам.

С помощью цен на макроуровне осуществляется распределение или перераспределение национального дохода между отраслями экономики, между государством и частным сектором, регионами страны, различными социальными группами населения.

В качестве средства перераспределения чаще всего используются регулируемые цены. Особую роль играют финансы и кредитная система.

2. Стимулирующая функция цены.

Ее сущность выражается в поощрительном или сдерживающем воздействии цены на производство или потребление различных видов товаров и услуг.

С помощью цены можно стимулировать научно-технический прогресс, экономию затрат ресурсов, изменение качества продукции, изменение производства и потребления.

Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли, т.е. стремление получить прибыль заставляет производить те товары, за которые люди готовы платить. Цена рационализирует спрос покупателя, давая ему информацию о том, на какой объем потребления данного товара можно рассчитывать.

3. Функция балансирования спроса и предложения.

Через цены осуществляется связь между производством и потреблением, спросом и предложением. На рынке сталкиваются противоположные интересы продавца и покупателя, и это в конечном итоге заставляет их приходить к соглашению друг с другом.

Нетипичные изменения цены, то есть резкие скачки, падения или длительные остановки на определенном уровне, сигнализируют о возникающих диспропорциях в сферах производства и потребления товара.

Цена в этой функции выполняет роль регулятора производства: сокращается производство товаров, не пользующихся спросом, а высвободившиеся материальные и денежные ресурсы направляются на увеличение выпуска товаров, необходимых для рынка и пользующихся спросом, то есть стимулирует увеличение предложения при нехватке товара и понижает спрос при избытке товара.

По мере достижения сбалансированности между спросом и предложением повышение цен должно обусловливаться только улучшением качества и расширением ассортимента товаров.

4. Учетная функция цены или функция учета и измерения затрат.

Цена показывает, во что обходится обществу и отдельному субъекту удовлетворение потребностей в той или иной продукции, то есть сколько затрачено труда, сырья, материалов на изготовление конкретного товара, а также с какой эффективностью используются указанные ресурсы. Чтобы противостоять конкурентам, производитель товара должен постоянно контролировать издержки, сравнивать их с затратами конкурентов. Остаться на рынке в условиях конкурентной борьбы можно благодаря снижению затрат, улучшению качества продукции. Поэтому данная функция цены важна для разработки системы маркетинга, формирования товарной и ценовой политики предприятий.

Систему цен можно представить в виде совокупности отдельных блоков, представленных группами цен. В основе взаимосвязи всех цен, образующих единую систему, лежит следующий принцип: изменение цен в одном блоке данной системы довольно быстро передается во все другие блоки цен.

Ведущую и определяющую роль во всей системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности (топливо-энергетические отрасли: угольная, нефтяная, газовая электроэнергетика; отрасли металлургии; сельское хозяйство и ряд отраслей химической промышленности, производящих сырье и материалы).

Тесная взаимосвязь цен в ценовой системе в основном обусловлена двумя обстоятельствами:

1. все цены формируются на единой основе (единая сущность);

2. все предприятия (фирмы), производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны и образуют единый хозяйственный комплекс.

Поскольку система цен представлена множеством групп и различных видов цен, возникает необходимость их соответствующей классификации. Такая классификация в зависимости от цели может осуществляться по различным признакам:

1. Обслуживаемая сфера товарного обращения:

а) оптовые цены – цены, по которым предприятие-изготовитель реализует производственную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям;

б) цены на строительную продукцию (цены по сметной стоимости);

в) тарифы грузового и пассажирского транспорта – это плата за перемещение грузов и пассажиров. Особенностью формирования издержек в этой отрасли является то, что затраты грузового транспорта состоят из 2 частей: на начально-конечные операции (погрузка и разгрузка) за 1 т и транспортировку грузов за 1 т-км;

г) розничные цены;

д) закупочные цены – это цены (оптовые), по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки. Отличие закупочной цены от других видов цен заключается в том, что в ее состав не включается НДС и акциз;

е) тарифы на услуги населению;

ж) внешнеторговые цены – это цены, по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг. Формирование цен этого класса принципиально отличается от формирования национальных цен. Эти особенности связаны с тем, что товар пересекает границу.

При экспорте (вывозе товара) в цену не включаются внутренние (национальные) налоги, т.е. цена «раздевается» (уменьшается по сравнению с внутренней ценой).

При импорте, помимо внутренних налогов, которые будут включаться в цену в процессе движения товара от государственной границы, учитывается пошлина и другие установленные государством платежи и сборы, связанные с таможенным оформлением, т.е. цена «одевается» (превышает цены на аналогичные отечественные товары).

2. По степени свободы цен от воздействия государства:

- фиксированные цены – прямо устанавливаются государством в лице каких-либо органов власти и управления;

- регулируемые цены – складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают при своем формировании определенное воздействие государственных органов, которое может осуществляться методами прямого ограничения роста и снижения цен, путем регламентации рентабельности и установления предельных надбавок;

- свободные рыночные цены – складываются на рынке под воздействием спроса и предложения независимо от влияния государственных органов.

3. По территории действия:

- локальные (цены местных рынков);

- региональные (зональные);

- единые (общенациональные);

- мировые.

Мировые цены – это цены, по которым проводятся крупные экспортно-импортные операции, характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами. Цены основных мировых товарных рынков отражают среднемировые условия производства, реализации и потребления определенного вида товара.

По ряду товаров мировыми являются: на пшеницу – экспортные цены Канады; нефть – экспортные цены стран – членов ОПЕК; пиломатериалы – экспортные цены Швеции; каучук – цены Сингапурской биржи; цветные металлы – цены Лондонской биржи цветных металлов; пушнину – цены Лондонского и Санкт-Петербургского аукционов; чай – цены аукционов в Калькутте, Коломбо, Лондоне.

4. По способу или условиям формирования цены:

- биржевые;

- аукционные;

- тендерные;

- договорные, контрактные;

- среднестатистические.

5. По времени действия:

- твердые (постоянные), которые не меняются в течение всего срока контракта;

- текущие – меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке;

- скользящие – устанавливаются на изделия с длительным сроком изготовления; позволяют учитывать изменения в издержках производства за период времени, необходимый для их изготовления.

6. По характеру возмещения потребителем транспортных расходов.

Цена «Франко» (итальянское - свободен), т.е. до этого места покупатель свободен от каких-либо расходов по транспортировке товара, а продавец свободен от этого места.

Цена «Франко - склад поставщика» - все расходы по доставке продукции несет покупатель.

В цену «Франко – станция отправления» продавец включает расходы по доставке продукции на станцию отправления.

Цена «Франко – склад потребителя» означает, что все расходы по доставке продукции оплачивает поставщик.

7. По месту расчета:

- внутрифирменные (трансфертные);

- средние цены реализации, т.е. отношение общего размера выручки к объему продаж;

- реальные (сопоставимые) цены – цены в неизменных рублях (постоянных рублях). Эта цена применяется при реализации учетной функции цены, т.е. при расчете различных экономических показателей и сравнение их в динамике (за ряд лет).

Реальную цену определяют в соответствии с совокупным показателем цен, в качестве которого используют индексы цен (ИЦ).

Индексы цен определяются и рассчитываются по установленной методике органами государственной статистики. Различают 3 группы индексов цен: индекс валового национального продукта (ВНП) или валового внутреннего продукта (ВВП). Применяют для измерения общего уровня цен в экономике; индекс потребительских цен (ИПЦ) – используют для характеристики изменения стоимости жизни; индекс оптовых цен (ИОЦ) – предназначен для оценки изменения цен на важные группы товаров, ресурсов и услуг на оптовых рынках.

Состав и структура цены. Общая характеристика



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: