Государственная политика и регулирование цен




 

Основное направление ценовой политики государства заключается в достижении определенного уровня либерализации цен и снижения инфляции. Частью ценовой политики является оперативное регулирование ценовой сферы: установление областей применения рыночных и регулируемых цен; порядок их формирования; контроль за текущим ценообразованием.

Государственная ценовая политика в условиях рынка предусматривает два основных направления:

1. Прямое (административное) регулирование цен;

2. Косвенное (экономическое) регулирование цен.

Административное регулирование цен применяется в ограниченных пределах, предполагает прямое воздействие на цены или ограничения на их изменение.

Формы административного регулирования цен:

1. Замораживание цен - предусматривает фиксацию цен на определенном уровне либо в целом в экономике, либо на отдельные группы или виды товаров и услуг, которые принято называть социально-значимые (жизненно необходимые).

Крайняя мера в особо острой социально-экономической обстановке; на очень короткий срок, поскольку в этом случае рыночный механизм ценообразования блокируется.

2. Установление максимальных и минимальных цен на отдельных рынках. Максимальная цена означает, что выше этого предела цена не должна подниматься. Эта цена устанавливается ниже равновесной цены и защищает покупателей (с.-х. техника, удобрения). Последствия: дефицит товара и возникновение черного (теневого) рынка, что требует от государства введения дополнительных мер контроля и смягчения последствий. Минимальная цена означает, что ниже этого уровня цена не должна опускаться. Устанавливается выше уровня равновесной цены и защищает продавца. Последствия: затоваривание рынка, что требует от государства допол­нительных затрат по изъятию излишка товара с рынка.

3. Установление коридора цен - диапазон цен, изменение в определенных пределах. Это разновидность второй меры. Присуще денежным рынкам.

4. Контроль за ценами монополий и крупных предприятий, занимающих значительные доли рынка.

Эта мера основывается на антимонопольном законодательстве и включает в себя регламентацию метода учета издержек, установление предельного уровня рентабельности, ограничение на долю рынка, превышение которой ведет к нетарифным санкциям.

5. Заключение соглашений между правительственными органами или орга­нами местной власти и предприятиями, предусматривающие обязательст­ва последних не менять цены или не повышать их выше определенного уровня в течение оговоренного срока.

На собственные ресурсы, товары и услуги государство как рыночный субъект устанавливает фиксированные цены. Если данный ресурс, товар, услуга полностью находится в государствен­ной собственности, то это мера административного характера (цены на коммунальные услуги, общественный транспорт).

Экономическое (косвенное) регулирование процессов ценообразования-это воздействие на факторы и условия ценообразования.

Выделяют три комплексных направления воздействия:

1. Мероприятия по поддержанию определенного уровня доходов:

– льготное кредитование;

– налоговые льготы;

– финансирование НИР;

– финансирование и льготное кредитование жилищного строительст­ва;

– субсидии для предприятий при реализации товаров, которые идут на покрытие разницы между установленной государственной ценой и складывающейся более низкой рыночной ценой; при этом субсидии должны быть адресными. Адресное субсидирование населения косвенно увеличивает доходы при приобретении тех или иных товаров и услуг.

2. Воздействие на издержки (себестоимость) производства, т.е. предусмат­ривается рост доходов за счет снижения издержек (того же порядка, что 1 направление).

Конкретные меры:

- субсидирование издержек, т.е. покрытие разницы между более высокой рыночной ценой на ресурс и ценой, установленной государством;

- установление льготных тарифов на услуги и ресурсы, предоставляемые государством;

- государственные инвестиции в строительство и приобретение производственных объектов (предприятия со смешанной собственностью);

- налоги; льготы на налоги, включаемые в издержки производства.

3. Воздействие на спрос и предложение.

В краткосрочном периоде товарная интервенция и закупка товаров го­сударством непосредственно на свободных рынках применяется при возни­кающих диспропорциях между спросом и предложением и неблагоприятной динамике цен.

Например, если объемы предложения на рынке резко возрастают, соз­дается угроза значительного падения цен и снижения дохода (убыточности) в целом по отрасли. В этом случае государство выступает как крупный покупатель, обеспечивающий увеличение объема спроса на товар.

Когда объемы предложения сокращаются (спроса увеличиваются) возникает угроза резкого роста цен. Государство выступает как крупный продавец, выбрасывая на рынок значительные объемы товара. Падение цен приостанавливается. В основном - это сырьевые рынки.

В долгосрочном периоде воздействие на предложение обеспечивается на основе размещения государственных заказов, т.е. создавая спрос на товар, государство обеспечивает уровень предложения.

Государственное регулирование цен в России осуществляется в следующих формах:

- выплата отдельным производителям органами исполнительной власти дотаций, позволяющих поддерживать цены на уровне более низком, чем «диктует рынок»;

- установление для производителей, оптовых и розничных организаций предельных норм рентабельности, дифференцированных по отраслям;

- установление твердых оптовых и розничных наценок и накидок к отпускным ценам изготовителя;

- установление твердых фиксированных цен;

- установление для предприятий-монополистов предельных цен;

- ограничение уровня рентабельности предприятий-монополистов;

- установление сельскохозяйственным предприятиям и поставщикам, реализующим продукцию по цене ниже уровня предельных цен, льгот по налогам и другим платежам в бюджет;

- установление предельного уровня торговых надбавок к отпускным ценам производителя для оптовой и розничной торговли;

- установление коэффициентов повышения цен с целью сдерживания их роста;

- рекомендации по применению единой номенклатуры издержек производства и обращения, а также единого порядка формирования финансовых результатов, имеющих юридическую силу;

- декларирование повышения свободных цен;

- товарные интервенции.

На продукцию монополистов в качестве основных форм регулирования устанавливались фиксированные цены, коэффициенты повышения цен, предельные уровни рентабельности производства, цены, дифференцированные по отраслям, а также декларировалось повышение свободных цен.

Специфические факторы (факторы второго уровня):

1. индивидуальные издержки производства и его рентабельность;

2. качество товара;

3. место продажи товара;

4. жизненный цикл товара;

5. условия поставки товара, включая разделение транспортных расходов;

6. условия оплаты (расчетов);

7. сезонность продажи товара;

8. объем поставки товара (при крупных объемах закупок поставщики дают скидки с цены);

9. взаимоотношения между продавцом и покупателем (постоянным клиентам предлагаются более выгодные условия поставки, расчетов).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: