Тема 4. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XVI – XVII вв.




1. Россия в эпоху правления Ивана IV Грозного:

а) внутренняя политика и реформы Ивана Грозного;

б) внешняя политика Ивана Грозного;

в) особенности политического развития Московского государства в XVI в.

2. Россия на рубеже XVI – XVII вв. Смутное время.

3. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в.

4. Церковная реформа Никона. Раскол церкви.

 

1. Россия в эпоху правления Ивана IV Грозного. Царствование Ивана IV Васильевича продолжалось более полувека (1533 – 1584) и было отмечено многими важными событиями. Этот период российской истории, как и личность самого монарха, всегда вызывали дискуссии. По мнению Н.М. Карамзина, «эта эпоха хуже монгольского ига». Н.А. Бердяев писал, что «в атмосфере XVI в. задыхалось все самое святое».

а) внутренняя политика и реформы Ивана Грозного. Годы жизни Ивана IV1530 – 1584. Ему было 3 года, когда умер его отец – Василий III (1533). Регентшей при малолетнем великом князе стала мать, Елена Васильевна Глинская, (из князей Глинских, выходцев из Литвы). Между боярскими группировками вспыхивает борьба за власть. Дяди Ивана по отцовской линии, Юрий и Андрей Ивановичи, посажены в тюрьму и умерли «страдальческой смертью» (поскольку претендовали на престол). В 1538 г. Елена умирает (возможно, была отравлена боярами). Начинается эпоха боярского правления – смуты, борьба за влияние на малолетнего великого князя, особенно при этом усердствовали князья Шуйские и Бельские.

Ивана бояре плохо кормили и одевали, всячески унижали, однако на официальных приемах оказывали ему знаки почтения. Отсюда с детства у него возникло недоверие, подозрительность, ненависть к боярам, но в то же время – пренебрежение к человеческой личности и человеческому достоинству вообще.

Иван обладал природным пытливым умом, и хотя никто не заботился о его образовании, он много читал, знал все книги, которые были во дворце. Единственный его друг и духовный наставник – митрополит Макарий (с 1542 глава русской церкви), составитель Четьих Миней, сборника всей церковной литературы, известной на Руси. Из Священного Писания, византийских сочинений Иван вынес высокое представление о монархической власти и ее божественной природе – «царь – наместник Бога». Сам он позднее тоже занимался сочинительством, сохранились его знаменитые «Послания» князю А.Курбскому, английской королеве Елизавете, польскому королю Стефану Баторию и др.

Боярское правление привело к ослаблению центральной власти, что в конце 40-х гг. вызвало недовольство в ряде городов. К тому же, в Москве весной – летом 1547 разгорелись страшные пожары, и «черные люди града Москвы от великие скорби всколебашася». Глинских обвинили в поджогах, многих бояр, в т.ч. родственников Ивана, «побиша». Иван был напуган, каялся в грехах и обещал искупить их своей преобразовательной деятельностью. В том же 1547 г. он достиг совершеннолетия и по совету Макария венчался «шапкой Мономаха» на царствование, официально приняв титул «царя и великого князя всея Руси». Начинается самостоятельное правление молодого царя. Тогда же Иван женился на боярыне Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой, прожив с ней 13 лет. Анастасия, вероятно, была единственной из жен Ивана, которую он по-настоящему любил, она оказывала на него благотворное влияние.

Правление Ивана IV принято делить на два периода: первый – внутренние реформы и внешнеполитические успехи; второй – опричнина.

Первый период – 1547 – 1560 гг. – связан с деятельностью Избранной Рады, в которую входили митрополит Макарий, дьяк Иван Висковатый, протопоп Сильвестр, Алексей Адашев (глава Челобитного приказа, что давало ему знание реального положения дел в стране), князь Андрей Курбский. Они составляли ближайшее окружение царя, который стремился при проведении реформ опираться на доверенных людей.

В 1549 г. – созван первый Земский собор, в состав которого входили Боярская дума, духовенство, дворянство, верхушка городов. На соборах решали вопросы о реформах, налогах, судебной системе. Иван обличал злоупотребления бояр и обещал, что сам будет «судьей и обороною» для народа.

В 1550 г. принят новый Судебник, который ограничивал власть наместников. Подтверждался старый обычай, чтобы в суде наместников и волостелей, назначенных царем, присутствовали старосты и «лучшие люди» из местного населения, которые стали называться «целовальники» (поскольку они приносили присягу, целуя крест). Решено, что «без старосты и без целовальников суда не судити». Судебник также подтвердил Юрьев день и установил единую норму налогообложения – большая соха (400 – 600 га земли в зависимости от плодородия почвы и социального положения владельца земли).

В 1551 г. был созван церковный собор, названный Стоглавым, по числу ответов на сто царских вопросов, изобличающих церковные порядки. Стоглав – кодекс правовых норм внутренней жизни духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством. Основные решения собора: составлен общерусский список святых; унифицированы церковные обряды; для надзора за духовенством учреждены «поповские старосты»; монастырям запрещалось приобретать вотчинные владения «без доклада» царю. Объективно это стало еще одним этапом на пути подчинения церкви государству.

Реформа центрального аппарата управления. Вместо Государева дворцаи Казны была создана система специализированных приказов. Первые приказы возникли еще до реформ Ивана IV (приказ, т.е. поручение по управлению отдельными отраслями или территориями); к середине XVI в. их существовало уже два десятка – Посольский, Поместный, Разрядный, Челобитный, Стрелецкий, Разбойный, Холопский и т.д.

Реформа местного управления. В середине 50-х гг. упраздняются наместники, отменяется кормление. Возникли должности губных (из местных дворян) и земских (из зажиточных крестьян) старост, которые стали возглавлять местную администрацию, осуществлять суд и сбор податей.

Военная реформа. Ядро армии составляло дворянское ополчение. В 1550 г. «царь с боярами приговорили» раздать поместья в Москве и соседних уездах «детям боярским, лучшим слугам тысяче человек», которые затем образовали отряд служилых людей «по московскому списку». Было создано стрелецкое войско. В мирное время стрельцы занимались сельским хозяйством, несли охрану Кремля, участвовали в подавлении бунтов, т.е. выполняли и полицейские функции.

В 1556 г. принимается общее Уложение о службе помещиков (дворян) и вотчинников. Специально посланные чиновники «в поместьях землемерие им учиниша, комуждо что достойно, так устроиша, преизлишки же разделиша неимущим». Помещики и вотчинники обязательно и одинаково несли воинскую службу по общей норме: «со ста четвертей добрыя угожей земли человек на коне и в доспехе полном, а в дальний поход – о дву конь» (1 четверть – 1/2 га, 100 четвертей при трехполье – 150 га). В дополнение к поместьям, для достойных и нуждающихся предполагалось «государево денежное жалованье». (Если владения были меньше 150 га, то государство компенсировало недостаток владельцу; если больше, то сам он доплачивал в казну). Таким образом, армия делилась на две части: «служилые люди по отечеству », (т.е. по происхождению) – бояре и дворяне, входившие в ополчение; «служилые люди по прибору », (т.е. по набору, призыву) – стрельцы, пушкари, городская стража, казаки.

Реформы середины XVI в. усилили власть царя, упорядочили местное и центральное управление, укрепили военную мощь страны. Однако их результаты не вполне устроили Ивана Грозного.

Второй период правления Ивана IV – 1560 – 1584 гг. Главным его содержанием была опричнина (1560 – 1572). В 1560 г. в опалу попадают Сильвестр и Адашев (последний, в т.ч. обвинен в медленном ходе Ливонской войны), прекращается деятельность Избранной Рады. В августе того же года умерла первая жена Ивана Анастасия, с ее смертью исчез важный сдерживающий фактор в политике и поведении царя. В 1563 г. умер его давний наставник митрополит Макарий. Негодование царя вызывает также предательство князя А. Курбского и его бегство в Литву в 1564 г. Происходит знаменитый обмен посланиями между Иваном Грозным и Курбским: Иван отстаивает принципы самодержавия, а Курбский обвиняет его в терроре. Все эти обстоятельства обостряют подозрительность царя, являются для него подтверждением боярской «измены».

3 декабря 1564 г. Иван вместе с семьей, избранными боярами и дворянами отправился в село Коломенское на празднование Николина дня (6 декабря). Он увозит с собой «московскую святость» (главные иконы и кресты московских церквей), «всю свою казну», одежду, драгоценности. Две недели он пробыл в Коломенском из-за распутицы, затем обосновался в Александровской слободе (сейчас это город Александров Владимирской области, около 150 км. северо-восточнее Москвы).

Через месяц, 3 января 1565 г., Иван отправил в Москву два послания. Первое было адресовано митрополиту, где он обвинял бояр и приказных людей в «изменах» и нанесении государству ущерба до достижения своего совершеннолетия. Второе – посадским людям о том, что против них «гнева и опалы никоторые нет». Московская чернь еще помнила о боярском произволе, поэтому попросила царя вернуться и править «как ему государю годно», выражая готовность самим уничтожать «изменников». В феврале 1565 г. Иван вернулся в Москву и объявил свои условия: «на изменников опалы класть, иных и казнить», а имущество их забирать в казну.

Таким образом, Иван Грозный учредил опричнин у. Это слово было заимствовано из терминологии периода феодальной раздробленности («опричь» – «кроме»). В XIV – XV вв. так называлось земельное владение княгинь-вдов, которое давалось им в полную собственность, помимо «прожитков » – пожизненного пользования землей мужа. Иван создал для себя особый двор с боярами, дьяками, придворными, все здесь – «учинити себе особно». Из служилых людей отобрал тысячу человек (затем их число увеличилось до 5 тысяч). По характеристике Курбского, это «люди скверные и всякими злостьми исполненные». Им были отведены для проживания особые улицы в Москве, а прежние их обитатели выселены.

Все опричники приносили клятву верности царю – «ни с кем не знаться». В черной одежде, на черных конях, к шее которых привязывали собачьи головы, а на кнутовище – пакля (имитация метлы), они как собаки должны были «выгрызать измену» и выметать ее метлой. Во главе опричников стоял Малюта Скуратов.

На содержание опричного двора Иван выделил около 20 городов с уездами. Земли там были розданы опричникам, прежние владельцы переселялись на окраины. В опричную часть вошли наиболее экономически развитые районы страны, торговые центры вдоль судоходных рек, важные пограничные форпосты. Остальная часть государства – земщина – формально управлялась Боярской думой и приказами. Они докладывали царю лишь о важнейших делах.

Учредив опричнину, Иван принялся на изменников «опалы класть». Начал он с ближайших сторонников Курбского, шестеро бояр были обезглавлены, еще один посажен на кол. Начался опричный террор, который сразу вызвал сопротивление как отдельных влиятельных лиц (боярин Репнин), так и в целом оппозицию со стороны земщины, бояр и дворян. В 1566 г. Земский собор, созванный для решения вопроса о финансировании Ливонской войны, вместо этого потребовал отменить опричнину.

Московский митрополит Филипп в 1568г., публично, во время службы в Успенском соборе, потребовал отменить казни. Он был свергнут с митрополичьего престола, сослан в один из тверских монастырей и вскоре убит. В 1570 г. был учинен страшный разгром Новгорода по ложному навету о его измене в пользу Литвы. Это вызывало всеобщее возмущение.

Царь понял, что опричнину пора отменять. Отчасти она достигла своих целей, отчасти он сам испугался того, что совершил. Однако решающую роль сыграл здесь внешнеполитический фактор – нападения крымских татар. В 1571 г. хан Девлет-Гирей захватывает и сжигает Москву, опричники не сумели оказать ему сопротивления, но в следующем 1572 г. он терпит сокрушительное поражение, причем главную роль в его разгроме сыграли стрельцы. Это показало неэффективность опричного войска, которое было распущено. По указу 1572 г. запрещено было даже употреблять слово «опричнина». Массовый террор прекратился, однако некоторые историки (С.М. Соловьев, С.Ф. Платонов и др.) считали, что фактически опричнина сохранялась до конца правления Ивана Грозного, т.к. продолжались беззакония, «переборы людишек».

Итоги опричного правления: 1) усиление централизации; после казни князя В. Старицкого исчезло последнее удельное княжество;

2) экономический кризис; в т.ч. сокращение посевных площадей, что вызывало массовый голод; в целом были подорваны хозяйственные ресурсы страны (напр., в 1565 г. Иван взял с земщины себе «на подъем» 100 тыс. рублей, на эти деньги можно было купить 100 тыс. рабочих лошадей);

3) сокращение численности населения; потери от террора, чумы и голода составили ок. 500 тыс. (все население России насчитывало примерно 7 – 9 млн.); террору подвергались все социальные слои, на одного казненного боярина приходилось 3 – 4 дворянина, а на одного «служилого по отечеству» – десяток простолюдинов (В.Б. Кобрин); кроме того, крестьяне бежали в новые восточные земли, на Дон, что вызвало введение в 1581 г. заповедных лет, когда переход крестьян запрещался и в Юрьев день.

В целом опричнину можно рассматривать как форсированную централизацию, целью которой было укрепление личной власти царя, а основным методом стал массовый террор. Российская монархия при Иване IV приобретает характер деспотии.

б) внешняя политика Ивана Грозного. Основные задачивнешней политики России в середине XVI в.: на западе – борьба за выход в Балтийское море; на востоке – борьба с Казанским и Астраханским ханствами, освоение Сибири; на юге – защита от набегов крымских татар.

В 1552 г. завоевано Казанское ханство, затем покорены подвластные Казани народы (мордва, чуваши, башкиры, удмурты, татары). Присоединение южных удмуртов к Русскому государству произошло в 1558 г. В 1556 г. завоевана Астрахань. Все Среднее и Нижнее Поволжье, Прикамье включены в состав России. В 80-е гг. возникают новые города – Самара, Царицын, Саратов, Уфа.

Начинается колонизация Сибири. Купцы Строгановы, имевшие от царя грамоту на освоение земель к востоку от Урала, наняли большой отряд казаков во главе с Ермаком для борьбы с Сибирским ханством. В 1581 г. Ермак нанес поражение хану Кучуму и занял его столицу Кашлык. Борьба с Кучумом завершилась в 1598 г. присоединением к России Западной Сибири, которая одновременно стала вотчиной Строгановых.

На Западе разворачивается борьба за выход к Балтийскому морю, в т.ч. за прибалтийские земли, ранее принадлежавшие Великому Новгороду и захваченные Ливонским орденом. В 1558 г. началась Ливонская война, которая началась успешно, были взяты Нарва, Юрьев, 20 ливонских городов. Однако затем магистр Ливонского ордена Кеплер отдался под покровительство Великого князя Литовского, а Ревель с Эстляндией признали власть шведского короля, что означало войну с Литвой и Швецией. В 1563 г. Иван опустошил литовские владения и взял Полоцк, это стало последним военным успехом России.

В 1582 г. было заключено Ям-Запольское перемирие с Речью Посполитой (образовалась в 1569 г. в результате объединения Польши и Литвы), а Плюсское перемирие со шведами 1583 г. завершило Ливонскую войну. Россия потеряла завоеванные земли и не получила выхода к Балтийскому морю.

На южных рубежах Московского государства удалось создать оборонительную черту против Крымского ханства. Таким образом, итоги внешней политики неоднозначны. Наибольших успехов Россия достигла на востоке, уничтожив остатки Золотой Орды и присоединив Поволжье, было положено начало освоению Сибири.

В 1581 г. царь в припадке гнева убил своего старшего сына Ивана. Наследником престола стал слабый, болезненный Федор Иванович.

18 марта 1584 г. Иван Грозный скоропостижно умер. Итоги его царствования – противоречивы. С одной стороны – важные реформы (в первый период правления), расширение территории государства. Однако неудачи в Ливонской войне, опричнина привели к разрушению страны и фактически подготовили «Смутное время ».

в) особенности политического развития Московского государства в XVI в. Вопрос о форме российского государства в XVI в. является дискуссионным. Ряд историков считает, что в результате реформ Ивана Грозного складывается сословно-представительная монархия. Однако, при внешнем сходстве с сословно-представительными учреждениями Западной Европы (английский парламент, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании, германские рейхстаги), Земские соборы отличались от них по способу формирования (созывались царем, а не избирались), по составу (в них входили назначаемые правительством высшие должностные лица), по функциям (они не имели права законодательной инициативы, не защищали интересы сословий).

Таким образом, Земские соборы не ограничивали власть государя, а скорее служили ее укреплению. По мнению ряда историков (В.Ф. Петраков), на Западе утверждается идея разделения властей, а в России – идея соборности власти и общества. Российское государство приобрело особую политическую форму – самодержавие, – когда единственным носителем власти являлся царь.

2. Россия на рубеже XVI – XVII вв. Смутное время. После смерти Ивана Грозного царем становится Федор Иоаннович (1584 1598). Начинается борьба за влияние на слабого, «полоумного» (по оценке современников) царя. На первое место выдвигается царский шурин Борис Годунов (его сестра Ирина – жена Федора). Годунов фактически становится правителем государства. Происходил он из второстепенного боярского рода, поэтому относились к нему как к выскочке.

Главную опасность для Годунова представляет царевич Дмитрий, сын пятой жены Ивана Грозного Марии Нагой, – последний наследник престола из династии Рюриковичей. Он вместе с матерью жил в Угличе и в 1591 г. погиб при невыясненных обстоятельствах, причем молва сразу обвинила Бориса в его смерти. В действительности причины гибели царевича неизвестны, однако за Годуновым потянулся шлейф убийцы законного наследника. Это стало одной из психологических предпосылок Смуты.

В 1598 г. умирает царь Федор. Прерывается московская ветвь Рюриковичей, что вызвало династический кризис и борьбу за власть, т.к. государство – «ничье ». В 1598 г. Земский Собор при содействии патриарха Иова (патриаршество в России было учреждено в 1589 г. именно по инициативе Годунова) избирает на престол Бориса. Начинается период «Смутного времени ».

Причины Смуты 1598 – 1613 гг.: 1) Стремление крупного боярства захватить власть, использовав прекращение законной династии, и компенсировать для себя потери и унижения в правление Ивана Грозного, особенно во время опричнины.

2) Тяжелый социально-экономический кризис рубежа XVI – XVII вв. как результат Ливонской войны и опричнины. В Среднее и Нижнее Поволжье устремился поток людей из центральных областей; возникшую нехватку рабочей силы помещики стремились компенсировать увеличением повинностей и еще большим закрепощением крестьян. В конце XVI в. издается указ о том, что все вольные слуги и работники, которые прослужили у господ более полугода, становятся кабальными холопами.

3) Последствия опричнины. Разрушение старых обычаев, раскол общества, деморализация – пренебрежение к чужой жизни и имуществу.

4) Прекращение старой династии – одновременно и повод и причина для Смуты. Пока были Рюриковичи, все, несмотря на проблемы и трудности, в основном подчинялись «природным государям». Но когда государство – «ничье», то все начинают преследовать собственные интересы. Бояре были недовольны неограниченной властью царя; столичное дворянство выступало против усиления боярства; провинциальное дворянство хотело иметь свою долю в управлении страной; тяглое население, крестьянство боролись против гнета государства и помещиков в целом и т.д. Каждая группа выдвигала своего претендента на престол. Возникает феномен самозванства. «Самозванец испечен в польской печке, но заквашен в Москве» (В.О. Ключевский).

5) Политика самого Годунова, который испытывал недоверие к боярам-соперникам, поощрял шпионаж, доносы. В 1601 г. в опалу попали несколько бояр, обвиненных в измене, в т.ч. – братья Романовы, самый способный из них – Федор Никитич (отец будущего царя Михаила Федоровича) был насильственно пострижен в монахи под именем Филарета.

6) Природные бедствия – в 1601г. случился неурожай, повторявшийся следующие два года. В результате – «глад великий и мор ». Множество людей пошло по миру, богатые люди отпускали «на волю» свою челядь, чтобы не кормить ее и, тем самым, увеличивали число бездомных, бродяг и разбойников. В 1604 г. происходит восстание под предводительством Хлопка Косолапа.

В этот момент в Польше появляется cамозванец, выдававший себя за «чудом спасшегося» царевича Дмитрия. До сих пор точно не известно, кто он. Официальная пропаганда Годунова утверждала, что это боярский сын Григорий Отрепьев, ставший монахом Чудова монастыря Московского Кремля и бежавший затем в Литву. Помощь самозванцу – Лжедмитрию I – оказали некоторые польские магнаты, в т.ч. воевода Юрий Мнишек (за обещание жениться на его дочери Марине), король Сигизмунд III (в обмен на часть западнорусских земель), папа римский (в надежде на распространение католичества в России).

В октябре 1604 г. Лжедмитрий I вступает в пределы России, издает воззвания к народу, обещает всем свободу и привилегии. На его сторону переходят один за другим города, днепровские и донские казаки. В апреле 1605 г. Борис скоропостижно умирает, его сына Федора бояре не признают царем. Московское войско переходит на сторону Лжедмитрия, и в июне 1605 г. Москва торжественно встречает самозванца.

Однако вскоре возникает недовольство москвичей новым правителем, т.к. он не соблюдал старых обычаев (редко мылся в бане, не спал после обеда), а пришедшие с ним поляки вели себя высокомерно. Кульминацией недовольства стал приезд Марины Мнишек. Лжедмитрий обвенчался с ней, короновал как царицу, однако она отказалась перейти в православие.

В.И. Шуйский вместе с боярами организует заговор и 17 мая 1606 г. созывает набатом народ. Лжедмитрий I был схвачен и убит, труп его сожгли, пепел смешали с порохом, зарядили этой смесью пушку и выстрелили в ту сторону, откуда он пришел, т.е. в направлении Речи Посполитой.

Так завершился первый, династический, этап Смуты (классификация С.Ф. Платонова), когда шла верхушечная борьба за престол. Затем начался второй этап – социальный, – когда происходят массовые волнения, в т.ч. восстание под руководством Ивана Болотникова (1606 – 1607). По сути это – гражданская война.

Она начинается с избрания царем Василия Шуйского, что стало сигналом к всеобщему беспорядку и хаосу. Он, как и Годунов, не имел законных прав на престол. Строго говоря, Шуйский был не избран, а «выкрикнут » царем своими сторонниками на Красной площади.

Вскоре появился Лжедмитрий II. Все понимали, что это самозванец, однако никого уже не интересовало его происхождение. Главное то, что он объединял всех недовольных против боярского царя, обещал «беструдное богатство». К новому самозванцу примкнули социальные низы, казаки, служилые люди, польские и литовские авантюристы. Марина Мнишек согласилась стать его женой. Подступив к Москве, Лжедмитрий II остановился в Тушино, отсюда его прозвище – «тушинский вор ».

Для борьбы с Лжедмитрием II Василий Шуйский обращается за помощью к шведам. Во главе объединенного войска – племянник Василия, князь Михаил Скопин-Шуйский. Он очистил от тушинцев север России и двинулся к Москве. Тушинский вор бежал в Калугу. Скопин-Шуйский вступает в Москву, но в апреле внезапно заболел и умер (возможно, был отравлен завистниками).

Вмешательство шведов вызвало интервенцию со стороны Польши, враждебной Швеции. В.И. Шуйский окончательно потерял всякий авторитет. 17 июля 1610 г. он свергнут с престола и насильственно пострижен в монахи. После этого правят «князь Ф.И. Мстиславский со товарищи» («семибоярщина »). Для того чтобы избавиться от «тушинского вора», они предпочли меньшее зло – выдвинуть на царство королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда III Ваза. 27 августа Москва присягнула Владиславу и, одновременно, была занята поляками, которые вызывали всеобщее недовольство, но их терпели из-за страха перед «тушинским вором». Однако, когда в декабре 1610 г. «вор» был убит в Калуге в результате междоусобных стычек, у россиян остался один главный враг – иноземцы.

Начинается последний период Смуты – борьба с иностранной интервенцией. Во главе национально-религиозного сопротивления – патриарх Гермоген. В своих грамотах он призывает русских людей подняться на борьбу против общего врага – поляков, за что был ими отправлен в заключение и умер от голода.

Ответом на призыв патриарха стали два земских ополчения. Первое – во главе с Прокопием Ляпуновым – весной 1611г. осаждает Москву. Однако между его участниками возникают разногласия, Ляпунов по ложному навету был убит казаками, а примкнувшие к ополчению дворяне разошлись по домам.

Второе ополчение создают Кузьма Минин-Сухорук (земский староста из Нижнего Новгорода) и воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский. В сентябре 1612 г. второе ополчение и остатки первого решили «действовать во всем заодно» (возникло своеобразное «временное правительство»). 22 октября казаки взяли Китай-город, а 26 октября (4 ноября по новому стилю) сдался польский гарнизон в Кремле. Оба ополчения торжественно вступили в Москву.

По инициативе князя Д.М. Пожарского созывается Земский собор (январь - февраль 1613 г.). Это был самый полный собор по представительству (присутствовали все сословия, включая государственных крестьян, не было лишь холопов и помещичьих крестьян). Решался вопрос о новом царе. После долгих споров решили выбрать 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Он – компромиссная фигура, не был участником Смуты, не запятнан связями с интервентами. Важнейшим обстоятельством было его родство с прежней династией. Отец Михаила, Федор Никитич Романов – двоюродный брат царя Федора Ивановича со стороны Анастасии Захарьиной-Юрьевой, первой жены Ивана Грозного, таким образом, Михаил – внучатый племянник Ивана Грозного. Он был признан «природным царем», что обеспечивало законность и преемственность власти. Была еще причина избрания Михаила, которую откровенно сформулировал боярин Шереметев в письме князю Голицыну в знаменитой фразе: «Миша Романов молод и разумом еще не дошел, будет нам поваден» (т.е. удобен).

Смута в целом заканчивается подписанием Столбовского мира со Швецией (1617) и Деулинского перемирия с Речью Посполитой (1618). В результате Россия потеряла многие западнорусские земли, в т.ч. Смоленск, Чернигов, а также окончательно – выход к Балтийскому морю.

Последствия Смуты: 1)дальнейшее ослабление боярства, позиции которого были подорваны еще во время опричнины; 2) возвышение дворянства, получившего новые земли; 3) тяжелый урон для экономики, повсюду царили «смерть и запустение». Однако, в отличие от многих гражданских войн, Смута не завершилась установлением нового общественно-политического строя, происходит реставрация прежней государственности: самодержавие как форма политического правления, крепостное право как основа экономики, православие как идеология.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: