Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в.




XVII в. – время правления первых Романовых.

Михаил Федорович Романов (1613 – 1645). В его царствование, несмотря на восстановление прежнего порядка, появляется новое понимание государства – это не вотчина московского царя, а результат соглашения между всеми сословиями (особенно учитывая избрание новой династии Земским собором 1613 г.). Начался кратковременный период укрепления сословно-представительной монархии. Многие властные полномочия перешли к Боярской думе, где большую роль играли родственники царя – Романовы, Черкасские, Салтыковы. В 1619 г. из польского плена вернулся отец Михаила Федор Никитович Романов, ставший патриархом и фактическим правителем государства. Однако главная задача – преодоление последствий Смуты, восстановление страны – могла быть решена лишь при опоре на сословия. За время правления Михаила Земские соборы созывались около 10 раз – чаще, чем когда-либо. К ним перешла часть функций Боярской думы, например, утверждение налогов. Таким образом, усиливается роль сословий (не только боярства, но и дворян, духовенства, купечества) в управлении страной.

Официально нет никаких документов об ограничении царской власти, но, по косвенным свидетельствам современников, Михаил, вступив на престол, принял ряд обязательств перед различными группировками при дворе: забыть прежние семейные счеты и «недружбы», по собственному усмотрению не издавать новых законов и не изменять старых, не объявлять войны и не заключать мира, важные «судные» дела вершить по закону, а не по произволу. Эти условия важны и потому, что Смута выдвинула наверх многих новых людей – не очень знатных, «худородных», стремившихся закрепить свое положение. (Объективно это готовило важнейшие социально-политическое изменения: отмену местничества при Федоре Алексеевиче в 1682 г., что впоследствии легло в основу петровской «Табели о рангах» 1722 г.).

Наведение порядка после Смуты предполагало также решение внешнеполитических проблем. В 1632 г. закончилось действие Деулинского перемирия с Речью Посполитой, где после смерти Сигизмунда III наступает «бескоролевье». Россия начала войну с Польшей, однако вскоре потерпела поражение под Смоленском. В 1634г. был заключен Поляновский мирный договор, по которому Россия теряла Смоленск и Черниговскую землю. Однако новый король Владислав (бывший претендент на русский престол), наконец, отказался от этих притязаний.

В 1645 г. после смерти Михаила Земский Собор избрал на царство его 16-летнего сына Алексея.

Правление Алексея Михайловича Романова (1645 – 1676) было противоречивым временем. Сам царь вошел в историю под прозвищем Тишайший, но XVII в. не случайно называют «бунташным». Двойственность внутренней политики проявлялась в том, что, с одной стороны, сохранялась приверженность старине, а с другой – в Россию начинают проникать и некоторые западные заимствования (напр., полки нового строя, переводы европейских книг, приглашение иностранных специалистов и т.д.).

Изменения в политическом устройстве. Одним из главных событий правления Алексея Михайловича было принятие нового свода законов – Соборного Уложения (1649), что имело несколько причин: 1) прежние законы устарели, а новые реалии требовали правового регулирования; 2) неразбериха в законодательстве порождала массу злоупотреблений; 3) народные выступления 40-х гг. (в том числе 1648 г. против правительства боярина Б.И. Морозова) заставили срочно наводить порядок в правовой системе. Документ был принят Земским собором и скреплен подписями высшего духовенства, бояр и выборных людей (всего 315 человек), «чтобы то все Уложение впредь было прочно и неподвижно». Соборное Уложение напечатали в количестве 2 тыс. экземпляров и разослали по всей стране. Принятие этого документа было необычным и по скорости его подготовки, и по масштабности, по размерам тиража.

Соборное Уложение насчитывало 967 статей и 25 глав. В отличие от Судебника 1550 г., оно включало, кроме уголовного, также государственное и гражданское право. Глава X, «О суде » – была самой большой и составляла треть всего текста Уложения, закрепляя новый принцип – равный для всех суд, независимо от социального положения ответчика («всяких чинов людем от большего и до меньшего чину суд и расправа была бы во всяких делех всем равна»). Это означало не равенство перед законом в современном смысле, но одинаковую для всех подсудность и судебную процедуру; судить следовало «не стыдяся лица сильных и избавляти обидящего (т.е. обидимого) от руки неправедного». Однако степень наказания зависела все же от сословной принадлежности.

Восстановление страны после Смуты потребовало усиление повинностей для податного населения, что привело к окончательному закрепощению крестьянства. Соборное Уложение отменяло «Юрьев день», одновременно вотчинники и помещики получили право искать и возвращать беглых крестьян «без урочных лет », т.е. бессрочно (раньше срок составлял 5, затем 10 и 15 лет). Городской «посад» и «белые слободы» также были прикреплены к постоянному месту жительства. Это стало третьим, завершающим этапом юридического оформления крепостного права (после Судебников 1497 и 1550 гг.).

В результате Соборное Уложение, с одной стороны, ставило суд и управление на законное основание; с другой – окончательно утвердило крепостное право.

Кроме того, Уложение содержало статьи, трактующие царскую власть как власть помазанника Божьего, предусматривало наказания за преступления против царя и его семьи, государства и церкви. Это означало наметившийся переход к абсолютизму – особому этапу в развитии феодальной монархии, для которого характерна неограниченная власть правителя, что сопровождалось сокращением влияния Боярской думы, отказом от созыва Земских соборов.

Антиправительственные выступления: «бунташный век». Ужесточение крепостничества, рост повинностей вызвали недовольство социальных низов. Череду городских восстаний открыл Соляной бунт 1648 г. в Москве. Причиной его было введение высокого налога на соль, которая являлась основным способом консервации съестных припасов. Затем в 1650 г. вспыхнули мятежи в Новгороде, Пскове и других городах.

В 1654 г. началась война с Речью Посполитой за Украину, которая под руководством Богдана Хмельницкого вела борьбу за независимость. В том же году по решению Переяславской Рады на Украине и Земского Собора в Москве Левобережная Украина была присоединена к России.Расходы на войну привели к чеканке в 1656 г. медных монет, которые выпускались по цене серебряных. Падение курса рубля, дороговизна, рост розничных цен вызвали летом 1662 г. Медный бунт в Москве, в 1663 г. медные деньги были изъяты из обращения.

Городские восстания оказались прелюдией Крестьянской войны 1670 – 1671 гг. под руководством Степана Разина. Это была, по сути, гражданская война, в которой, как и в восстании И. Болотникова, основную роль играло казачество. Война охватила обширные районы Дона, Поволжья, Приуралья. Под Симбирском Разин был разбит, затем выдан «домовитыми» казаками и казнен.

Особенности социально-экономического развития. Наряду с расширением феодальной собственности на землю (рост дворянского землевладения сопровождался сокращением черносошных земель) и окончательным закрепощением крестьян, в XVII в. появляются новые тенденции в социально-экономической сфере. Ремесло (работа на заказ) постепенно перерастает в мелкотоварное производство (на рынок). Последнее стало предпосылкой для возникновения мануфактур (крупное предприятие, основанное на разделении труда и ручной технике). К концу века насчитывалось ок. 30 мануфактур, в основном казенных (Хамовный, Пушкарский, Монетный дворы, металлургические, текстильные, солеваренные заводы). Первой частновладельческой мануфактурой считается Ницинский медеплавильный завод на Урале (1631).

Развивается внутренняя и внешняя торговля, большую роль приобретает купечество. Возникают крупные торговые центры – ярмарки (Макарьевская, Свенская, Ирбитская). Регулирование новых экономических отношений осуществлялось посредством Торгового (1653) и Новоторгового (1667) уставов.

Укрепление экономических связей между отдельными регионами страны говорило о начале складывания всероссийского рынка. Однако нет оснований делать выводы о зарождении капиталистических отношений, т.к. отсутствовали основные их элементы – свободное предпринимательство, наемный труд, конкуренция. Российская мануфактура XVII в., как правило, была государственной и основывалась на труде крепостных крестьян.

4. Церковная реформа Никона. Раскол церкви. В середине XVII в. возник кружок «ревнителей древнего благочестия» или «боголюбцев», в который входили духовник царя Стефан Вонифатьев, настоятель Казанского собора Иван Неронов, протопоп Аввакум, Никон (будущий патриарх). Главная идея боголюбцев – «исправление церковных беспорядков», которые подвергал критике еще Иван Грозный на Стоглавом соборе. Необходимо было осуществить «книжную справу» (т.е. устранить расхождение русских богослужебных книг с греческими образцами), унифицировать обрядность, укрепить дисциплину и нравственные устои духовенства.

Непосредственным проводником реформ стал патриарх Никон. Сын мордовского крестьянина Нижегородского края (в миру Никита Минов) сделал быструю карьеру. В 1646г. он приехал в Москву, будучи игуменом одного из северных монастырей, встретился с Алексеем Михайловичем, произвел на него впечатление своим красноречием. Царь настоял на переводе Никона в Москву и сделал архимандритом Новоспасского монастыря. Никон часто виделся с царем, который называл его «собинным (т.е. особенным) другом».

В 1652 г., после смерти патриарха Иосифа, Никон по настоянию царя был избран патриархом. Алексей Михайлович дал ему титул «великого государя», уезжая на войну с Речью Посполитой, поручал управление государством и попечение над своей семьей. Однако своим крутым нравом, властолюбием Никон возбудил недовольство духовенства и боярства. Они не хотели подчиняться бывшему мужику и старались настроить царя против Никона.

Тем не менее, при поддержке царя Никон осуществил церковную реформу. Проблема заключалась в том, что при переписывании церковных книг на протяжении несколько столетий в них вкрались многие неточности и разночтения. В церковных обрядах также возникли отклонения от греческих канонов. Приезжавшие на Русь греческие священники и раньше обращали на это внимание русских иерархов. Еще до Никона (при Филарете и Иосифе) делались попытки исправить положение, но безуспешно. Никон взялся за дело с присущей ему крутостью, поручил исправление церковных книг и обрядов приезжим грекам и киевским ученым монахам. Церковный собор 1654 г. утвердил новшества.

Реформа вызвала сопротивление со стороны национально-религиозной оппозиции во главе с протопопом Аввакумом. Изначально Никон и Аввакум были единомышленниками, однако последний считал, что исправление книг и обрядов необходимо делать по старым русским образцам (т.к. Константинополь пал, а «Москва – третий Рим»). Возник раскол церкви, раскольники (старообрядцы) подвергались преследованию, Аввакум был сослан в Сибирь, а в 1681 г. сожжен на костре.

Однако реформа, в конечном счете, свелась лишь к отдельным изменениям в обрядах – «двоеперстие» было заменено «троеперстием», вместо двух раз «аллилуйя» произносилась трижды, движение вокруг аналоя «посолонь» сменилось хождением против солнца, имя «Иисус» полагалось писать с двумя «и» и т.п. Закончена реформа была уже без Никона. Со временем он стал претендовать на власть, т.к. считал, что «священство» выше «царства». В 1658 г. Никон внезапно уехал из Москвы в Воскресенский монастырь, но не отказался от патриаршества. В 1666г. собор вселенских патриархов низложил Никона («яко самовольно остави паству») и, как простого монаха, сослал в Белозерский монастырь. Собор при этом одобрил исправления в обрядах, а также церковное отлучение «еретиков и раскольников» и их наказание светской властью.

В целом в расколепроявилось несколько тенденций: 1) социальный протест низов – они восприняли это как новое давление со стороны государства, как окончательное прикрепление к государственному тяглу; 2) для боярства это – очередной повод отстоять свои старые привилегии; 3) результатом стало еще большее подчинение церкви государству, падение авторитета духовенства, что подготавливало фактическую отмену патриаршества при Петре I.

По сути, реформа была одной из первых попыток церковной, духовной модернизации в России, а раскол стал проявлением борьбы модернизаторского и традиционалистского укладов. Никон отстаивал греческий (вселенский) вариант православия, Аввакум же категорически отрицал любое отступление от старины, и в церковной, и в мирской жизни.

итета духовенства, что подготавливало фактическую отмену патриарше

 

 

царе, который действительно избирался всенародноих крестьян).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: