падежи при пассивных причастиях




УРОК 2

 

1. 1 склонение существительных и прилагательных.

2. 2 склонение существительных и прилагательных.

3. Система причастий: причастия, склоняющиеся по 1 и 2 склонению, падежи при пассивных причастиях.

4. Герундив и герундий.

 

Первое склонение существительных и прилагательных

 

1.1. Определите формы существительных (падеж, число):

 

Terrā, terrae (4 f.), terram, terrārum, terris (2 f.), terras, vitārum, vitis (2 f.), vita, vitā.

 

1.2. К приведенной ниже форме существительного подберите форму того же падежа, но другого числа:

 

Aquam, aquis, aquārum, aquā, aquas, aquae.

Littĕras, littĕrā, littĕra, littĕram, littĕris, littĕrārum.

 

1.3. Просклоняйте словосочетания: terra pulchra; littĕra nova; lupa saeva.

 

1.4. Переведите фразы и выучите наизусть фразы 2, 3, 4, 7:

 

1. Amicitia vitam ornat.

Mala herba cito crescit.

3. Aquĭla non captat muscas.

4. Epistŭla non erubescit.

5. Fortūna caeca est.

6. Historia est magistra vitae.

7. Non scholae, sed vitae discĭmus.

8. Natūra nihil sine causa gignit.

9. Multae terrae in Eurōpā sunt.

10. Incŏlae multārum terrārum agricultūrae student.

11. Patria nostra est terra magna et pulchra.

 

1.5. Выучите существительные 1 склонения:

 

amicitia, ae f дружба schola, ae f школа
vita, ae f жизнь natūra, ae f природа
herba, ae f трава causa, ae f причина
aquĭla, ae f орел terra, ae f земля, страна
musca, ae f муха incŏla, ae m житель
epistŭla, ae f письмо agricultūra, ae f земледеление
fortūna, ae f удача, счастье patria, ae f родина
historia, ae f история magistra, ae f учительница

 

 

Второе склонение

Существительных и прилагательных

 

2.1. Определите формы существительных (падеж, число):

 

Servi (3 f.), servis (2 f.), servōrum, servos, servum, servō (2 f.), serve.

Ager (2 f.), agrōrum, agrum, agrō (2 f.); puerōrum, puĕris (2 f.), puĕri (3 f.)

Studium (3 f.), studiă (3 f.), studii, studiōrum, studiō (2 f.), studiis (2 f.).

 

2.2. К приведенной ниже форме существительного подберите форму того же падежа, но другого числа:

 

Vir, virōrum, virum, viris, virō, viri, viros.

Verbōrum, verbă, verbis, verbum, verbō, verbi.

 

2.3. Просклоняйте словосочетания:

 

magister doctus aper magnus exemplum bonum

 

2.4. Согласуйте существительное с прилагательным по роду, числу и падежу и просклоняйте получившееся словосочетание:

 

lupus + saevus, a, um nauta + piger, gra, grum laurus + pulcher, chra, chrum

 

2.5. Из приведенных ниже форм прилагательных выберите ту форму, которая подходит существительному:

 

lupōrum + pulchrārum + pulchris + pulchrōrum
vitā + bonis + bonā + bona
studia + magna + magno + magni
poētae + publicis + publicae + publico
lauro + malo + malā + malis
nautas + pigras + pigris + pigros
verbi + doctae + docti + doctis
verbum + claram + clarum + clari

 

2.6. Переведите с латинского языка на русский и выучите выделенные фразы:

 

1. Errāre humanum est.

2. Aut cum scuto, aut in scuto.

3. Elephantum e musca facis.

4. Ante portas est bellum.

5. Figulus figulo, faber fabro invidet.

6. Aliēna vitia in oculis habēmus, a tergo nostra sunt.

7. Inter dominum et servum nulla amicitia est.

8. Schola nostra haud procul a foro oppidi nostri sita est.

9. Nemo nuntios malōrum amat.

10. Ignorantia non est argumentum.

2.7. Выучите слова:

 

discipulus, i m ученик argumentum, i n довод
dominus, i m хозяин, господин bellum, i n война
figulus, i m гончар exemplum, i n пример
lupus, i m волк nuntium, i n весть, вестник
oculus, i m глаз scutum, i n щит
servus, i m раб, слуга studium, ii n старание, занятие
vir, viri m мужчина, человек tergum, i n спина
  verbum, i n слово
ager, agri m поле, пашня vitium, i n изъян
aper, apri m кабан  
faber, fabri m художник laurus, i f лавр
magister, tri m учитель nauta, ae m моряк
puer, pueri m мальчик porta, ae f (pl) ворота

 

3. Система причастий;

Причастия, склоняющиеся по 1 и 2 склонению,

падежи при пассивных причастиях

 

3.1. Образуйте part. perf. passivi et part. fut. activi в форме Nom./gen. sg. от указанных глаголов. Переведите полученные формы:

 

a) ago, egi, actum, agere (делать, действовать, вести)

b) clāmo, clamāvi, clamātum, clamāre (кричать, объявлять)

c) deleo, delēvi, delētum, delēre (уничтожать)

d) invenio, invēni, inventum, invenīre (находить)

 

3.2. Переведите с русского на латинский:

 

1. Мы спасаем человека, укушенного волком.

2. Кабаны, собирающиеся уничтожить поле, злые.

3. Муха, пойманная орлом, орла кусает.

4. Мальчик, собирающийся писать письмо, приходит в школу.

5. Собираясь написать историю о волках, ученики слушают истории учителя.

6. Письма, написанные учениками, хвалят художников и защищают гончаров.

7. Вы видите примеры, объявленные учителем и записанные учениками.

8. Мы слушаем историю о жителях, собирающихся уничтожать волков и кабанов.

9. Дружба, восхваленная людьми, уничтожает войны.

10. Жители многих стран, собирающиеся заниматься земледелием, уничтожают волков.

 

3.3. Определите формы и назовите словарную форму существительных и глаголов:

 

servāti colitis esae defensum
lupi argumenta esūrae defensūrum
lupōrum herbā edere defendis
laboraturōrum scriptos edis verba
laboratōrum scriptūros edimus verbōrum
viros scriptūris vitam verbis
apris fortūnae virum visūris
colis audīre morsūrum visis

 

3.4. Выучите значения предлогов с разными падежами:

 

+ Acc. + Abl.
ad к, при, у, для trans по ту сторону, через a (ab) от
ante перед, до praeter мимо, кроме cum с, вместе
apud при, у propter по причине de о, об
contra против, вопреки + Acc et Abl. e (ex) из
ob по причине in в, на + Acc. (куда?) prae перед
per через, по   + Abl. (где?) pro вместо
post после, сзади sub под + Acc. (куда?) sine без
      + Abl. (где?)    
               

 

Герундив и герундий

 

4.1. Прочитайте текст. Найдите в словаре незнакомые слова и напишите их словарные формы. Найдите в тексте формы герундива и герундия, переведите. Переведите текст, определите остальные именные и глагольные формы, в нем использованные.

 

LUPUS IN FABULIS

 

Ex libris in schola legendis librum Phaedri legimus.

Phaedrus poēta Romanōrum est, in Macedoniā natus. Graece legere et scribere doctus, Phaedrus etiam linguam Latīnam discit.

Primum servus est, sed linguam Latīnam magnā curā discendi causa et ob ingenium liberatus, Phaedrus multas fabulas scribit.

Fabulae Phaedri fabulas poētae Graecōrum Aesōpi renarrando compositae discipulos delectant.

Phaedrus pictūrus lupos ut bestias saevas et feras, fabulam de lupo et agno narrat.

Lupus aliquando ad rivum agnum videt. Rivi aqua a lupo ad agnum fluit.

Sed lupus agnum esūrus dicit: “Cur aquam turbas? Aqua ad bibendum inepta est”.

Agnus rivi fluendo excusatūrus dicit: “Num in rivo culpam agni vides?”

Sed lupo agnum esūro verbum agni non est argumentum.

Fabula docet: “Actūrus maleficium verba iusta non audit”.

Viri antiqui lupos timent et de lupis dicere cavent. Si lupum memoras, lupus, ut fama est, advenīre solet. Unde proverbium: “Lupus in fabulis”. Sic de viro dicunt, si subito advenit.

 

 

...





Читайте также:
Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является...
Обучение и проверка знаний по охране труда на ЖД предприятии: Вредный производственный фактор – воздействие, которого...
Что такое филология и зачем ею занимаются?: Слово «филология» состоит из двух греческих корней...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.027 с.