Регионализация как тенденция современного формирования государственности




Курсовая работа

Региональная идентичность на постсоветском пространстве в контексте государственного становления

 


 

Введение

региональный сотрудничество идентичность

На рубеже третьего тысячелетия проблема идентичности становится одной из важнейших философских проблем. Общества, как и люди, пытаются понять и оценить, какое место они занимают в современном мире, насколько пройденный ими путь является уникальным и неповторимым. Тот факт, что развитие цивилизации в настоящее время переживает кризис, который выражается в дегуманизации общественных связей и отношений, появлении «одномерного человека», признается сегодня практически всеми ведущими социальными философами и культурологами XX века.

«В этой связи проблема сохранения региональной и национальной идентичности занимает все более важное место в научном и общественно-политическом диалоге». Не менее важна эта проблема и для современной Центральной Азии, в которой системный кризис и трансформация прежних идентификационных основ идет параллельно с поиском и выстраиванием новой идентичности. Актуальным представляется выяснение оптимального соотношения процессов глобализации и сохранения национальных традиций, ценностей в формировании государственности. Попытка выявить это оптимальное соотношение для общества Центральной Азии, по моему мнению, имеет не только теоретическое значение, но и практический интерес.

В последние годы культура наций ЦА подверглась информационно-культурной атаке со стороны западных стран. Происходит неэквивалентная аккультурация, приводящая к снижению культурного иммунитета нашего общества, в жизнь проникает все больше наднациональных культурных образцов. В итоге в начале XXI века таджикская нация оказалась отчужденной от ценностей национальной идентичности в масштабах, которые приобретают опасный характер для самих основ национального бытия.

На всем постсоветском пространстве происходят процессы становления и укрепления новых независимых государств. «Сложности и трудности нациестроительства есть во всех бывших союзных республиках. Своя специфика и у стран Центральной Азии, вынужденных балансировать между Европой и Азией, Западом и Востоком, славянами и мусульманами, промышленностью и сельским хозяйством, городским и сельских населением. Все эти характеристики имеют неизбежное влияние на процессы государственного и национального строительства в регионе. Полиэтничность общества в этом регионе, особенности его этносоциальной, этнодемографической и этнополитической структуры вносят свою «лепту» в современные процессы нациеобразования». Наиболее важным в этой связи является вопрос о том, в какой степени возможно сосуществование идентичностей различных этносов среднеазиатского общества, взаимодействие и сосуществование самосознания народов ЦА. В этом контексте особую актуальность приобретает анализ региональной идентичности в современной ЦА, рассмотрение истории, досоветской и советской идентичности народов ЦА, анализ влияния исторических традиций на современные этнополитические процессы - формирование, легитимацию и воспроизводство идентичности Центрально-азиатского общества. Другой важный вопрос - анализ влияния процессов современного нациестроительства на формирующееся в республике гражданское самосознание, этническую принадлежность и возрождение донациональных тождеств.

Объект исследования - региональная идентичность в Центральной Азии.

Предмет исследования - модели региональной идентичности в Центральной Азии и типологические закономерности их конструирования.

Целью курсовой работы является: изучить региональную идентичность ЦА в контексте формирования государственности.

Для ее достижения в работе были поставлены следующие задачи:

. Понять сущность региональной идентичности

. Выяснить влияние национальной идентичности стран ЦА на формирование государственности

. Анализировать отношения стран ЦА с ведущими странами (с Россией, США, КНР)

 


 

Регионализация как тенденция современного формирования государственности

 

Известно, что миф о собственной «богоизбранности» и особой исторической «миссии» рождался у различных народов также в периоды национального унижения как своеобразная психологическая компенсация. Поэтому можно предположить, что и в современной ЦА это - болезненная интеллектуальная реакция на распад «великой державы», на утрату национальных традиций, ее разрыв. Исследователи отмечают, что зачастую потеря традиционной культуры, без обретения новой, является платой за неорганичную «догоняющую» модернизацию.

Ясно, что понятия «региональная» и «национальная идентичность» неразрывно связаны с понятием «историческая традиция». Люди всегда имеют определенное отношение к своему прошлому, поскольку история дает обоснование идентичности. «В мире растущей взаимозависимости нациям необходимо обращаться к мифам и прошлому, чтобы оправдать свое отличие, подтвердить свою коллективную «индивидуальность в каждом поколении через ритуалы, церемонии, политические мифы и символы, искусство и историю», - пишет известный британский исследователь Э. Смит

Центральная Азия и сегодня, находится в напряженном поиске ответа на главный вопрос: каково место стран Центральной Азии в динамично меняющемся глобальном мире и что такое региональная идентичность?

Итак, «политика идентичности является ответом на специфический вызов глобализации - усугубление конфликтов между людьми, ощущающими, что они живут в глобальном мире, и людьми локальной культуры. Соотношение глобального и локального начал не может быть описано посредством совмещения или наложения».

Как показывает практика и результаты многочисленных социологических исследований, индивид, не идентифицирующий себя ни с цивилизацией, в рамках которой разворачивается его деятельность, ни с культурой той нации, к которой он принадлежит по факту своего рождения, ни с той точкой географического пространства, которая называется «малой родиной», ни с тем периодом времени, который обозначается как определенная историческая эпоха, оказывается вне системы сложившихся связей и отношений, сформировавшихся в данном социуме в процессе его исторического развития. Он превращается в автономного субъекта, отличительной чертой которого является «отщепенчество» (Г. Федотов).

«Появление значительного числа личностей, утративших представление о своей национально-культурной принадлежности, приводит к дестабилизации общественной системы, резко повышает уровень социальной напряженности», ставит под вопрос способность той или иной страны сохранять свой суверенитет и территориальную целостность, противостоять давлению как извне, так и изнутри, находить необходимые ресурсы и эффективно их использовать в конфликтных ситуациях, которые сплошь и рядом возникают между различными странами, народами и государствами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: