Особенности регистрации данных




Результаты исследования должны быть зафиксированы на. бланке карточки наблюдений, таблицы наблюдений, протокола или дневника. Записи по возможности сле­дует вести одновременно с процессом наблюдения. Если использована неформализованная процедура, то фиксация представляет собой достаточно развернутое описание изме­нений ситуации, при этом важно различать, что относится к непосредственным результатам наблюдения, а что — к их интерпретации исследователем. Если применяется форма­лизованная процедура, то наблюдаемые феномены заранее структурируют, а записи в процессе работы делают в коди­рованном виде.

Оформление протокола наблюдений начинается с ука­зания даты, времени начала и окончания работы, характе­ристики объекта исследований и описания ситуативных условий, предметного и социального окружения.

На начальном этапе исследований обычно используют сплошной протокол, где в хронологической последователь­ности и в максимально полном виде фиксируется репер­туар поведения объекта. Все записи должны быть строго фактологичными, позволяющими любому другому лицу как бы увидеть происходящее собственными глазами. При этом следует избегать любых субъективных истолко­ваний. Например, гораздо уместнее отметить, что наблю­даемое животное лежит, положив голову на лапы и закрыв глаза, чем утверждать, что оно «неподвижно», «отдыхает» или «спит». Если наблюдатель сделал пометку, что живот­ное «приняло угрожающую позу», то такой вывод нужда­ется в расшифровке: «вздыбило шерсть, изогнуло спину, прижало хвост, оскалилось, шипит» и т.д. Для ускорения работы уместно использовать условные обозначения — простые, удобные для написания символы, которые в даль­нейшем будут расшифрованы.

На других этапах обычно применяют стандартный про­токол, предполагающий заполнение одной или нескольких таблиц специальными обозначениями, отражающими все ожидаемые варианты поведенческих реакций.

Процедуры регистрация результатов наблюдения. Процесс эффективного наблюдения требует вычленения из общего хода событий определенных единиц активно­сти объекта: что он делает в данный момент, каким обра­зом делает. Подобные единицы активности выражаются с помощью обычных слов или научной терминологии и регистрируются на карточке либо в протоколе наблюде­ний. Обычно выделяют три разновидности процедур реги­страции результатов.

1. Признаковые (знаковые) системы. При этом зара нее, в ходе подготовки бланков наблюдений, описываются конкретные виды поведения, характерные для данной сферы. В дальнейшем фиксируют, какие из них проявились и насколько часто в период наблюдения. Каждый признакдолжен быть сформулирован однозначно для пониманияразными людьми и не требовать дополнительных разъяснений.

Например, какие признаки интереса студентов к содер­жанию учебного занятия вы можете назвать? Каковы при­знаки отсутствия у них интереса к изучаемому материалу? Разумеется, среди названных вами обозначений не должно быть слов типа «внимательный», «интересующийся», «понимающий» и др., нуждающихся в конкретизации значения. Кроме того, такие признаки, как «оживленная жестикуляция», «жевание карандаша» и т.п., могут свиде­тельствовать и об интенсивности интереса, и о полнейшем отсутствии последнего.

Очевидно, что предложенная система признаков не явля­ется исчерпывающей. В ходе наблюдения вполне может проявиться какая-либо существенная характеристика, ранее упущенная нами. При данном способе регистрации результатов совокупность признаков считается открытой. В нее при необходимости разрешено вносить те или иные дополнения уже после начала наблюдения.

2. Система категорий. Такая система содержит полное описание всех видов возможного поведения. Добавлятьв нее что-либо новое в процессе наблюдений нельзя. Делов том, что совокупность категорий составляется на определенной научной основе. Предполагается, что она охватывает все теоретически возможные проявления изучаемогопроцесса.

Примером системы категорий может быть та, что сфор­мулирована Р. Бейлзом для стандартизированной про­цедуры наблюдения за взаимодействием членов малой гРУппы при совместном решении задач. Путем свободного наблюдения за работой групп Бейлз выявил более 80 при­знаков межличностного общения, которые при системати­зации были сведены в 12 категорий, а последние — в четыре класса. Вот как они выглядят (по Т. В. Корниловой):

Класс А. Позитивные эмоции
I1. Выражает солидарность, повышает статус другого, вознаграждает.
I 2. Выражает ослабление напряжения, шутит, смеется, выражает удовлетворение.

I3. Соглашается, выражает пассивное принятие, уступает.

Класс В. Решение проблем
I4. Дает совет, направление, подразумевая автономию другого.

I *- 5. Выражает мнение, оценивает, анализирует,выражает чувства, желания.

I— >■ 6. Дает ориентацию, информацию, уточняет, под­тверждает.

Постановка проблем

7. Запрашивает ориентацию, информацию, повто­рение, подтверждение.

8. Запрашивает мнение, оценку, интересуется самочувствием.

9. Спрашивает совет, направление, возможный способ действия.

Класс D. Негативные эмоции
10. Возражает, дает пассивное отвержение, формален, отказывает в помощи.

11. Выражает напряжение, просит помощи,пасует перед проблемой.
12. Выражает антагонизм, подрывает статус другого, защищает или утверждает себя.

Строчными латинскими буквами обозначены связи между категориями: а — проблемы ориентации, Ъ — про­блемы оценивания, с — проблемы контроля, d — проблемы нахождения решения, е — проблемы преодоления напря­женности,/— проблемы интеграции. Выделение этих свя­зей основано на соответствующей концепции стадий груп­повой работы при решении задач.

Работая с системой категорий Р. Бейлза, наблюдатель имеет возможность зафиксировать формальную (но не содержательную) сторону общегрупповой дискуссии.

Для этого он, выучив перечень категорий, соотносит их с репликами участников общения. Запись наблюдаемого может быть произведена так:

· Кто говорит? (источник сообщения);

· К кому обращается? (адресат);

· По какой категории? (номер).

При анализе записи номер категории указывает и на тип высказывания, и на его эмоциональную окраску, и на стадию решения проблемы. Частота речевых актов также отражает особенности протекания дискуссии, в частно­сти в виде процентных соотношений разных видов актов на различных стадиях обсуждения.

Считается, что описанная система категорий главным образом приспособлена для наблюдений за дискуссиями на заданную тему в ученических и студенческих группах. Она применяется вплоть до настоящего времени, несмо­тря на ряд существенных критических замечаний (фор­мальность анализа, произвольность выделения количества и содержания категорий и т.д.).

3. Шкала рейтинга. При рейтинговом (от англ. rating от to rate — оценивать, определять класс, категорию) спо­собе регистрации результатов внимание исследователя обращено не на наличие того или иного признака, а на количественную или качественную степень его присут­ ствия, представленности. При этом работа осуществляется по заранее подготовленной порядковой шкале.

Например: Какой интерес проявляет ученик в ходе занятий?

Специфика шкалы рейтинга заключается в том, что обычно она заполняется либо на последней стадии наблю­дения, либо по его окончании. Из всех способов регистра­ции данных этот наиболее субъективен. Исследователь выступает здесь не столько в качестве наблюдателя, сколько в роли эксперта, сравнивающего поведенческие признаки с «эталонными», известными только ему образцами. Поэ­тому шкала рейтинга чаще применяется не автономно от других способов регистрации, а наряду с ними. Тогда ее заполнение на основе системы признаков или системы категорий становится началом процедур интерпретации результатов наблюдения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: