Результаты исследования должны быть зафиксированы на. бланке карточки наблюдений, таблицы наблюдений, протокола или дневника. Записи по возможности следует вести одновременно с процессом наблюдения. Если использована неформализованная процедура, то фиксация представляет собой достаточно развернутое описание изменений ситуации, при этом важно различать, что относится к непосредственным результатам наблюдения, а что — к их интерпретации исследователем. Если применяется формализованная процедура, то наблюдаемые феномены заранее структурируют, а записи в процессе работы делают в кодированном виде.
Оформление протокола наблюдений начинается с указания даты, времени начала и окончания работы, характеристики объекта исследований и описания ситуативных условий, предметного и социального окружения.
На начальном этапе исследований обычно используют сплошной протокол, где в хронологической последовательности и в максимально полном виде фиксируется репертуар поведения объекта. Все записи должны быть строго фактологичными, позволяющими любому другому лицу как бы увидеть происходящее собственными глазами. При этом следует избегать любых субъективных истолкований. Например, гораздо уместнее отметить, что наблюдаемое животное лежит, положив голову на лапы и закрыв глаза, чем утверждать, что оно «неподвижно», «отдыхает» или «спит». Если наблюдатель сделал пометку, что животное «приняло угрожающую позу», то такой вывод нуждается в расшифровке: «вздыбило шерсть, изогнуло спину, прижало хвост, оскалилось, шипит» и т.д. Для ускорения работы уместно использовать условные обозначения — простые, удобные для написания символы, которые в дальнейшем будут расшифрованы.
На других этапах обычно применяют стандартный протокол, предполагающий заполнение одной или нескольких таблиц специальными обозначениями, отражающими все ожидаемые варианты поведенческих реакций.
Процедуры регистрация результатов наблюдения. Процесс эффективного наблюдения требует вычленения из общего хода событий определенных единиц активности объекта: что он делает в данный момент, каким образом делает. Подобные единицы активности выражаются с помощью обычных слов или научной терминологии и регистрируются на карточке либо в протоколе наблюдений. Обычно выделяют три разновидности процедур регистрации результатов.
1. Признаковые (знаковые) системы. При этом зара нее, в ходе подготовки бланков наблюдений, описываются конкретные виды поведения, характерные для данной сферы. В дальнейшем фиксируют, какие из них проявились и насколько часто в период наблюдения. Каждый признакдолжен быть сформулирован однозначно для пониманияразными людьми и не требовать дополнительных разъяснений.
Например, какие признаки интереса студентов к содержанию учебного занятия вы можете назвать? Каковы признаки отсутствия у них интереса к изучаемому материалу? Разумеется, среди названных вами обозначений не должно быть слов типа «внимательный», «интересующийся», «понимающий» и др., нуждающихся в конкретизации значения. Кроме того, такие признаки, как «оживленная жестикуляция», «жевание карандаша» и т.п., могут свидетельствовать и об интенсивности интереса, и о полнейшем отсутствии последнего.
Очевидно, что предложенная система признаков не является исчерпывающей. В ходе наблюдения вполне может проявиться какая-либо существенная характеристика, ранее упущенная нами. При данном способе регистрации результатов совокупность признаков считается открытой. В нее при необходимости разрешено вносить те или иные дополнения уже после начала наблюдения.
2. Система категорий. Такая система содержит полное описание всех видов возможного поведения. Добавлятьв нее что-либо новое в процессе наблюдений нельзя. Делов том, что совокупность категорий составляется на определенной научной основе. Предполагается, что она охватывает все теоретически возможные проявления изучаемогопроцесса.
Примером системы категорий может быть та, что сформулирована Р. Бейлзом для стандартизированной процедуры наблюдения за взаимодействием членов малой гРУппы при совместном решении задач. Путем свободного наблюдения за работой групп Бейлз выявил более 80 признаков межличностного общения, которые при систематизации были сведены в 12 категорий, а последние — в четыре класса. Вот как они выглядят (по Т. В. Корниловой):
Класс А. Позитивные эмоции
I1. Выражает солидарность, повышает статус другого, вознаграждает.
I 2. Выражает ослабление напряжения, шутит, смеется, выражает удовлетворение.
I3. Соглашается, выражает пассивное принятие, уступает.
Класс В. Решение проблем
I4. Дает совет, направление, подразумевая автономию другого.
I *- 5. Выражает мнение, оценивает, анализирует,выражает чувства, желания.
I— >■ 6. Дает ориентацию, информацию, уточняет, подтверждает.
Постановка проблем
7. Запрашивает ориентацию, информацию, повторение, подтверждение.
8. Запрашивает мнение, оценку, интересуется самочувствием.
9. Спрашивает совет, направление, возможный способ действия.
Класс D. Негативные эмоции
10. Возражает, дает пассивное отвержение, формален, отказывает в помощи.
11. Выражает напряжение, просит помощи,пасует перед проблемой.
12. Выражает антагонизм, подрывает статус другого, защищает или утверждает себя.
Строчными латинскими буквами обозначены связи между категориями: а — проблемы ориентации, Ъ — проблемы оценивания, с — проблемы контроля, d — проблемы нахождения решения, е — проблемы преодоления напряженности,/— проблемы интеграции. Выделение этих связей основано на соответствующей концепции стадий групповой работы при решении задач.
Работая с системой категорий Р. Бейлза, наблюдатель имеет возможность зафиксировать формальную (но не содержательную) сторону общегрупповой дискуссии.
Для этого он, выучив перечень категорий, соотносит их с репликами участников общения. Запись наблюдаемого может быть произведена так:
· Кто говорит? (источник сообщения);
· К кому обращается? (адресат);
· По какой категории? (номер).
При анализе записи номер категории указывает и на тип высказывания, и на его эмоциональную окраску, и на стадию решения проблемы. Частота речевых актов также отражает особенности протекания дискуссии, в частности в виде процентных соотношений разных видов актов на различных стадиях обсуждения.
Считается, что описанная система категорий главным образом приспособлена для наблюдений за дискуссиями на заданную тему в ученических и студенческих группах. Она применяется вплоть до настоящего времени, несмотря на ряд существенных критических замечаний (формальность анализа, произвольность выделения количества и содержания категорий и т.д.).
3. Шкала рейтинга. При рейтинговом (от англ. rating от to rate — оценивать, определять класс, категорию) способе регистрации результатов внимание исследователя обращено не на наличие того или иного признака, а на количественную или качественную степень его присут ствия, представленности. При этом работа осуществляется по заранее подготовленной порядковой шкале.
Например: Какой интерес проявляет ученик в ходе занятий?
Специфика шкалы рейтинга заключается в том, что обычно она заполняется либо на последней стадии наблюдения, либо по его окончании. Из всех способов регистрации данных этот наиболее субъективен. Исследователь выступает здесь не столько в качестве наблюдателя, сколько в роли эксперта, сравнивающего поведенческие признаки с «эталонными», известными только ему образцами. Поэтому шкала рейтинга чаще применяется не автономно от других способов регистрации, а наряду с ними. Тогда ее заполнение на основе системы признаков или системы категорий становится началом процедур интерпретации результатов наблюдения.