Метод наблюдения имеет множество разновидностей, выделяемых по тем или иным основаниям. Так, в зависимости от степени вовлеченности в изучаемую среду выделяют два вида наблюдений:
· включенное, когда имеет место личное участие наблюдателя в воспринимаемой и регистрируемой им деятельности, при этом другие люди обычно считают его участником события, а не наблюдателем;
· стороннее (невключенное), когда событие происходит без непосредственного участия наблюдателя, действующего как бы со стороны.
Следует отметить, что в большинстве случаев поведение людей резко меняется, когда они замечают, что стали объектом исследования, тем самым нарушается требование к сохранению естественности условий изучаемой деятельности. Однако на практике по этическим или иным соображениям далеко не всегда возможно осуществление незаметного для испытуемых изучения их психических особенностей.
По характеру взаимодействий с объектом различают наблюдение:
· скрытое, при котором люди не знают, что они являются наблюдаемыми. Психолог при этом или «замаскирован» под обычного участника событий так, что его поведение вполне соответствует ожидаемому в данной ситуации, не вызывает подозрений, или же он наблюдает опосредованно, извне, используя, скажем, зеркало Гезелла или скрытую видеокамеру;
открытое, при котором люди осведомлены о производимом наблюдении. Обычно через какое-то время они привыкают к присутствию психолога и начинают вести себя более естественно, если, конечно, наблюдатель не провоцирует пристального внимания к себе.
В зависимости от объекта наблюдения противопоставляют друг другу два вида:
· интроспекцию (от лат. introspecto — смотрю внутрь, всматриваюсь), т.е. самонаблюдение. В современной психологии это, скорее, способ познания личностью себя, страте гия самоанализа внутреннего мира, чем полноценный метод научного исследования. Дело в том, что подобные процедуры отличаются чрезмерным субъективизмом. Кроме того, само осознание актов интроспекции уже приводит к искажению естественного течения эмоциональных реакций, познавательных процессов и иных аспектов психической жизни;
|
· внешнее наблюдение, т.е. за другими объектами. Оно бывает прямое и косвенное. Последнее относится к случаям, когда изучается не само поведение, а его последствия. Например, пыль на книгах рассматривается как показатель частоты их использования, содержимое мусорного ведра указывает на особенности питания семьи и т.д.
По времени исследования различают наблюдение:
· однократное, единичное, производимое только один раз;
· периодическое, осуществляемое в течение определенных промежутков времени;
· лонгитюдное (от англ. longitude — долговременный), характеризующееся особой протяженностью, постоянством контакта исследователя и объекта в течение длительного времени.
По характеру восприятия наблюдение может быть:
· сплошным, когда исследователь обращает свое внимание в равной степени на все доступные ему объекты;
· выборочным, когда его интересуют лишь определенные параметры поведения или типы поведенческих реак ций (например, частота проявлений агрессии, время взаимодействия матери и ребенка в течение дня, особенности речевых контактов детей и педагогов и т.п.).
|
По специфике регистрации данных различают наблюдение:
· констатирующее, где задача исследователя заключается в четкой фиксации наличия и характеристик значимых форм поведения, сборе фактов;
· оценивающее, где исследователь сравнивает факты "о степени их выраженности в каком-либо диапазоне. При этом он пользуется шкалой рейтинга, о которой будет рассказано позднее.
По степени стандартизированности процедур выделяют наблюдение:
· свободное, или поисковое, которое хотя и связано с определенной целью, но лишено четких ограничений в выборе того, на что обращать внимание, какие моменты фиксировать. В нем допустимо изменение предмета исследования и правил, если возникает в этом необходимость. Наблюдение такого вида обычно применяется на ранних стадиях научной работы;
· структурированное, или стандартизированное, когда происходящие события фиксируются без малейших отступлений от заранее разработанной программы. При этом четко определены правила наблюдения, предписано все содержание исследовательских действий, введены единообразные способы регистрации и анализа данных. Подобное наблюдение обычно применяется там, где от исследователя требуется выделять уже известные и ожидаемые характеристики реальности, а не подыскивать новые. Тем самым, разумеется, сужается поле наблюдения, но возрастает сопоставимость полученных результатов.
По условиям организации различают наблюдение:
· полевое, которое проводится в условиях, являющихся обычными для изучаемых объектов. При этом исследователь не должен каким-либо образом пытаться инициировать ожидаемые феномены или влиять на их естественное течение;
|
· лабораторное, которое происходит в искусственно организованной ситуации, где созданы предпосылки для проявлений изучаемого феномена во всей полноте;
· спровоцированное в естественных условиях, которое предполагает, что исследователь сам создает нужную ситуацию, но в дальнейшем не вмешивается в обычный ход событий.
Задание: в качестве тренировки попытаемся, насколько возможно, охарактеризовать приведенные ниже примеры исследований по всем рассмотренным выше классификационным основаниям. Итак, о каком именно наблюдении идет речь?
Пример 1
В 1960-е гг. Джейн Гудолл изучала особенности жизни диких шимпанзе. В процессе исследований наблюдатели обычно тихо сидели в зарослях, пока объекты, привыкнув к ним, не переставали обращать внимания на странных зрителей и не возвращались к своим занятиям. Действия были запечатлены на пленку эпизоды, свидетельствующие о том, что шимпанзе используют и даже изготовляют орудия труда. В частности, очистив от листьев прутик, они медленно опускали «удочку» внутрь термитника. Насекомые, вцепившиеся в чужеродный предмет, извлекались наверх и поедались хитроумными ловцами. По Я. Линдбладу 1
Пример 2
Если посторонний наблюдатель просто характеризует подростка из кружка «Умелые руки» как «склонного к сотрудничеству», то «работающий» на соседнем станке психолог фиксирует, что этот подросток в течение одного занятия пять раз одолжил другим членам кружка свой инструмент, восемь раз оказал помощь и два раза обратился за помощью сам. Кроме того, поведение наблюдаемого сопоставляется с количественно выраженными аналогичными характеристиками поведения окружающих его людей. По К. Ингенкампу 2
Пример 3
В известном исследовании Курта Левина испытуемые находились 10—15 мин в пустой комнате, ожидая, что за ними вот-вот зайдут, и не подозревали о проводившемся наблюдении. Каждый из них, оказавшись в такой ситуации, начинал рассматривать окружающие вещи; его действия определялись тем, что он видит. Вещи как бы притягивали к себе, обусловливая поведение, которое К. Левин назвал «полевым». По И. Ю. КулагиногР
Пример 4
Вместе с коллегами Леон Фестингер на несколько недель присоединился к группе последователей м-с Китч, ожидающей скорого конца света. Лидер секты утверждала, что находится в контакте с жителями планеты Кларион, которые на летающих тарелках спасут избранных от очередного потопа. Ученые заинтересовались тем, как поведет себя группа, когда предсказание не сбудется. Чтобы не рассекречивать себя, они вначале вели записи услышанного по памяти, позже для этой цели была использована ванная комната. По Дж. Гудвину'