НАБЛЮДЕНИЕ
Научное познание как способ отражения реальности предусматривает восприятие явлений природы и феноменов человеческой деятельности. Говоря в широком смысле, любой метод эмпирического исследования содержит в себе элементы наблюдения за объектами с целью изучения их специфики и изменений. Более того, тестирование, устный или письменный опрос, экспертное оценивание, контент-анализ и др. вполне могут быть рассмотрены как разновидности наблюдений, отличающихся своими условиями и характером выполняемых процедур. Однако в научной традиции издавна закрепилось выделение особого относительно самостоятельного обсервационного метода, объединяющего наблюдение и самонаблюдение (интроспекцию).
Наблюдение как метод исследования в психологии
Хотя в рамках той или иной науки данный метод приобретает свое конкретное содержание, он непременно базируется на двух принципах:
· пассивности субъекта познания, выражающейся в отказе от вмешательства в изучаемые процессы для сохранения естественности их течения;
· непосредственности восприятия, подразумевающей ограничение возможности получения данных пределами конкретной ситуации (наблюдается обычно то, что происходит «здесь и теперь»).
В психологии под наблюдением понимают метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения. Невозможно наблюдать внутренние, субъективные сущности мышления, воображения, воли, темперамента, характера, способностей и т.п., взятые сами по себе, без внешних проявлений. Предметом наблюдений служат вербальные и невербальные акты поведения, имеющие место в определенной ситуации или среде. Именно они, выделенные и зарегистрированные должным образом, становятся характеристиками интеллектуального и личностного развития, динамики достижений, выраженности состояний и многого другого. Так, изучая людей, исследователь может наблюдать:
1. речевую деятельность (содержание, последовательность, продолжительность, частоту, направленность, интенсивность речи и т.д.);
2. экспрессивные реакции (выразительные движения лица, тела);
3. положение тела в пространстве (перемещения, неподвижность, дистанцию, скорость, направление движений и т.п.);
4. физические контакты (касания, толчки, удары, передачи, совместные усилия и др.).
Очень многое при этом зависит от наблюдательности — способности подмечать существенные, характерные, в том числе малозаметные, свойства предметов и явлений. Без развития в себе такого качества невозможно эффективно выполнять исследовательскую деятельность. Однако только этим не дело ограничивается. Если, к примеру, весьма наблюдательный человек посмотрит вокруг, не имея определенных целей наблюдения и никак не фиксируя его итогов, то он увидит лишь множество лиц и станет свидетелем различных событий. Собранную им информацию нельзя будет рассматривать как доказательство или опровержение фактов, закономерностей, теорий. Такой человек видел и слышал многое, но не вел наблюдений в строгом значении этого слова.
Научное наблюдение отличается от житейского следующими свойствами:
целенаправленностью. Наблюдатель должен отчетливо понимать, что он собирается воспринимать и для чего, иначе его деятельность превратится в регистрацию отдельных ярких и отчетливых раздражителей, а существенный материал останется неучтенным;
· систематичностью. Это позволяет достоверно отличить случайное от типичного, закономерного;
· планомерностью. Следование плану, программе способствует повышению эффективности исследования, определяя, каким образом будет произведено наблюдение; когда, где, при каких условиях;
· аналитичностью. Исследование предполагает не только констатацию наблюдаемых фактов, но и их объяснение, выявление психологической природы;
· регистрацией результатов. Это позволяет исключить ошибки памяти, а тем самым уменьшить субъективизм выводов и обобщений;
· оперированием системой однозначных понятий, специальных терминов, способствующих четкому и недвусмысленному обозначению наблюдаемого материала, а также единообразию возможных интерпретаций.
В силу этого научное наблюдение приобретает принципиальную повторяемость результатов: те данные, которые получил исследователь в определенных условиях, с большой вероятностью будут подтверждены другим исследователем, если он работает в тех же условиях и объект наблюдений не изменился. Итоги научного наблюдения, сохраняя известную субъективность, меньше зависят от личности воспринимающего, чем итоги наблюдения житейского.
Как метод психологического исследования, наблюдение имеет свои сильные и слабые стороны:
Достоинства метода
1. Богатство собираемых сведений (обеспечивает анализ как вербальной информации, так и действий, движений, поступков).
2. Сохранена естественность условий деятельности.
3. Допустимо использование разнообразных технических средств.
4. Необязательно получение предварительного согласия испытуемых.
Недостатки метода
1. Субъективно (результаты во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, пристрастий, работоспособности исследователя).
2. Невозможно контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажения.
3. Вследствие пассивности наблюдателя требует значительных затрат времени.
Психологическое исследование не обходится без применения на какой-либо стадии метода наблюдения, но крайне редко дело ограничивается использованием только данного метода, без подключения других. Изучение сложных психических явлений обычно требует последовательного применения целого комплекса эмпирических методов познания.
Традиционно выделяют следующие этапы научного наблюдения:
1. Определение цели наблюдения (для чего, зачем оно будет осуществляться).
2. Выбор объекта исследований (какой индивид или какого рода группа подлежит изучению).
3. Уточнение предмета исследования (какие именно стороны поведения раскрывают содержание изучаемых феноменов).
4. Планирование ситуаций наблюдения (в каких случаях или при каких условиях предмет исследований обнаруживает себя наиболее отчетливо).
5. Подбор способа наблюдения, наименее влияющего на объект и в наибольшей степени обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать).
6. Установление продолжительности общего времени исследований и числа наблюдений (сколько наблюдать).
7. Выбор способов регистрации исследуемого материала (как вести записи).
8. Прогнозирование вероятных ошибок наблюдения и поиск возможностей их предотвращения.
9. Осуществление сеанса предварительного, пробного наблюдения, необходимого для уточнения действий на пре дыдущих этапах и выявления организационных недоработок.
10. Исправление программы наблюдения.
11. Этап проведения наблюдения, регистрации данных.
12. Обработка и интерпретация полученной информации.