Творчество АрсланаМубарякова и его лучшие роли.




Мубаряков — одна из самых крупных фигур в истории башкирского театра. Его имя неразрывно связано с развитием и расцветом всей башкирской культуры.

Его актерская биография началась еще в 1928 году с ролейБуранбая в пьесе М.Бурангулова «Башкирская свадьба» и Акшан-батыра в одноименной трагедии Ф.Сулейманова-Инана в постановкахВ.Муртазина-Иманскогона сцене Уфимского техникума искусств. Чуть позже, на профессиональной сцене он дебютировал в роли матроса из «Бучи»А.Глебова.
АрсланМубаряков пришел в сложный и важный для театра период. Башкирский театр находился тогда на стыке перехода от привычной любительщины к высокому профессиональному искусству. Удача и успех сопутствовали Мубарякову уже с самых первых шагов его актерской жизни. А.К.Мубаряков один из тех, кто в своих образах и спектаклях сформировал новый стиль и язык башкирского профессионального театра.
Будучи совсем молодым, АрсланМубаряков переиграл почти во всех пьесах ранней советской драматургии, шедших тогда на башкирской сцене. Он создавал образы бесстрашных, смелых, веривших в свое дело борцов и бунтарей — персонажей «революционного театра». Актер, обладая мощным темпераментом, с потрясающей силой передавал страстную веру своих героев в дело революции, в победу добра над злом. Актерское дарование молодого Мубарякова отмечено поразительной силой перевоплощения, проникновения в глубины человеческих характеров, высоким и тонким мастерством. Есть одна объединяющая эти образы особенность — героический характер.
«Серость, отсутствие пламени в душе того или иного персонажа — для меня это не театр. Театр в своих наилучших проявлениях и традициях всегда тяготеет к героике, и это близко мне как художнику, как человеку, как коммунисту», — пишет о себе АрсланМубаряков.

Он проявил себя как актер яркого самобытного сценического дарования, обладал выразительными внешними данными, в игре проявлял глубокую эмоциональность и исключительное проникновение в образ.АрсланМубаряков создал множество запоминающихся героических образов, каждый из которых становился заметным событием в культурной жизни республики: Юлдыбая («Башкирская свадьба» МухаметшиБурагулова), Карагула («Карагул» ДаутаЮлтыя), Айсуака («Тансулпан» КадыраДаяна), Салавата Юлаева («Салават» БаязитаБикбая) и многие другие.
Героическое начало АрсланМубаряков выявляет и в образах современников, которых он очень любил играть. АрсланМубаряков блестяще сыграл главные роли в историко-революционных драмах РашитаНигмати («ШагитХудайбердин»), Бориса Лавренева («Разлом»), «Поднятая целина» по роману Михаила Шолохова, Николая Погодина («Третья патетическая» и «Человек с ружьем»).

Искусство перевоплощения АрсланаКотлыахметовичанаиболее ярко проявилось в ролях классической русской и зарубежной драматургии: Бориса Годунова в одноименной трагедии Александра Пушкина, Федора Протасова («Живой труп» Льва Толстого), Войницкого («Дядя Ваня» Антона Чехова), Сатина («На дне» Максима Горького), Отелло в одноименной трагедии Уильяма Шекспира и многих других. Он обладал большим сценическим обаянием и темпераментом, его искусство было глубоко народным и реалистичным.
На рубеже 40-х годов в репертуаре актера появляется роль Отелло, потрясшая московскую публику в дни Декады башкирской литературы и искусства в Москве в 1955 г. ГазимШафиков о его игре писал так: «Он заполнял собою всю сцену, рос и разрастался на глазах, обволакивая пространство бешеным танцем самоуничтожения. Голос его, без того могучий и страстный, оглушал слух, затем будто откатывался, снова обращаясь в гул следующего удара».

Его Отелло — не поэт и не философ, как мавр Остужева, Отелло Мубарякова — простой человек. Он был признан одним из лучших исполнителей роли Отелло среди артистов всех театров Советского Союза.За создание этого образа АрслануМубарякову было присвоено звание Народного артиста СССР. Одухотворенная игра, полная глубокого психологизма и жизненной правды, принесла ему широкое признание и поставила в ряд выдающихся создателей образа Отелло в советском театре.
Невозможно пройти мимо роли Ивана Войницкого в пьесе А.П.Чехова «Дядя Ваня», где проявились другие качества актера, говорящие о его неисчерпаемых возможностях. Мубарякову удалось без вспышек своего огневого темперамента, без лишних движений и голосовых потрясений передать глубокий, сложный мир героя.

«Работая над этим чеховским образом, я стремился увидеть в нем не слабость, а силу, пусть задавленную обстоятельствами, но способную к взрыву, к своеобразно выраженному протесту в минуту наивысшего напряжения всех нравственных сил», — пишет А.Мубаряков.
Этими образами во время Декады в Москве в 1955 году Мубаряков показал не только достижения актерского искусства, но и значительный рост башкирского театра.

АрсланМубряков играл во всех спектаклях, поставленных по пьесам народного поэта М.Карима. В последние дни своей жизни А.Мубаряков исполнил роль Адамшаха в трагедии М.Карима «Не бросай огонь, Прометей!» В образ мифического праотца и правителя тьмы и мрака Мубаряков вложил все свои актерские данные, жизненный опыт и создал могучий, глубокий образ Адамшаха.

Что же объединяет столь разные роли, как Отелло и Ленин, Борис Годунов и Кошкин, Тимербулат и Салават Юлаев, Паратов и Войницкий? То, что он в любой роли играл, прежде всего, судьбу человека. И зрители ему верили, верили людям, которых он играл. Каждая его роль потрясала своей правдивостью и жизненностью.

«Мубаряков жил на сцене естественной, насквозь прозрачной жизнью: мучился и страдал вулканическими страстями шекспировского мавра, безысходными переживаниями толстовского Федора Протасова, тяжело и благородно примирялся с печальной участью своего Войницкого, спокойно и твердо руководил боевыми действиями, облачась в бурку и папаху генерала Шаймуратова», — вспоминал Г.Шафиков.
За сравнительно короткую творческую жизнь им было сыграно около двухсот ролей, создана целая галерея ярких незабываемых образов, которые вошли в сокровищницу башкирского национального театрального искусства. Каждый из этих образов стал для зрителя открытием, источником глубоких переживаний и раздумий о жизни. Мубаряков щедро передавал свой актерский опыт молодому поколению, уступая свои роли. Успех коллег, товарищей по сцене всегда радовал его.

Наиболее известные актерские работы АрсланаМубарякова, принесшие ему всенародную славу, связаны с ролью Салавата Юлаевав драмах и кинофильмах, в том числе в знаменитом фильме режиссера Якова Протазанова «Салават Юлаев» по сценарию Степана Злобина. Фильм снимался в канун Великой Отечественной войны, и благодаря картине зрители всей многомиллионной страны узнали о Салавате Юлаеве, окунулись в историческую атмосферу того времени. Сыграть роль башкирского полководца и поэта поручили молодому актеру АрслануМубарякову, безошибочно угадав в нем огромный талант и обаяние.

Образ СалаватаЮлаева стал одним из самых ярких актерских достижений замечательного мастера, сумевшего выразить национальный характер главного героя.АрсланМубаряковвпечатляюще «прорисовывал» каждую черту характера Салавата: физическую силу и природную красоту, личное мужество и сочувствие к угнетенным. Актер подчеркнул душевность и доверчивость Салавата, многогранность его личности.

Салават ЮлаевМубарякова — это орел, идущий на взлет, но обреченный на страдания. Актер в образе мужественного национального героя воплотил прекрасные черты народного характера с большой художественной силой и человечностью. Мубаряков создал героический образ, глубоко национальный характер поистине борца — освободителя, что по силам было только большому актеру с ярко выраженной творческой и человеческой индивидуальностью. Сам АрсланКотлоахметовичписал: «История, прошлое должны звучать современно… я выстраивал образ сподвижника Пугачева как своего современника — бойца и борца»

Можно утверждать, что начало творческого самовыражения крупнейшего башкирского актера во всей многообещающей полноте его дарования предстало перед широким зрителем именно в фильме «Салават Юлаев». В годы войны фильм часто показывали в сражающихся частях, поднимая боевой дух советских солдат и офицеров.

Слава Мубарякова, как актера, заключалась в том, что он уводил за собой зрителя, погружая его в мир прекрасного, раскрывая перед ним неведомые грани. И у него были присущие только ему почерк и манера игры: он всегда был самим собой и в то же время всегда разным — в зависимости от характера исполняемой роли. Ему были свойственны трагизм, ярко выраженный драматизм. Он мог предстать и в амплуа несравненного комического героя. Особенно ему удавались роли героические, трагедийные, острохарактерные и глубоко психологические, в которых он использовал все.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: