Не только учитель английского




«Лежать на диване — только ночью»: учитель английского рассказывает о том, откуда брать силы, как расположить к себе класс и о методах борьбы с хронической усталостью.

 

Существует примерное представление о том, как выглядит среднестатистический школьный учитель–потухшие глаза, следы бессонных ночей на уставшем лице, внимательный серьезный взгляд. Всему виной профессиональное выгорание, которое встречается среди педагогов настолько часто, что его можно назвать современной болезнью в учительской среде. К симптомам этой «болезни» относятся хроническая усталость и апатия, на фоне которых многие учителя теряют интерес не только к своему предмету, но и к жизни вообще. В условиях ежедневных умственных и эмоциональных «перегрузок» у педагогов не остается ни сил, ни желания на поиск новых методик преподавания или на разработку дополнительных материалов для проведения урока. Ученики же, являясь в большинстве своем ведомыми в образовательном процессе, быстро привыкают к однообразным упражнениям и схемам проведения урока. Они почти сразу же теряют интерес к материалу и выключаются из образовательного процесса, из-за чего возникает ощущение, что учитель рассказывает для себя и никто него не слушает. В результате, обучение становится тяжким бременем, когда ни одна из сторон – ни учителя, ни ученики – не заинтересованы в том, чтобы развиваться. Вместо того, чтобы работать в тандеме и двигаться вместе к общей цели, они становятся в оппозицию друг к другу, и все силы учителя тратятся на преодоление негативного настроя учеников.

Однако из общегоправила всегда бывают исключения. Иногда можно встретить учителя, которогоне коснулось профессиональное выгорание. Такой педагог не устает развиваться и передает энергию всем вокруг себя. Вместо занятий по изученным вдоль и поперек учебникам он издает свои рабочие тетради и пособия, включая в них актуальную информацию по предмету. Такой учитель и выглядит иначе – заинтересованный взгляд,активность, позитивный настрой, который расшевелит даже самого скучающего ученика. Жажда развития у таких людей никогда не угасает, а спектр интересов и способностей не ограничивается знаниями только в своей области преподавания. Возникает только один вопрос: как им это удается? Именно об этом и о многом другом узнал корреспондент нашего журнала в беседе с Татьяной Владимировной Коровкиной, учителем английского языка в Свердловском художественном училище имени И.Д.Шадра.

–Почему вы выбрали делом своей жизни профессию учителя английского языка?

–Все идет из детства. Если в детстве определенный предмет в школе тебе интересен, то впоследствии он, скорее всего,будет связан с твоей профессией. Если ты хорошо рисуешь, то у тебя есть все шансы стать художником. У меня в школе хорошо удавались английский и русский языки. И к тому же, чаще всего мы выбираем специальность, которую нам советуют родители или которая соответствует традиции в семье. У меня мама преподаватель русского языка, она и посоветовала. Но она сказала: «Тань, ну давай уж не русский язык выбирай, а английский». Да, у меня были способности к языкам, я была «topstudent». Так и выбрала дело своей жизни, и, кстати, не пожалела.

–То есть, отношение к английскому в школе у вас как у ученицы было абсолютно положительное…

–Ну да. Но начинала я с трудом, конечно. Я человек усидчивый, но не сильно одаренный, особых талантов нет. Однако в силу того, что у меня есть такие черты характера, как «старательность» и «трудолюбие», я добиваюсь чего-то в жизни. Изо всех сил упорствую, могу не спать ночами, что-то делать, усердствовать, и вот – результат есть! Так же было и с английским языком. В школе у меня был ещё и репетитор, я с ним занималась английским дополнительно.

–Как на ваш профессиональный путь повлиял ваш собственный школьный учитель английского языка?

–Очень сильно. Мы окончилиинститут, стали педагогами, но по факту не знали, как нам преподавать. Считается, что даже институтское образование имеет пятилетнее отставаниепо актуальности знаний. Выходя из учебного заведения, мы, в принципе, ничего не умеем. Поэтому, когда ты приходишь на свой первый урок, ты начинаешь вспоминать, как тебе преподавала английский язык в школе твоя учительница. Конечно, она на меня повлияла: я фактически ее копировала. Ее манеру, как она начинала урок, как она продолжала его. А потом, со временем, ты приобретаешь свой собственный опыт и понимаешь, как и что лучше. Также она была моим первый репетитором и фактически руководителем.

–Какой человек на вас больше всего повлиял как на личность?

–Сложный вопрос. Не один, это точно. Очень много было таких людей. Моя мама всегда была для меня образцом, она – Заслуженный учитель России. Потом сестра, которая всегда была умничкой, участвовала в городских олимпиадах по всем предметам, окончила медицинский институт. В общем, я считала, что я не такая умная, как моя сестра, поэтому хотела во всем на неё быть похожей. Также очень сильно на меня повлиял, как ни странно, мой супруг. Он, как я считаю, один из самых умных людей, которых я когда-либо встречала. Его ум не такой показательный и «кричащий», у него все в глубине. В нем есть «сердцевина», стержень, и он знает, чего он хочет добиться в жизни. В любом вопросе из любой отрасли я всегда могу спросить его совета, и он скажет мне, как лучше поступить.

–Что является наиболее сложным в профессии учителя?

–С моей точки зрения, самое сложное - это общение с детьми. Ко всему можно привыкнуть. Можно адаптироваться к требованиям администрации и директора, если исполнять их послушно. Самое сложное – это общение. Все мы люди, у всех бывает настроение плохое, иногда – взрывное, мы чем-то недовольны. У нас могут быть в семье какие-то проблемы. Но тем не менее, согласно моим правилам, ты не должен это выносить в класс. Ты не должен срываться на детях, на студентах. Нужно быть постоянно «ровным», объективным– вот это сложно.

–Когда я задавала вопрос о самом сложном, я ожидала получить ответ, похожий на «самое сложное – это незаинтересованность учеников», например. Потому что людям свойственно винить окружающих и искать причину в других.

–Нет, любого ученика можно заинтересовать. Вся проблема, опять же, в педагоге, в его настрое. Если он лояльно настроен, если он хочет детям что-то дать, тогда будет контакт. Для меня это – самое главное. Я помню, как я начинала – пыталась быть вредной и противной, говорила: «ты двоечник», «ты дурак». Но я от этого ушла. Для меня очень важен контакт с учеником. Когда есть взаимоуважение, ученик уже начинает к тебе по-другому относиться, начинает учиться.

–Был ли у вас момент, когда вы разочаровались в профессии учителя и хотели ее оставить?

–(смеётся) Это каждый день такое. Не в профессии учителя дело, а вообще в жизни. Рано или поздно человеку что-то надоедает. Для сравнения, вЕвропе и Америке отношение к карьере совсем другое. Американцы за всю свою жизнь могут иметь шесть, семь, восемь профессий. Если им надоело, наскучило – переквалифицировались – другая профессия. А в России принято иметь одну профессию на всю жизнь. Вот и происходит «выгорание», потеря интереса – действительно, одно и то же каждый день. К разговору о разочаровании – в любой профессии есть свои сложности. Нет ничего идеального, все зависит от твоего настроя. Если ты будешь говорить «как все плохо, ужас, кошмар», то, конечно, так и будет. Я свою профессию люблю, поэтому меня все устраивает.

–Что вы делаете, чтобы избежать профессионального выгорания?

–Стараюсь развиваться, участвовать в разных профессиональных конкурсах, фестивалях, методических объединениях. Искать какие-то новинки, читать научные журналы. Потому что если ты остановишься и не будешь ничего делать, то это выгорание действительно произойдёт.

–Кто является вашим «вдохновителем» в жизни и в профессии?

– В профессии я всегда ориентируюсь на моего коллегу, мы с ним учились вместе в институте. Сейчас он преподаватель в УрФУ. Он тоже никогда не стоит на месте, всегда развивается, все самые интересные новинки я узнаю исключительно от него. Он добился в жизни многого, хотя мы с ним вместе учились. Я вот, например, я не защитила диссертацию, а он защитил. Он выпустил свой электронный учебник. По всем профессиональным вопросам я обращаюсь только к нему.
А что касается вдохновителя по жизни, то я тебе уже сказала – это мой муж.

–Какое ваше самое большое достижение?

–Даже не знаю. Таких уж прямо больших достижений, чтобы я первое место по области заняла в каком-то конкурсе – такого нет. Я стараюсь участвовать в конференциях, конечно, у меня и разные сертификаты есть. Дело в том, что я человек не публичный, и мне не очень нравятся громкие фразы. Я на своем месте «скромненько», хорошо и качественно работаю, и мне этого достаточно. Я знаю, что я не стою на месте, развиваюсь, а ко всяким регалиям я равнодушна.

–Ваше самое большое достижение – это получение удовольствия от своей работы.

–Да. Как сказал кто-то умный: «Не ищите счастья, а будьте счастливыми в данный момент».

–Если в вашей жизни случаются неудачи, то как вы справляетесь с ними?

–Мда уж. (вздыхает) Неудачи… Я не могу сказать, что я психологически устойчива к стрессам. Внешне я стараюсь этого не показывать, все это очень глубоко во мне, но я очень сильно переживаю всяческие стрессы и неудачи. Это все выливается в бессонницы, я не сплю, а потом отвратительно выгляжу. Потом это все переходит в таблетки. Внешне все хорошо, но в глубине души мне может быть очень тяжело. Я, конечно, не истерю (может, это было бы лучше, если бы я бегала и орала?). Всё во мне, и это, наверное, плохо.

–А ваши победы вы как переживаете?

–Стараюсь спокойно. Не люблю громких фраз. Не люблю, когда тебе присылают поздравления ко Дню Рождения, все эти смс-ки с непонятными текстами (смеётся). В общем, я не люблю крайностей: сильно плохо и сильно «wow, super». Когда «стабильно и хорошо» - это мой вариант. Победа – это вообще что такое? Это шаг назад. Потому что дальше ты должен начинать все заново. Ты добрался до этой вершины – а дальше что? Снова

–Какая книга больше всего на вас повлияла?

–В последнее время я читаю не художественную литературу, а научную журналистику, те книги, которые меня развивают - о достижениях в науке: в химии, биологии… Поэтому одну книгу я тебе назвать вряд ли смогу – таких было очень много. Зато я могу назвать два фильма: «Лучшее предложение» и «Пассажиры». «Лучшее предложение» - про коллекционера, произвёл на меня очень сильное впечатление, не знаю, почему. А фильм «Пассажиры» преподносят под маской фантастики, но идея его гораздо глубиннее. Он заставляет задуматься о том, как мы можем иногда, вмешиваясь в чужую жизнь, менять её. Причем не спрашивая разрешения у другого человека.

–И точно так же вашу жизнь кардинально изменил ваш муж?

(смеётся) Ну, можно сказать, да. (пауза) В любом случае, когда мы встречаем людей, мы всё равно вмешиваемся в их жизнь, но смотря какое это вмешательство. Можно прийти, натоптать и разрушить человека, нанести какую-то травму. А иногда, действительно, можно сделать его счастливым.

– Кроме просмотра фильмов и чтения книг, есть ли у вас еще любимые виды отдыха?

–Танцы, фитнес, спорт и йога. Лучшего отдыха для меня нет. Лежать на диване – это для меня только ночью, я еле приползаю – «плюх» - и всё! Главное для меня - оставаться всегда в движении. Я выбиваю психологический стресс только физической нагрузкой.

–Расскажите, как давно вы занимаетесь танцами?

–Танцами я занимаюсь всю жизнь, с 10 лет. Но это всегда были разные направления. Сначала кружок танцевальный – «два прихлопа, три притопа». Потом это всё плавно перешло в фитнес, а потом, почему-то, в уже взрослом возрасте, в 36 лет я вновь возобновила занятия танцами. Причём у нас был такой взрослый коллектив, мы делали хореографические постановки. И вот сейчас я уже на протяжении пяти лет занимаюсь «socialdance» - латиноамериканскими танцами (salsa, bachata). И причем считаю их интеллектуальнейшими танцами! Это не просто стоять в кружочке и хлопать в ладошки – там постоянно работает мозг. Нужно координировать свои движения, и от этого устаешь не столько физически, сколько интеллектуально. Развитие мозга и тела, и общение – это то, что я в последнее время приобрела. Советую всем.

–К чему вы сейчас стремитесь?

–Опять же: не закиснуть. Не остановиться. Ни в коем случае, никаких остановок. Никаких глобальных достижений я не планирую и никогда не планировала. Я вообще живу настоящим моментом. Если мне в нем комфортно, значит, я правильно все делаю. А что будет в будущем… Нет будущего и нет прошлого. Есть только настоящий момент. Поэтому – идти вперёд.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: