ВОЗЗРЕНИЕ И ДЕВЯТЬ КОЛЕСНИЦ.




НАРИСОВАННОЕ РАДУГОЙ.

 

 

© 1995 Тулку Ургъен Ринпоче

© 1995 Предисловие. Чокъи Нима Ринпоче

© 1995 Перевод с тибетского. Эрик Пема Кунсанг

© 1995 Составление. Марсия Биндер Шмидт

© 1999 Перевод с английского. Борис Гребенщиков

© 1995 Rangjung Yeshe Publication

© 2000 Шанг-Шунг, Москва

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.......................................................... 6

ОТ ПЕРЕВОДЧИКОВ................................................ 10

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАНОРАМА................................. 11

ВОЗЗРЕНИЕ И ДЕВЯТЬ КОЛЕСНИЦ........................ 24

ТРИ ВАДЖРЫ........................................................... 35

КЛЮЧЕВАЯ ТОЧКА..................................................41

ПРОСТРАНСТВО...................................................... 52

САМАЙЯ................................................................... 62

ПРИМЕНЕНИЕ.......................................................... 74

ПРЕДАННОСТЬ И СОСТРАДАНИЕ.......................... 88

ВАДЖРА-МАСТЕР....................................................98

ВНИМАНИЕ............................................................ 109

УТОМЛЕНИЕ.......................................................... 122

ИСТИННОЕ ОСНОВАНИЕ..................................... 132

О ТОМ, КАК МОЖНО ЗАБЛУДИТЬСЯ................... 148

ЕДИНСТВО.............................................................. 160

ЧИСТОТА................................................................ 119

ДОСТИЖЕНИЕ........................................................ 179

БАРДО..................................................................... 191

ПОВЕДЕНИЕ...........................................................203

 

Пусть всё добро, символизируемое этой книгой, послужит причиной для того, чтобы все живые суще­ства навсегда пришли к святой Дхарме, и пусть все они, без единого исключения, достигнут состояния освобождения.

Тулку Ургъен Ринпоче.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

 

«Нарисованное радугой» содержит наставления, данные Тулку Ургъеном Ринпоче, нашим главой прибежища и коренным учителем. В этой книге вы найдёте общую историю того, как Буд­да Шакьямуни появился в нашем мире и, руководствуясь своим безграничным состраданием, сделал так, чтобы в этом мире процветала Драгоценная Дхарма Установления и Реализации. В частно­сти, вы прочтёте о том, как множество учёных и реализованных мастеров ус­тановили и развили Буддадхарму в Стра­не Снегов — Тибете. Ринпоче также рассказывает о том, как бесчисленные удачливые практики прошлого на деле применяли учения, практикуя три ко­лесницы, и достигали переживания и реализации. Без сомнения, в былые дни в Индии и в Тибете было огромное количество учёных и реализованных мастеров.

В настоящее время эти полные и безошибочные наставления о воззре­нии, медитации и поведении — в струк­туре трёх колесниц или, более подроб­но, в понимании девяти всё более вы­соких колесниц — это то, что мы можем прямо получить в устной пере­даче мастеров традиции. Кангъюр и Тенгъюр, слова Будды и индийских мастеров прошлого, собрания работ учё­ных и реализованных тибетских учите­лей — все они ещё доступны нам, и количество их неисчислимо.

К этим мастерам принадлежит и Тулку Ургъен Ринпоче, большое количество времени проживший в горных монастырях, проведший много лет в отшельничестве и всю жизнь занимавшийся прак­тикой медитации. В силу этого он передаёт саму суть священ­ной Дхармы, данной нам нашим сострадательным Буддой Ша­кьямуни. В этой книге содержится большое количество настав­лений: обширная Сутра и глубокая Тантра, учения Махамудры и Дзогчена; от Четырёх Мыслей, меняющих отношение к миру, вплоть до достижения драгоценного состояния непревзойдён­ной вездесущей мудрости. Советы Ринпоче полно и безошибоч­но объясняют нам, как нужно практиковать. Нам, его учени­кам, стоит принять эти советы близко к сердцу.

«Непревзойдённое состояние единства» не достигается без методов и знания. Обычные методы, в высшей степени важные, — это правильное поведение. Знание — это воззре­ние. В контексте бодхисаттвы, поведение — это шесть пара­мит, а воззрение — это изначальная пробужденность, в кото­рой пустота и сострадание неразделимы.

В контексте Тантры поведение приводит к пониманию, что все явления сансары и нирваны, всё, что появляется и суще­ствует, является проявлением чистоты и равностности. Пони­мание, аспект знания, в том, что мир и все существа в нём являются всеохватывающей чистотой, и в том, что всё, пере­живаемое нами, не имеет конкретного существования. Методы — это тренироваться, сделав это понимание своим путём.

В соответствии с традицией коренных наставлений, высшее достижение, непревзойдённая реализация Самантабхадры, мо­жет быть указана нам даже сейчас, в перерыве между концом одной мысли и началом следующей. Она указывается нам мастером как неизмышлённая пробуждённость, обнажённое состояние Дхармакайи. Путём такого указующего наставления мы можем на собственном опыте узнать это изначально прису­щее состояние, являющееся нашей природой; узнать его точно, как оно есть. Если мы начинаем тренироваться в этом узнава­нии, то можем сделать его непрекращающимся, длящимся двадцать четыре часа в сутки.

В учениях Тантры упоминается определённое наставление, которое называется «распространение состояния будды на четыре периода времени». Это наставление включает в себя работу с состоянием недвойственного восприятия как днём, так и ночью. Это настолько совершенное наставление, что практикующие, способные непрерывно «выпускать» своё со­знание в это состояние недвойственного восприятия, смогут в этой жизни и в этом теле достичь драгоценного и непревзой­дённого состояния всеведущего просветления. Наставления, ключевые пункты того, как этого добиться, можно получить у мастера, держащего непрерывную линию передачи. Эти учения — рядом с нами; мы можем просить учителя дать их; эти на­ставления готовы к тому, чтобы быть нам переданными. В этом у меня нет никакого сомнения. Мы так близки к тому, чтобы получить эти наставления и воспринять их!

Мы обладаем этим великим сокровищем. Но нельзя вести себя так, будто вполне достаточно попросить учителя дать нам эти учения, а потом выслушать их. В этом случае всё происхо­дит, как в старой поговорке: «Как обёртке нет никакого прока от масла, завёрнутого в неё, так же и Дхарма не касается равнодушного практика». Это именно то, что имел в виду Гампопа, когда он говорил: «Когда Дхарма практикуется не­верно, она становится причиной перерождения в низших ми­рах». Почему он так сказал? Потому что наша неспособность искренне воспринять слова и смысл учений не позволяет нам сократить напор беспокоящих эмоций, насыщающих наш поток бытия. Внешнее знание метафизических терминов и их значе­ний не может предотвратить помрачения нашего сознания беспокоящими эмоциями, такими как заносчивость, ревность, жажда соревнования и недоброжелательство. Человек в таком состоянии — практик только на словах. Поскольку реальная цель Дхармы — смягчить наш жёсткий характер, польза от таких занятий Дхармой равна нулю. Именно по этой причине следует объединять воззрение и поведение.

Повторю ещё раз — полезно работать над развитием в себе ещё большей преданности своему коренному учителю и масте­рам традиции и, одновременно, сострадания ко всем шести классам живых существ. Как сказано в контексте Ваджраяны: «Придёт время, когда воспримешь своего мастера как живого

будду; время, когда ты будешь испытывать беспристрастное сострадание ко всем существам и по силе оно будет равно твоему состраданию к своим собственным родителям». Испы­тать это доподлинно — неоспоримое доказательство того, что человек не только достиг истинного видения, но и в определён­ной степени добился постижения подлинного естественного состояния.

С другой стороны, относиться к своему ваджра-мастеру как к обычному человеку и относиться ко всем остальным с любовью, ограниченной пристрастиями и предрассудками, — признак того, что мы не достигли реализации истинного воз­зрения. По правде говоря, это знак того, что мы не смогли даже укротить свой поток бытия. Будьте осторожны! Именно по этой причине так важны практики накопления заслуг и очищения затемнений сознания. Во множестве писаний Сутры и Тантры говорится о том, как эти практики ускоряют процесс реализации высшего состояния. Будда сказал в одной сутре: «Высшее состояние достигается исключительно преданнос­тью». Поэтому относитесь с незыблемой верой к своим корен­ным учителям, мастерам линии преемственности и святой Дхарме, а также имейте сострадание ко всем живым суще­ствам шести миров. Это не только методы; это ещё и истина. Именно благодаря ей мы можем помочь как себе, так и другим. Путём преданности и сострадания мы можем осуществить высшую цель реализации. Можно называть эту высшую цель Махамудрой, Великим Совершенством или Срединным Путём Точного Смысла. Так или иначе, это естественное состояние ума, безошибочное и точное, как оно есть.

Короче говоря, не разделяйте учение, размышление и тренировку в медитации. А лучше всего — попытайтесь усво­ить своим сердцем то, о чём Тулку Ургъен Ринпоче рассказыва­ет в этой книге. Я чувствую, что это крайне важно.

Таши делек. Сарва мангалам. Гьялгъюр чиг!

Чокъи Ньима Ринпоче

Монастырь Ка-Нъинг Шедруб Аинг

Боднатх, Непал.

От ПЕРЕВОДЧИКОВ.

 

Тулку Ургъен Ринпоче неустанно отвечал на вопросы и делился своими сострадательными советами со всеми учениками, съезжавшимися к нему со всего мира. «Нарисованное радугой» — собрание бесед, данных им в период с 1991 по 1994 год. Эти учения проходили в четырёх основных непальских монас­тырях Ринпоче: в монастыре Ка-Ньинг Шедруб Линге в Боднатхе; в Пема Од-сел Линге, монастыре, построенном вок­руг Пещеры Асуров в Парпинге; в Нге­дон Осел Линге, горном монастыре над Сваямбху; и в Наги Гомпа, его основ­ной резиденции и месте отшельничества.

Эта книга предназначена всем, ис­кренне практикующим Дхарму. Она яв­ляется своего рода продолжением кни­ги «Повторяя слова Будды». Мы чув­ствуем, что, в то время как текст «По­вторяя слова Будды» в большей степе­ни подходит для начинающих, книга «Нарисованное радугой» рассчитана на более искушённых последователей Дхармы.

 

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАНОРАМА.

 

Дхарма Будды была передана на­родам Тибета под покровительством древней королевской линии. Всё нача­лось так. Говорят, что полубожествен­ное существо из королевской линии Пунджаби, спустившееся на землю, чтобы жить среди людей, ушло на север в Гималаи. В конце концов, оно вышло из гор в район Тибета, именуе­мый Ярлунг. Люди, населявшие эти места, по ошибке приняли его за при­шельца с небес, подняли на руки и сделали своим первым монархом. Его имя было Ньятри Ценпо.

Первые буддийские писания по­явились в Земле снегов после того, как тридцать пять поколений этих ко­ролей правили Тибетом непрерывной линией от отца к сыну. В то время все были неграмотными — факт, сильно печаливший правящего короля. Он ис­тово молился о просвещении своего невежественного царства. Благодаря благословениям будд, три книги Про­светлённых упали с небес на крышу его дворца. Конечно, никто не мог их прочесть, но само присутствие свя­щенных текстов так изменило округу, что урожаи стали планомерными, а злые духи несколько присмирели. Всё было так, как будто в беспросветной ночной тьме забрезжили первые при­знаки рассвета.

Пятью поколениями позже трон занял великий король Сонгцен Гампо (617—698). Он пригласил в Тибет пер­вых буддийских учителей. Так как заслуги его были велики, в его владениях оказались две из трёх главных статуй, ранее находившихся в главном храме Бодхгайи (места просветления Будды, в Индии). Эти две статуи были привезены в Тибет в качестве приданого двух чужеземных принцесс, ставших его жёнами. Одна из статуй была у дочери китайского императора, а другую привезла дочь короля Непала. Если продолжать аналогию, время его правле­ния соответствовало тому моменту, когда солнце вот-вот вый­дет из-за горизонта; образ Дхармы, начинающей распростра­няться по стране.

Тремя или четырьмя поколениями позже король Трисонг Децен (790—844) принял великую клятву полностью установить Буддизм во всём Тибете; это было похоже на то, как если бы солнце высоко взошло на небе. Во время своего правления он пригласил в Тибет сто восемь великих мастеров. В то время духовные проводники, учителя и мастера назывались «панди­тами». Тех, кто принимал учения и переводил их на тибетский, называли «лоцава». Первым важным мастером, приглашённым в Тибет в этот период, был знаменитый Кхенпо Бодхисаттва, известный также как Шантаракшита.

Король вынашивал грандиозные планы построить в Цент­ральном Тибете храмово-монастырский комплекс (известный ныне как Самье). А Шантаракшита был великим бодхисаттвой с мирным и любящим сердцем. По этой причине он не мог гневной активностью воздействовать на духов района Самье. А один сильнейший нага (дух местности) решил противодей­ствовать бодхисаттве, говоря: «Если эти индийцы начнут вне­дрять здесь Буддизм, наша жизнь может осложниться. Давай­те-ка сплотимся и дадим им дружный отпор». И все восемь классов духов договорились сделать всё возможное, чтобы приостановить распространение Буддизма в Тибете, в первую очередь не позволить людям построить Самье. После чего всё, построенное людьми в течение дня, уничтожалось по ночам богами и демонами местности. Стало казаться, что Кхенпо Бодхисаттве не удастся выполнить свою миссию.

Король был сильно опечален таким поворотом дела, и тогда Кхенпо сказал ему: «Я — всего лишь бодхисаттва. Мне не справиться со всеми могущественными духами этой облас­ти; однако отчаиваться не стоит, выход есть. В настоящий момент в Индии живёт один человек, примечательный во всём, вплоть до того, что даже на свет он появился, не родившись от женщины, а сам по себе. Имя его — Падмасамбхава, Лотосо­рожденный. Если местные боги и демоны, препятствующие истинным учениям, просто услышат его имя, их обуяет ужас и они станут бессильны. Пригласи его в Тибет, и у нас не останется проблем». Король спросил: «Как же мне пригласить его?», а Кхенпо ответил: «Мы связаны обетом, данным в предыдущей жизни, когда Ваше Величество, Падмасамбхава и я были братьями, помогавшими строить великую ступу Джа­рунг Кхашор в Боднатхе, в Непале. Поскольку тогда мы поклялись распространять учения Буддизма на север, Падма­самбхава обязательно примет наше приглашение; нужно толь­ко попросить его приехать».

Падмасамбхава — Рождённый Из Лотоса, владел огромны­ми силами, позволявшими ему усмирять злых духов. В числе других великих мастеров, распространявших Дхарму в Тибете, были Вималамитра (невероятно реализованный мастер, достиг­ший ваджра-тела, существующего вне жизни и смерти) и тибетец-переводчик Вайрочана, воплощение будды Вайрочаны. Другой мастер по имени Буддагухья также принёс учения Ваджраяны. Всего в Тибет прибыло сто восемь мастеров.

В этот период большое число тибетцев приобрели навыки перевода, так что весь свод буддийских учений (включая разнообразные садханы и практики) был переведён на тибетс­кий и тщательно записан. С помощью Падмасамбхавы был возведён монастырский комплекс Самье, и Дхарма распростра­нилась по всей стране. Учения этого периода известны теперь как «Ньингма», или Старая школа ранних переводов, в отли­чие от учений, привезённых из Индии в позднейший период и известных как «Сарма», или Новые школы поздних переводов.

Через некоторое время после смерти короля Трисонга Децена наступил период религиозных преследований, когда король-отступник Лангдарма почти уничтожил Буддизм в Ти­бете. Последующее возрождение ознаменовало начало школ Сарма. Эти более поздние учения были, в основном, переведе­ны великими переводчиками Ринченом Сангпо и Марпой-Лоца­вой. Эти двое, равно как и другие великие учителя, путеше­ствовали по Индии, получали от тамошних мастеров много наставлений и привозили их назад, в Тибет. В общем, в Тибете процветало восемь линий передачи; в последствии они стали известны как Восемь Колесниц практической линии. Одна из них — Ньингма, остальные семь — Сарма, Новые школы.

В число Новых школ входят Марпа Кагью, Шангпа Кагью и Ламдрей (принадлежащая традиции Сакья). Была также Ка­дампа, реформированная позже в школу Гелуг, а также Шинд­жей и Чо (означающие соответственно Усмирение и Отсече­ние). Появились также Джордрук («Шесть союзов») и Ньенд­руб, или Три ваджрные практики подхода и достижения. Все эти восемь школ, без единого исключения, основаны на учени­ях Будды. Каждая — без всякого внутреннего противоречия — учила как системе Сутры, включающей в себя Хинаяну и Махаяну, так и системе Тантры, ваджрной колеснице Тайной Мантры.

Один из королей этого периода, великий религиозный правитель король Ралпачен, внук Трисонга Децена, тоже при­гласил в Тибет множество учителей. Он настолько уважал практикующих Дхарму Будды, что ставил их выше себя в буквальном смысле слова. В то время существовало два типа Сангхи — община монахов, легко узнаваемых по бритым головам и монашеской одежде, и нгагпы, или тантрики, выде­лявшиеся длинными, заплетёнными в косы волосами, белыми юбками и полосатыми покрывалами. В знак своего глубокого почтения к обоим, король клал две свои длинные косы на землю и позволял почтенным практикам наступать и садиться на них. Тот факт, что король покровительствовал Буддадхарме в сочетании с его огромным уважением к учениям, создал ситуацию, при которой учения Будды прочно укоренились и расцвели в Тибете.

Во время более раннего правления короля Трисонга Децена ситуация для Буддизма была также совершенной. Сам король был воплощением великого бодхисаттвы Манджушри; даже некоторые его министры были воплощениями. Мастера и пан­диты, приглашённые им в Тибет, были воплощениями будд и бодхисаттв; равно как и переводчики этого периода. В силу таких невероятно благоприятных условий, король смог выпол­нить свою клятву и установить Буддизм в Тибете — и это было как солнце, восходящее на небе.

В течение двух этих периодов мастера и их ученики, а также и ученики учеников, добивались невероятных ступеней реализации. Некоторые гуру с учениками выказывали необычай­ные признаки достижения и, подобно стаям птиц, взмывали в небо. Там, где они взлетали и садились, они оставляли отпе­чатки в камне. Это не просто легенды прошлого; эти следы видны и поныне, вы можете пойти и посмотреть на них.

Это был не более чем краткий очерк происхождения Дхармы в Тибете. Подводя итоги, мы можем сказать, что Индия подобна отцу Буддадхармы, Непал — матери, а учения, дошедшие до Тибета, — их потомству.

* * *

Вообще, говоря об учениях Ваджраяны, нужно отметить, что они широко распространяются в мире (как это, например, происходит сейчас) только в течение трёх определённых эпох. Первая из них была неисчислимое количество эпох тому назад, когда появился будда по имени Нгондзок Гьялпо, Истинно Совершенный Король. Во время его правления Ваджраяна распространялась широко и открыто. С тех пор и до тепереш­ней эры — эры истинно и совершенно пробуждённого Будды Шакьямуни — учения Ваджраяны не были полностью доступ­ны. В далёком будущем придёт эпоха, называемая Эра Пре­красных Цветов, когда появится Будда Манджушри и Ваджра­яна вновь распространится по всему миру. Это не значит, что учения Ваджраяны не будут даваться в промежуточные време­на. Но они будут распространяться разрозненными частями, а не в понятном и обширном виде, как сейчас.

Теперешняя эпоха — время учений Будды Шакьямуни — именуется также Эрой Раздора, или временем, когда бушуют пять вырождений: уменьшается длительность жизни, эпоха приходит в упадок, вырождаются живые существа, вырожда­ются воззрения и нарастают беспокоящие эмоции.*

И хотя люди сражаются друг с другом в эту эру, учения Ваджраяны освещают всё, подобно лесному пожару. Пылают беспокоящие эмоции, но, наравне с ними, блистают учения. Есть даже поговорка, обыгрывающая первоначальное значение слов «Шакьямуни» и «Майтрейя». «Муни» значит — способ­ный, в то время как «Майтрейя» значит — любящий. Говорят так: «Во время Муни люди будут соревноваться друг с другом, а во время Майтрейи — любить друг друга».

Такое ощущение, что в Эпоху Раздора люди редко бывают дружелюбны; скорее, они пытаются обставить друг друга. Эта фундаментальная страсть к соревнованию и дала название этой эпохе. Но именно в этом и кроется причина того, что Ваджра­яна идеально соответствует нашему времени. Чем сильнее беспокоящие эмоции, тем больше возможность узнавания сво­ей собственной изначальной пробужденности. В эру Майтрейи все будут любить друг друга, но никто даже не услышит слова «Ваджраяна»; этих учений попросту не будет.

Дело в том, что, когда мы запутываемся в умопостроениях или тонем в бушующих волнах эмоций (например, гнева), нам гораздо легче опознать обнажённое состояние восприятия. Этого не происходит, когда мы натренированы на спокойную, ровную медитацию, где нет ни мыслей, ни неблагих эмоций.

 

* Пятью вырождениями являются: 1) вырождение воззрений, происходящее от упадка добродетели среди тех, кто отрекается от мира, — так появляются неверные воззрения; 2)нарастание беспокоящих эмоций, происходящее от упадка добродетели домохозяев, — то есть становится больше умов грубой природы; здесь под грубостью подразумеваются сильные и долго длящиеся беспокоящие эмоции; 3) упадок времён из-за вырождения радостных пере­живаний это — Эра Раздора; 4) уменьшение длительности жизни по причи­не истощения жизненной силы — это значит, что уменьшается срок жизни; постепенно он достигнет всего десяти лет; 5) вырождение живых существ, означающее упадок тела (формы тела становятся хуже, а размеры — меньше), упадок результатов благих дел, а соответственно — заслуги (так как мельчает сила и мощь живых существ) и упадок ума (из-за уменьшающихся сил интеллекта, памяти и прилежания).

Таким образом, живые существа вырождаются тремя видами вырождения, и это значит, что их умы с трудом поддаются укрощению. Из «Света Мудрости» Джокьяба Ринпоче.

 

Там из-за того, что называется «мягкой негой», гораздо сложнее распознать истинное состояние недвойственного со­знания. Тренируясь исключительно в медитации состояния покоя, мы можем переродиться богом мира без форм (арупа локи) и на бесчисленные эры впасть в состояние ненарушаемо­го медитативного погружения. Это состояние похоже на состо­яние наркотического опьянения духовным наслаждением мира и покоя. Но, в действительности, это расслабление бесформен­ного божества ни на йоту не приближает нас к искомому состоянию пробуждения. Среди восьми состояний, в которых, по традиции, живое существо несвободно идти духовным пу­тём, перерождение в мире бесформенных богов является наи­худшим, ибо оно заводит в наибольший тупик.

И наоборот, переживания сильного отчаяния, страха и волне­ния могут оказаться сильной подмогой в практике. Например, если мы страдаем смертельной болезнью и находимся на грани смерти и не забудем перед самой смертью обратить внимание на природу своего ума, — то то, что мы ощутим, будет совсем не похоже на обычную тренировку в медитации покоя. Сила эмоции позволяет значительно сильнее ощутить суть сознания.

То же бывает, когда мы действительно разгневаны; на­столько, что ощущаем себя пламенем пылающего всепоглоща­ющего гнева. Если мы распознаем своё естественное лицо и просто отпустим поводья, в этот момент состояние пробужден­ности окажется абсолютно обнажённым и гораздо ярче, чем бывает обычно. Или же, если мы внезапно испытываем силь­ный испуг (например, если за нами гонится стая злобных собак), и ум цепенеет, и если мы вспомним в этот момент (как бы сложно это ни было), что нужно распознать суть ума, — то именно в это время прозрение будет несравнимо сильнее прозрения, достигаемого практикой медитации. Таким обра­зом, большая противоречивость теперешнего времени — это именно та причина, по которой учения Ваджраяны охватят весь мир, как лесной пожар.

Существуют три разных подхода к применению Ваджраяны на практике: можно принять в качестве пути основу, сам путь или плод созревания. Легко понять, о чём идёт речь, используя аналогию фермера или садовника. Принять в качестве пути основу (или причину) то же, что возделывать землю и сеять семена. Принять в качестве пути сам путь — это то же, что поливать, удобрять и пропалывать огород. Принять же в качестве пути плод — это просто сорвать созревший фрукт или распустившийся цветок. Поступать так — принимать полный результат, само состояние просветления в качестве пути — это подход Дзогчена. Это и есть Великое Совершенство.

Основное учение изначального учителя — Будды Самантаб­хадры — это Дзогчен, Великое Совершенство. Учения Дзогче­на — это вершина девяти колесниц. До того, как Дзогчен появил­ся в мире людей, эти учения распространялись путём «Гьялва Гонг-Гью» («Передача От-Ума-К-Уму Победоносных») в трёх божественных мирах: сначала в Акаништхе, затем в Тушите и, наконец, в мире тридцати трёх Богов, мире Индры и его тридцати двух вассалов-царей, расположенном на вершине горы Сумеру.

Есть два типа Акаништхи. Абсолютная Акаништха, часто называемая дворцом Дхармадхату, — это состояние просветле­ния всех Будд. Есть также символическая Акаништха, пятый из Пяти Чистых Миров; он находится ещё в пределах Миров Формы и расположен в небе над горой Сумеру. Символическая Акаништха — высший из семнадцати Миров Формы; над ним уже начинаются Бесформенные Миры. Вообще говоря, вся сансара состоит из трёх областей — Миры Желания, Миры Формы и Бесформенные Миры. Над Мирами Желания семнад­цать миров образуют область Миров Формы. Ещё выше — Четыре Бесформенных Мира, иногда называемых «Четыре Сферы Бесконечного Восприятия». Утверждение «все будды пробуждаются к полному и истинному просветлению в мире Акаништха» относится к Дхармадхату, а не к символическому миру Акаништхи.

Продолжим. После Акаништхи учения распространялись в мире Тушита, ещё одном из Миров Формы, где теперь обитает Будда Майтрейя. После этого учения распространились в Мире тридцати трёх богов, в Мирах желания. Самантабхадра в своём аспекте Ваджрадхары преподавал их во дворце Индры, называемом Обитель Полной Победы, на вершине горы Сумеру. Это был рассказ о распространении учения в трёх боже­ственных мирах.

Вообще говоря, принято считать, что 6 400 000 учений Дзог­чена принёс в наш мир Гараб Дордже, первый человек-видьяд­хара; а он, в свою очередь, получил эту передачу прямо от Будды в аспекте Ваджрасаттвы. Сначала эти учения появились в Уддияне, а позже распространились по Индии и Тибету. До эры Будды Шакьямуни учения Дзогчена давались в нашей части Вселенной другими буддами, которых называют «Две­надцать Учителей Дзогчена». Будда Шакьямуни обычно счита­ется четвёртым учителем этой Великолепной Эпохи; велико­лепной потому, что за её время должны появиться тысяча будд. И хотя в этом контексте Шакьямуни известен как четвёртый учитель, в ряду учителей Дзогчена он является двенадцатым.

В мире не могло быть учений Дзогчена без появления будды, поэтому мы должны считать Будду Шакьямуни одним из главных учителей, передававших эти учения. Он действи­тельно давал учения Дзогчена, хотя и необычным образом. Его обычные учения получали, в основном, те, кто имел кармичес­кую связь с учениями, подходящими для шраваков, пратьека­будд и бодхисаттв. Не то чтобы им не разрешалось получать учения Дзогчена; их кармическая удача была такова, чтобы получить учения, соответствовавшие им. А учения Дзогчена (равно как и другие учения Ваджраяны) Будда давал, сначала порождая мандалу божества, а затем раскрывая тантрические учения собравшимся в этой мандале. Это, однако, выходило за грань того, что могли воспринять обычные люди.

Учения Дзогчена запечатаны тремя печатями секретности: «изначальная секретность» означает, что они само-секретны; «тайная секретность» — что они не очевидны для всех, и «сокрытая секретность» — что они специально хранятся в секрете. Все будды учили Дзогчену, но никогда так открыто, как в эпоху Будды Шакьямуни. В течение этого периода даже слово «Дзогчен» известно на весь мир и слышится во всех его концах. Но, несмотря на их распространённость, сами по себе учения, точные инструкции, запечатаны печатью тайны.

В своей совершенной мудрости Будда Шакьямуни учил, всегда исходя из способностей своих учеников. Другими слова­ми, он никогда не учил тому, чего человек не смог бы понять. Он приспосабливал свои учения так, чтобы они были доступны слушателям и подходили им. Поэтому мы можем сказать, что те, кто слушали его учения, воспринимали только то, что было им доступно. Впоследствии, когда они повторяли то, чему их научил Будда Шакьямуни, их пересказ вёлся в соответствии с тем, что они восприняли, исходя из своего личного опыта. Но его учения никак не были ограничены личным опытом его слушателей, которыми, как гласят некоторые исторические тексты, являлись шраваки, пратьекабудды и бодхисаттвы. Уче­ния, вынесенные ими из слов Будды, содержатся в различных версиях Трипитаки, в трёх собраниях Сутры, Винаи и Абхи­дхармы. Причина, по которой Будда не давал шравакам, прать­екабуддам и бодхисаттвам более глубоких учений, заключает­ся в том, что такие учения не уложились бы в масштабы их понимания. Полученное ими называется общей системой Сут­ры. В дополнение к общим учениям Сутры (которые он давал людям на Земле), Будда Шакьямуни учил также и в других местах Вселенной. Проявляясь там как божество — централь­ной фигурой в бесчисленных мандалах — он учил Тантрам. Таким образом, мы должны понимать, что сам Будда Шакья­муни, являвшийся в других формах, был ключевой фигурой в передаче учений Ваджраяны. Это говорится не в обыденном, а в сокровенном смысле. Поэтому, когда мы слышим, что Дзог­чен — аспект Ваджраяны — был передан через Гараба Дордже, мы должны знать, что в действительности его источником был Будда Шакьямуни в виде Ваджрасаттвы. И отсюда он был продолжен другими мастерами: сначала Гарабом Дордже, за­тем различными индийскими мастерами и, наконец, Падмасам­бхавой и Вималамитрой.

Наш главный учитель, Будда Шакьямуни, назначил Падма­самбхаву своим главным представителем для преподавания Ваджраяны. Он сказал, что Падмасамбхава является воплоще­нием Тела Будды Амитабхи, воплощением Речи Авалокитешва­ры и воплощением Ума самого Будды Шакьямуни. Падмасамбхава пришёл в этот мир без помощи матери и отца, появившись в центре цветка лотоса. Он жил в Индии более тысячи лет, а потом провёл пятьдесят пять лет в Тибете перед тем, как уйти из этого мира на перевале Гунгтанг («Небесная равнина»), на границе Непала и Тибета. Появились четыре дакини, подхвати­ли его коня и унесли в чистую землю, именуемую Гора Цвета Меди.

С тех пор как он оставил Тибет, он не перестаёт посылать нам непрерывающийся поток своих посланников, представляю­щих его. Они называются «тертоны», или раскрыватели сокро­вищ, и являются перевоплощениями двадцати пяти его основ­ных учеников. Сегодня мы называем этих мастеров в их различных перевоплощениях «Сто восемью Великими Тертона­ми». Много веков они являются для того, чтобы открыть сокровища «терма», скрытые Падмасамбхавой по всему Тибе­ту ради блага грядущих поколений. Эти терма обнаруживаются в виде писаний, наставлений, священных веществ, драгоценных камней, объектов почитания и т.д.

Многие из этих тертонов открывали спрятанное Падмасам­бхавой настолько впечатляющим образом, что даже сильно сомневающимся приходилось признать подлинность этих тер­ма. Иногда тертон открывал твёрдую скалу в присутствии четырёхсот — пятисот человек и доставал то, что было скрыто в ней. Открыто совершая подобные чудеса и позволяя людям видеть такое собственными глазами, тертоны полностью рассе­ивали весь скептицизм. Благодаря непрекращающейся активно­сти Падмасамбхавы, такие тертоны продолжают появляться вплоть до сегодняшнего дня. Таким образом, учения терма происходят от самого Падмасамбхавы и раскрываются несом­ненным прямым путём. И это не просто какая-нибудь давниш­няя легенда: даже в наши времена эти великие тертоны могли совершать чудеса; например, проходить сквозь твёрдую мате­рию и летать по небу.

Учения Ваджраяны, в частности учения Дзогчена, состоя­щие из семнадцати основных тантр, были принесены в Тибет и распространены там Падмасамбхавой и Вималамитрой. В Индии эти учения распространялись многими мастерами, но Тибет их передачей обязан, в основном, доброте Падмасамбхавы и Вималамитры. Многими веками позже, когда Атиша прибыл в Тибет, он посетил огромную библиотеку в Самье и был пора­жён. Он сказал: «Эти сокровища, видимо, попали сюда из миров дакинь! Я никогда не слышал, чтобы где-либо в Индии было столько тантр». Атиша признал, что учения Ваджраяны расцвели в Тибете гораздо сильнее, чем в Индии.

С появления буддизма в Тибете до сегодняшнего дня не оскудевает непрекращающийся поток открытий в виде новых передач терма. Вот некоторые из самых знаменитых: «Ньинг­тиг Ябши» («Четыре Ветви Сути Сердца») Лонгченпы, «Тава Лонгъянг» («Широкое Пространство Воззрения») Дордже Лин­гпа, «Кончок Чиду» («Воплощение Трёх Драгоценностей»), открытая Джецуном Ньингпо; «Гонгпа Сангтал» («Беспрепят­ственная Реализация Самантабхадры»), обнаруженная Ригдзи­ном Годемом.

Было и неисчислимое множество других. Немногим более ста лет тому назад Джамьянг Кхьенце Вангпо раскрыл «Чецун Ньингтиг» («Суть Сердца Чецуна»), а Чокгьюр Лингпа обна­ружил «Кунгзанг Туктиг» («Сердечную Сущность Самантаб­хадры»). Таким образом, линии Дзогчена постоянно обновля­ются открытиями новых терма.

Может возникнуть вопрос — зачем громоздить всё новые и новые кучи дзогченовских писаний? Здесь затрагивается очень важный пункт — чистота передачи. С тем, как учения переда­ются от поколения к поколению, вполне вероятно, что в них могут вкрасться загрязнения (или нарушения) самай, умень­шая благословение, содержащееся в них. Чтобы противодей­ствовать этому, Падмасамбхава в своём неизмеримом состра­дании и мудрости постоянно даёт нам свежие скрытые сокро­вища. Нет ничего глубже, чем Три Раздела Дзогчена: Раздел Ума, Раздел Пространства и Раздел Наставлений. Расстояние, отделяющее Будду от практикующего, предельно мало, когда откровение свежо и прямо, нет повреждений в линии передачи. Чистота (или её отсутствие) находится не в самом учении, а в том, насколько длинна линия передачи. Вот почему происходит постоянное обновление передачи учений Дзогчена.

Основные ученики Падмасамбхавы и Вималамитры извест­ны как «Король и двадцать пять учеников». Все они добились Радужного Тела: растворения физического тела в радужном свете в момент смерти. Такие практикующие оставляют после себя только волосы и ногти. Чуть позже я расскажу несколько историй о людях, достигших Радужного Тела.

Начиная с этих практиков, много поколений их учеников — подобно течению реки — также оставляли этот мир в Радуж­ном Теле. Среди трёх кай — Дхармакайи, Самбхогакайи и Нирманакайи — Самбхогакайя визуально проявляется в виде радужного света. Поэтому достижение Радужного Тела в конце жизни означает прямое пробуждение в состоянии про­светления Самбхогакайи. Ученик великого тибетского перевод­чика Вайрочаны, которого звали Панг Мипам Гонпо, достиг Радужного Тела. Его ученик также достиг Радужного Тела, и в течение следующих семи поколений ученики его учеников, в свою очередь, тоже покидали этот мир в Радужном Теле. В районе Кхам в Восточном Тибете было четыре великих ньингмапинских монастыря: Каток, Палъюл, Шечен и Дзогчен. В монастыре Каток восемь поколений практикующих достига­ли Радужного Тела, начиная с основателя монастыря и продол­жая ещё семью поколениями. Практикующие непрерывно ухо­дят из этого мира в Радужном Теле, вплоть до сегодняшнего дня.

Ещё несколько примеров: около ста лет тому назад, во времена Джамьянга Кхьенце Вангпо, жил великий мастер по имени Ньяг-ла Пема Дудул, достигший просветления в Радуж­ном Теле. Свидетелями этого были пятьсот его учеников. А незадолго до китайского вторжения в Тибет ещё один ученик добился того же. Во время китайского вторжения одна мона­шенка из провинции Цанг ушла в Радужном Теле. Я лично слышал об этом от очевидца и чут



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: