Основные идейные течения народничества




Народнические организации 60-70-х XIX в.

студентки I курса,

гр. 5102-460401Z

заочной формы обучения

по направлению подготовки 46.04.01

О.А. Титовой.

 

Научный руководитель:

проф. М.И. Леонов.

 

САМАРА

СОДЕРЖАНИЕ

Введение С.3

 

1. Основные идейные течения народничества С.9

2. «Земля и воля» 1861-1864 гг. С.15

3. Тайное революционное общество Н.А. Ишутина С.17

4. «Народная расправа» С.19

5. «Земля и воля» 1876-1879 гг. С.25

Заключение С.28

Список источников и литературы С.30


Введение

 

На рубеже 50-60-х гг. XIX в. самодержавие оказалось в сложной политической ситуации, обусловленной поражением в Крымской войне. Война обнажила военную и хозяйственную отсталость России. Ситуация требовала от власти коренной перестройки внутренней жизни на основе личных свобод граждан и рыночных отношений. Тогда же заметно оживилось общественное движение, подталкивающее власть к осуществлению реформ.

В 60-70-е гг. XIX века в жизни страны произошли коренные изменения. Было отменено крепостное право, проведены земская, городская, судебная, военная реформы. Изменения коснулись финансовой системы, образования. Несмотря на непоследовательность проведения реформ, они способствовали быстрому развитию капитализма в России. Но реформа 1861 г. не улучшила положения крестьянских масс, не оправдала их ожидания. Положения Манифеста вызвали полное разочарование и в радикальных кругах. Широкими кругами русской разночинной интеллигенции, особенно университетской молодежи, овладели идеи революционно-социалистического народничества и дух нигилизма.

Теоретические основы народничества заложил А.И. Герцен в работах начала 1850-х гг. Этот мыслитель первым увидел в крестьянской общине реальную опору социализма. Неустанно развивая и пропагандируя народническую концепцию, незадолго до смерти Герцен дал итоговую формулу своего понимания социализма: «Мы русским социализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владения и общинного управления. И идет вместе с работничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука».

Вслед за Герценом идеи народнического социализма развивал в статьях конца 1850-х гг. Н.Г. Чернышевский. Конечно, взгляды Герцена и Чернышевского совпадали далеко не во всем, они по-разному понимали пути движения России к социализму. Однако в самой основной идее, являющейся фундаментом народнической концепции, Герцен и Чернышевский были единомышленниками. И тот, и другой не сомневались в возможности создания в России справедливого общественного устройства - социализма. Социализм представлялся альтернативой буржуазного пути, которым двигалась Европа, и ужасающие пороки которого Герцен увидел и начал осмысливать в Париже после революции 1848 г.

Подцензурные заграничные издания Герцена, а также статьи Чернышевского в «Современнике» нашли живой отклик в умах и душах некоторой части разночинской интеллигенции, в основном студенческой и учащейся молодежи.[1]

Условия крестьянской реформы 1861 г. разочаровали Герцена и Чернышевского, а также демократическую интеллигенцию. Ожидания, что путем реформ император создаст реальные основы для свободного развития общины и обеспечит крестьян достаточным количеством земли, не оправдались. Поэтому основоположники «русского социализма» развернули революционную пропаганду. Началось быстрое сращивание идей народнического социализма с практическим движением разночинской интеллигенции, которое имело уже некоторый опыт. Возникло организованное подполье, которое стремилось претворить в практику теоретические представления о социализме Герцена и Чернышевского. С тех пор, то есть с 1861 г., в течение четверти века, до середины 1880-х гг., теория и практика народничества были неразрывны. Именно это обеспечило, с одной стороны, мощнейшее поле притяжения для молодых российских интеллигентов и, с другой стороны, создало непрерывно возрастающую угрозу для правящего режима самодержавной России.

На рубеже 60-70-х годов сложилась сама доктрина народничества, главными идеологами которой явились Михаил Бакунин (1814 - 1876), Петр Лавров (1823 - 1900) и Петр Ткачев (1844 - 1885).

Народничество вступило в новый этап, когда организация фактически была разделена на 3 различных идейных течения. У этих течений была общая цель – свержение самодержавия, но методы достижения этой цели различались.

Идейные течения народничества:

1. Пропагандистское. Идеолог – П.Л. Лавров. Основная идея – историческими процессами должны руководить люди мыслящие. Поэтому народничество должно идти в народ и просвещать его.

2. Бунтарское. Идеолог – М.А. Бакунин. Основная идея – поддерживались идеи пропагандистского свойства. Различие в том, что Бакунин говорил не просто о просвещении народа, но о призыве его браться за оружие против угнетателей.

3. Заговорщическое. Идеолог – П.Н. Ткачев. Основная идея – монархия в России слаба. Поэтому не нужно работать с народом, а нужно создавать тайную организацию, которая осуществит переворот и захват власти.

Все направления развивались параллельно.

Русское народничество возникло в ту пору, когда капитализм только утверждался в России. Народники первыми поставили вопрос о "судьбах капитализма" в России. Но, видя его "язвы" (рост социального неравенства, разорение деревни, появление неимущего пролетариата), они относились к нему резко отрицательно. Поэтому их борьба шла на "два фронта" - против остатков крепостничества и против зарождавшегося капитализма.[2]

Цель: определить роль народнических организаций в российском общественном движении 1860-1870-х гг.

Задачи:

1. проследить историю народнических организаций: «Земля и воля» 1861-1864 гг., тайное революционное общество Н.А. Ишутина, «Народная расправа», «Земля и воля» 1876-1879 гг.

2. рассмотреть пропагандистское, бунтарское и заговорщическое течения.

Хронологические рамки: 1860-1870-е годы.

Исследованию теории и практики революционного народничества посвящено огромное количество исторических работ. Отметим, что и в дореволюционной, и в советской отечественной литературе было принято рассматривать теорию и практику народнического движения как неразрывное целое.

Начало изучению народнического движения в России и его теоретической базы было положено либо самими народниками, либо его противниками еще в 70-90-е годы XIX века.

Н.К. Михайловский трактовал народничество как чисто интеллигентское движение, миросозерцание «кающихся дворян» и разночинцев, озабоченных жаждой решения вопросов социальной правды.[3]

Представитель дворянской историографии граф С.С. Татищев в книге «Судебно-полицейская хроника» также крайне негативно оценил народников.

Русские историки-марксисты подвергли критике как анархистское течение русских народников, так и идеологов либерального народничества. Г. В. Плеханов в работах «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия», «Анархизм и социализм» резко критиковал народников за несостоятельность их идеи о самобытности пути России.[4] С таких же критических позиций, как и Плеханов, оценивали народников П.Б. Струве[5] и В.И. Ленин[6], который неоднократно обращался к критике народничества.[7]

Вплоть до конца 50-х годов тема русского народничества во всех ее аспектах за исключением критических была полузакрытой. Причиной была его оценка, данная в «Кратком курсе истории ВКП(б)», как идеологии, утратившей свой революционный характер по сравнению с демократами-шестидесятниками и враждебной марксизму.[8]

Народничество как исследовательская проблема вернулось в историю русской общественной мысли во второй половине 50-х гг. XX в. в виде нескольких сменяющих друг друга дискуссий, главная суть которых в том, как оценивать идеологию русского народничества и когда оно началось как движение.

Конец 1950-х гг. - новая дискуссия о движении народников. Одна из спорящих сторон считала, что народничество возникло на рубеже 60-70-х годов как протест против буржуазных тенденций пореформенного развития России. Другая говорит о народничестве как о синониме разночинского этапа революционно-демократического движения в России, осуществляющего антифеодальную идеологию. Усиление интереса к народничеству вызвало появление значительного числа работ: М. Левин «Общественные движения в 60-70-е годы XIX века» (1958)[9]; В.Ф. Антонов «Революционное народничество».[10]

Советской историографией 60-х гг. XX в. рассматривается не только террористическая деятельность народнических организаций, но и «хождение в народ» (работы Б.С. Итенберга[11], В.Н. Гинева[12] и др.). В эти годы советские историки пытаются уравнять значение термина «хождение в народ» и деятельность народнических организаций «Земля и воля» и «Народная воля».

В 70-е годы XX века относительно революционной деятельности народников выходит ряд работ Н.А. Троицкого.[13] В них автор подробно рассматривает террористическую деятельность народников, анализирует политические процессы над народниками, а также характеризует карательные меры правительства.[14]

Часть современных исследователей полагает, что тактика индивидуального террора была обречена на провал. Многие из них привлекают внимание именно к моральной, нравственной стороне террористической тактики народовольцев. Для них народовольцы стали фанатиками и «бесами». С.Бурин, например, считает, что «истоки наших кошмаров» - декабристы и народовольцы. По его словам, народовольцы являлись циниками и «головорезами», подверженными «бредовым идеям».

 

Основные идейные течения народничества

 

П.Л. Лавров (1823 - 1900) – идеолог пропагандистского течения, происходил из дворян.

Лавров изучал новейшую европейскую философию, публиковал свои стихи у А.И. Герцена в сборнике «Голоса из России», участвовал в работе над «Энциклопедическим словарем», много печатался по широкому кругу вопросов: философии, социологии, истории общественной мысли, проблемам общественной нравственности, искусства, литературы, народного образования.

В 1860 году вышла в свет его первая книга «Очерки вопросов практической философии». Лавров полагал, что нравственная личность неизбежно вступает в конфликт с несправедливым обществом. Идеальным обществом по отношению к личности может быть строй, основанный на добровольном союзе свободных и нравственных людей.[15]

В 1860-х годах принимал деятельное участие в литературе и общественной работе и в студенческом движении, сблизился с Н.Г. Чернышевским, входил в состав первой «Земли и воли». После покушения Д.В. Каракозова на Александра II был арестован, признан виновным в «распространении вредных идей», «сочувствии и близости к людям, известным правительству своим вредным направлением, и в январе 1867 года приговорен к ссылке в Вологодскую губерни, где жил с 1867 по 1870 года.[16]

В ссылке Лавровым было написано самое известное его произведение - «Исторические письма».[17] В «Исторических письмах» содержался призыв к «критически мыслящим» и «энергически стремящимся к правде личностям», прежде всего молодым, проснуться, понять задачи исторического момента, потребности народа, помочь ему осознать свою силу и вместе с ним приступить к творению истории, к борьбе против старого мира, погрязшего во лжи и несправедливости.

«Исторические письма», будучи социально-политическим произведением, вышли, когда революционная интеллигенция, особенно молодежь, искала новые возможности приложения своих сил для участия в освобождении народа.[18]

В 1870 г. Лавров бежал из ссылки и приехал в Париж. Он был активным деятелем Парижской коммуны, позднее познакомился с К. Марксом. За границей он издавал журнал и газету под общим названием «Вперед!». В конце XIX в. отошел от политической деятельности и остаток жизни посвятил исследованиям в области социологии.

Бунтарское течение - одно из направлений «действенного», революционного народничества, основные идеи которого разработал М.А. Бакунин.

Он считал, что все современные государства построены на подавлении человека. Никакие реформы не изменят их антигуманной сущности. Поэтому их надо смести революционным путем и заменить свободными автономными обществами, организованными «снизу вверх». Бакунин требовал передачи всей земли крестьянам, фабрик, заводов и капиталов - рабочим союзам, упразднения семьи и брака, введения общественного воспитания детей в духе материализма и атеизма.

По его мнению, главной движущей силой революции в России являлось крестьянство, всегда готовое и к антиправительственному взрыву, и к социализму: русский мужик - «социалист по инстинкту», его надо не «учить» (агитировать «за социализм»), а прямо вовлекать в бунт. М.А. Бакунин призвал молодых революционеров объединить разрозненные крестьянские бунты «во всеобщий бунт» и предложил тактику деятельности - идти в народ, сыграть роль искры, которая зажжет пламя народного восстания.

В 1869 г. Бакунин познакомился с 22-летним студентом Сергеем Нечаевым, сблизился с ним и даже попал под его влияние.[19]

Следствие выявило неприглядную картину нечаевских дел, и власти решили использовать открытый суд, но Бакунин порвал с Нечаевым еще до суда.

После нечаевской истории Бакунин не принимал непосредственного участия в русском революционном движении. Его целиком захватила борьба с Марксом за влияние в Интернационале. В 1872 г. Бакунина исключили из этой организации, но вместе с ним из нее вышли многие рабочие союзы южных стран Европы.[20]

Пытаясь осуществить идеи М.А. Бакунина, народники (более 4 тыс. чел.) предприняли «хождения в народ» (1874,1876). Однако практически сразу же они убедились в том, что у них нет общего языка с народом, что идею социализма народ не воспринимает, а призыв к бунту против царя встречает враждебно.[21]

Н.А. Морозов, в частности, вспоминал, что спрашивал крестьян: «Ведь земля божия? Общая?» - и слышал в ответ: «Божия там, где никто не живет. А где люди - там она человеческая». К осени 1874 «хождение в народ» пошло на убыль и начались правительственные репрессии. К концу 1875 более 900 участников движения (из 1000 активистов) а также около 8 тыс. сочувствующих и последователей было арестовано и осуждено, в том числе по самому громкому делу - «Процессу 193-х».[22]

Оба «хождения» закончились арестом основной массы участников и привлечением их к суду. Неудача «хождений» выявила ошибочность предложенного М.А. Бакуниным плана действий, так как народ утратил «бунтарские традиции Разина и Пугачева».[23]

Последние годы жизни М.А. Бакунин провел в большой нужде. Умер в 1876 г. в Берне (Швейцария) в больнице для чернорабочих, куда его поместили по его настоянию.

Заговорщическое течение - направление в революционном народничестве, сторонники которого опирались на идеи П.Н. Ткачева.

Воззрения Ткачёва сложились под влиянием демократической и социалистической идеологии 50-60-х годов XIX века.

Писать Ткачёв начал очень рано. Первая его статья «О суде по преступлениям против законов печати» была напечатана в № 6 журнала «Время» за 1862 год. Вслед за тем во «Времени» и в «Эпохе» помещено было в 1862-64 годах ещё несколько статей Ткачёва по разным вопросам.

За революционную пропаганду среди студенчества подвергался тюремному заключению, постоянно находился под надзором полиции. Во время студенческих волнений в Петербурге в 1868-69 годах вместе с С.Г. Нечаевым возглавлял радикальное меньшинство. Весной 1869 года был вновь арестован и в июле 1871 г. приговорён С.-Петербургской судебной палатой к 1 году и 4 месяцам тюрьмы. По отбытии наказания был выслан на родину, в Великие Луки, откуда вскоре эмигрировал.

Прерванная арестом журнальная деятельность Ткачёва возобновилась в 1872 г. Он опять писал в «Деле», под разными псевдонимами (П. Никитин, П.Н. Нионов, П.Н. Постный, П. Грачиоли, Все тот же). В эмиграции сотрудничал с журналом «Вперёд!», примкнул к группе польско-русских эмигрантов, после разрыва с П.Л. Лавровым начал издавать в Женеве журнал «Набат» (1875-81), где и излагал свои политические. Он являлся представителем так называемых «якобинских» тенденций, противоположных и анархизму Бакунина, и направлению Лавровского «Вперёд!».[24]

Ткачёв отвергал идею «самобытности» русского общественного строя и утверждал, что пореформенное развитие страны совершается в сторону капитализма. Считал, что предотвратить победу капитализма можно лишь заменив буржуазно-экономический принцип социалистическим. Как и все народники, Ткачёв связывал надежду на социалистическое будущее России с крестьянством, коммунистическим «по инстинкту, по традиции», проникнутым «принципами общинного владения». Но, в отличие от других народников, Ткачёв полагал, что крестьянство в силу своей пассивности и темноты неспособно самостоятельно совершить социальную революцию, а община может стать «ячейкой социализма» лишь после того, как будет уничтожен существующий государственный и социальный строй. В противовес господствовавшему в революционном движении аполитизму Ткачёв развивал идею политической революции как первого шага к революции социальной.

Революция, по Ткачёву, сводилась к захвату власти и установлению диктатуры «революционного меньшинства», открывающей путь для «революционно-устроительной деятельности», которая, в отличие от «революционно-разрушительной», осуществляется исключительно убеждением. Проповедь политической борьбы, требование организации революционных сил, признание необходимости революционной диктатуры отличали концепцию Ткачёва от идей М.А. Бакунина и П.Л. Лаврова.[25]

Он видел ближайшую цель в создании хорошо законспирированной дисциплинированной революционной организации, которая, не теряя времени на пропаганду, должна захватить власть. После захвата власти уничтожаются консервативные и реакционные элементы и распространяется равенство и братство.

Ткачев считал, что народ не может провести в жизнь идеи социальной революции, на это способен только заговор интеллигентов – «революционного меньшинства». По его мнению, в России деятельность заговорщиков значительно облегчалась тем, что самодержавие является фикцией, «висит в воздухе», не имея опоры и поддержки.[26]

В конце 1882 г. тяжело П.Н. Ткачев заболел и остаток жизни провёл в психиатрической больнице. Скончался в 1886 г. в Париже.

Практическая деятельность народников в период нового революционного подъема 70-х годов была направлена на реализацию задачи подготовки и совершения революции, при этом определенные надежды возлагались на ожидаемый рост крестьянских волнений в связи с истечением 9-летнего срока, на протяжении которого крестьяне не могли оставить землю.

Земля и воля» 1861-1864 гг.

 

Нелегальные и полулегальные народнические кружки начали революционную работу «в народе» ещё до отмены крепостного права в 1861 г. По методам борьбы за идею эти первые кружки заметно различались: пропагандистское и заговорщицкое направления существовали уже в рамках движения «шестидесятников» (народников 1860-х).

Пропагандистский студенческий кружок существовал в Харьковском университете (1856-1858), в 1861 кружок пропагандистов П. Э. Агриропуло и П. Г. Заичневского был создан в Москве. Члены его считали необходимым свержение монархии путём революции. Политическое устройство России представлялось ими в виде федеративного союза областей во главе с выборным национальным собранием.

В 1861-1864 наиболее влиятельным тайным обществом Петербурга была первая «Земля и воля». Его члены (А.А. Слепцов, Н.А. Серно-Соловьевич, А.А. Серно-Соловьевич, Н.Н. Обручев, В.С. Курочкин, Н.И. Утин, С.С. Рымаренко), вдохновленные идеями А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, мечтали о создании «условий для революции». Они ждали её к 1863 - после завершения подписания уставных грамот крестьянам на землю. Программные документы были созданы под влиянием идей Герцена и Огарева. Одним из важнейших требований, выдвигавшихся членами организации, был созыв бессословного народного собрания.

Общество, располагавшее местом распространения печатной продукции (книжным магазином А.А. Серно-Соловьевича и Шахматным клубом) выработало свою программу - передача земли крестьянам за выкуп, замена правительственных чиновников выборными лицами, сокращение расходов на войско и царский двор. Однако эти программные положения не получили широкой поддержки в народе, и организация самораспустилась, оставшись даже не раскрытой царскими охранительными органами.[27]

В первый Исполнительный комитет организации вошли 6 её организаторов (Н.Н. Обручев, С.С. Рымаренко, братья Н.А. и А.А. Серно-Соловьёвичи, А.А. Слепцов, В.С. Курочкин). «Земля и Воля» представляла собой объединение кружков, располагавшихся в 13-14 городах. Наиболее крупными кружками были московский (Ю.М. Мосолов, Н.М. Шатилов) и петербургский (Н.И. Утин). Военная организация «Земли и воли» была представлена «Комитетом русских офицеров в Польше» под руководством подпоручика А.А. Потебни. По данным, имевшимся у А.А. Слепцова, численность «Земли и воли» составляла 3 000 человек (московское отделение состояло из 400 членов).

Летом 1862 год царские власти нанесли серьёзный удар по организации, арестовав его лидеров — Чернышевского и Серно-Соловьёвича, а также радикального журналиста Д.И. Писарева, связанного с революционерами. В 1863 году в связи с истечением срока действия уставных грамот члены организации ожидали мощное крестьянское восстание, которое они хотели организовать в сотрудничестве с польскими революционерами. Однако польские подпольщики вынуждены были организовать восстание раньше обещанных сроков, а надежды на крестьянский бунт не оправдались. Кроме того, либералы большей частью отказались поддерживать революционный лагерь, веря в прогрессивность начавшихся в стране реформ. Под влиянием всех этих факторов «Земля и воля» вынуждена была самоликвидироваться в начале 1864 года.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: