Тема:Финансово правовые нормы и источники финансового права.
Источники финансового права делятся по юридической силе:
1.международные договоры
2.конституция РФ
3.налоговый кодекс,бюджетный кодекс
4.законы о банках и банковской деятельности-закон о ЦБРФи др.5.Нормативно-правовые акты
Местные органы власти
6.законы субьектов РФ
7.Обычаи делового оборота
Финансово-правовые нормы подразделяются на 2 вида:
1.По способу воздействия на участников финансовых отношений(обязывающие,запрещающие,уполномачивающие,)
2.по содержанию(материальные,процессуальные)
Структура финансово-правовых норм
Состоит из 1.гипотеза-указывает на деловые деяния финансово-правовых норм.
2.диспозиция-указывает на содержание должного правила поведения
3.санкция-мера ответственности применимая к нарушителям финансовой дисциплины.
Тема: финансовые правоотношения в системе общественных правоотношений
Отличительные особенности финансовых правоотношенийй:
1.они возникают в процессе финансовой деятельностигосударства.одной стороной финансовых правоотношений всегда является государство
2.один из участников правоотношений(государство)дает одностороннее властное предписание другому.причем никто не может уклониться от этого предписания.всякий субьект обязан его выполнить т к оно является односторонне-властным.
3.отношение власти и подчинения.они не основываются на субординации.властные предписания исходят из налоговых органов,кредитных органов,финансовых органов,и они не находятся в административной зависимости с участникаи финансовых отношений.и эти общественные правоотношения представляют собой разновидность имущественных отношений.т к они возникают по поводу финансовых ресурсов и денежных средств.
Элементы финансовых правоотношений:
Субьекты делятся на 2 вида1.(государств организации и уполномоченные ими органы
2.различные юридические и физич лица.
Обьектом являются деньги,денежные обязательства.
Содержание финансовых правоотношений –это права и обязанности субьектов по поводу распределения.сбора и использования денежных фондов.
Правовые основы фин.деятельности гос-ва и муниц. Образований.
Фин. Деят-ть гос-ва – это процесс планового распределения,сбора, и использования денежных фондов с целью обеспечения задач и функций гос-ва и мун. образования.
Методы фин. деятельности.
1.метод сбора денежных средств (м-д мобилизации)
2.метод распределения и перераспределения денежных средств.
Метод сбора денежных средст.
- налоговой;
- внебюджетный фонд;
-сборов, штрафы(сбор возникший от налоговых платежей, за услуги, которое оказывает гос.орган);
-Гос. Займы;
- кредитование и страхование;
-эмиссия (печатанье денег).
Метод распределения.
-кредитование;
-страхование;
-финансирование;
-выплата страховых взносов,пенсий,пособий.
Задачи фин. деятельности гос-ва.
1. Плановый сбор, распределение и использование денежных средств.
2. Экономическое стимулирование общественного производства.
3. Контроль за использованием денежных и материальных ресурсов.
4.
Правовые основы фин. контроля.
Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, сбора, распределения и использования денежных фондов.
Фин.контроль делится:
1. В зависимости от времени проведени: предварительный,текущий, последующий.
2. В зависимости от органов, которые осущ-ет: гос-ный (осущ.федер. организация законодательной и исполнительной власт:счетная палата,ЦРБ,минфин); муниципальный (местные органы власти); ведомственный контроль (министерствами, ведомствами и др. организациями исполнительной власти за деятельностью входящих в их состав предприятий); внутрихозяйственный (осущ. Внутри предприятия); независимый (осущ. Независимыми организациями –аудит.фирмами).
Методы финансового контроля – это приемы, способы и средства осуществления фин.контроля.
1.Ревизия – это обследование с целью установления законности фин. дисциплины на конкретных объектах.
2.Наблюдение –ознакомление с состоянием фин.деятельности проверяемого объекта.
3.Обследование – анкетирование,опрос.
4.проверка – проверяется баланс, приходные и расходные док-ты.
5. Анализ – вследствии нарушений фин.дисциплины с помощью разных аналит.приемов.
Ревизя по содержанию бывает документательная и фактическая. По времени осуществления бывает плановой и внеплановой. По обследоваемому периоду действия бывает фронтальная(полная) или выборочная. По объему ревизируемой деятельности комплексной и тематической.
Аудиторский контроль.
Аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бух.учета и фин.отчетности организации. Аудит действует на основе 119 ФЗ от 07.08.2001 «об аудит.деятельности».
Аудит.проверка бывает:
1.Обязательные проверки проводят в 2х случаях:
- в случах приема установленных законод-ми актами;
- по поручению дознавательных органов, органов дрзнания,или при наличии санкции прокурора.
2.Инициативные проверки.
они проводятся по решению хозяйствующего субъекта.
Аудиторская деят-ть осущ. на основании лицензии.Если она осущ-ся без лицензии, то на нее налогается штраф от 100-300 МРОТ.
Обязательному аудиту подлежат следующие организации:
АО,банки и кредит учреждения, инвестиц.фонды, гос.внебюджетные фонды, благотворительные фонды.Ежегодная проверка.