Публ расходы это денеж средства направл на обеспеч задач и функций гос-ва.
Расходы делятся на текущие и капитальные.
Текущие расходы обеспеч текущее финансир органов гос власти, а кап расходы обеспеч инновационную и инвестиц деят-ть
Все расходы предназнач для след целей:
1. военные расходы – нац оборона и обеспеч безопасности гос-ва
2. экономич цели – финн поддержка экономич субьектов обслуживания и погашения гос долга, формир гос собственности.
3. соц цели – расходы на содерж учережд, находящихся в гос собственгости и компенсац гос внебюджет фондам расходов на выплату пенсий, пособий и др соц нужд.
4. внешне-политич деят – финансир обеспечениямежгос соглашений, взносы в международ организации и др
5. содерж аппарата управления – обеспеч деят президента, органов заканод и исполн власти и др
Правовое регулирование межбюд отнош
Меж отн – это взаимодействие между органами гос власти РФ, органами гос власти регионов и органами местн самоупр в формировании и исполнении соответствующих бюджет ов
Принципы м-б отнош:
1.Принцип распределения и закрепления расходов бюджетов по опред уровням бюджет системы РФ
2.Принцип разграничения на постоянной основе доходов по уровням бюджетов
3.Принцип равенства бюджет прав субьектов РФ и мун образ
4. Принцип равенства всех бюджетов РФ во взаимотнош с федер бюджетом
В соотв с этими принципами отдельн виды бюджет расходов могут перед-ся из федер бюджета в бюджет субьектов и в местный бюджет.
Отмеченный выше характер межбюджетных отношений — имущественный либо организационный — позволяет разделить эти отношения на две группы.
Первая группа — межбюджетные отношения, связанные с распределением денежных (бюджетных) средств между бюджетами бюджетной системы РФ в различных формах — имущественные межбюджетные отношения.
• дотации;
• субсидии;
• субвенции;
• иные формы межбюджетных трансфертов (ст. 129, 135, 142 БК РФ).
Объектами указанной группы межбюджетных отношений являются бюджетные средства — межбюджетные трансферты в конкретной форме.
Вторая группа межбюджетных отношений — межбюджетные отношения, осящие неимущественный (организационный) характер. К таковым относятся отношения:
• по поводу формирования бюджетной системы РФ;
• по поводу разграничения расходов и доходов между уровнями бюджетной системы РФ, распределению налоговых отчислений;
• по поводу разграничения и закрепления бюджетных полномочий Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований;
• по поводу контроля за использованием денежных средств, распределенных между бюджетами бюджетной системы РФ;
• иные отношения по поводу регулирования бюджетных отношений с учетом интересов публично-правовых образований различных уровней.
Указанные межбюджетные отношения носят организационный характер, поскольку их основная цель — разрешение бюджетных вопросов, обеспечение нормативного регулирования бюджетных отношений.
Бюджет процесс
Бюдж процесс – это деят органов власти, органов местн самоупр по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнения, осущ бюджет учета, составлению внешней проверки, рассмотр и утверждения бюджет отчетности,
В соотв с бюдж кодексом правит росии вносит на рассмотрении гос думы проект федер бюджета на очередн финн год не позднее 1 окт. Федер бюджет расс гос думой в 3 чтениях. В 1 чтении рассматривается:
- прогнозируемый оббьем доходов на очередн год и плановые 2 и 3 года
- приложение с нормативами распределения доходов меджу уровнями бюдж системы
- общий оббьем расходов
- верхний предел внешнего и внутр долга
- нормативная величина резервного долга
- дефицит или профицит федер бюдж
По бюдж кодексув процессе 1 чтения гос дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федер бюджета если на эти изменения отсутств положит заключение правительства. В случае отклонения в 1 чтении проекта федер бюджета гос дума может:
- предоставить законопроект всогласительную комиссию
- вернуть в правит на доработку
- поставить вопрос о доверии правит
Во 2 чтении гос дума утвердж бюджет по разделам, расмотр прилож к федер закону, устанавл главных распоряд бюджет средств, рассм бюджет ассигнования по разделам, расм прогр предоставл кредитов
В 3чтении гос дума рассм бюджет по подразделам, те утвержд ведомственную структуру расходов федер бюджета
После принятия федер бюдж гос думой в течении 5 дней закон перед на рассмотр в совет федерации, котор рассматр его, утвержд или отклон в теч 14 дн Одобренный советом федерации закон передается в теч 5 дн президенту для подписания и обнародования
Стадии бюдж процесса.
Выдел 4стадии
1.Составл проекта бюджетов
2.Утвержд проектов бюдж
3.исполнение бюдж
4.Контроль за исполн бюджетов и отчет об испол бюдж
Участники б процесаа:
- президент
- высшее должностное лицо субьекта РФ
-законод органы гос власти
- представит органы местн самоупр
- исполн органы гос власти
- исполнительно распорядит органы мест самоупл
- ЦБРФ
- органы гос(мун) фин контроля
- глав распоряд бюджет средств
- главн администраторы доходов бюдж
- глав адм источников финансир дефицита бюдж
- получат бюдж сред
Глав распорядители бюджет средств:
- утверждают сметы доходов и расходов подведомств бюджет учереждений
- составл бюджет роспись
- распред лимиты бюджет обязательств по подведомств распорядит и получат бюдж средств и исполн соотв часть бюджета
Глав распоряд бюдж средств – орган гос власти (гос орган), орган управления гос внебюджет фондом, орган местн самоуправл, орган местной администрации а также наиболее значимое учереждение науки, образования, культуры и здравоохр, указангое в ведомственной структурерасходов бюджета, имеющее право распред бюджет ассигнования и лимиты бюдж обязат между подведомственными распорядителями и или получат бюдж средств если иное не предусмотр настоящим кодексом.
Бюджетная ссуда одна из форм фин-ой помощи вышестоящих бюджетов нижестоящим эти ссуды предоставляются на покрытие временных кассовых разрывов, возникшие при испон. Бюджета субъектами РФ. Кассовые разрывы возн. В связи с сезонным хар-ром поступлений. Цели предост. Ссуд опред-ся ФЗ «О фед. бюджете»362
Способы погашения бюджетных ссуд
1. финн. Помощь из ФБ
2. отчисление от фед. Налогов зачисляемых в бюджет субъекта РФ
11. Государственный и муниципальный кредит
1. как экономическая категория гос кредиты – это система денежных отношений возникающих в связи с привлечением гос-ва на добровольной основе временно свободных ден. средств граждан и хоз-ющих субъектов.
2. как правовая категория – это совокупность финансовых правовых норм регулирующих общ. Отнош. складывающиеся в процессе привлечения гос-ва временно свободных ден. ср-в юрид. и физ. Лиц, на условиях добровольности, возвратности, срочности и в целях покрытия бюджетного дефицита.
Субъект гос-го кредита явл. Гос-во, которое выступает в роли: 1. должника или заемщика;2. Кредитора;3. Гаранта (в заемных операциях на внешнем рынке).
Правовая форма гос. кредита.
1. государственные займы
По срокам: краткосрочные (до 1 г.); среднесрочные (от 1-5 л.); долгосрочные (от 5-30л.)
По субъектам эмиссии: выпускаемые правительством РФ; выпускаемые правительством национально-гос-ых и административных, тер-ых образований; органами местного самоуправл.
По форме выплаты доходов: процентные;безпроцентные; целевые; смешанные.
По форме: аблигационные; безаблигационые.
2. Долговые обяз-ва гарантир. Правит-ом РФ: золотые сертивикаты; казначейские векселя; кредиты получ. Гос-ом из иностранных источников.
3. сберегательное дело: вклад до востребования; срочный вклад; выигрышный вклад; целевой вклад на детей; срочный вклад с еждемес выплатой процентов; сберегательный и депозитные сертиф; целевой и накопительный вклад.
Государственный долг РФ
1. внутренний (займы привлек у юр. И физ. лиц)
2. Внешний (займы привлек. у иностр. Гос-в, у международных финн. Орг-ций, у юр. И физ. Лиц, но у иностран. Валюте)
3. капитальный
4. текущий
Методы управления гос-ым долгом.
1. Рефинансирование- выпуск новых займов, для погашения ранее выпущ. долговых обязательств
2. конверсия – изменение размера доходности займов.
3. консолидация – увеличение срока действия выпущенного займа
4. аннулирование – отказ гос-ва
5. отсрочка – погашение займа в условиях когда дальнейшее развитие операции по выплате новых займов не эффективно.
Формы долговых обязательств РФ.
1. Кредитные соглашения и договора заключ. от имени РФ с кредитными организ-ми и иностр. гос-ми.
2. гос-ые ценные бумаги выпускающ. от
имени РФ
3. договора о предост. Гос. гарантий РФ и договора поручительства РФ по обеспеч. исполнения обяз-в третьими лицами.
4. переоформление долговых обяз-в 3-х лиц в гос. долг РФ на основе приятых законов.
5. соглашения и договора заключ. от имени РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обяз-в РФ прошлых лет.
Долговые обязательства бывают 3-х видов: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
Денежная система РФ
Элементы денеж системы
1 офиц денеж единица – рубль(банкноты и монеты)
2 порядок эмиссии налич денег. Бывают в 2 формах
- в налич форме – средством платежа явл реальн денеж знаки
- безналич форма – списание денеж суммы со счета одного субъекта и зачисл ее на счет др субьекта
3 Организация наличного денеж оборота
Регулир денеж обращений осущ с помощью:
- Денежной реформы – это полное или частичное преобраз денеж системы проводимое госвом с целью стабилизации и укрепл денежного обращения
- Денаминации – это технич операция, выраж в замене старых денег новыми с приравниванием одной денеж единицы в новых знаках к большему колву рублейв старых знаках 1998
Безналичные расчетв в РФ
1 выписки – расчет платеж требованиями
2расчет платеж поручениями
3 расчет чеком
4 расчет аккредитивами
Объекты валютных правоотнош 173 ФЗ от 10 дек 2003
1 валюта Российской Федерации - 1денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;2 средства на банковских счетах и в банковских вкладах;
2 иностранная валюта – 1денеж знаки, явл законным платежным средством в соответствующем иностр гос-ве; 2средства на счетах в денеж единицах иностр гос-в
3 валютные ценности – 1 иностр валюта 2 внешние ценные бумаги
4. внутренние ценные бумаги (эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость кот. указ. в руб. и выпуск которой зарегистр. В Рф; иные ценные бумаги удостов. Право на получение валюты РФ выпущенной на тер. РФ)
5. внешние ценные бумаги(это цен. Бум. Не относящиеся к внутренним цен. Бум.)
Субъекты валютных правоотношений.
1. Резеденты
2. не резиденты (не постоянно прожив. На территории, но не менее 181 дня)
3. органы валютного контроля (ЦБ. РФ; Мин. Экон. Развития и торговли РФ; Мин.Фин. РФ; деп-т валютного контроля Мин.фин. РФ)
5. Агенты валютного контроля (уполном. Банки, проф-ые участники рынка цен. Бумаг, террит. Органы валютного контроля, налоговые и таможенные органы)
Валютные операции:
1. между резидентами
2. между не резидентами
3. между резидентами и не резидентами
4. связанные с движением капитала.