Многообразие ювелирных изделий в эпоху Ренессанса.




Ювелирные украшения эпохи Возрождения наглядно демонстрируют развитие ювелирного искусства. Особенно это можно увидеть в картинах мастеров этого времени. Судя по работам наряд знатной дамы состоял из платья с узкими рукавами, высоко подпоясанного, а поверх платья набрасывался плащ. Застежки, край корсажа или плаща, широкий пояс декорировались жемчугом или небольшими эмалированными бляшками, а то и драгоценными камнями. На пояс подвешивались ножики, четки, кошельки, ключи. Несколько перстней украшали пальцы обеих рук. И мужчины, и женщины носили золотистые цепи. Мужские плащи, шляпы, обувь, особенно пояса, украшали так же богато. Особо хорошо это видно, на мой взгляд, у немецкого художника Ганса Гольбейна. На его портретах можно хорошо рассмотреть все возможные ювелирные украшения, так как он работал с почти ювелирной тщательность в воспроизведении деталей.

Также отличаются многообразием деталей работы другого художника Лукаса Кранаха.

Судя по работам можно сделать вывод что в те временя очень любили камеи. Во времена Ренессанса, эти изысканные украшения переживают второе рождение и становятся невероятно популярными на многие десятилетия. Это можно увидеть на картинах Сандро Боттичелли.

Если говорить о материалах то мода Ренессанса отдавала предпочтения цветным благородным камням: рубинам, сапфирам, топазам

Также использовали Стекло, но несмотря на простоту в работе и легкость огранки, использовали крайне редко и в основном для стилизации более дорогого украшения.

Стекло, имитирующее драгоценные камни, и такие камни, как гранаты, сапфиры, изумруды, использовались обычно в перстнях, в фибулах некоторых типов. Золотые кольца чаще украшались камнями, кольца из латуни, бронзы, олова – стеклом.

Однако есть пример, когда золотая фибула тонкой работы была украшена голубыми и зелеными стекляшками. Стекла, как и камни, почти использовались всегда не граненые, но в форме кабошона, то есть округлые.

Очень любили на протяжении веков жемчуг, ему приписывали различные свойства, например, излечивать сердечные недуги. Многие считали что жемчужины, растворенные в лимонном соке или растертые в молоке, могут излечить безумие. Женщины считали, что ношение жемчуга помогает сохранить фигуру.

В конце XVI века жемчужины неправильной формы виртуозно использовались в ювелирном искусстве, их нередко применяли для изображения частей человеческого тела или фигур некоторых животных. Очень маленькие, но тщательно сделанные подвески, в состав которых они входили, требовали от ювелиров того времени высочайшего мастерства. И если еще раз взглянуть на портреты таких мастеров как Пьеро делла Франческа или Амброджио де Предис, мы увидим там украшения из жемчуга.

Также стоит упомянуть и обычай обручальных колец. Существует упоминание этой традиции уже в X1II века. Не редко, в средневековой брачной церемонии кольцо помещалось сперва на указательный, затем на средний, и, в конце концов, на безымянный палец левой руки, в то время как произносилась фраза “во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”, и затем оставлялось на безымянном пальце: “Единый порядок для богослужений был утвержден Римской католической церковью на Тридентском соборе в XVI веке, до этого между различными богослужебными книгами встречались некоторые отличия”.

Кольца украшались античными мотивами, символизирующими любовь, - головами амуров, сплетёнными руками. Кольца порой надевали по 4-5 на одну руку

Отдельного исследования стоит вопрос техники изготовления корон и венцов. Как правило, все найденные на данный момент венцы выполнены в технике штамповки, в то время как изобразительные источники (картины художников) говорят о цельной основе такого рода изделий.

Также очень любили подвески, их носили на груди иногда на цепи, иногда просто приколотыми к платью, часто они служили украшениями беретов и шляп. На многих портретах того времени можно видеть драгоценности подобного рода, написанные так тщательно, что они могут служить моделью для мастера. Это не удивительно, так как многие художники эпохи Возрождения в начале своей деятельности были ювелирами. (например Дюрер)

В их произведениях мы находим все многообразие технических приемов этой отрасли.

Здесь чеканка и гравировка по золоту, и техника выемчатых и расписных эмалей, и применение драгоценных камней.

Рельефное моделирование, использование золота, эмали, рубинов, изумрудов, алмазов и жемчуга позволяли запечатлевать мифологические, или библейские сцены, чудовищ, драконов, птиц, корабли, плывущие под парусами, и даже миниатюрные архитектурные композиции, дополненные арками, колоннами и нишами для фигур. Производство таких подвесок продолжалось до начала XVII века.

Так, например, в Эрмитаже хранится подвеска "Каравелла".

Особо модными в XVI веке стали подвески в виде каравеллы - мотив, появление которого связано с эпохой Великих географических открытий.

Подвеска "Амур" - один из редких образцов ювелирных изделий XVI века.

Их сохранилось немного, потому что в это время большинство украшений, вышедших из моды, переделывали: камни использовались в новых вещах, а металлы переплавлялись.

Мода на подвески распространилась в Западной Европе в XVI столетии. Их носили на груди (на цепи или прикалывали к платью), ими украшали береты и шляпы, они служили амулетами. Изображение Амура часто встречается на свадебных подвесках. Использование ярких эмалей, разноцветных драгоценных камней, крепившихся глубоко в оправу, жемчуга и алмазов - приметы ювелирного искусства Ренессанса.

Прекрасным образцом высокохудожественной работы может служить изысканная янтарная каплевидная подвеска со сценой распятия, вставленная в оправу из резного золота и эмали, окаймленную жемчугом. Вместе с множеством других древних камней, оправленных как ювелирные украшения, это изделие принадлежит к самым изысканным образцам коллекции Медичи, именуемым также сокровищами Медичи, и отражает утонченный ренессансный вкус.

Невысокий рельеф и сдержанность декора в изделиях XIV-XV веков сменяются в период Высокого и Позднего Возрождения богатством пластики, обилием форм, динамичной сменой фигур и чисто орнаментальных мотивов. Чаши, дарохранительницы, канделябры и водолеи того времени отражают в своих конструкциях те поиски подвижной динамики и вместе с тем логической ясности переходов несущих и несомых частей, которыми отмечены поиски и архитекторов того времени. Не случайно многие изделия из металла, как отчасти изделия из дерева, напоминают фасады зданий того времени, включают в свой декор такие элементы, как колонна, портик, купол.

Многообразие ювелирных изделий в эпоху Ренессанса поражает высокой степенью мастерства.

Серебряные и золотые кресты, металлические посохи, дарохранительницы, чаши, церковная и бытовая металлическая посуда, оружие и роскошно украшенные панцири, различные ювелирные украшения мастеров данного периода отличаются совершенством исполнения, гармонией между материалом и техникой, в которой выполнены ювелирные изделия.

Ювелирные изделия, а в особенности украшения демонстрировали миру статус их владельца.

Драгоценным металлам и камням часто приписывали мифологические свойства, еще больше разжигающие интерес широкой публики.

Мода того времени фиксировала значимые исторические события в ювелирных изделиях, и сегодня это может оказать значимую помощь в оценки таких изделий.

 

Глава III.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: