Особенности развития ювелирного искусства в эпоху Возрождения.




ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….. 2

ГЛАВА I. Особенности развития ювелирного искусства в эпоху Возрождения.

………………………………………………………………………………………3

ГЛАВА I I. Многообразие ювелирных изделий в эпоху Ренессанса.

……………………………………………………………………………………7

ГЛАВА I I I. Особенности лиможских эмалей эпохи Возрождения.

……………………………………………………………………………………10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………13

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………14

 

 

Введение.

Каждая историческая эпоха по-своему развивала ювелирное мастерство, создавала свою неповторимую эстетику, формировала своеобразный язык, передающий особенности мировосприятия художника.

Эпоха Возрождения пожалуй была временем блестящего развития прикладного искусства. Достижения данной эпохи были связанны высоким уровнем художественных ремесел в городах. Серебряные и золотые кресты, кольца, металлические посохи, дарохранительницы, чаши, церковная и бытовая металлическая посуда, оружие и роскошно украшенные панцири, различные ювелирные украшения отличаются совершенством исполнения.

Мастера, творившие в период Ренессанса, демонстрировали свое понимание красоты, многообразия ювелирных техник, средствами которых они умели великолепно исполнять ювелирные украшения.

Ювелирные изделия эпохи Ренессанса изучены достаточно хорошо, поэтому в данной курсовой работе отсутствует научная новизна, однако, невозможно переоценить важность изучаемой темы.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, и приложения (презентация).

Предметом исследования является процесс развития ювелирного искусства в Европе в период Ренессанса.

Объектом исследования послужили сохранившиеся произведения ювелиров. Для изучения привлечены предметы, хранящиеся в Государственном Эрмитаже, а также картины мастеров эпохи ренессанса на которых изображены многочисленные ювелирные украшения.

 

 

Глава I.

Особенности развития ювелирного искусства в эпоху Возрождения.

Культура Ренессанса сложилась в Италии к началу ХV века. Однако в странах Западной Европы она распространилась лишь спустя столетие.

В то время как в большинстве стран Западной Европы все XVI столетие живы формы готического искусства, в Италии на рубеже ХV - ХVI веков наступает расцвет другого стиля - Возрождения.

Новые тенденции выражаются не только в применении античных декоративных мотивов, но и во множестве изображений, восходящих к греко-римской античности. Это обнаженные человеческие фигуры и мифологические существа - кентавры, тритоны, нереиды, выполненные в технике горельефа и круглой скульптуры.

Замечательный памятник ювелирной работы этого времени - знаменитая золотая солонка Франциска I, выполненная флорентинцем Бенвенуто Челлини.

Крышку солонки венчает скульптурная группа: Нептун с трезубцем, в окружении морских коней, и Церера, возле которой размещена модель храма. Основание композиции составляет рельефный фриз, обнимающий тулово солонки. Здесь размещены аллегорические фигуры - Утро, День, Вечер, Ночь, навеянные образами Микеланджело из гробницы Медичи во Флоренции. Лежащие фигуры чередуются с символическими изображениями ветров.

Это единственно бесспорное произведение Челлини, выполненное им в 1540 году в виде восковой модели для кардинала Феррары. По легенде, увидев её, Франциск I воскликнул: "Это божественнее, чем я мог вообразить. Этот художник попросту чудо! Ему бы следовало работать без передышки".

Другой, не менее популярный декоративный мотив, - крылатый дракон. Обычно он встречается в декоре ручек сосудов. Так украшены вазы и кубки из сокровищницы Медичи.

Итальянские ювелиры изготовляли из благородных металлов множество изделий для знати и богатых горожан: кувшины, чаши, миски, тарелки. Часто такие предметы украшались эмалями. Особенный интерес представляют драгоценные оправы для высоко ценимых в этот период ваз твердого камня или стекла.

В эпоху Возрождения ювелирные украшения в больших количествах производятся как из драгоценных, так и из простых материалов, распространяясь во всех слоях общества. Исключительно популярны в первой половине ХVI века в Италии шляпные пряжки-аграфы. Образцы этих изделий известны как в простых, так и в драгоценных материалах. Литые бронзовые пряжки представляли эмалевый портрет в круге или овале. Золотые - сцены на античные сюжеты, выполненные чеканкой с эмалью.

Широкое распространение в этот период получают серебряные пояса, состоящие из отдельных, подвижно соединенных звеньев. Итальянцы любили плоский растительный орнамент.

Поистине небывалый подъем в Ренессансе переживают подвески, оставившие в этот момент позади все другие виды украшений. Формы подвесок становятся разнообразнее. Помимо традиционных круглых появляются удлиненные, грушевидные со свободно висящими жемчужинами. Итальянцы создали тип подвески с фигурным изображением, украшенным эмалью и драгоценными камнями.

Существовали подвески в форме частей тела человека или животного. Интересными произведениями также являются подвески "фаворы" - с монограммами, гербами, инициалами.

Исследователь М. Н. Лопато утверждает: “На развитие форм подвесок Ренессанса оказали влияние великие мастера - живописцы и граверы - Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн, Мартин Шонгауэр.

Цепи были очень популярны и отличались большим разнообразием. Самые ранние из них относятся к ХV веку. Цепи ХVI столетия - тяжелые, массивные, золотые или серебряные - "стружчатые", которые носили в шее в один или несколько рядов. В Англии и Франции это были преимущественно мужские украшения. В Германии их носили и женщины. Но особенно тяготели к таким украшениям, разделанным эмалями, испанцы. Со временем тяжелый орнамент сменяется легким "усиковым" узором, а эмали - цветными камнями и жемчугом.

Возвращается мода на браслеты. Итальянцы предпочитали золотые, усыпанные жемчугом браслеты на открытой руке. На Севере Европы на рукавах, поверх одежды носили ободы или цепочечные браслеты. В середине ХVI века наступает расцвет браслета как женского украшения, роскошно расцвеченного эмалью и драгоценными камнями.

Нарядная ренессансная мода пробудила и серьги. Особенное развитие они получили на севере Италии. Для украшения женских головок использовали драгоценные камни и крупные грушевидные жемчужины. Именно отсюда любовь к серьгам постепенно распространяется по всей Европе. К началу ХVII столетия серьги становятся исключительно женским украшением.

Самыми распространенными видами колец в эпоху Ренессанса были тяжелые, массивные формы с камеями и геммами в оправах из благородного металла и кольца-печатки.

Великолепный образец подобных украшений храниться в Государственном Эрмитаже. Кольцо с камейным изображением Амура в колеснице, запряженной морскими конями, восхищает гармоничным исполнением.

Живому интересу к естественным наукам в это время отвечали кольца с часами и математико-астрономическими инструментами. Существовали также "кольца-близнецы", которые порознь украшали руки обрученных. По заключении брака эти половинки соединялись в единое целое. Свидетельством тому служат картины художников.

Ренессанс вдохнул новую жизнь в традиционные виды украшений, обогатив их новыми формами и декором. Самые искусные ювелиры приглашались ко дворам многих европейских государей. Поэтому точно установить место производства бывает чрезвычайно сложно, несмотря на наличие клейм.

Не только в Италии, но и в Испании ювелирное искусство в это время переживает период расцвета. Именно испанцы, овладевшие несметными сокровищами цивилизаций доколумбовой Америки, ввели в моду среди состоятельных слоев общества культ роскоши.

Испанская мода второй половины ХVI столетия предпочитала дорогие золотые или серебряные пояса из ажурных звеньев с эмалью, драгоценными камнями и жемчугом. Испанцы также любили подвески. Их изделия были особенно роскошны: лицевую сторону обычно декорировали пластически разработанными сюжетными мотивами, а плоскую оборотную покрывали орнаментом (гротесками, моресками, бандельверком) с эмалью. Местные ювелиры не справлялись с огромным количеством заказов. Поэтому Испания охотно принимала ремесленников - переселенцев из других стран, в первую очередь из Италии. Во многих ювелирных изделиях, выполненных на территории Испании, ощущается сильное итальянское влияние.

Германия в эпоху Возрождения также славилась замечательными произведениями мастеров золотых и серебряных дел. Ювелирное искусство процветало в Гамбурге, Аугсбурге и Нюрнберге. Здесь создавались самые разнообразные изделия, но каждый центр имел свою специализацию. Так, Аугсбург славился мебелью из серебра - рамы для зеркал и стенные подсвечники. Гамбургские серебряники были непревзойденными мастерами настольных украшений.

Самой большой известности достигли золотых дел мастера Нюрнберга. Особенной популярностью в Европе пользовались изделия семьи Ямницер. Самым выдающимся из них был Венцель Ямницер, организовавший собственную семейную мастерскую. Здесь изготовлялись роскошно декорированные кубки, рукомои, кувшины, блюда и настольные украшения. Типично ренессансное изделие - кубок-наутилус, в виде раковины, оправленной серебро, на скульптурной ножке.

В Германии был создан оригинальный тип кубков для вина, предназначенных для официальных и парадных случаев. Их украшали чеканным узором (ананас или виноград). Позднее они, как и другие изделия этого времени, отличаются тенденцией к изобилию.

Декор дополняется цветными камнями и эмалями.

Большая сдержанность характерна для произведений нидерландских мастеров. В их работах главную роль играет форма.

Англия, после периода Реформации, также подчиняется общей тенденции в формировании нового стиля. В убранстве изделий английских ювелиров появляются божества греко-римской мифологии, предпочтительно морские. Англия в эпоху правления Елизаветы не только испытывает влияние итальянской культуры, но, что очень важно, становится морской державой. Отсюда любовь к Нептуну и Амфитрите, тритонам, нереидам, дельфинам, морским чудовищам.

Выемчатая и перегородчатая эмали в эпоху Возрождения сменяются расписными.

Лимож сохраняет свои лидирующие позиции в эмальерном производстве, развивая и совершенствуя новую технологию - живописи эмальерными красками по черному фону, на который наносил контуры рисунка и краски в виде порошка, в процессе обжига превращающегося в стекловидную массу. Со временем в расписных эмалях нарастает тенденция в сближению с живописью.

Начиная с 1530 года, большинство эмалей подписано. Тайны их производства хранились в семье мастеров. В истории прославились семьи эмальеров Пенико и Лимозен.

.

 

 

Глава II.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: