Особенности лиможских эмалей эпохи Возрождения.




Эмаль одна из самых древних ювелирных техник.

Эмаль – это стекловидный прозрачный сплав, состоящий из многих компонентов: кварца, соды, мела, карбоната магния, окиси свинца и других.

Техника эмали основана на соединении стекла и металла посредством обжига, придающего сплаву самые разные цвета. Добавление тех или иных окислов металлов придает эмали соответствующий оттенок.

С древнейших времен и до наших дней эмаль занимает большое место в истории развития ювелирного искусства, как по своему художественному значению, так и по многообразию ее применения.

Изготовление изделий с эмалями традиционно считается одним из тонких видов ювелирного мастерства, содержащего множество секретов, недоступных основной массе ювелиров.

Ювелирное искусство эмали по золоту, серебру и меди своими корнями уходит в глубь веков, что подтверждается археологическими раскопками древних памятников культуры.

Ювелиров эпохи Возрождения и последующих столетий эмаль привлекала никогда не тускнеющими красками, на долгие годы сохраняющими свою первоначальную свежесть и прозрачность.

Наивысший расцвет данной области ювелирного искусства произошел именно в изучаемый период.

Развития ювелирного искусства в период Ренессанса невозможно без изучения лиможских эмалей.

В эпоху Возрождения в городе Лиможе получает развитие художественное производство, которое наравне с керамикой и сельскими глинами составляет славу французского прикладного искусства. Еще в средние века Лимож славился своими выемчатыми эмалями на меди.

Со второй половины XII и до начала XIV века лиможские мастерские становятся основным ее производителем в Европе.

В конце XV веке лиможские мастера вновь обращаются к этому типу декора. Медь остается основой произведений, но эмаль используется иначе. Теперь эмалевый порошок не заполняет выемки на меди, а наносится шпателем или кистью на основу и после обжига образует стекловидную поверхность. Существует два приема росписи: первый - прозрачными и непрозрачными полихромными эмалями, и второй, возникший позже, когда на основу, покрытую синей или черной эмалью, белой краской наносится рисунок (гризайль).

На раннем этапе производства мастера создают произведения на религиозные сюжеты в виде пластин для алтарей, диптихов, триптихов.

Постепенно, с развитием ренессансных традиций, появляются сцены мифологические и светские.

С середины XVI столетия изготавливаются тарелки, чаши, солонки, кувшины.

Эти вещи из-за хрупкости эмалевого слоя не имели функционального применения, они предназначались для украшения интерьера и, как правило, выставлялись на полках шкафов-дрессуаров, свидетельствуя о богатстве владельца.

В это время большое распространение в качестве образцов для росписи получили гравюры немецких, итальянских и французских художников. Наибольшей популярностью пользовались небольшие виньетки Бернара Саломона, служившие иллюстрациями Библии. Книга с его гравюрами впервые была издана в 1553 г. в Лионе.

В Эрмитаже хранится экземпляр издания 1560 года. На основе виньеток Бернара Саломона созданы росписи тарелки "Пророк Елисей" и чаши "Иосиф и жена Потифара". Гравюры итальянского художника Маркантонио Раймонди также были источниками для украшения предметов прикладного искусства. Так, одна из них - "Мадонна у колыбели" - использована для росписи пластины, другая - "Похищение Елены" - для украшения крышки чаши. Для изображения "Страстей Христовых" излюбленными были гравюры Альбрехта Дюрера и Луки Лейденского, а для сцен из истории Психеи - работы Мастера Игральной кости. Часто эмальеры воспроизводили композицию гравюры не целиком, а выбирали отдельные фрагменты или фигуры.

В собрании Эрмитажа представлено творчество большинства эмальеров конца XV-XVII столетия.

Начиная с середины XVI века, эмали часто подписываются их создателями. Выделяется целый ряд имен Колен Нуалье, Пьер Реймон, Пьер Куртейс.

В XVII веке многочисленные представители семей Лимузен, Лоден и Нуалье продолжают традиции предшествующего столетия.

Атрибуция и датировка лиможских расписных эмалей достаточно сложна. В XIX столетии, с возникновением интереса к этому виду художественного творчества, эмальеры начинают создавать копии произведений эпохи Возрождения. На художественном рынке появляются прекрасно исполненные подделки под XVI век. В Париже на Севрской мануфактуре создается мастерская расписных эмалей, которая во многом следует за лучшими старыми образцами Лиможа.

В Эрмитаже хранится более 150 образцов лиможских расписных эмалей. Первые образцы появились в Эрмитаже до середины XIX века и некогда украшали Галерею драгоценностей Зимнего дворца. Однако основу собрания составили произведения, приобретенные императором Александром III у коллекционера А. П. Базилевского в Париже в 1884 году. После 1917 года в Эрмитаж поступили памятники из национализированных частных коллекций и расформированных музеев.

Лиможские расписных эмали, бесспорно, являются одними из прекраснейших образцов прикладного искусства в эпоху Возрождения.

 

 

Заключение.

Как уже было сказано эпоха Возрождения была временем блестящего развития прикладного искусства и конечно же оказала значительное влияние на развитие ювелирного искусства.

Мир меняется, меняется мировоззрение, и появляются изделия светского назначения. Внешним проявлением стиля ювелирного искусства этого времени оказался культ античности. От сюда множество изделий с изображением амуров и ангелочков, кентавров и драконов, кораблей и фантастических зверей.

Ювелирные изделия становятся в это время не просто показателем богатства - в них ценят тщательность изготовления и фантазию мастера. Лучшие черты искусства ювелиров Возрождения — индивидуальность каждого изделия, его художественная значительность и неповторимость. Ювелирные и камнерезные изделия эпохи Возрождения отмечены завершенностью композиций, фантазией, их отделка — тщательностью проработки.

Безусловно, в рамках курсовой работы не возможно, достаточно полно описать все аспекты развития столь значимого явления в мировом искусстве.

Данная курсовая работа- попытка изучить и осмыслить наиболее существенные из них.

В работе были рассмотрены технологические и стилистические характеристики ювелирных изделий эпохи Возрождения.

В качестве примера взяты работы живописцев эпохи Возрождения с изображением изделий.

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела: монография /Э. Бреполь; пер. с нем. – Л.: Машиностроение, 1973. – 888 с.

2. Драгоценности и серебро для царей, королев и др. «В.А. Болин»- 200 лет: альбом / Сост. М. Риббинг, В. Скурлов, Т. Мунтян, Л. Завадская. - СПб., М., Стокгольм: Вестерос, 1996. – 232 с.

3. Конокотин В. Художественная эмаль / В. Конокотин // Наука и жизнь. – 1984. - № 6. – С. 158 — 159

4. Моран де А. История декоративно-прикладного искусства: от древнейших времен до наших дней: монография / А. де Моран; пер с фр. - М.: Искусство, 1982. – 577 с.

5. Фелькерзам А., барон Иностранные мастера золотого и серебрянного дела// Старые годы 1911

6. Эмаль XII – начала ХХ века из собрания Государственного Эрмитажа: альбом / Вступ. статья и сост. Н.В. Калязина и др. – Л.: Художник РСФСР, 1987. – 258 с.

7. Эмали мир. каталог / Сост. текста У. Хайдн. – СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2009. – 268 с.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: