Содержание
Введение. 3
1 Общая характеристика демографической политики Российской Федерации 5
1.1 Сущность и содержание демографической политики. 5
1.2 Цели и задачи, методы реализации демографической политики. 11
2 Особенности демографической политики в р Российской Федерации 13
2.1 Региональная дифференциация процессов управления демографическим развитием 13
2.2 Особенности демографической политики в Центральном федеральном округе 20
2.3 Перспективы и направления разработки и реализации демографической политики в РФ.. 25
Заключение. 30
Список литературы.. 32
Приложение. 34
Введение
Одним из основных семи ключевых факторов и тенденций глобализации мира в третьем тысячелетии являются демографические процессы. Современная демографическая ситуация в России неоднозначна, характеризуется остротой и напряженностью, обусловлена предшествующим развитием половозрастной структуры, видами движения и режимом воспроизводства населения страны. В последние годы наблюдаются значительное увеличение сторонников теории крайнего пессимизма относительно демографических процессов в России, в общественном сознании активно формируется представление о безысходности ситуации и невозможности перехода страны к демографическому развитию.
Демографическая ситуация показывает общие тенденции демографического и репродуктивного поведения населения в стране на национальном уровне. Репродуктивное поведение населения - ведущий элемент, формирующий изменения в демографических процессах страны, является ключевым вопросом в анализе демографической ситуации. Однако, следует отметить отсутствие целостного комплексного исследования демографических процессов с учетом региональных особенностей и тенденций. Между тем для более точной оценки демографического будущего России, необходимо усилить именно региональный аспект анализа и прогноза демографической ситуации. Депопуляционные процессы усугубляют положение регионов, различающихся уровнем развития. Воспроизводство населения в своем развитии прошло целый ряд этапов, тесно связанных с социально-экономическим развитием общества, и постепенно превратилось из биологически-регулируемого (выживает сильнейший) в социально-детерменированный процесс, регулируемый социальными установками и ценностями в обществе, отношением к человеческой жизни и человеческой личности.
|
Данные обстоятельства обуславливают актуальность темы на сегодняшний день.
Объект исследования - демографическая политика РФ.
Предметом исследования выступают особенности демографической политики в Российской Федерации,
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении специфики демографической политики России.
Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи:
- определить сущность и содержание демографической политики;
- определить цели и задачи, методы реализации демографической политики;
- проанализировать нормативно-правовую базу, регламентирующую демографическую политику;
- проанализировать особенности демографической ситуации регионов РФ;
- выявить особенности демографической политики в центральном федеральном округе;
- обозначить перспективы и направления разработки и реализации демографической политики.
|
По структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Общая характеристика демографической политики Российской Федерации
1.1Сущность и содержание демографической политики
Под демографической политикой понимается государственная политика, направленная на достижение в долгосрочной перспективе желательного для данной страны режима воспроизводства населения [16, c. 142]. Воспроизводство населения складывается в результате процессов рождаемости, смертности, брачности и миграции. Выделяют три основных режима воспроизводства: расширенное (если высокий прирост – демографический взрыв), простое (нулевой прирост) и суженное (депопуляция).
При этом главным критерием, определяющим оптимальный для каждой конкретной страны режим воспроизводства населения, является соотношение населения и ресурсов развития: достигнутый экономический потенциал и потребности в трудовых ресурсах, наличие природных ресурсов, заселенность и освоенность территорий, геополитические интересы.
Целостная демографическая политика складывается из официально декларированных государством целей, принципов, приоритетных задач и конкретных мер, а также механизмов реализации: правовых, финансовых, организационных, институциональных, информационных, научных, пропагандистских, кадровых.
Демографическая политика направлена на регулирование процессов рождаемости, смертности, брачности, расселения и миграции, поскольку именно от них зависит режим воспроизводства населения.
|
Некоторыми неспециалистами демографическая политика часто ассоциируется с пронаталистской политикой, т.е. направленной на повышение рождаемости в странах, где она низка, либо политикой ограничения рождаемости в странах с быстрыми темпами роста населения (страны демографического взрыва).
Между тем, всегда важным направлением демографической политики была миграционная политика, обеспечивающая, в отличие от регулирования рождаемости, быстрое изменение численности населения (приток или отток).
Что касается политики снижения смертности, то для большинства развитых стран мира проблема высокой смертности в настоящее время решена и не является предметом особого внимания государств
(в России - противоположная ситуация) [11, c. 163].
Специфика демографической политики заключается в том, что ее меры носят косвенный характер, через создание определенных условий, влияющих на человеческое поведение и принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, места жительства, здорового или нездорового образа жизни и др.
Меры демографической политики с точки зрения характера воздействия на население подразделяются на запретительные (например, - запрет абортов), ограничительные (ограничение потребления алкоголя и табака, повышенные налоги на многодетные семьи, квотирование иммиграции) и стимулирующие (родительские оплачиваемые отпуска, детские пособия, дополнительные гарантии работающим родителям в связи с рождением и воспитанием детей, налоговые льготы и др.).
Демографическая политика только дополняет социально-экономическую политику, оказывающую определяющее влияние на демографическое поведение населения. Именно от социально-экономической политики зависит качество жизни населения, доходы, характер занятий, образование и состояние здоровья населения, жилищные условия. Немаловажную роль в демографическом поведении населения играют также традиции, социо-культурные и конфессиональные особенности населения.
Теоретически демографическую политику следует отличать от политики народонаселения (она направлена не только на оптимизацию воспроизводства населения, но и на повышение качества населения и трудовых ресурсов) и семейной политики (направлена на укрепление семьи и улучшение условий жизнедеятельности семей (реализации функций семей, в том числе жизнесохранительной и демографической).
Трудности в социально-экономическом развитии стран мировой периферии способствовали росту приоритетности демографической политики, т.е. целенаправленной деятельности в сфере регулирования демографических процессов. Этому содействовала также позиция развитых стран Запада, которые считают, что контроль над ростом населения является необходимым условием социально-экономического развития. В совместном коммюнике глав государств и правительств ведущих западных стран в Хьюстоне в 1995 г. отмечалось, что устойчивое развитие в ряде стран требует, чтобы рост населения находился в разумном балансе с экономическими ресурсами, а сохранение этого баланса является приоритетом стран, поддерживающих экономическое развитие.
Демографическая политика, будучи частью социально-экономической политики, не всегда проявляется четко. С наибольшей определенностью она проводится, когда ее прямой целью выступает воздействие на демографическое развитие.
Демографическая политика оказывает влияние на две стороны репродуктивного поведения населения: на реализацию потребности в детях и на формирование потребности у личности и семьи в таком количестве детей, которое соответствовало бы интересам общества. Это достигается экономическими, административно-юридическими и социально-психологическими мерами. Характерной чертой таких мер является их долговременность в силу того, что демографическим процессам свойственна значительная инерционность, определяемая устойчивостью стандартов демографического поведения. Особенность предпринимаемых мер заключается в их воздействии на динамику демографических процессов преимущественно не прямо, а опосредствованно, через поведение человека.
Отношение к демографической политике неодинаково в различных подсистемах и странах в зависимости от уровня их экономического развития и этапа демографического перехода.
Наиболее четко демографическая политика проявляется в развивающихся странах. Проблема эффективного управления демографическими процессами, и прежде всего ростом населения, ставится там в повестку дня даже в тех странах, где еще в 70-е годы к ним были равнодушны.
Подход многих правительств к развитию сильно изменился в 80-е годы. В 47 странах, где сосредоточено 83,5% населения этой подсистемы мирового хозяйства, осуществляются меры, поощряющие снижения темпов воспроизводства населения (в вначале 70-х годов в 31 стране с 74% населения). Правительства исходят из того, что демографическая политика выступает существенным элементом общего экономического развития, и поэтому нужно особое внимание уделять регулированию численности населения. При этом следует отметить, что правительства наименее развитых стран, представляющие 51% населения этой группы, не вмешиваются в демографические процессы, а в странах, где проживает 2,5% населения этой группы, политика преследует цели увеличения воспроизводства населения за счет сохранения высокой рождаемости и снижения смертности.
Политика по ограничению прироста населения чаще всего существляется в рамках «планирования семьи». Индия первой из развивающихся стран с 1951 г. стала включать в государственные пятилетние планы развития народного хозяйства задачи снижения уровня рождаемости. Предусматривается распространение модели двухдетной семьи. За прошедшие десятилетия демографическая политика достигла определенных результатов, хотя и не в таких масштабах, как планировалось, - прекращение роста населения к концу столетия. Население Индии в 1947 г. составляло 343 млн., а в 2010 г. превысило 1 млрд.человек.
В Китае планирование семьи рассматривается как основополагающая политика. С 1981 г. в стране существует государственный комитет планирования рождаемости. Цель программ планирования семьи - отсрочка брака, увеличение интервалов между рождениями детей и особенно - поощрение однодетной семьи. Произошла резкая перемена в официальных воззрениях, разрыв с одной из кардинальных установок маоистской экономической стратегии: «много людей - хорошо решать дела».
Своеобразие демографической политики КНР заключается в относительно большой роли запретительных мер, в число которых входят административные и экономические санкции против многодетных, а затем и двухдетных семей. Противоречие демографической политики в КНР, так же, как и в Индии, заключается в том, что курс на однодетную семью не соответствует репродуктивным установкам более чем 700 млн сельского населения, в основной массе ориентирующегося не менее чем на двух детей. Однако сейчас КНР по показателям воспроизводства населения ближе стоит к промышленно развитым, чем развивающимся странам. Ее политика явилась своего рода катализатором, ускорившим процесс демографического перехода в мире. Осуществление поставленной цели - сокращение прироста населения - вызвало новые проблемы, в частности старение населения. В середине 70-х годов КНР была одной из самых молодых по возрасту населения стран, где средний возраст жителей не превышал 30 лет. Сейчас свыше 100 млн. человек там старше 60 лет [9, c. 157].
В целом программы планирования семьи, как показывает опыт отдельных стран, могут сыграть определенную роль в поддержании уровня жизни в развивающихся странах, но сами по себе они не могут сделать бедную страну богатой и даже не продвинут ее на несколько градусов по шкале развития.
На сдвиги в демографической политике развивающихся стран повлияло ухудшение их экономического положения. Это наглядно проявилось на конференции по народонаселению в Каире в сентябре 1994 г. В ее документах заложена концепция о том, что первопричиной сохраняющейся в развивающихся странах отсталости является быстрый прирост населения. Поэтому основные рекомендации сводились к средствам планирования семьи. Программа действий, одобренная в Каире, концептуально отличается от принятой в 1974 г. в Бухаресте. Тогда прирост населения определялся источником созидания и определяющим «фактором человеческого прогресса, утверждалось, что наиболее эффективным решением проблемы народонаселения выступает ускорение социально-экономического развития. Планирование населения может дать некоторые результаты лишь в плане такого развития. Программа действий признавала основное право человека «свободно и ответственно» выбирать число детей.
Подобные отличные концептуальные подходы определяются не только экономическими причинами. Они связаны с коренными изменениями на международной арене. Нет больше социалистического содружества, и западные страны могут навязывать развивающимся странам свое видение проблем. Возможно, у них существует опасение, что со временем западная цивилизация с ее низкими темпами роста населения окажется слишком малочисленной, чтобы противостоять многонаселенным развивающимся странам. Беспрецедентный рост населения в развивающихся странах вызывает необходимость перераспределения дохода в мире. У стран Запада нет желания увеличивать экономическую помощь, необходимую для содействия развитию периферийных стран.
Отношение в западных странах к собственному демографическому развитию определяется как нейтральное, включающее соблюдение прав человека. Оно предполагает исключение репрессивных мер, превосходство индивидуального решения. Большинство развитых стран к низкой рождаемости относятся неопределенно. Политика по увеличению рождаемости отмечалась во Франции, Греции, Люксембурге. Это не означает, что правительства западных стран не имеют демографических целей.