Региональная дифференциация процессов управления демографическим развитием




 

В масштабах регионов сложилась совокуп­ность естественных, экономических, социально-бытовых, национально-культурных и других от­носительно устойчивых связей, необходимых для жизнеобеспечения населения, экономики регио­нов, страны в целом. Демографические процес­сы, происходящие в любом регионе России (вос­производство, миграция, характер и темпы роста или снижения численности населения, структу­ра, урбанизация и др.), находятся в тесном взаи­модействии со всем общественным развитием. Они зависят от него и в свою очередь оказыва­ют на него определенное воздействие, способ­ствуя 1ши сдерживая решение социально-эконо­мических вопросов роста населения, его мигра­ции, структуры.

На основе анализа региональных аспектов демографической ситуации в России можно кон­статировать следующее. Современная демогра­фическая ситуация в отдельно взятых регионах зачастую отражает общие закономерности демо­графического развития страны.

В ряде субъектов Российской Федерации де­мографическая ситуация требует незамедлительного реагирования. Существует необходимость дополнять общее направление государственной демографической политики в соответствии с ре­гиональными особенностями по наиболее про­блемным вопросам их развития. В нашей стране влияние региональных факторов значительно сильнее, чем в других странах, и специфика ре­гулирования демографических процессов в ог­ромной мере связана с колоссальными межрегио­нальными различиями, обусловленными объектив­ным неравенством демографических условий - со­существованием регионов с депопуляционным режимом и ярко выраженным расширенным вос­производством населения [11, C. 28].

За последние 15 лет более чем на 15 % со­кратилась численность населения в Республике Коми, Камчатском крае. Архангельской, Мага­данской, Мурманской и Сахалинской областях. На 10-15 % уменьшилась численность населе­ния в Республике Карелии, Республике Мордо­вии и Республике Сахе (Якутия), Приморском и Хабаровском краях. Амурской. Владимирской. Ивановской, Кировской, Костромской, Курган­ской, Курской, Новгородской, Псковской, Ря­занской, Смоленской, Тамбовской, Тверской. Тульской и Читинской областях.

В настоящее время в России сформирова­лись зоны сверхнизкой ожидаемой продолжитель­ности жизни, прежде всего мужчин, это зоны социальной деградации. В годы экономического роста региональные различия ожидаемой про­должительности жизни усилились. Самая кри­зисная ситуация в слаборазвитой Республике Тыве и в районах проживания малочисленных народов Севера, где ожидаемая продолжитель­ность жизни мужчин не превышает 46-50 лет (в том числе вследствие массового алкоголизма). Низким долголетием также отличаются прибай­кальские регионы юга Сибири и многие области европейского Северо-Запада, Центра и Нечерно­земья с сильной маргинализацией населения, осо­бенно сельского. В этих регионах ожидаемая про­должительность жизни мужчин на 4-5 лет ниже средней по стране, но особенно низко долголетие сельских мужчин (50-52 года), т.е. проблема сни­жения качества населения становится не менее острой, чем сокращение его численности.

На другом полюсе не только республики Северного Кавказа, в которых влияние лучших природных условий дополняется умеренным по­треблением алкоголя, но и самые экономически развитые субъекты РФ - столица страны и тю­менские автономные округа. В наиболее разви­тых регионах (Москве и автономных округах Тю­менской области) продолжительность жизни на­селения на 4 - 6 лет выше среднего по стране.

На фоне растущей региональной поляриза­ции ожидаемой продолжительности жизни осо­бенно заметен прогресс в снижении уровня и ре­гиональной дифференциации младенческой смерт­ности. Это результат как модернизации репро­дуктивного поведения населения, так и роста расходов государства на охрану здоровья детей и матерей. Однако имеющиеся ресурсы снижения младенческой смертности близки к исчерпанию; помимо улучшения системы здравоохранения, необходима модернизация образа жизни семей. Также негативную роль играет высокая внебрач­ная рождаемость.

Уровень младенческой смертности по ито­гам 2009 г. был ниже среднего по России в 46 из 83 регионов - субъектов Российской Федера­ции. На отдельных территориях страны показа­тели младенческой смертности вполне соответ­ствуют низкому европейскому уровню. Однако тенденции 1гзменения младенческой смертности были столь благоприятными не во всех регио­нах России. В 36 регионах уровень младенчес­кой смертности был выше среднего по России, причем в некоторых он превышал его более чем вдвое. Высокие показатели младенческой смерт­ности сохраняются в Чеченской Республике, Рес­публике Тыве, Республике Дагестан, Еврейской автономной области. Республике Калмыкии, Амурской области.

Обращает на себя внимание значительный рост смертности за последние 15 лет и опреде­ленное постоянство территорий, имеющих наи­более низкие и наиболее высокие значения по­казателей смертности. Так, в группу территорий с наиболее низкими значениями общих коэф­фициентов смертности (3-9 %о) в 2008-2009 гг. входили северокавказские регионы, а также Тю­менская область, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа. Наиболее высо кие значения показателя обшей смертности на­селения (25-20 %с) в 2008-2009 гг. регистриро­вались на территориях Нечерноземной зоны Рос­сии - Псковской, Тверской, Новгородской, Ива­новской, Смоленской, Костромской, Владимир­ской, Рязанской, Ленинградской областей.

В качестве основных компонент, определяющих картину смертности в том или ином реги­оне, приходится выделять три: дорожно-транс­портную; совокупную насильственную, подра­зумевающую как убийства, так и самоубийства; и совокупную алкогольную, подразумевающую отравления как непосредственно алкоголем, так и его суррогатами, а также наркотиками. В Рос­сии, по мнению ученых, можно выделить 6 ос­новных устойчивых ареалов смертности трудо­способного населения в зависимости от выше­названных ведущих причин. В значительной сте­пени эти процессы определяются степенью ал­коголизации населения того или иного региона.

Острота проблемы депопуляции также зависит от степени постарения возрастной структуры на­селения региона. Хуже всего ситуация в областях Центра и Северо-Запада (за исключением пристоличных) из-за раннего начала демографичес­кого перехода и многолетнего миграционного от­тока. Четверть их жителей (23-26 %) старше тру­доспособного возраста, а в сельской местности - почти треть. В республиках Юга возраст­ная структура сельского населения, наоборот, моложе, чем городского, из-за более высокой рождаемости, но различия между городом и се­лом постепенно сглаживаются.

Перевес людей старшего возраста имеет ме­сто о 62 субъектах Российской Федерации, наи­больший: в Тульской области и г. Санкт-Петер­бурге - в 2 раза. Рязанской и Воронежской обла­стях - в 1,9 раза. Тамбовской, Ленинградской. Ивановской, Пензенской, Псковской, Ярослав­ской областях, г. Москве - в 1,8 раза. Самая низкая доля детей в возрасте 0-15 лет в обшей численности населения наблюдается в г. Москве иг. Санкт-Петербурге -13,0-12,9 % (в целом по России - 1б,1%) [13, C. 26].

Роль различных регионов в преодолении общероссийской депопуляции выражается их долей в естественной убыли населения страны в 2006-2008 гг. У 65 регионов наблюдается есте­ственная убыль населения. Минимальные зна­чения индексов у одних субъектов РФ (их в груп­пе 11) отличаются от максимальных значений других (Тверская, Тульская, Псковская и еще 6 областей) в 15-20 раз. В зависимости от суммы рангов по уровню показателей рождаемости, смертности, депопуляции, их динамики в 2006-2008 гг., а также вклада в улучшение демографической ситуации в стране среди всех субъек­тов РФ десятью лучшими являются: республики Ингушетия, Алтай, Хакассия, Тыва, Чеченская Республика, Республика Северная Осетия - Ала­ния, Иркутская область, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская республики, а также Рес­публика Бурятия. Доля в естественной убыли страны у этих регионов первой группы, к кото­рым принадлежит 14,8 % населения, составляет всего 4,6%.

В свою очередь, десятью худшими региона­ми по демографическому состоянию и его дина­мике являются: Республика Карелия, Чукотский автономный округ. Московская, Воронежская, Ленинградская, Смоленская, Тамбовская, Нов­городская, Тульская и Магаданская области. На долю этих субъектов РФ, входящих в последнюю группу, приходится всего 8 % населения стра­ны, но они дают почти 18 % всей естественной убыли населения.

Реализуемая в настоящее время в России демографическая программа направлена, прежде всего, на повышение репродуктивной активнос­ти населения, снижение смертности и увеличе­ние продолжительности его жизни. По масшта­бам, объемам затрат и числу охваченных репро­дукционных процессов эта демографическая про­грамма не имеет аналогов ни у нас, ни в боль­шинстве других стран. Однако для успеха де­мографической программы необходим не уравнительный, а дифференцированный подход к формированию н осуществлению политики сти­мулирования рождаемости. Это вызвано разно­образием факторов, влияющих на репродуктив­ные установки населения в нашей огромной по территории и полиэтнической стране.

По мнению ряда ученых, весьма эффектив­ной представляется региональная дифференциа­ция, ориентированная на разработку механизма гибкого регулирования репродуктивной активно­сти с учетом специфики различных российских территорий. В реализуемой демографической про­грамме, по существу, действует принцип равен­ства для людей, живущих в резко различающихся между собой социально-экономических усло­виях. Так как социально-экономические условия в различных регионах России резко различаются, то уравнительный подход к различным регионам не срабатывает как стимул для роста репродук­тивной активности. Растет также дифференциа­ция и демографических показателей, что дает основание для вывода о существенной неоднород­ности совокупности регионов нашей страны.

Сопоставление картины регионального «де­мографического благополучия/неблагополучия», уровня экономического развития и социально-демографической ситуации, которая существен­но разнится в российских регионах, позволило авторам определить несколько типов регионов Российской Федерации (Приложение 1).

Следовательно, резкое различие социально-экономических условий d субъектах Российской Федерации предопределяет объективную необ­ходимость дифференцированного подхода к фор­мированию и реализации активной демографи­ческой полигики. Региональная дифференциация уровня жизни населения и демографичесгагх про­цессов вызывают потребность в учете региональ­ных аспектов демографической политики, соста­ва ее мер и приоритетов в их реализации. Про­ведение эффективной демографической полити­ки без учета региональных демографических осо­бенностей практически неосуществимо.

Очевидно, что демографическая ситуация в каждом регионе и ее динамика зависят от мно­гих факторов, в числе которых социально-эко­номическое положение субъекта РФ, структура и менталитет проживающего там населения, доля расходов в консолидированном бюджете на со­циальные и демографические цели, набор при­меняемых мер и т.д. В какой мере все эти фак­торы задействованы на улучшение демографи­ческой ситуации в регионах, во многом зависит от деятельности администраций субъектов РФ.

В некоторых регионах России в последние годы разрабатывались планы мер по реализации региональной демографической политики, учи­тывающей специфику территорий. Однако ори­ентация на собственные ограниченные ресурсы ввиду отсутствия поддержки со стороны федеральных властей, а самое гласное, слабая прора­ботка целей и механизмов их достижения при­вели к тому, что эти усилия имели незначитель­ный и неустойчивый эффект [14, C. 35].

На наш взгляд, для всех регионов России целью демографической политики является со­здание условий для устойчивого и качественно­го развития населения, для обеспечения его ста­бильного естественного пpиpocтa на основе сбли­жения показателя ожидаемой продолжительности жизни с общероссийским уровнем, повыше­ния уровня и улучшения качественной структу­ры рождаемости. При этом необходимо четко формулировать задачи собственно демографичес­кой политики с учетом того, какие проблемы оказались наиболее актуальными в текущий мо­мент для конкретной территории.

Меры по улучшению демографической си­туации в России должны носить комплексный характер, связанный с переориентацией целевых программ на решение задач демографической политики с учетом региональной специфики. Разработка демографической политики в каждом регионе должна соответствовать стратегическим целям регионального развития. При ее проведе­нии следует учитывать множество элементов, которые выпадают из общегосударственной де­мографической политики. Комплекс мероприя­тий, направленный на улучшение демографичес­кой ситуации, должен иметь территориальную дифференциацию, которая бы отвечала специ­фике воспроизводства каждого региона. Вопро­сы формирования региональной демографичес­кой политики также должны являться составной частью комплексного плана социально-экономи­ческого развития территории.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: