Существуют несколько принципов, в соответствии с которыми учителю-логопеду следует строить свой разговор с родителями детей имеющими недостатки речи. Вот некоторые из них.
1. Стремиться понять родителей, «увидеть» проблему глазами собеседника, эмоционально откликнуться на нее.
2. Слушая вопросы и высказывания родителей, важно обращать внимание на их жесты, мимику, интонацию, «улавливать» подтекст.
3. Знать основы психологии общения, чтобы самому уметь осознанно использовать позы, интонации речи, выражение лица.
4. Строить общение на основе диалога, равенства партнерских отношений.
5. Не прибегать к менторскому, назидательному тону при общении даже с самыми «неблагополучными» родителями, рекомендации давать в форме пожеланий.
6. Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника.
7. Сохранять конфиденциальность информации.
8. Не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребенка, если разговор идет в присутствии нескольких родителей.
9. В условиях коллективного общения с родителями использовать только положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально.
10. Рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседовать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и уважение к нему.
11. Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить научно-достоверную информацию с точки зрения психолого-педагогической литературы, избегая сложных понятий и профессиональных терминов. (Рабочие термины учителя-логопеда могут быть непонятны родителям, далеким от логопедагогики, и создадут барьер в общении.)
12. Избегать использования в беседе таких слов, как «дефект», «нарушение» и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста и, как следствие, негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше заменять их более нейтральными: «трудности», «проблемы»,
«недостатки».
13. Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.
14. Соблюдать принципы недирективности, безоценочности, личностно-ориентированного подхода, корректности.
Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя-логопеда. Он должен хорошо владеть материалом, представляемым родителям. Использование при проведении встреч с родителями опорных конспектов, всевозможных карточек, схем, таблиц и других вспомогательных материалов, безусловно, предпочтительнее чтения текста «по бумажке», что часто вызывает у родителей «сон с открытыми глазами». Современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога, а поэтому важно так построить свои сообщения (консультации), чтобы они были не формальными, и, по возможности, привлекали родителей к обсуждению проблем, развивая дух плодотворного сотрудничества.
С помощью представленной в приложении 1 «Шкалы самооценки личностных качеств и педагогических умений специалистов, важных в общении с родителями» практические работники могут познакомиться с перечнем качеств, которые необходимы для успешного решения задачи создания хороших, продуктивных взаимоотношений с родителями.
Беседуя с родителями, учитель-логопед убеждается, что отношение их к нарушениям речи своего ребенка очень разное. Так, многих волнует произносительная сторона речи. Почти все родители замечают только неправильное произношение и, очень редко, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи.
Очень часто родители слышат ошибки в речи детей, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу - научится» и т.п., либо придерживаются такого мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем.
Выделяется часть родителей, которые преувеличивают серьезность дефекта, постоянно напоминают ребенку о речевых трудностях, просят произнести слова хорошо, правильно, хотя ребенок не может этого сделать. Такое отношение к дефекту формирует у ребенка комплекс неполноценности, обозначаемый в специальной литературе как «поведенческий и речевой негативизм».
В конце сентября логопед организует индивидуальные консультации с родителями. По результатам обследования логопед сообщает родителям характер отклонений в речевом развитии ребёнка и перспективы их исправления. Важно в доступной форме раскрыть необходимость совместных усилий в преодолении данного речевого дефекта. Логопед рассказывает о плане работы в первый период обучения, его задачах и содержании. Необходимо проинформировать родителей в индивидуальном порядке о решении ПМПК по поводу дальнейшего обучения детей в массовой или речевой группе.
(Приложение 1)