Стратегическое планирование. Социальная стратегия в системе общего стратегического планирования организации. Социальные стратегии и социальное стратегическое планирование. Элементы социальной стратегии организации. Принципы разработки социальной стратегии организации. Управление реализацией социальной стратегией. Социально-экономическая эффективность социальной стратегии организации. Задачи социального планирования. Практика планирования социального развития организаций. План социального развития коллектива: структура и этапы его разработки. Социальная структура коллектива. Социальная служба организации: задачи, функции и структура. Квалификационные требования к специалистам по осуществлению социальной деятельности. Отечественный опыт функционирования службы социального развития. Целевые программы социального развития. Бюджетно-финансовое и организационное обеспечение социальных стратегий организаций.
Тема 7. Методики оценки уровня социального развития организации
Роль исследований в процессе управления социальным развитием организации. Методики оценки условий труда в организации. Методики оценки удовлетворенности работников различными факторами социальной среды организации. Методики оценки уровня развития социальной среды организации. Методики распределения средств на социальные цели (остаточный способ, метод «от достигнутого», нормативный метод). Социальные нормативы. Классификация социальных нормативов. Методы количественного определения уровня социальных нормативов. Социальный паспорт трудового коллектива: содержание, структура. Понятие социальной отчетности, социального аудита и социального рейтинга. Формы составления социального отчета. Методика оценки уровня социального развития организации А.Л. Кузнецова. Методики социального аудита. Социальные индексы: фондовые индексы социальной ответственности, нефондовые индексы социальной ответственности. Нефинансовая (социальная) отчетность в РФ. Принципы социальной отчетности. Социальные стандарты: GRI, AA1000, SA 8000, BS 8800-96. Социальный стандарт Торгово-промышленной палаты: «Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в РФ. Методические рекомендации».
|
Темы контрольных работ
1. Изменения в разделении труда на мировом уровне.
2. Процессы глобализации и их влияние на подходы к удовлетворению социально-материальных потребностей населения.
3. Социальные изменения и процессы в организациях деловой сферы.
4. Влияние социальной политики государства на организацию.
5. Сущность и модели социальной политики государства.
6. Социальная политика Российского государства на современном этапе.
7. Сущность и содержание социально-трудовых отношений. Роль и значение МОТ.
8. Система социального партнерства и ее субъекты: работодатели, профсоюзы, государство.
9. Социальное партнерство как взаимодействие основных коллективных участников общественного производства и практика его реализации в России.
10. Система социального партнерства за рубежом, ее основные модели.
11. Управление процессом создания социального партнѐрства и социальных сетей и групп в организации.
12. Организационно-структурные схемы управления социальной сферой.
|
13. Межличностные и межгрупповые отношения в трудовом коллективе.
14. Влияние внешних факторов на социальное развитие организации.
15. Механизмы управления социальными процессами в организации.
16. Система управления социальным развитием организации.
17. Нормативно-правовая база управления социальными процессами в организации.
18. Социальные стратегии в системе управления организацией.
19. Теоретические основы социального планирования.
20. Разработка плана социального развития.
21. Методика разрешения коллективных трудовых споров в организации.
22. Социальная защита и ее сущность. Цель, задачи, формы социальной защиты персонала организации.
23. Социальное страхование: система, фонды социального страхования в РФ.
24. Структура, задачи и функции социальной службы организации.
25. Отечественный опыт функционирования службы социального развития в организации.
26. Методика оценки уровня социального развития организации А.Л. Кузнецова.
27. Бюджетно-финансовое и организационное обеспечение социальных стратегий организаций.
28. Социальные стратегии в системе управления организацией.
29. Содержание социального паспорта организации.
30. Сущность и значение составления нефинансового (социального) отчета.
31. Социальный аудит.
32. Рейтинги социальной ответственности.
33. Социальная отчетность в РФ.
34. Принципы составления социального отчета.
35. Международные социальные стандарты.
36. Особенности институционализации функции управления социальными процессами на предприятиях в России.
37. Отечественный опыт социального планирования. Основные подходы и результаты.
|
38. Зарубежная практика организации управления социальной сферой промышленных корпораций.
39. Особенности изменений и фактическое состояние социальной сферы российских предприятий как итог десятилетия реформирования экономики.
40. Предприятие как социальная система. Состав подсистем, структура, функции, взаимосвязь со средой, факторы изменения и развития.
41. Основные параметры, характеризующие уровень социального развития предприятия и тенденции его изменения.
42. Определение концепции и составление плана социального развития предприятия как основы коллективного договора.
43. Организация управления социальными процессами на предприятиях в условиях различных форм собственности.
44. Эффективность управления социальными процессами на предприятиях.
45. Особенности подходов к управлению социальными процессами за рубежом
46. Специфика решения социальных проблем на предприятиях Японии.
47. Методы преодоления социальной дистанции и профилактики социальных конфликтов в крупных организациях.
48. Управление процессом повышения квалификации сотрудников.
49. Управление корпоративной культурой и процессом поддержания морально- психологического климата в организации.
50. Управление процессом обеспечения социальных гарантий сотрудникам.
Вопросы к экзамену
1. Социальная среда: основные элементы и назначение.
2. Материально-технические и социально-экономические возможности организации как факторы развития социальной среды.
3. Социальная деятельность организации и гуманизация труда.
4. Управление социальным развитием организации: сущность, субъект, объект.
5. Цели развития социальной среды организации.
6. Факторы социальной среды организации.
7. Создание благоприятных условий труда, быта и досуга работников как фактор эффективной работы и развития организации.
8. Условия труда как фактор социальной среды организации.
9. Охрана и безопасность труда работников как факторы социальной среды организации.
10. Материальное вознаграждение трудового вклада как фактор социальной среды организации.
11. Система социальной защиты работников как фактор социальной среды организации.
12. Социально-психологический климат коллектива и его основные компоненты.
13. Социальная инфраструктура организации.
14. Семейные доходы и расходы работников.
15. Понятие «факторы социальной среды организации». Величина, структура, содержание и формы использования досуга работниками.
16. Субъекты социально-трудовых отношений и их взаимодействие.
17. Факторы и объекты социально-трудовых отношений.
18. Типы социально-трудовых отношений.
19. Регулирование социально-трудовых отношений. Субъекты регулирования.
20. Международная организация труда (МОТ) как субъект регулирования социально-трудовых отношений.
21. Регулирование социально-трудовых отношений на уровне организации.
22. Этапы истории трудовой деятельности человечества. Социально-трудовые отношения в периоды рабства и крепостничества.
23. Трудовая этика индустриального производства.
24. Исторический опыт управления социальным развитием на Западе в XIX в.
25. Отечественный опыт социального управления.
26. Опыт социального управления в Советской России: рабочий контроль, социалистическое соревнование, коммунистическая трудовая этика.
27. Зарубежный опыт решения социально-трудовых проблем.
28. Государственная социальная политика и социальная политика организации.
29. Основные цели и направления государственной социальной политики в РФ.
30. Система органов государственного управления РФ в сфере регулирования социально-трудовых отношений.
31. Социальная защита работников организации: понятие, цели, модели и формы.
32. Страховые взносы организации на работников: пенсионные отчисления и обязательное медицинское страхование.
33. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.
34. Гарантии и компенсации работника в трудовом законодательстве РФ.
35. Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового законодательства.
36. Разрешение трудовых споров.
37. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
38. Социальная защита и социальное обслуживание населения в РФ.
39. Организация как налоговый агент работника. Система налоговых вычетов.
40. Система выплат по беременности и родам в РФ.
41. Декретный отпуск и порядок его предоставления.
42. Жилищная политика и государственные жилищные программы в РФ.
43. Способы улучшения жилищных условий работников организациями.
44. Социальное партнерство в сфере труда: понятие, принципы, стороны, уровни, формы. Ответственность сторон социального партнерства.
45. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве.
46. Органы социального партнерства.
47. Коллективные переговоры: ведение, порядок и процедура урегулирования разногласий. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах.
48. Коллективные договоры и соглашения.
49. Участие работников в управлении организацией.
50. Профсоюзы и их функции. Структура профсоюзов РФ.
51. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами.
52. Понятие социальной ответственности организации.
53. Социальная ответственность организации с точки зрения Концепции устойчивого развития.
54. Внешняя и внутренняя социальная ответственность.
55. Социальная отчетность организации.
56. Роль исследований в процессе управления социальным развитием организации.
57. Методики оценки условий труда в организации и удовлетворенности работников различными факторами социальной среды организации.
58. Методики оценки уровня развития социальной среды организации.
59. Социальная стратегия в системе общего стратегического планирования организации. Принципы разработки социальной стратегии организации и управление реализацией.
60. Структура, компетенция и функции службы управления персоналом по управлению социальным развитием организации.
Контрольные вопросы по дисциплине
1. Что является объектом, предметом и целью изучения дисциплины «Управление социальным развитием организации»?
2. Каков общенаучный смысл понятия «организация»?
3. В чем специфическое отличие юридического и социально-экономического понимания целевой организации?
4. Чем характеризуются понятия «предприятие», «сообщество», «учреждение»?
5. Что является внешними и внутренними социальными условиями организации?
6. На что направлена социальная деятельность организации?
7. Что такое макросоциальные процессы?
8. Какие потенциальные тенденции влияют на развитие постиндустриальных обществ?
9. Что представляет собой трансформирующаяся экономическая система?
10. Каковы стили поведения современной организации в окружающей среде?
11. Какова роль «заинтересованных общественных групп» в деятельности организаций?
12. Что представляет собой «концепция социальной ответственности организации»?
13. Каковы характерные особенности постсоциалистической организации?
14. Что представляет собой социальная подсистема организации?
15. Что такое система факторов социальной среды?
16. В чем особенность государственного управления и регулирования в современных условиях?
17. Что такое хозяйственная система общества?
18. Каковы основные показатели социального развития организации?
19. В чем особенность современной мотивационной модели личности работника?
20. Какие мероприятия по управлению социальным развитием персонала имели место в XIX в. на Западе и в России?
21. Каков вклад классиков менеджмента в социальное управление?
22. В чем суть концепций «экономического рационального человека» и «человеческих отношений»?
23. Какие первые формы социального управления использовались в Советской России?
24. Каковы принципы, источники и способы реализации социальной деятельности в 30-е гг. в СССР?
25. Каковы особенности социального управления в 60-80-е гг.?
26. Каковы основные результаты социального управления в СССР?
27. Что представляет собой и какую функцию выполняет план социального развития?
28. Каковы особенности управления социальным развитием в организациях США?
29. Что представляет собой концепция качества трудовой жизни?
30. Какие подходы к социальной деятельности используются в Западной Европе?
31. Каковы специфические моменты социального развития корпораций Японии?
32. Что есть общего и особенного в западной и восточной моделях управления социальным развитием?
33. Почему невозможно непосредственное применение интересных моделей социального развития предприятий и управления в российских условиях?
34. Какие существуют определения понятия «стратегия»?
35. Что такое стратегическое планирование?
36. Как изменялись методы планирования на Западе?
37. Как изменялись способы планирования на предприятиях СССР и РФ?
38. В чем особенность социального стратегического планирования?
39. Как классифицируются факторы внешней среды, влияющие на организацию?
40. Какие существуют виды планирования?
41. Каковы важнейшие элементы социального планирования?
42. Что является главной задачей управления организацией как сложной системой?
43. Какие существуют принципы и методы разработки стратегического плана организации?
44. Какое место в структуре стратегического плана организации занимает социальная стратегия?
45. Каково содержание плана социальной стратегии?
46. В чем суть принципа «гуманизация труда»?
47. Что представляет собой содержание понятия «качество трудовой жизни»?
48. Какие исследования по изучению влияния социальных факторов на экономическую эффективность проводились в нашей стране?
49. Какое влияние оказывают социальные факторы на поведение работника на рынке труда и в организации?
50. Какое влияние оказывают социальные факторы на лояльность работника организации?
51. Почему необходимо распределять прибыль между заинтересованными социальными группами?
52. Какой эффект дает распределение прибыли?
53. Какова методика распределения прибыли?
54. На что направлена и какова миссия деятельности по управлению социальным развитием организации?
55. Какова структура и сфера ответственности (компетенции) службы персонала по осуществлению социальной деятельности?
56. Какие существуют квалификационные требования (какова компетентность) к специалисту и руководителю по осуществлению социальной деятельности?
57. Каковы основные функции служб по управлению социальным развитием организации?
58. Какова последовательность формирования социальной стратегии организации?
59. Какие существовали способы распределения средств на социальные цели в Советском Союзе?
60. Какие были разработаны методы для управления социальным развитием в 70–80 гг.?
61. Какую роль играла методика социального паспорта?
62. Какие существуют уровни социальных стратегий?
63. Каковы основные социальные показатели?
64. В чем суть методики оценки уровня социального развития организации?
65. Как рассчитываются показатели по социальной структуре коллектива?
66. Как рассчитываются показатели по условиям труда и культурно-бытовым условиям?
67. Как рассчитываются показатели по оплате и дисциплине труда?
68. Как рассчитываются показатели по состоянию объектов социальной инфраструктуры?
69. Как рассчитываются интегральные показатели уровня гуманизации труда и уровня качества трудовой жизни?
70. Каковы общие принципы использования и распределения прибыли на социальные цели?
71. Что такое функционирование фондов: резервного, накопления и потребления?
72. Как работает модель распределения прибыли?
73. Какие существуют жилищные программы?
Литература
Источники:
1. Конституция Российской Федерации – М.: ИНФРА-М, 2011.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации (действующая редакция по состоянию на 10 января 2016г.).
3. Федеральный закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 09.03.2016) «О занятости населения в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (ред. от 03.12.2012).
5. Федеральный закон «О коллективных договорах и соглашениях». Закон РФ от 11.03.1992 N 2490-1 (ред. от 29.06.2004).
6. Федеральный закон от 23.11.1995 N 175-ФЗ (ред. от 30.12.2001) «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».
7. Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
8. Федеральный закон от 27.11.2002 № 156-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «Об объединениях работодателей» (принят ГД ФС РФ 30.10.2002).
9. Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 4 марта 2009 года N 265-р [Об изменении формата проведения всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности»]. (Утверждено решением организационного комитета по проведению всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» от 15 марта 2016 г. протокол № 1).
а) основная литература:
1. Башмаков, В. И. Управление социальным развитием персонала [Текст]: учебник для бакалавриата: рекомендовано методсоветом по направлению / В. И. Башмаков, Е. В. Тихонова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2014. - 40 с.
2. Оксинойд К.Э. Управление социальным развитием организации. — Москва: Флинта, 2012.— 160 с. — Электронное издание.
3. Оксинойд, К. Э. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации [Текст]: учебно-практическое пособие: рекомендовано методсоветом по направлению / К. Э. Оксинойд, Е. В. Розина; ред. А. Я. Кибанов; Гос. ун-т упр. - М.: Проспект, 2014. - 64 с.
4. Управление персоналом. Теория и практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации [Электронный ресурс]: учебное пособие / под ред. Кибанова А.Я. — Электрон. дан. — М.: Проспект, 2014. — 64 с.
б) дополнительная литература:
1. Гостенина В. И. Социология управления: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — Санкт-Петербург: Питер 2013 г.— 368 с. — Электронное издание.
- Захаров Н. Л. Управление социальным развитием организации: учеб. для студ. вузов / Н. Л. Захаров, А. Л. Кузнецов. - Москва: ИНФРА-М, 2009. - 262 с.
3. Захарова Т. И. Управление социальным развитием организации: учебное пособие. — Москва: ЕАОИ, 2010.— 396 с. — Электронное издание.
- Луков В. А. Социальное проектирование: учеб. пособие для студ. вузов / В. А. Луков; Моск. гуманит. ун-т. - 8-е изд.. - Москва: Флинта: Наука, 2009. - 240 с.
5. Основы социального управления: учебное пособие для бакалавриата: рекомендовано методсоветом по направлению/ Е. П. Тавокин. - М.: Инфра-М, 2013. - 200 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). - Библиогр.: с. 169. - Приложение: с. 171.
6. Россия 2015: Стат. справочник/ Р76 Росстат. – М., 2015. – 62 c.
7. Рязанцев С.В. Мировой Управление социальным развитием организации и международная миграция. – М.: «Экономика», 2010. – 303 с.
8. Социальная политика [Электронный ресурс]: электронный курс: рекомендовано методсоветом ВУЗа/ Я. А. Маргулян; С.-Петерб. ун-т упр. и экон.. - Электрон. текстовые дан.. - СПб.: Изд-во СПБУУиЭ, 2011 эл. опт. диск (CD-ROM): цв.. - Загл. с этикетки диска.
9. Тавокин Е.П. Основы социального управления: учебное пособие для бакалавриата: рекомендовано методсоветом по направлению - М.: Инфра-М, 2013. - 200 с.
10. Управление социальным развитием организации: учебник для вузов / Б.М. Генкин. - 8-e изд., пересмотр. и доп. - М.: НОРМА, 2009. - 464 с.