ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ТРЁХ ЛЕТ.
Оценка развития ребенка в период от 0 мес. до 1-г.
Информация о развитии ребенка выявляется вплоть до момента обращения к специалисту.
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие.
1.Вес ребенка при рождении.
2.Крик.
3.Характеристики периода новорожденное, его особенности.
4.Кто ухаживал за ребенком, особенности ухода (брали ли на руки, строго ли соблюдали режим, были ли противоречия между ухаживающими).
5.Характер вскармливания, отношение к кормлению ребенка и матери.
Характер «поведения» ребенка на первом году жизни в целом:
1.Спокойным или беспокойным был ребенок.
2.Были ли проблемы с питанием, сном и т. п. в этот период (например, «ребенок плохо засыпал, путал день с ночью»).
3.Определить характер реакции на мокрые пеленки.
4.Тесное пеленание или облегающую одежду (т. е. изменение порогов тактильной и проприоцептивной чувствительности).
5.Наличие «страхов» раннего возраста: боязнь интенсивной перемены света, громких звуков, чужих людей.
6.Трудности привыкания к твердой пище.
7.Болезненная реакция на изменение режима.
8. Наличие симбиотической связи с матерью (непереносимость ее отсутствия).
9.Характер реакции ребенка на другого человека.
2.Психомоторное развитие ребенка и реакция матери на достижения ребенка:
1.Выявляются сроки моторного развития (сроки возникновения новых моторных навыков), их последовательность:
- наличие или отсутствие периода ползания, сроки его возникновения,
- отметить слишком ранние сроки вставания на ноги (до 7 месяцев),
Нормативная последовательность развития моторных навыков:
ВОЗРАСТ | Моторное развитие (движения, статика) |
2 месяца | - В положении на животе начинает держать или хорошо держит голову, пытается приподнимать грудь. - В вертикальном положении пытается удерживать голову 1-2 минуты. - При поддерживании подмышками хорошо упирается ножками и стоит не подгибая ножек.- -К концу месяца исчезает гипертонус рук, феномен ползания. - Хватательный рефлекс – захватывает предметы вложенные в ладошку в течение нескольких секунд. |
3 месяца | - Опирается на предплечья лежа на животе высоко подняв голову. - Хорошо держит голову в вертикальном положении. - Переворачивается со спины на бок. - Поддерживаемый подмышками крепко упирается ногами в твердую поверхность, ноги согнуты в тазобедренных суставах. - Появляется условный рефлекс – открывание рта при приближении к груди матери или при виде бутылочки, ложечки. |
4 месяца | - Поворачивается со спины на живот и с живота на спину. - Упирается полусогнутыми ногами о твердую поверхность. - Движения становятся более дифференцированными и более свободными – приподнимается на руках в положении на животе, опираясь на ладони, хватает, гладит и удерживает предметы. - Исчезает физиологический гипертонус ног. |
5 месяцев | - Долго лежит на животе, опираясь на ладони вытянутых рук. - Уверенно переворачивается со спины на живот. - Берет игрушку из рук взрослого. - Сидит с поддержкой, придерживаясь за что-нибудь руками, но при сидение его спина может быть сильно согнута – это симптом «складного ножа». - Поддерживаемый подмышки стоит прямо, не подгибая ножек. -В каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20-30 секунд. |
6 месяцев | - Сидит без поддержки. - Пытается ползать. - Поднимается на ножки при подтягивании его за руки, при поддержке за грудь делает первые попытки переступать. - Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук погремушку. |
7 месяцев | - Хорошо ползает в различном направлении, поднимается на четвереньки, самостоятельно встает на колени. - При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками, любит прыгать на месте. - Стучит, размахивает игрушкой, перекладывает из руки в руку, бросает ее. |
8 месяцев | -Сам садится сидит и ложится, держась за барьер сам встает, стоит и опускается, переступает. - Простое подражание в игре: стучит, катает. - Стоит, придерживаемый за ручки или цепляясь за спинку кровати, может делать попытки ходить. |
9 месяцев | - Ходит, держась за опору. - Встает на колени. - Садится из вертикального положения. - Совершает элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки, бросает игрушки, щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого. - С предметами обращается по разному в зависимости от их свойств: шар катает, вынимает один предмет из другого, резиновую игрушку сжимает и разжимает. |
10 месяцев | - Идет вперед при поддержке за обе руки, хорошо ходит вдоль опоры. - Способен влезть на низкую поверхность и сойти (по лесенке пытается пройти 3-4 ступеньки). - Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами. - Подражает движениям взрослых (открывает дверцы, не отдает отбираемую игрушку и др.). |
11 месяцев | - Самостоятельно стоит, делает первые шаги. - Хорошо ходит за одну руку. - Нагибается при поднимании предмета без приседания. - Приседает без опоры. - Накладывает кубик на кубик, собирает пирамидку. |
12 месяцев | - Ходит самостоятельно (встает, идет и садится без помощи посторонних предметов и взрослого). - Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками. Начало сложной игры: водит, кормит куклу. |
3.Симптомы, имеющие отношение к неврологическому состоянию на первом году жизни:
-наличие мышечной гипо- или гипертонии,
-частые срыгивания,
-дрожание (тремор) рук),
-беспричинные крики,
-судороги на фоне высокой температуры.
4.Характеристика психического развития:
1.Эмоциональные реакции (первые улыбки, комплекс оживления, страха перед чужими лицами),
2.Характер манипуляций с игрушками, особенности игровых действий (сопровождение игровых действий вокализацией и соответствующей мимикой),
3.Важным показателем собственно эмоционального развития ребенка в этом возрасте является изменение характера игровой активности в присутствии значимых лиц,
4.Оцениваются понимание интонационной стороны речи взрослых, собственно обращенной речи и ее интонации,
5.Сроки и особенности речевого развития (гуление, лепет, первые слова, определение частей тела),
6.Отмечаются речевые реакции ребенка и изменения их интенсивности и качества в присутствии взрослых.