1.В едущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность. Основные интересы ребенка переносятся в область овладения все новыми и новыми действиями с предметами, а взрослый приобретает роль наставника и помощника. С помощью взрослого ребенок усваивает назначение предметов.
2.В связи с овладением предметной деятельностью изменяется характер ориентировки ребенка в новых ситуациях, она направлена на выяснение того, для чего служит предмет, как его можно употребить. Ориентировка предыдущего возраста – что это такое? – меняется на ориентировку «что с этим можно делать?»
Особенно значимыми для психического развития ребенка являются 2 вида действий:
1. Соотносящиеся действия – их цель состоит в привидении нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные взаимоотношения: складывание пирамидок из колец, использование сборно-разборных игрушек, закрывание коробок.
2. Орудийные действи я – это действия, в которых один предмет (орудие) употребляется при воздействии на другие предметы. Освоение действий с ложкой, совочком, чашкой, карандашом и т.д. – достаточно непростая задача для ребенка. Орудийными предметами ребенок овладевает в ходе обучения при систематическом руководстве взрослого. Орудийные действия в определенной степени могут являться показателем интеллектуального развития детей.
3.В течение второго года жизни дети обучаются большинству предметных действий. Предметные действия в большей степени отражают степень их обучения, широту контактов со взрослыми.
4.К концу раннего детства зарождаются новые виды деятельности: игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
|
5.Одна из ранних форм игры детей раннего возраста – предметная иг ра (она представляет собой многократное воспроизведение общих схем использования вещей, варьирование функций предмета в реальном практическом действии).
6.Постепенно предметная игра перерастает в сюжетно-отобразительную, когда ребенок воспроизводит в действиях свои собственные наблюдения повседневной жизни. Дети раннего возраста сначала действуют с предметами, затем осознают смысл предмета в игре и дают предметам новые игровые названия.
7.В конце второго – начале третьего года жизни в поведении ребенка можно наблюдать феномен «роль в действии ». Ребенок, воспроизводя действия конкретного взрослого, не осознает этого, но активно соглашается, когда ему это сообщают: «Ты ведешь машину как папа». Позже он сам замечает сходство своих действий с действиями взрослого и называет себя его именем.
8.Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет формирование сенсорики. В раннем возрасте начинается формирование сенсорных эталонов. Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, круглый мяч, зеленая трава и т.д.). Постепенно это качество обобщается и становится обобщенным эталоном – цвета, формы, размера. Именно эти 3 основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста.
9.В раннем возрасте, кроме наглядно-действенного мышления, начинает формироваться наглядно-образное мышление. Наглядно-образное мышление возникает в 2,5-3 года.
Показатели развития внимания:
Года – 2 года 6 месяцев
|
1.Если вы укажете ребенку на какой-нибудь предмет (рукой или словом), он его внимательно рассмотрит (опосредованное внимание).
2.Пытается заканчивать начатые игры. Происходит формирование привычного внимания (переходная стадия между пассивным и активным вниманием).
Года 6 месяцев – 3 года
1.Учится переключать внимание. Если ребенок занят игрой, его можно спросить о чём-то постороннем, малыш ответит и продолжит заниматься своим делом.
2.Может рассказать о предметах, которых в данный момент нет рядом.
3.Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
4.Ребенок может проявлять волевое усилие, т.е. появляются зачатки произвольного внимания.
Признаки отставания в развитии когнитивной сферы в 2 года.
Признаки отставания в развитии когнитивной сферы:
•не ориентируется в трех контрастных величинах, т.е. не может вложить меньший предмет в больший (матрешка, мисочки)
•не подбирает по образцу 3-4 цвета;
•не собирает в правильной последовательности пирамидку из 3 колец (после показа);
•не проявляет сообразительности в попытках доставании недосягаемого предмета;
•не решает сам игровую ситуацию при предъявлении игрового материала;
•не подражает действиям близкого взрослого.
Признаки отставания в развитии эмоциональной сферы:
•не способен спокойно немного подождать (после объяснения взрослого);
•не понимает «хорошо» и «плохо»;
•не сопереживает плачущему ребенку (по примеру взрослого).
Признаки отставания в развитии когнитивной сферы в 2,5 года
•не может назвать ни одного цвета и путается в подборе 4 цветов
•не может построить «башенку» из кубиков
•не может рисовать, а если рисует, то ничего не узнает в своих каракулях
•не складывает пирамидку из 4 колец, четырехсоставную матрешку
•не показывает известные предметы на картинках (животные, игрушки, посуда, одежда);
•не складывает разрезную картинку из двух половинок.
8. Признаки отставания в развитии эмоциональной сферы:
•не проявляется долговременная эмоциональная память и эмоциональное предвосхищение;
•легко отвлекается от любого занятия;
•не может определить свое эмоциональное состояние (весело, грустно, скучно, интересно, хорошо, плохо).