ВОЗРАСТ | Нервно-психическое развитие (общение, умения и навыки) |
1 месяц | - Фиксирует взгляд на ярких предметах, лице взрослого, плавно следит за движущимся предметом. - Прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки. - Первая улыбка в ответ на разговор взрослого, на игрушку. - Становление речи – кричит, иногда произносит неопределенные гласные звуки. -Крик приобретает эмоциональные оттенки. |
2 месяца | -За движущимся предметом длительное время следит, рассматривает неподвижный предмет (игрушку, лицо) на расстоянии 50-70 см. - Ищет источник длительного звука поворотом головы. - При виде яркого предмета прекращает сосание, замирает. - Становление речи – начинает гулить. - Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку, тормошение. |
3 месяца | - Зрительное сосредоточение на неподвижных предметах в вертикальном положении (до 5-6 минут). - Поворачивает голову в сторону голоса взрослого (четко улавливает направление звука). - «Комплекс оживления» в ответ на общение – улыбка, оживленными движения руками и ногами. - Случайно наталкивается на низко висящую игрушку, замирает при этом, разглядывает. - Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным. - Сосредоточен на лице говорящего и игрушке. - Движения рук становятся свободными и целесообразными – тянется к игрушкам, тянет предметы в рот, ощупывает пеленку и др. - Смеется в хорошем настроении, а криком выражает недовольство, например, если его оставляют одного или укладывают спать. -Положительные звуки при музыкальных звуках. |
4 месяца | - Узнаёт мать, радуется при её виде. - Находит глазами невидимый источник звука. - Громко смеется при общении с взрослыми, когда с ним играют. - При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку. - Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками.- -Неудовольствие выражается хныканьем. - Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки. - Реагирует своим поведением на незнакомое лицо. |
5 месяцев | -Различает чужих от близких (по-разному реагирует на лица). - Узнает голос матери, различает строгий и ласковый тон. - Во время бодрствования подолгу и певуче гулит. - Уверенно хватает предметы и тянет их в рот. - Не берет чужую грудь. - Ест с ложки густую пищу, держит в руках бутылочку. |
6 месяцев | - По-разному реагирует на свое и чужое имя. - Лепечет, произносит отдельные слоги («ма», «ба», «да» и др.) без смыслового значения. - Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами. - Может пить из блюдца. |
7 месяцев | - На вопрос “где?” находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу. - Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый. - Долго занимается игрушками. - Тянется к своему отражению в зеркале. - Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении. Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок, например ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки к знакомым и матери.- Лепечет, повторяет слоги «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и др. |
8 месяцев | - Громко, четко и повторно произносит слоги. - Находит взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде предметов. - Выполняет разученные ранее действия, например, “ладушки”, “дай ручку”. - Сам держит и ест сухарик, печенье. |
9 месяцев | - Под музыку совершает плясовые движения. - Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете. - Находит предмет, независимо от его местонахождения. - Знает свое имя, оборачивается на зов. - Пьет из чашки, держа руками или если взрослый придерживает ее. -Спокойно садится на горшок. -Различает цвета и форму предметов. -Ищет упавший предмет, запоминает его название. |
10 месяцев | - Повторяет за взрослыми слоги. - По просьбе “дай?” находит и дает знакомые предметы. - Выполняет разученные действия и движения («дай», «брось», «иди», прячет по просьбе игрушку). - Называет отдельными слогами различные предметы (собака – «ав», корова – «му»). - Произносит наиболее легкие слова – «мама», «тата», «баба». |
11 месяцев | - Произносит первые упрощенные слова-обозначения «кис–кис», «ав–ав». - Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос «где собачка?» приносит мягкую плюшевую или резиновую игрушку-собачку). - По предложению взрослого выполняет разученные действия с игрушками (покажи у киски глазки, носик, покачай собачку и др.). |
12 месяцев | - Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова. - Понимает без показа названия нескольких предметов, знает имена нескольких взрослых и детей. - Указывает части тела. - Понимает слово «нельзя», выполняет отдельные поручения. - Сам без помощи пьет из чашки. - Пытается участвовать в одевании, умывании. |
Развитие речи.
возраст | развитие речи |
(0 – 3 мес.) | Развитие эмоционально-выразительных реакций. Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым. |
(3 – 6 мес.) | Время появления голосовых реакций (гуления и лепета). К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: "а-а-а-а", "гу-у-у", "а-бм", "бу" и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: "гн-агн", "рн", "кхн" и т.д. |
(6 – 10 мес.) | Начало развития понимания речи, активного лепета. От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи. Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова. В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом! |
(10 мес. – 1 год) | Время появления первых слов. Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» - это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням». |