Иванов А. Г.
Тема: ВРАЧЕВАНИЕ В ГОСУДАРСТВАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И ДРЕВНЕМ КИТАЕ
Врачевание в древней Индии
Древнеиндийская культура, развитие которой можно проследить на протяжении многих веков, была создана многими народами, населяющими Индию в III – I тысячелетиях до н. э. Древняя цивилизация Индии сложилась в пределах Индостанского субконтинента. В настоящее время это территория современных государств – Бангладеш, Индия, Непал, Пакистан, Шри-Ланка, Бутан. Рабовладельческий строй в Индии сложился к концу IV – началу III тысячелетия до н. э., однако остатки патриархальной общины сохранялись ещё длительное время.
Население древнеиндийского общества делилось на четыре главных сословия (или касты): брахманов – жрецов (священнослужителей), кшатриев – воинов, вайшьев – торговцев, ремесленников, скотоводов, свободных крестьян, шудр – слуг и разнорабочих.
В истории врачевания древней Индии выделяют три периода:
- период хараппской цивилизации (III – начало II тысячелетия до н. э.; долина реки Инд): появление первых рабовладельческих городов-государств на территории современного Пакистана;
- ведийский период (конец II – середина I тысячелетия до н. э.; долина реки Ганг): с приходом ариев центр цивилизации переместился в восточную часть субконтинента; составление вед («священных текстов»);
- классический период (вторая половина I тысячелетия до н. э. – начало I тысячелетия н. э.; Индостанский субконтинент): расцвет самобытной культуры древней Индии, высокое развитие земледелия, ремесел и торговли, утверждение и распространение буддизма.
Источниками информации о врачевании древней Индии являются: археологические и этнографические данные, древние литературные памятники (религиозно-философские сочинения – веды, «предписания Ману», самхиты Чараки («Caraka-samhitâ») и Сушруты («Sushruta-samhitâ»), описания историков, философов и путешественников древности.
|
Археологические раскопки древнейших городов долины реки Инда Хараппа, Мохенджо-Даро и Чанху-Даро свидетельствуют о высокой культуре и высоком уровне их санитарного благоустройства. В городах имелись санитарно-технические сооружения – колодцы, бани, бассейн, водопровод и канализация и водопровод, построенный раньше Римского.
Самыми древними письменными источниками, содержащими ограниченные сведения о врачевании в древней Индии, являются священные гимны – веды. В «Ригведе» (XII – X вв. до н. э.) и «Атхарваведе» (VIII –VI вв. до н. э.) отражены медицинские знания, тесно связанные с религиозными верованиями и магическими представлениями. Возникновение болезней есть наказание богов и влияние злых духов. Излечение объяснялось действием жертвоприношений, молитв и заклинаний. Вместе с тем, в период религиозных верований и мистических представлений использовался практический опыт народа: излечение болезней лекарственными растениями, действие которых объяснялось влиянием целебной силы, противодействующей злым духам.
Древний лекарь в Индии назывался бхишадж, что означает «изгоняющий бесов». Постепенно, со временем, врачеватель-заклинатель превращается во врачевателя-целителя, однако его продолжают звать бхишадж.
В «предписаниях Ману» освещены многие вопросы гигиены: о влиянии климата и времен года на здоровье, чистоте в жилище, гимнастике, питании, умеренности в пище, пользе раннего вставания после сна. Тщательно разработаны правила личной гигиены – чистка зубов щетками и порошками, купание, растирание тела, смена одежды и др. Осуждается переедание, злоупотребление наркотиками и пьянство, предписывается ограничение в употреблении мяса, рекомендуется свежая растительная пища, молоко и мëд. Обращается внимание на чистоту посуды.
|
По «предписаниям Ману» не разрешалось продавать беременную рабыню.
В Древней Индии большое внимание уделялось не только личной, но и общественной гигиене. О высоком уровне благоустройства городов долины Инда свидетельствуют следующие факты: широкие улицы, в каждом доме имелись купальни, строились бани, имевшие под полом тёплые трубы для обогревания. В городах оборудовались мусорные ямы общественного пользования, а в каждом доме строилась уборная. Городские власти издавали распоряжения, направленные на предупреждение и борьбу с повальными (инфекционными) болезнями. Существовали правила об удалении из городов лиц, больных проказой (лепрой), о выселении жителей из городов, в которых была эпидемия чумы. В крупных городах учреждались должности служащих, которые обязаны были следить за удалением нечистот и мусора, санитарным состоянием рынков, продажей продуктов питания.
Выдающиеся памятники древней аюрведической письменности «Чарака-самхита» (I – II вв. н. э.) и «Сушрута-самхита» (IV в. н. э.) отражают основные направления традиционной древнеиндийской медицины.
|
Аюрведы содержат сведения о лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения, причем лекарства из растений составляют самый многочисленный класс. Описаны средства против ядов, в том числе противоядия при змеиных укусах. В Индии специально выращивали лекарственные растения. Из животных средств широко употреблялись молоко, жир, масло, кровь, железы, желчь животных, птиц и рыб. В качестве лекарственных средств врачеватели использовали золото, серебро, медь, сурьму, другие металлы и их соединения. Ими прижигали язвы, лечили глазные и кожные болезни, назначали при внутренних заболеваниях. Особое значение у врачевателей имела ртуть и еë соли. Ртуть считалась панацеей от многих заболеваний. «Врач, знакомый с целебными свойствами кореньев, – человек, знающий силу молитв – пророк, знающий же действие ртути – бог». Ртутью лечили сифилитические поражения кожи, её парами убивали вредных насекомых.
Считалось, что лекарства имели право готовить только врачеватели. Лекарства, приготовленные не врачевателями, признавались недействительными.
В ведах описаны симптомы малярии и сибирской язвы, упоминаются разные виды болезней: расстройства пищеварения, желтуха, проказа, геморрой, «болезнь в суставах» (возможно, это ревматизм), последствия укусов змей и других ядовитых животных, поражения глаз и ушей, кожные и мочеполовые болезни. С большой тщательностью описаны холера, чума и проказа.
В системе медицинских знаний значение придавалось диагностике. Врач прежде всего был обязан «разгадать болезнь и лишь потом приступить к лечению». Диагностика болезней древнеиндийских врачевателей базируется на осмотре тела больного, подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т. п. Врачеватель должен был уметь пальпировать брюшную полость, определять размеры селезёнки и печени.
В трактате Сушруты описаны три стадии воспаления. Признаки первой стадии – незначительные боли. Второй – стреляющие боли, припухлость, чувство сдавления, местный жар, краснота и нарушение функции. Третьей – уменьшение припухлости и образование гноя. Местные воспаления лечили пиявками, шпанскими мушками, банками, припарками из льняного семени или тертой моркови. При нагноении применялись хирургические методы – вскрытие абсцесса; при мастите – радиарные разрезы.
В Древней Индии хирургия считалась первой и лучшей из всех медицинских наук: «Она драгоценное произведение неба и вечный источник славы». Об уровне развития хирургии свидетельствуют обнаруженные при археологических раскопках хирургические инструменты и древние книги, в которых упоминается хирургический инструментарий, который насчитывал двести наименований. Древнеиндийские врачеватели решались делать такие операции как, ампутации конечностей, камнесечение, грыжесечения, лапаротомии, кесарево сечение и др. Врачеватели виртуозно проводили операцию по удалению катаракты. Делались пластические операции для возмещения дефектов ушей, носа, губ. Способ пластики носа и губ долгое время был известен в хирургии под названием индийского способа. Зубоврачевание рассматривалось как важная отрасль хирургии.
От врачевателя, делавшего хирургические операции, требовалось большое умение и находчивость. Он должен был обладать твёрдой рукой и бестрепетным сердцем, чтобы «во время операции не походить на трусливого солдата, впервые попавшего на поле сражения», отличаться смелостью, ловкостью и отличным владением хирургическими инструментами.
При производстве операций применялись общие обезболивающие средства – опий, вино, растения из семейства паслёновых. Не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели добивались тщательной чистоты во время операций. При лечении ран применяли повязки из тканей, пропитанных коровьем маслом, заливали раны кипящими жидкостями (маслом, бальзамом). В качестве перевязочного материала использовали хлопок, камбий растений. Раны сшивали джутовыми нитями, полосками апоневроза и кишечника животных.
В трактате «Сушрута-самхита» изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описано неправильное положение плода, поворот плода на ножку и на головку, извлечение плода, эмбриотомия.
Представления древнеиндийских врачевателей о физиологии человеческого организма базировались на концепции тесной связи человека с окружающим миром, который состоял из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трëх субстанций: воздуха, огня и воды, носителями которых в организме считались прана, желчь и слизь. Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь – как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (влияние времени года, климата, нездоровой воды, неудобоваримой пищи и т. п.). В аюрведах «Сушрута-самхита» все болезни подразделяются на естественные, связанные с природой и сверхъестественные, посылаемые богами.
Среди естественных причин, вызывающих болезни, значение придавалось погрешностям в питании, пристрастию к вину, физическим перенапряжениям, голоданию и перенесённым заболеваниям. Кроме того, считалось, что на состояние здоровья влияют климатические изменения, возраст и настроение больного. Тоска, печаль, гнев, испуг – «первые ступени на лестнице любой болезни ».
Анатомия была развита достаточно слабо, так как долгое время преобладали культовые традиции запрета убоя животных и вскрытия человеческих трупов. Поэтому знания индийских врачевателей о строении человеческого тела не были обширными и полными, а способы анатомирования были несовершенны. Так, труп подвергался мацерации в течение семи суток в проточной воде. После этого отмоченные части последовательно соскабливались щеткой или корой, либо просто наблюдался процесс естественного разложения. Врачеватели придавали особое значение мозгу, позвоночнику, грудной клетке, которая считалась вместилищем болезней. Центром жизни, из которого берут начало все сосуды и нервы, считался пупок. Выделялись особенно важные части тела – ладони, подошвы, яички, паховые области и др., повреждение которых считалось опасным для жизни.
Первоначальной формой медицинской подготовки являлись школы при храмах и монастырях, где юноши обучались под руководством сведущих в искусстве врачевания монахов. Более совершенное медицинское образование давалось в высших школах, нередко именуемых университетами, в городах Таксиле, Бенаресе и других культурных центрах древней Индии. Преподавание вели наставники из высшего сословия врачей – вайдша, которым разрешалось иметь не более трех – четырех учеников. От наставника требовались не только глубокие знания предмета, но и высокие моральные качества. Обучение велось пять – шесть лет. Право заниматься врачеванием давал раджа. Он же следил за деятельностью врачевателей и соблюдением врачебной этики. За неправильное лечение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положения больного.
Профессиональная ценность врачевателя определялась степенью его практической и теоретической подготовки – «Врач, пренебрегающий теоретическими сведениями, похож на птицу с обрезанным крылом ».
Таковы основные черты врачевания древней Индии, оказавшего огромное влияние на последующее развитие не только медицины в различных регионах земного шара, но и мировой культуры в целом.